Хутба 36. Супружеская жизнь: проблемы и решения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Хутба 36. Супружеская жизнь: проблемы и решения

2017-06-13 508
Хутба 36. Супружеская жизнь: проблемы и решения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, приносим Ему покаяние и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил [по земле] много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70–71).

О люди!

Бойтесь Всевышнего Аллаха должным образом, всегда помните о том, что даже если люди не видят какие-то из ваших дел, то Аллах видит всех и всегда. Помните о том, что вы обязательно встретитесь с Ним и вернётесь к Нему, поэтому взвешивайте свои решения, оценивайте свои поступки и готовьтесь к великому предстоянию:

«В тот день вы предстанете, и ни одна ваша тайна не останется сокрытой» (69:18).

О рабы Аллаха!

Одной из милостей Всевышнего Аллаха к нам является семья. Он даровал нам жён, чтобы мы находили у них успокоение, устроил между нами любовь и милосердие и сделал их одеянием для нас, а нас — одеянием для них, и это — одно из Его величайших знамений и благ, дарованных нам. Всевышний сказал:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Поистине, в этом — знамения для людей размышляющих» (30:21).

Для мужчины его дом — уютное прибежище, в котором он отдыхает душой и телом после долгого и трудного рабочего дня. Семья гонит прочь его скуку и заставляет его забыть о трудностях и проблемах. А женщина находит в семье то, о чём она всегда мечтала. Семья помогает ей сохранять целомудрие, оберегает её честь и достоинство. В супружеском доме под присмотром заботливых родителей растёт и воспитывается новое праведное поколение. Дети в мусульманской семье растут счастливыми, в атмосфере любви и радости, и не знают забот и тревог.

Ислам желает, чтобы семья была оплотом блага, любви и согласия и цитаделью благочестия, мира и милосердия. Супруги-мусульмане должны быть образцом прекрасных взаимоотношений и соблюдать права друг друга. Тогда у них будет счастливая и благополучная семья, в которой царят любовь и милосердие. В такой семье не может быть неискренности, лицемерия и лжи. Большинство супругов ищут друг у друга успокоения и жаждут покоя и счастья в супружеском доме, однако это невозможно без искренней веры в Аллаха, упования на Него и соблюдения супругами прав друг друга.

О рабы Аллаха!

Ислам заботится о сохранении супружеской связи и семейного счастья. Поэтому он наложил строгий запрет на всё, что может привести к разрушению брачного союза и возникновению вражды между супругами. В то же время, ислам повелел супругам хорошо относиться друг к другу и соблюдать права друг друга должным образом. Каждый из супругов должен прощать другому его оплошности и проступки, проявлять великодушие и снисходительность и стараться не обращать внимание на недостатки другого.

Всевышний Аллах побуждает мужчину не спешить с разводом и велит супругам сохранять хорошие отношения ради сохранения семьи, даже если один из них питает неприязнь к другому. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщинам против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости. Живите с ними достойно, и даже если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (4:19).

Посланник Аллаха * сказал: «Верующий не должен ненавидеть верующую, ибо если не понравится ему какая-либо из черт её характера, то он останется доволен другой» [Муслим].

Пророк * сообщил мужчинам о неотъемлемых свойствах женщины, чтобы они учитывали её особенности и не требовали от неё того, что ей не под силу. Абу Хурейра ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«اسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ ، فَإِنَّ الْمَرْأَةَ خُلِقَتْ مِنْ ضِلَعٍ ، وَإِنَّ أَعْوَجَ شَيْءٍ فِي الضِّلَعِ أَعْلاهُ ، فَإِنْ ذَهَبْتَ تُقِيمُهُ كَسَرْتَهُ ، وَإِنْ تَرَكْتَهُ لَمْ يَزَلْ أَعْوَجَ ، فَاسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ»

«Обходитесь с женщинами хорошо, ведь, поистине, женщина сотворена из ребра, а наибольшей кривизной отличается верхняя его часть[34], и если ты попытаешься выпрямить ребро, то сломаешь его[35], а если оставишь его в покое, то оно так и останется кривым, поэтому всегда обходитесь с женщинами хорошо» [Аль-Бухари; Муслим].

Пророк * сказал:

«إنَّ المَرأةَ خُلِقَت مِنْ ضِلَع ، لَنْ تَسْتَقِيمَ لَكَ عَلَىَ طَرِيقَةٍ ، فَإنْ اسْتَمْتَعْتَ بِهَا اسْتَمْتَعْتَ بِهَا وَفيهَا عِوَجٌ ، وإنْ ذَهَبْتَ تُقِيمُهَا كَسَرْتَها ، وَكَسْرُهَا طَلاَقُهَا»

«Поистине, женщина была создана из ребра, и она никогда и никоим образом не станет для тебя прямой, поэтому если ты желаешь наслаждаться ею, то наслаждайся, невзирая на её кривизну, а если будешь пытаться выпрямить её, то сломаешь, сломать же её — значит, развестись с ней» [Муслим].

О мусульмане!

Если между супругами возникают разногласия, потому что женщина отказывается слушаться мужа, не выполняет свои обязанности и не соблюдает его права, ислам и в этом случае велит соблюдать справедливость и проявлять милосердие. Мужчина должен быть снисходительным и проявлять терпение, не давать волю гневу и не торопиться с наказанием. Ему следует сдерживать себя и обходиться с женой по-доброму.

Всевышний Аллах сказал:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому, что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Поистине, Аллах — Возвышенный, Великий» (4:34).

Первым средством исправления жены являются наставление и увещевание, указание на её ошибку, разъяснение её неправоты и напоминание о её обязанностях и правах мужа, а также о гневе Всевышнего Аллаха. При этом мужчина должен действовать терпеливо и подбирать нужные слова.

Если эти действия оказались безуспешными, мужчина может покинуть жену на ложе. Он не должен уходить в другую комнату или ложится на другую кровать. Он остаётся спать в одной постели с женой, но не приближается к ней и поворачивается спиной, демонстрируя свою решительность и показывая жене, что он настроен серьёзно. Обычно этот метод воспитания оказывается очень действенным.

Если же и это не помогло, тогда мужчине разрешается ударить жену, но не сильно, в качестве воспитательной меры. Хаким ибн Му‘авийа аль-Кушейри ** сказал: «О Посланник Аллаха, какие права имеет на каждого из нас его жена?» Он сказал:

«أَنْ تُطْعِمَهَا إِذَا طَعِمْتَ ، وَتَكْسُوهَا إِذَا اكْتَسَيْتَ ، وَلا تَضْرِبَ الْوَجْهَ ، وَلا تُقَبِّحْ ، وَلا تَهْجُرْ إِلا فِي الْبَيْتِ»

«Ты должен кормить её, если ешь сам, и одевать её, если одеваешься сам, и ты не должен бить её по лицу, говорить ей мерзкие слова или отворачиваться от неё, если только это не происходит дома[36]» [Абу Давуд; Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным]. Абу Давуд сказал: «Не говорить мерзких слов — значит, не говорить: “Да обезобразит тебя Аллах!”».

О рабы Аллаха! Эти методы исправления муж может применять без постороннего вмешательства. Если же все перечисленные действия не принесли пользы, и напряжённость в отношениях между супругами лишь усиливается, мудрые, надёжные и справедливые люди должны вмешаться и постараться уладить конфликт. Всевышний Аллах сказал:

«Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Поистине, Аллах — Знающий, Ведающий» (4:35).

Это милость Всевышнего, осведомлённого о делах Своих рабов и знающего, что в их интересах — сохранить семью и избежать развода. Развод — самое ненавистное для Аллаха из разрешённого, потому что он разбивает жизнь женщине, делает несчастными детей и разрушает семью.

Если же все усилия, приложенные ради сохранения семьи, не увенчались успехом, и семейная жизнь наносит вред одному из супругов или обоим, тогда у них остаётся один выход — развод. Всевышний Аллах разрешил развод в подобном случае из милосердия к Своим рабам, чтобы каждый из супругов мог отвести от себя вред и найти лучшую замену. Всевышний Аллах сказал: «Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из Своей милости. Аллах — Объемлющий, Мудрый» (4:130).

Всевышний Аллах наделил мужчину правом давать развод, однако прежде чем воспользоваться своим правом и разрушить семью, мужчина обязан сделать всё возможное для улаживания возникшего конфликта и применить упомянутые выше методы исправления жены. Возможно, воспитательные меры помогут изменить положение и сохранить семью. Если же все усилия оказались тщетными, тогда, во избежании вреда, мужчина может воспользоваться своим правом расторгнуть брак.

Развод — единственный выход в том случае, когда совместная жизнь супругов становится невыносимой. Это понимает любой разумный человек. Что же касается развода без серьёзной причины, то он запрещён исламом. Кроме того, запрещается настраивать женщину против мужа, чтобы она добивалась развода. Это великий грех, и последствия могут оказаться трагическими. Посланник Аллаха * сказал:

«لَيْسَ مِنَّا مَنْ خَبَّبَ امْرَأَةً عَلَى زَوْجِهَا أَوْ عَبْدًا عَلَى سَيِّدِهِ»

«Не относится к нам тот, кто настраивает женщину против её мужа, или настраивает раба против его господина» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

О мусульмане! Если мужчина питает отвращение к жене и не желает жить с ней, Всевышний Аллах запрещает ему отказывать ей в разводе, чтобы ей пришлось делать хуль‘ — развод по инициативе жены, после которого брак не может быть возобновлён, однако женщина должна выплатить мужу оговорённую компенсацию. Всевышний Аллах велел мужчине в подобном случае давать жене развод и не требовать от неё ничего взамен. Всевышний сказал: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщинам против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть того, что вы им дали» (4:19).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «Речь идёт о мужчине, у которого есть жена, с которой он не желает жить, однако он должен ей махр, и он причиняет ей вред, чтобы заставить её выкупить развод, отказавшись от махра».

О рабы Аллаха! Женщине-мусульманке Всевышний Аллах также дал право избавиться от ненавистного супружества, если она не может больше жить с мужем, потому что он поступает с ней несправедливо или не соблюдает её права, или же имеется другая причина, признаваемая Шариатом.

Если женщина опасается грубого, неприязненного отношения со стороны мужа, Всевышний Аллах подсказывает ей, как ей следует поступить. Всевышний сказал:

«Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от неё, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше. Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:128).

В данном случае необходимо мирное решение. Отказ от некоторых имущественных или личных прав ради сохранения семьи и детей лучше раздоров, ссор, неприязни и развода.

Если же это не поможет, женщина может совершить хуль‘, то есть потребовать развода в обмен на оговорённую компенсацию. Всевышний сказал:

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются несправедливыми» (2:229).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что однажды жена Сабита ибн Кайса пришла к Пророку * и сказала: «О Посланник Аллаха, я не порицаю Сабита ибн Кайса ни за его характер, ни за его отношение к религии, однако я не хочу неверия[37] в исламе!» Посланник Аллаха * спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад?» Она сказала: «Да». Тогда Посланник Аллаха *, сказал: «Прими от неё свой сад и дай ей развод!» [Аль-Бухари].

Сабит ибн Кайс женился на ней и дал ей в качестве махра пальмовую рощу, а после слов Пророка * принял назад свой сад и расстался с женой.

Ислам дал женщине право расстаться с мужем, если для этого имеется серьёзное основание — например, плохое обращение, однако женщина не имеет права требовать развода без уважительной причины.

Посланник Аллаха * сказал:

«أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاقًا مِنْ غَيْرِ بَأْسٍ ، فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ»

«Женщина, которая просит у мужа развода без серьёзной причины, не ощутит благоухания Рая» [Ат-Тирмизи; Абу Давуд; Ахмад; аль-Альбани назвал его достоверным].

Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, исполняйте Его веления, не нарушайте установленные Им границы и подчиняйтесь руководству Его Посланника *.

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует Его самого, его семью и сподвижников.

О люди! Бойтесь Аллаха, благодарите Его, будьте покорны Ему и помните о том, что Он видит вас, где бы вы ни были, и знайте, что вы обязательно встретитесь с Ним.

Многие мужья ошибаются, думая, что лучшее решение всех семейных проблем — пригрозить жене разводом или даже произнести формулу развода. Такой мужчина постоянно повторяет формулу развода, произнося её по самому ничтожному поводу. Он совершает грех, небрежно относясь к аятам Книги Всевышнего, и собственными руками разрушает свою семью.

Мои братья по вере! Число разводов сегодня увеличивается, потому что невежественные молодые люди думают, что женившись, приобретают невольницу и служанку. Жена постоянно слышит от такого мужа формулу развода — когда он заходит и выходит, ест и пьёт. Он постоянно мучает жену, и её жизнь с ним похожа на кошмарный сон.

Такие легкомысленные мужья забывают о том, что супружество — прочная связь, которая даёт обоим супругам определённые права и налагает на них определённые обязанности. Всевышний Аллах сказал:

«Согласно установленному порядку, жёны имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению. Аллах — Могущественный, Мудрый» (2:228).

‘Амр ибн аль-Ахвас аль-Джашми передаёт, что Пророк * сказал в прощальном хадже: «Всегда обходитесь с жёнами хорошо, ибо, поистине, они — ваши пленницы, и вы не имеете права ни на что иное[38], разве что сделают они что-нибудь явно непристойное. Если же они допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа и бейте их, но не жестоко, а если они станут повиноваться вам, то не предпринимайте ничего против них. Поистине, есть у вас права на ваших жён, и у ваших жён есть права на вас. Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть, что же касается ваших жён, то они вправе требовать от вас, чтобы вы хорошо одевали и кормили их» [Муслим].

Сравнив женщину с пленницей, Пророк * подчеркнул её слабость и важность соблюдения её прав.

О мусульмане! Для некоторых людей, да возвратит их Аллах на истинный путь, развод — не более чем игрушка. Одни дают жене развод по самой ничтожной причине, причиняя вред и ей, и самим себе. Другие женятся, потом разводятся, потом опять женятся, потом снова разводятся, постоянно меняя женщин и разбивая жизнь дочерям мусульман либо потому, что их богатство позволяет им это, либо по иной причине… Поступающий так должен знать, что его действия относятся, по меньшей мере, к категории нежелательного (макрух — مكروه).

Некоторые люди произносят формулу развода с удивительной лёгкостью, используя её вместо клятвы. Желая поклясться, он говорит: «Я клянусь, что если не сделаю то-то, то дам жене развод!» — а потом начинает искать выход и спрашивать об искуплении клятвы…

А некоторые произносят формулу развода просто так, в шутку. А ведь Пророк * сказал:

«ثَلاثٌ جِدُّهُنَّ جِدٌّ وَهَزْلُهُنَّ جِدٌّ النِّكَاحُ وَالطَّلاقُ وَالرَّجْعَةُ»

«Три вещи действительны, независимо от того, всерьёз они сказаны или в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его хорошим]. Ат-Тирмизи сказал: «Этого придерживались обладающие знанием из числа сподвижников и не только».

О рабы Аллаха! Ислам создал мудрый план, точное следование которому позволяет уменьшить число разводов и избежать вреда. Согласно этому плану, мужчина имеет право дать жене развод два раза, в период чистоты после менструации, в который он ещё не вступал с ней в половую близость. После первого и второго развода он оставляет жену в супружеском доме до окончания ‘идды, которая составляет три полных менструальных цикла. Он имеет право вернуть жену во время ‘идды. Если же её ‘идда истекла, для восстановления супружеской жизни необходимо заключить новый брак.

Такой развод соответствует Сунне и разрешён Всевышним Аллахом. Всевышний сказал:

«Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить её по-доброму. Вам недозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха. И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха. Не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются несправедливыми» (2:229).

То есть если мусульманин дал жене первый или второй развод, у него есть выбор, пока она соблюдает ‘идду: он имеет право вернуть её с намерением восстановить супружеские отношения и обходиться с женой по-доброму или же оставить её до окончания ‘идды, после чего она становится запретной для него, если только потом она не согласится вступить с ним в новый брак с новым махром. Если мужчина не намерен возвращать жену после развода, он должен отпустить её с добром и не ущемлять её права. Всевышний Аллах сказал:

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счёт этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (65:1).

Имеется в виду, что нужно давать женщине развод в период чистоты после менструации, в который муж ещё не приближался к ней. После третьего развода женщина становится запретной для мужа, и он может вернуть её, только если заключит с ней новый брак после того, как она выйдет за другого человека, и он даст ей развод, причём её брак с другим должен быть действительным. Если же бывший муж договаривается с другим человеком, чтобы тот женился на женщине, а потом, не тронув, дал ей развод, чтобы сделать её дозволенной для первого мужа, то это запрещено в исламе. Также запрещается давать развод женщине в период менструации или в период чистоты после менструации, в который он уже приближался к ней, потому что она может забеременеть, и потом он пожалеет о разводе, но будет поздно.

Али ибн Абу Талиб ** сказал: «Человек, который даёт жене развод в соответствии с Сунной, никогда не пожалеет об этом. Если бы люди исполняли веления Всевышнего, касающиеся развода, ни один человек не упрекал бы себя в содеянном после развода. Согласно Сунне, мужчина должен дать жене однократный развод, а потом оставить её соблюдать ‘идду — три менструальных цикла, и в течение этого времени он имеет право вернуть её, если пожелает».

О рабы Аллаха! Многие мусульмане не знают о том, что после первого или второго развода, который даётся в период чистоты после менструации, в который муж ещё не приближался к ней, женщина должна оставаться в доме мужа до окончания ‘идды, потому что на этот период он остаётся и её домом. Всевышний Аллах сказал:

«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, а ведь Аллах, возможно, после этого решит иначе» (65:1).

Всевышний предписал разведённой жене оставаться в доме мужа до окончания ‘идды, потому что это способствует её возвращению. Видя жену каждый день мужчина, возможно, откажется от своего решения и вернёт её. Аллах вновь соединит их сердца, и брак будет восстановлен…

Бойтесь же Аллаха, да помилует вас Аллах, не нарушайте установленные Им границы, оберегайте свои семьи, детей и жён и улаживайте возникающие между вами конфликты. И призывайте благословения на доброго вестника и предостерегающего увещевателя, который был сияющем светочем — Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, защити нас и избавь нас от страха! (Аллахумма-хфаз ‘ауратина ва амин рав‘атина).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-Исляма ва-ль-муслимин).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни были! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан. Аллахумма аййидхум би-насрика!).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, раскрой сердца наши, облегчи нам дела наши и приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-шрах судурана ва кулюбана ва йассир умурана ва-хдина ли-салихи-ль-ахляк фа-иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи Рабби-ль-‘алямин).

Хутба 37. Скверное и благое

Часть первая

Хвала Аллаху за Его милость и благодеяние. Он сделал дозволенным для нас всё благое, запретил всё скверное и щедро одарил нас Своими милостями, и обещал даровать ещё больше тем, кто будет благодарить Его, и пригрозил суровым наказанием неблагодарным. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, посредством которого Всевышний завершил религию, довёл до конца Свою милость к нам и указал человечеству прямой путь. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью и его сподвижников, которые уверовали в него, помогали ему, поддерживали его и следовали за светом, который был ниспослан ему, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, исполняйте Его веления и соблюдайте Его запреты — быть может, вы преуспеете.

О рабы Аллаха! Всевышний Аллах сказал Своему Пророку *:

«Скажи: “Скверное и благое не равны, даже если изобилие скверного понравилось тебе [или удивило тебя]”. Бойтесь же Аллаха, обладатели разума, — быть может, вы преуспеете» (5:100).

Одно из проявлений милости Аллаха к нам — то, что Он сотворил противоположности — благое и скверное, праведного и нечестивца, верующего и неверующего, вредное и полезное — для того, чтобы испытать нас.

В аяте, который я вам только что прочитал, Всевышний говорит, что благое и скверное не равны, потому что благое приносит пользу, а скверное причиняет вред. Если скверного станет больше или что-то благое перейдёт в разряд скверного, это не останется незамеченным: его скверная суть всё равно даст знать о себе. В понятие «скверное» входят люди, дела, слова, имущество, еда и питьё. Всё перечисленное бывает как благим, так и скверным, и скверное и благое не равны — ни когда речь идёт о людях, ни когда речь идёт о вещах. Всевышний Аллах сказал: «Неужели верующий подобен нечестивцу? Не равны они!» (32:18).

Всевышний также сказал:

«Неужели Мы приравним тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравним богобоязненных к грешникам?» (38:28).

Всевышний также сказал:

«Неужели те, которые творили зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения!» (45:21).

Всевышний также сказал: «Обитатели Огня не равны обитателям Рая. Обитатели Рая являются преуспевшими» (59:20). Всевышний также сказал: «Неужели Мы мусульман приравним к грешникам? Что с вами? Как вы судите?» (68:35–36).

Благие и скверные дела не равны. Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло» (41:34).

Благие и скверные слова также не равны. Всевышний сказал:

«Разве ты не видишь, как Аллах приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого сильны, а ветви уходят в небеса. Оно приносит плоды постоянно с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, — быть может, они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него силы» (14:24–26).

Всевышний Аллах сообщил нам о том, что к Нему восходит благое слово. Всевышний сказал: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возвышает праведное деяние» (35:10). Благое и скверное имущество также не равны. Пророк * сказал в одном из хадисов, что Аллах принимает поданную человеком милостыню и вознаграждает за неё лишь тогда, когда он подаёт её из благого имущества:

مَا تَصَدَّقَ عَبدٌ بِصَدَقَةٍ مِنْ مِالٍ طَيِّبٍ - وَلاَ يَقْبَلُ اللهُ إِلاَّ الطَّيِّبَ- إِلاَ أَخَذَهَا الرَّحْمنُ بِيْمِينِهِ»

«Когда раб Аллаха подаёт милостыню из благого имущества — а Аллах не принимает ничего, кроме благого — Милостивый берёт её Своей Правой Рукой» [Аль-Бухари; Муслим].

Пророк * также сказал:

«لا يَقْبَلُ اللَّهُ صَلاةً بِغَيْرِ طُهُورٍ، وَلا صَدَقَةً مِنْ غُلُولٍ»

«Аллах не принимает молитву без предварительного очищения, а также милостыню, поданную из несправедливо присвоенного имущества» [Муслим]. Имеется в виду присвоенная часть военной добычи или казённое имущество. А всё, что приобретено нечестным, незаконным путём, является скверным.

Скверная и благая еда также не равны. Всевышний Аллах разрешил нам вкушать благое и запретил скверное. Всевышний сказал, описывая Своего Посланника *: «Он станет побуждать их к одобряемому и удерживать от порицаемого» (7:157). Добрая пища благотворная влияет на сердце, тело и поведение человека. А потребление скверного, напротив, дурно влияет на сердце, тело и поведение человека. Всевышний Аллах сказал: «О посланники! Вкушайте блага и поступайте праведно» (23:51). Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте дозволенные блага, которыми Мы наделили вас, и будьте благодарны Аллаху, если только вы поклоняетесь Ему» (2:172).

А в одном из хадисов говорится, что Пророк * упомянул о человеке, с взлохмаченными волосами, покрытом пылью, который уже давно находится в пути: «… он протягивает руки к небу, взывая: “Господи!” Однако его еда и питьё запретны, его одежда запретна, и вскормлен он был запретным… Так как же может прийти ответ на его мольбу?!» [Муслим].

Имеется в виду, что Аллах совершенен и лишён недостатков, и Он не принимает ничего, кроме благих дел. А дело считается благим лишь в том случае, когда к нему не примешивается то, что портит его. Это — показуха, самолюбование и другие виды ширка. Всевышний принимает милостыню, только если она подана из благого имущества, и из всех слов Он принимает только благие. Всевышний сказал: «К Нему восходит прекрасное слово» (35:10). Среди людей Аллах также принимает только благих, то есть — верующих. У верующего благое сердце, благой язык и благое тело, потому что в его сердце живёт вера, которая проявляется в действиях его языка и тела в виде поминания Аллаха и благих дел, которые входят в понятие «вера». Это и есть то благое, которое принимает Аллах, и о котором упоминается в хадисе о ташаххуде: «Приветствия Аллаху и всё благое…».

Питание человека влияет на его дела, и если он ест дозволенное, то и дела его будут благими, а если он ест запретное, оно портит и его дела. Вспомним слова Пророка * о человеке, который протягивает руки к небу, взывая: “Господи!” Однако его еда и питьё запретны, его одежда запретна, и вскормлен он был запретным… Так как же может прийти ответ на его мольбу?!». Этот хадис указывает на то, что запретная пища, питьё и одежда препятствуют получению ответа на мольбу. Это предостережение тем, кто увеличивает своё богатство запретными способами — занимается ростовщичеством, берёт взятки, лжёт, обманывает покупателей или продавцов и присваивает чужое имущество посредством ложных клятв и лжесвидетельства.

Упомянутый хадис также служит предостережением для тех, кто питается запретным, употребляет алкоголь, наркотики и прочую скверну, которая разрушительно влияет на разум и тело и подталкивает человека к пороку, прелюбодеянию и запретному. Как может такой человек ожидать ответа на свою мольбу? И как может тело, вскормленное запретным, усердно поклоняться Всевышнему и совершать благие дела? И как может быть включён в число праведников человек, который питается скверной?

Бойтесь же Аллаха, о рабы Аллаха, и употребляйте только дозволенное, ибо Всевышний обеспечил нас дозволенным так, чтобы нам не было необходимости обращаться к запретному. Всевышний сказал: «Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей» (22:30).

Приучайте свои языки произносить благие слова, читать Коран, восхвалять и поминать Аллаха, чтобы оказаться одними из тех, о ком Всевышний Аллах сказал: «Они научены благим словам и наставлены на путь Достойного хвалы» (22:24).

Остерегайтесь скверных слов — лжи, сплетен, ругательств, лжесвидетельства, ложных клятв и непристойностей. Не произносите подобных слов и не слушайте их, и вы окажетесь среди тех, о ком Всевышний Аллах сказал:

«А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: “Нам достанутся наши деяния, а вам — ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путём невежд”» (28:55).

‘Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:

«О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными для вас, и не преступайте границы дозволенного. Поистине, Аллах не любит преступников. Ешьте из того, чем Аллах наделил вас, дозволенное и благое, и бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете» (5:87–88).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран и Сунну благословенными для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани ва-с-сунна ва нафа‘ана бима фи-хима мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров. Он сотворил нас, даровал нам удел и не оставил нас просто так, а назначил нам день, в который творившему добро и совершавшему зло воздастся за то, что они делали: «Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (41:46).

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. У него Прекрасные Имена. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посла


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.129 с.