Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Основные формы сопровождения

2017-06-13 530
Основные формы сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Консультирование Развивающая работа Профилактика Просвещение Экспертиза Диагностика Коррекционная работа

Основны е направления психолого-педагогического сопровождения

Сохранение и укрепление психологического здоровья

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся

Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения

Выявление и поддержка одарѐнных детей

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни

Развитие экологической культуры Дифференциация и индивидуализация обучения

Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности

Формирование коммуникативных навыков разновозрастной среде и среде сверстников Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

Основные формы сопровождения Содержание деятельности педагога-психолога конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. В любом случае должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения участников образовательного процесса. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого- педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. К обязательным видам деятельности педагога-психолога при сопровождении образовательного процесса относятся: консультирование, диагностика, развивающая и коррекционная работа, профилактика, экспертиза, просвещение.

Психологическое консультирование, помогает правильно понимать себя, должным образом оценивать свои мысли и поступки, узнать и использовать во благо свои сильные и слабые стороны, принимать правильные решения и нести за них ответственность, вырабатывать и претворять в жизнь дела, которые позволяют максимально эффективно управлять ей и делать ее лучше. Необходимо учитывать, что речь идет о помощи участникам воспитательно- образовательного процесса, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Это могут быть проблемы детей (неуверенность в своих силах, негативизм, страхи и пр.), учащихся (школьная дезадаптация, неуспеваемость, отклоняющееся поведение), взрослых (утрата смысла жизни, низкая самооценка, конфликтные отношения с окружающими, нарушение детско-родительских отношений). К методам психологического консультирования относить: а) дискуссионные методы; б) игровые методы (дидактические и творческие игры, в том числе деловые, ролевые); в) сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Психологическая диагностика детей позволяет выявить индивидуально- психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития.

Так как основные качества человека закладываются еще в раннем детстве. Именно на этом этапе родителям стоит обращать особое внимание на поведение своего ребенка и при возникновении сложных ситуаций искать способы их решения.

Психологическая коррекция – активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение ее индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов, психологов и других специалистов. Развивающая работа ведѐтся по основным направлениям: развитие познавательной сферы учащихся: внимания, воображения, мышления, памяти и т.д.; снятие тревожности, формирование адекватной самооценки; развитие навыков самоорганизации и самоконтроля; повышение сопротивляемости стрессу; актуализация внутренних ресурсов.

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей: – по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей; – по выявлению детей группы риска (по различным основаниям); – по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогического климата в педагогическом и детском коллективах.

Профилактика отклонений в формировании личности. Под отклонениями в формировании личности (ОФЛ) подразумевается не только задержки в возникновении соответствующих новообразований личности (носящие пролонгированный характер и сочетающиеся с регрессивной защитной позицией), но и появление их искаженных форм и чисто негативных новообразований. Первым признаком ОФЛ является эмоциональное выпадение ребенка из контакта с окружающими людьми, из коллектива сверстников (если оно обусловлено нарушением свойств эмоциональной регуляции: ситуативности, адекватности, избирательности, предметности и т.д.). Для них характерно неудовлетворенное эмоциональное состояние, которое выражается: – в расхождении эмоциональной привлекательности и значимости сверстника; – в затруднениях в процессе реализации своей стратегической линии общения с ровесниками; – в формировании целого комплекса механизмов психологической защиты; – в формировании механизмов неустойчивой или акцентированной адаптации; – в освоении пассивно или активно-оборонительной позиции в социуме на фоне развития «небезопасно-сопротивляющегося» или «небезопасно-избегающего» типа взаимоотношений и привязанностей к близким людям. Обязательно: Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: – анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; – групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; – информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Дополнительно: Отслеживание динамики социально-эмоционального развития обучающихся. Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ОУ. Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. Декада по профилактике употребления психоактивных веществ. Профилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и при проведении психологической диагностики.

Просвещен ие Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ОУ и родителей, а именно: – актуализация и систематизация имеющихся знаний; – повышение уровня психологических знаний; – включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности специалиста-психолога, направленной на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. Главная задача и смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить учителей, воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований. Психологу важно формировать у людей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с родителями и ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду, учебных заведениях и в различных частных и государственных учреждениях. Для психологического просвещения психолог использует различные способы: – вербальные (беседа, лекция, тематический семинар, выступление по радио, на телевидении); Интернет и размещение тематической информации на web-сайтах и т. п. Психологическое просвещение выполняет следующие четыре задачи: – формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума); – информирование населения по вопросам психологического знания; – формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; – профилактика дидактогений (реакции, дающая сдвиг в настроении личности и коллектива до болезненного состояния).

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Программа сопровождения педагогов нацелена на обучение методам и приемам формирования личностных характеристик обучающихся. В лицее психологическое сопровождение педагогов происходит за счет обучающих семинаров, мастер-классов, индивидуальных и групповых консультаций.

Программа сопровождения родителей помогает повысить их психологическую компетентность, помогает выстроить эмоционально-благоприятные детско-родительские отношения, осуществляется за счет групповых занятий с родителями, просветительской деятельности на родительских собраниях, индивидуальных консультациях.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения ФГОС в систему образования.

Поддержка в широком социокультурном контексте рассматривается как естественный акт содействия кому-либо в самоопределении и самореализации (Н.Б. Крылова). Будучи явлением универсальным, поддержка возможна в разных условиях при наличии содействия процессам, базирующимся на относительной автономии личности, ее самодеятельности и саморазвитии. В педагогической и психологической литературе выделяются разные виды поддержки, отличающиеся друг от друга по содержанию и формам.

В понятии «взаимодействие» фиксируются прямые и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества.

Таким образом, во взаимодействии выделяются такие характерные особенности форм человеческого события, как взаимное изменение взаимодействующих сторон, их взаимосвязь, взаимообусловленность их саморазвития.

Содержание психолого-педагогической поддержки включает:

– информацию о содержании, структуре, механизмах и критериях развития студента в учебной деятельности; способы организации взаимодействия личности с индивидуальным опытом принятия ответственных решений, выступающие в качестве когнитивной основы развития;

– ценностные основания процесса развития студентов.

– способы обеспечения субъектных проявлений студентов в учебной деятельности, составляющие действенную основу развития студентов.

Таким образом, способы психолого-педагогической поддержки студентов университета состоят в передаче путей, посредством которых мы можем помочь студенту стать тем, кем он способен стать. Студенты без исключения должны быть вовлечены в учебной деятельности, в какое-то дело которое является чем-то очень ценным для них, своего рода призванием.

 

9. Культурно-исторические традиции милосердия и благотворительности в отечественном образовании.

Концептуальные подходы, идеи, ценности и философия добровольчества и добровольческого движения впервые на международном уровне сформулированы во Всеобщей Декларации Добровольцев, принятой в 1990 году на XI Всемирной конференции добровольцев Международной Ассоциации Добровольческих Усилий в Париже. В своей основе они исходят и базируются на положениях Декларации Прав человека, принятой ООН в 1948 году.

Современная концепция получила свое дальнейшее развитие в новой редакции Всеобщей Декларации Добровольчества провозглашенной на XVI Всемирной Конференции Добровольцев в 2001 году. В ней отражены: фундаментальная роль, идея, базовые ценности и философия добровольчества.

Нравственные принципы и категории, проблема свободы деятельности, альтруизм, добро, свобода воли, сострадание и бескорыстие, лежащие в основе феномена добровольчества рассматривались в трудах многих отечественных и зарубежных мыслителей: О. Конт (впервые сконструировал и ввел в научный оборот термин «альтруизм»), Ш. Фурье, Сен-Симон, Г. Спенсер.

Тарасова Н.В. выделяет следующие этапы развития волонтерского движения в России [59]:

Таблица 2


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.