Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика.

2017-06-13 1020
Основные проблемы и особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

*Философия – служанка богословия

Особенности:

- теоцентризм - главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований являлся Бог;

 

- изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;

 

- господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении;

 

- сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;

 

- человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (подчеркивалась божественная сущность человека);

 

- провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

 

- выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;

 

- выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа (боговоплощения) и принятия Иисусом Христом на Себя грехов всего человечества;

 

- мир считался познаваемым через понятие Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Основными принципами средневековой философии:

ü креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего;

ü провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека;

ü теодицея – как оправдание Бога в связи с наличие в мире зла;

ü символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета;

ü откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

 

Проблемы:

 

К главным проблемам, которые обсуждались в средневековой философии, относятся проблема веры и разума, доказательство бытия Бога, проблема универсалий.

 

ü Проблема соотношения веры и разума решалась авторами по-разному:

 

Аврелий Августин: верую, чтобы понимать. Здесь догмат веры становится фундаментом для рациональных выводов.

 

Пьер Абеляр: понимаю, чтобы верить. Здесь истины веры должны получать рациональное обоснование и философское истолкование. Эта позиция ведет к поглощению теологии философией.

 

Тертуллиан: верую, ибо нелепо. Этот вариант предполагает расхождение разума и веры, ведет к концепции двух истин. Такая позиция приводит к разрыву философии и теологии.

 

ü Вторая проблема — доказательство бытия Бога — это рациональные доводы, приводимые философами в поддержку веры, в существование Бога. Основными доводами были: онтологический довод, космологический довод, телеологический довод.

 

Суть онтологического довода состоит в том, что из идеи Бога как высшего существа и совершенной реальности вытекает его бытие, поскольку бытие — составная часть высшего совершенства.

 

Космологический довод предполагает наличие абсолютного начала мира, творца.

 

Телеологический довод сводится к тому, что целесообразность и порядок в мире свидетельствуют о наличии мудрого устроителя.

 

ü Третья проблема средневековой философии, особенно в период поздней схоластики, — проблема универсалий. Она состоит в определении онтологического статуса общих понятий — универсалий. Основными вариантами решения этой проблемы были номинализм, реализм и концептуализм.

 

С точки зрения реализма (Августин, Ансельм, Фома Аквинский), общие понятия существуют реально, самостоятельно, и вне вещей, и в вещах — как их сущности.

 

Согласно номинализму, универсалии возникают лишь в человеческом уме и вне его не существуют. Так считали французский философ-схоласт И. Росцелин (1050-1123/5) и английский философ У. Оккам (1285-1349).

 

Концептуализм считает, что общим понятиям соответствует нечто в самих вещах, но это нечто не обладает самостоятельным существованием, а выявляется в результате действия человеческого ума, в результате абстракции. К нему склонялись французский теолог-схоласт П. Абеляр и шотландский теолог-схоласт И. Дуне Скот.

 

В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.

 

Патристика:

(от лат. pater– отец) - совокупность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II – III вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии.

Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю.

 

В ранней патристике (II—III вв.), в условиях гонений на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению.

Зрелая патристика (IV—V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии.

В поздней патристике (VI—VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемым как канонический философским материалом.

 

Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и человеческое.

 

Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; человеческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

 

 

Схоластика, или школьная философия, — это мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах. Схоластика развивает далее проблематику патристики, систематизирует христианское мировоззрение.

 

Суть схоластики состояла не в опоре на сверхразумное созерцание Бога, а в поиске рациональных путей его познания.

 

Отличительные черты средневековой схоластики:

 

ü Схоластика сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии»

ü Природа перестает быть важнейшим предметом познания. Главное, что необходимо понять - Бога и человеческую душу

ü Двойственная оценка человека: «подобие Божие» и «разумное животное»

ü Интересное понимание проблемы души и тела

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.