Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Становление и эволюция крестово-купольного храма в Византии.

2017-06-13 3131
Становление и эволюция крестово-купольного храма в Византии. 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг.

Византийские строители были хорошими конструкторами, они успешно использовали и развивали технические достижения римской архитектуры. Главная проблема заключалась в переводе нагрузок от больших по размерам куполов на квадратную в плане конструктивную систему. С помощью треугольных «парусов», арок над сторонами квадрата нагрузка передавалась на мощные пилоны, расположенные по углам.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

В результате соединения обоих типов возникает пятикупольная система над планом в форме равностороннего или «греческого» креста (Св. Апостолов) также в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.

51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

 

 

52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

 

53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

 

54. Зарисовка 27. Крестово-купольная система в сложном шестистолпном варианте. План.

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиСложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.