Развитие идей социального воспитания в Западной Европе в XVIII. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развитие идей социального воспитания в Западной Европе в XVIII.

2017-06-13 638
Развитие идей социального воспитания в Западной Европе в XVIII. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Борьба с религиозными идеями за утверждение роли человеческого разума, начатая философами XVI-XVII веков была продолжена в XVII веке, который получил в истории название эпохи Просвещения. Первое поколение французских просветителей представлено именами Монтескье и Вольтера, а второе Руссо, Дидро и Гольбахом. Они были не только проповедниками разума и прогресса, они видели в религии своего главного врага.

Декарт Рене. При воспитании, следовательно, нужно учитывать подобный дуализм человеческой сущности.

В ходе воспитания, считал Декарт, необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.

Будучи убежден в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности суждений (самостоятельного и верного осмысления собственных поступков и окружающего мира).

Монтескье Шарль Луи в своей главной книге «Дух законов» воспитанию посвятил специальную часть. Основная идея книги состоит в том, что государственное устройство общества определяет основные черты воспитания.

Выдвинул программу: формирование подрастающего поколения на идеалах конституционного государства, неприятие деспотии абсолютной монархии, замена сословной школы системой демократического, национального образования, где каждый юный гражданин приобщается к знаниям.

Руссо Жан-Жак. Идеи свободного воспитания, задача которого устранить вредное влияние на природу ребенка, не мешать ее полному развитию. Руссо призывал разрушить всю догматическую и античеловеческую по своей сущности феодальную систему воспитания. Предлагаемое им новое, естественное воспитание строилось на принципах природы и свободы. Они подразумевали природное совершенство ребенка, бережное и любовное отношение к нему, защиту его прав, следование в воспитании указаниям природы (принцип природосообразности).

Свои педагогические идеи Руссо рассказывает в «Эмиле». В целом педагогическая концепция Руссо утопична, в ней немало искусственного, ошибочного во взглядах на воспитание и особенно в дидактике. К тому же эта концепция рассчитана на систему: один воспитатель - один воспитанник. И все же Руссо оказал глубокое в длительное влияние на развитие педагогики и ее социальных начал.

Дидро Дени являлся вдохновителем, организатором, редактором и од­ним из основных авторов знаме­нитой «Энциклопедии, или Тол­кового словаря наук, искусств и ремесел», главной задачей кото­рого была пропаганда естествен­нонаучных знаний - сильнейше­го оружия против традиционной идеологии.

Д. Дидро высоко оценивал роль воспитания в формировании че­ловека. Он призывал в процессе воспитания учитывать анатомо-физиологические особенности ребенка, а также социальные условия, в которых происходит становление личности.
Д. Дидро наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бес­сословность, светскость. Он предлагал пересмотреть состав предметов, преподававшихся в школах, выдвигая на пер­вый план науки естественного цикла, способные обеспе­чить связь с потребностями жизни и производства.

Считая, что школа должна давать широкие, разносто­ронние знания, Дидро высказал свои соображения о со­держании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал диффе­ренцированно подходить к обучению, поощрять способных учеников.

Особое внимание Д. Дидро считал необходимым уделять подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами, к которым он относил, прежде всего, глубокое знание науки, честность, отзывчивость и любовь к детям. Признавая необходимость образования для всего народа, Дени Дидро выступал за отмену сословных ограничений в средней и высшей школе и предлагал создать новую систему государственных школ, которая обеспечи­вала бы бесплатное всеобщее начальное обучение.

Гельвеций Клод Адриан Свои взгляды философа-материалиста изложил в книгах «Об уме» и «О человеке».

Истинной целью воспитания Гельвеций считает формирование у человека глубокого понимания единства личного и общественного блага. Гельвеций предпочитает общественное воспитание семейному, имея в виду школу-интернат. Здесь - дисциплина, режим, хорошие учителя, воспитатели, соревнование, мужественный характер воспитания. Однако и к общественному воспитанию он предъявлял ряд требований - школу и образование нужно вырвать из рук церкви, веками портившей человеческие характеры.

Его идеи, обличающие деспотизм, реакционное духовенство, обосновывающие новые идеи воспитания, единство личностных и общественных интересов, содержание светского образования, были с одобрением восприняты сторонниками революции во Франции и многими радикальными педагогами-просветителями в других странах.

Кондорсе Жан Антуан в своем «Докладе об общей организации народного образования» Ж.А. Кондорсе предлагал сделать систему образования независимой от любого политического давления. Цель образования Кондорсе видел в открытии людям способов удовлетворения своих потреб­ностей, в обеспечении своего благосостояния, познания и ис­пользования своих прав и обязанностей, усовершенствования в своей профессии, в выполнении общественных обязаннос­тей. Таким образом, полагал он, каждый человек сможет использовать и развивать свои природные таланты, и в результате будет достигнуто фактическое равенство всех граждан.

Школы должны быть государственными, а обучение - бесплатным и нерелигиозным. Образование должно быть всеобщим, одинаковым для всех, но в то же время должно предоставлять возможность наиболее ода­ренной части граждан получать бо­лее высокое образование.

Все образование Кондорсе предлагал разделить на четыре ступени: начальные школы, школы второй ступени, институты, лицеи.

Возглавлять всю систему обра­зования должно было Национальное общество наук и искусств типа со­временной Академии наук.

В целом проект Ж.А. Кондорсе был весьма прогрессивен. Преемственность ступеней образования, равенство в праве на об­разование всех людей, светскость школы, бесплатность обуче­ния, усиление роли естественных наук — все это говорило в пользу проекта. Однако он не был принят, к сожалению, боль­шинством Законодательного собрания.

Лепелетье Луи Мишель написал «План национального воспитания».

Он полагал, что нужно решить проблему, состо­ящую из двух частей: народу нужно дать, во-первых, воспи­тание и, во-вторых, образование. И если образование, даже и доступное для всех, является собственностью ограничен­ного числа членов общества, то воспитание должно быть общим для всех.

Свой проект он предназначал всецело для бедняков. Цель проекта он усматривал в органи­зации воспитания действительно национального, действительно республиканского, действительно доступного для всех. Для этого, считал Лепелетье, необходимо издать декрет, по которому всем мальчикам от 5 до 14 лет, без всякого различия и без всякого исключения, обеспечивалось бы общественное воспитание за счет республики, так, чтобы они, находясь под ее защитой, имели одинаковую одежду, пищу, образование и уход.

По мнению Л.М. Лепелетье, в пятилетнем возрасте Отече­ство получит ребенка из рук природы, а в двенадцать лет оно сделает его членом общества. Этот период считал Ле­пелетье, наиболее подходит для общественного воспитания, он утверждал, что этот возраст наиболее пригоден для изуче­ния не только различных ремесел, но и наук. Кроме того, в этом возрасте ребенок уже в состоянии выбрать себе будущую профессию и начать ее изучение. На этом этапе общее воспи­тание и образование должно закончиться, так как каждую профессию нужно изучать отдельно и обучать всему в одной школе невозможно. Поэтому детей не следует запирать в сте­нах школы, а следует вести их в мастерские и поля.

Л.М. Лепелетье предлагал в городах и сельской местности создавать дома национального воспитания. Эти учреждения дол­жны находиться недалеко от места проживания детей с тем, чтобы родители могли часто навещать их.

Задачей таких школ должно было стать «приготовление первичного вещества», вооружение детей сведениями, «одина­ково полезными гражданам в любом положении».

Другим благом должна стать в результате воспитания при­вычка к труду. В детях следует воспитывать мужество в начи­нании трудной работы, энергичность, упорство в доведении ее до конца, т.е. все то, что характеризует трудолюбивого человека.

Такое воспитание, по мнению Л.М. Лепелетье, должно было формировать «детские нравы», которые в итоге сдела­ются «национальными нравами», что породит новое моло­дое поколение Франции и приведет к обновлению нравов общества.

Сен-Симон Клод Анри утверждал, что все люди независи­мо от их социального положения имеют потребности не только в средствах к существованию, но и в образовании и нравственном воспитании. Он был убежден, что прогресс общества может быть осуществлен только просвещенными людьми.

Стимулом движения к новым общественным отношениям провозглашалось им «братство людей» как следствие развития человеческого разума, прогрес­са науки и общественного мнения. Такое направление соци­ального развития он связывал с «новым христианством», но­вой религией, которая будет распространяться силой морали и направлять общество в его движении к великой цели.

К.А. Сен-Симон обращал внимание на значение реальных знаний и необходимость обновления со­держания школьного образования: уг­лубленное изучение в школе таких предметов, как геометрия, физика, химия и других точных наук может дать подрастающему поколению са­мые полезные знания, которыми оно сможет руководствоваться в жизни. Он высказал также мысль о целесо­образности включения в содержание общего образования школьников «об­щеполезных сведений, относящихся к промышленности», отмечая, что с прогрессирующим разделением тру­да возрастает значение общего обра­зования, которое должно развивать не только рациональную способность людей, но и способность их к материальной деятельности.

Фурье Франсуа Мари Шарль. Согласно Фурье, воспитание необходимо организовать так, чтобы оно начиналось с ранних лет. Воспитание должно быть общественным, построенным на научной основе, учитывать возрастные особенности детей, а также интересы ребенка. Оно должно дать ребенку умственное, нравственное, физическое, эстетическое и трудовое развитие. Фурье говорил о том, что труд должен быть осмыслен знанием, но дававшиеся суще­ствующей школой начатки знаний, оторванные от практики, отбивали, по его словам, интерес и охоту к учебе у всех детей. Ф.М.Ш. Фурье оценивал традиционный для того времени отрыв школьного образования от практики как «бессмыслен­ный ход воспитания», и, напротив, связь воспитания с прак­тикой с трудом представлялась ему основой материального процветания общества.

С целью развития у молодежи «индустриальных влечений» он считал целесообразным организацию для детей с самого раннего возраста участия в трудовых объе­динениях взрослых - «фалангах» - в виде разнообразных, непродолжительных по времени и сменяющих друг друга тру­довых занятий-«сеансов», своеобразных трудовых игр. В ка­честве «приманок» детей к трудовым занятиям воспитателям рекомендовалось использовать «маленькие орудия» и «малень­кие мастерские», размер которых предлагалось увеличивать сообразно возрасту детей. Моральное воздействие на детей Фурье предлагал осуществлять в форме поощрений и в форме товарищеских испытаний при переводе ребенка из одной возрастной группы в более старшую.

Французские просветители сходились в одном: исходя из первостепенной важности общественного образования в деле социального прогресса, необходимо создавать для него максимально благоприятную среду, обеспечив сотрудничество школы и общественности.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.