История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-13 | 567 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Классическая философия:
· классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности
· классика описывает объективный мир в деятельности; отождествление деятельности и сознания
· рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума
· высшая абсолютная ценность – разум, свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость
· стиль философствования характеризуется логичностью, строгостью, доказательностью; рационально-рассудительная схема рассуждения
· глубокая уверенностьв естественной упорядоченности мироустройства, в котором царит порядок и гармония
Неклассическая философия:
· пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации иррационализма, считающего, что разум не в состоянии охватить всё разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.)
· в рамках неклассической философии центральной становится антропологическая проблема, человек здесь рассматривается как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практические преобразующее природу и социум.
· от монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект - субъектной стилистике
|
· неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного
· в рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка
Особенности доклассического периода древнегреческой философии: милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), философия Гераклита, элейская философская школа (Парменид, Зенон)
· Космоцентризм (материально-чувственный и живой космос, поражающий своей гармонией, симметрией, ритмическим устроением, - основной предмет изучения)
· Онтологизм (философы этого периода искали «причины и начала бытия»). Из чего всё? – основной вопрос
· Человек и общество, с точки зрения досократиков, оказываются включенными в космические ритмы жизни. Человек – это Микрокосм.
Выделяют 2 основных направления доклассической философии:
1) "ионийское" - Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит
Эфесский.
Характеризуется:
• эмпиризмом
• сенсуализмом (разновидность эмпиризма)
• акцентом на чувственное восприятие материально-вещественного мира
2) "италийское" (пифагореизм и элеаты - Пифагор, Парменид, Зенон).
Характеризуется:
• приоритетом рационально-логических начал
• интересом к числовой и структурной ипостаси вещей
Милетская школа:
Фалес
Фалес как ученый:
1. принес в Элладу из Египта геометрию(установил ряд равенств: вертикальных углов, треугольников с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании равнобедренного треугольника, Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник)
2. ввел календарь, определив продолжительность года в 365 дней и разделив его на 12 тридцатидневных месяцев
3. объяснил причину солнечного затмения
Фалес как философ:
Как устроен мир? Каковы первоначала, определяющие изменение действительности? – эти вопросы поставил Фалес.
|
Фалес считал первоосновой воду (архэ) - "все происходит из воды и все в нее возвращается". Вода в понимании Фалеса - это "физис" (жидкое состояние вещества).
Фалес, понимая воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю, она буквально пребывает подо всем.
С другой стороны, это не просто вода, а вода "разумная", божественная.
Мир - изменяющееся целое, обусловленное различными состояниями одного и того же материального начала, некой субстанции, её «сгущением» или «разжижением»
Первопричина мира – соотношение противоположностей.
Анаксимандр
Первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. Вначале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы - огонь, вода, земля, воздух.
• первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится
«апейрон» содержит в себе противоположности - горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Его нельзя увидеть, является вечным (не имеет ни начала, ни конца во времени)
• вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы
• первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина)
Анаксимен
ü первопричиной всего сущего считал воздух
Воздух - это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. "Душа приводит в движение тело человека, а воздух - Вселенную"
ü выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.)
ü проводил параллели между душой человека ("психэ") и воздухом ("пневмой") - "душой космоса"
|
ü отождествлял божества с силами природы и небесными светилами
Гераклит
• первоначалом всего сущего считал огонь
• вывел закон единства и борьбы противоположностей — ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита)
• считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды", «всё течёт, всё изменяется»)
• был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории
• признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим)
• всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос — Мировой Разум
• выступал за материальность человеческой и мировой души
• был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности
• движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему"
Парменид и Зенон
Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем.
· Поставил вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. Принцип тождества бытия и мышления (мысль о бытие и само бытие – одно и то же)
(Мысль и то, что я мысль – одно и то же)
· Полностью исключает движение (По Пармениду, несущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить, означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было несущее, но, как вытекает из ранее сказанного, несущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие).
· В гносеологии проводит весьма резкое различие между подлинной истиной (АЛЕТЕЙА), являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнением (ДОКСА), опирающимся на чувственное познание.
|
Чувственное познание, по Пармениду, дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность.
Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение.
В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего.
· Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.
· Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
· Из не подвижности рождается движение, движение возможно только в области чувственного познания
· Апории Зенона – непреодолимые противоречия, возникающие при разрешении проблем
· Первая из апорий названа ДИХИТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места, т.е. движение не может закончиться, так как оно не может начаться
· Второй - АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей (Ахиллес) не сможет никогда догнать самое медленное создание (черепаху), если оно вышло в путь раньше его.
· Разрывает чувственное и рациональное познание. Истинным он однозначно признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям. Зенон показывал наличие границы у чувственного познания.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!