Хутба 33. Почтительное отношение к родителям — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Хутба 33. Почтительное отношение к родителям

2017-06-13 1152
Хутба 33. Почтительное отношение к родителям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении, в Него верим и на Него уповаем, и Его благодарим за бесчисленные милости. Мы просим у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он направил к людям с религией Истины и он донёс до них послание Аллаха, разъяснив его… Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников, а также всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня.

О мусульмане! Человеку свойственно любить того, кто делает ему добро и заботится о нём. А кто делает человеку больше добра и больше заботится о нём после Аллаха, чем его родители?

Всевышний Аллах упомянул о Своём праве и о праве родителей в одном аяте, и велел нам благодарить Его и своих родителей также в одном аяте. В суре «Женщины» Всевышний повелел нам поклоняться Ему и тут же упомянул о необходимости делать добро родителям: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям…» (4:36).

Всевышний Аллах сотворил нас и всю вселенную. А родители воспитали нас, и благодаря им мы появились на свет. Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: «В трёх аятах упоминается о вещах, которые неразделимы и не принимаются одно без другого. “Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику” (5:92). Кто повинуется Аллаху, но не повинуется Его Посланнику *, от того не будет принято его повиновение. “Совершайте молитву, выплачивайте закят…” (24:56). Кто совершает молитву, но не выплачивает закят, от того не будет принято. “Благодари Меня и своих родителей” (31:14). Кто благодарит Аллаха, но не благодарит Своих родителей, от того не будет принята его благодарность.

Довольство Аллаха — в довольстве родителей, а недовольство Аллаха — в недовольстве родителей.

О верующие! Наши родители сделали нам очень много добра. Вспомните себя в детстве, когда вы были слабы и беспомощны, а они заботились о вас. В одном из аятов Корана сказано: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком…» (17:24).

Каждого из нас мать носила в своей утробе девять месяцев. Ей было очень тяжело во время беременности, и она страдала во время родов.

Мой брат по вере! Представь: чем больше становился ты, тем труднее приходилось твоей матери, а когда она рожала тебя, ей казалось, что она встретилась со смертью лицом к лицу. Но стоило ей увидеть тебя рядом с собой, как она тут же забыла о перенесённой боли, связала с тобой все свои надежды. Ты стал её отрадой, её жизнью. Родив тебя, она день и ночь заботилась о тебе. Она выкармливала тебя, теряя своё здоровье, и её нежные объятия были твоим уютным домом. Она носила тебя на руках, ухаживала за тобой и оберегала тебя от любой опасности. Она голодала — лишь бы ты был сыт, она не спала ночами, чтобы спал ты. Сердце её всегда было преисполнено милосердия, жалости и нежности к тебе. Если она отходила от тебя — ты звал её, если она отворачивалась от тебя — ты старался привлечь её внимание. Если с тобой что-то случалось, ты искал помощи и защиты у неё. Ты считал, что в её руках всё благо, и что если она обнимет тебя и прижмёт к своей груди, тебе уже ничто не повредит…

А твой отец трудился и выбивался из сил, чтобы обеспечить тебя всем необходимым, защищал и воспитывал тебя. Когда ты подбегал к нему, он радовался и улыбался. Когда он уходил, ты обнимал его на прощание, а когда он приходил домой, ты бросался к нему на шею…

Вспомни же! Это — твои родители и твоё детство...

Так почему же сейчас ты не благодаришь их? Откуда в тебе эти высокомерие и чёрствость, словно ты делаешь им одолжение, и ты для них — благодетель?

‘Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт:

«أَقْبَلَ رَجُلٌ إِلَى نَبِىِّ اللَّهِ - صلى الله عليه وسلم- فَقَالَ: أُبَايِعُكَ عَلَى الْهِجْرَةِ وَالْجِهَادِ ، أَبْتَغِىَ الأَجْرَ مِنَ اللَّهِ. قَالَ: فَهَلْ مِنْ وَالِدَيْكَ أَحَدٌ حَىٌّ. قَالَ: نَعَمْ بَلْ كِلاَهُمَا. قَالَ: فَتَبْتَغِى الأَجْرَ مِنَ اللَّهِ. قَالَ: نَعَمْ. قَالَ: فَارْجِعْ إِلَى وَالِدَيْكَ فَأَحْسِنْ صُحْبَتَهُمَا»

«Однажды к Посланнику Аллаха * пришёл какой-то человек и сказал ему: “Я клянусь тебе, что совершу переселение и буду участвовать в борьбе на пути Аллаха, ибо желаю получить награду от Всевышнего Аллаха”. Он спросил: “А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?” Он сказал: “Да, они оба живы”. Посланник Аллаха * спросил: “И ты хочешь получить награду от Всевышнего Аллаха?” Он сказал: “Да”. Тогда Пророк сказал: “Так вернись к своим родителям и обходись с ними по-доброму!”» [Аль-Бухари; Муслим; приводится версия Муслима].

Мои братья по вере! Поистине, право родителей велико, и мы никогда не сможем отплатить им за всё то добро, которое они сделали нам.

Они имеют право на любовь, уважение, послушание, почтительное отношение, учтивое обращение, правдивость и искренность. Кроме того, мы должны исполнять их желания, в которых нет ничего запретного, и расходовать на них свои средства по мере возможности, потому что в хадисе сказано:

«أَنْتَ وَمَالُكَ لأَبِيكَ»

«Ты вместе со своим имуществом принадлежишь своему отцу» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

Мы должны защищать их так же, как они когда-то защищали нас. Нельзя разговаривать с родителями грубо, повышать на них голос или выражать своё раздражение и недовольство. Всевышний сказал: «…не говори им: “Уф!” — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).

Разговаривая с родителями, мы должны выбирать самые благие слова и самые учтивые фразы и проявлять скромность. Мы должны быть милосердными и сострадательными по отношению к ним и не забывать о благовоспитанности. В своё время они отдали все силы и здоровье нашему воспитанию и щедро расходовали на нас свои средства А теперь они стары и слабы, и сами нуждаются в заботе и помощи. Вспомните Слова Всевышнего: «Если один из родителей или оба достигнут у тебя старости…» (17:23). Слова «…у тебя…» указывают на то, что наши родители нуждаются в нашей заботе, помощи и защите. Их роль завершена, и начинается наша. Всевышний Аллах напоминает нам о том, как мы должны себя вести с родителями: «…не говори им: “Уф!” — не кричи на них и обращайся к ним почтительно» (17:23).

Один человек сказал ‘Умару ибн аль-Хаттабу **: «Моя мать так стара, что куда бы ей ни понадобилось отправиться, я всегда несу её туда на своей спине. Сумел ли я соблюсти её право?» Он ответил: «Нет, потому что она делала для тебя то же самое, желая, чтобы ты жил, а ты делаешь это для неё, желая поскорее расстаться с ней… Однако ты делаешь доброе дело, а Аллах щедро воздаёт и за малое».

Любому из нас очень трудно соблюсти права родителей полностью, однако мы можем восполнить наши упущения, обращаясь к Всевышнему Аллаху с мольбой за них при их жизни и после их смерти, стремясь к Его награде. Всевышний сказал: «…и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком”» (17:24).

Мои братья по вере! Неблагодарность по отношению к родителям — величайший позор. Она обернётся горем и погибелью для каждого из нас. Родители ждали от нас добра и надеялись, что мы будем поддерживать с ними тесную связь и хорошо относиться к ним. А мы забыли о нашем детстве, о том времени, когда мы были беспомощны. Нас обольстили наша молодость и сила, наше образование, наши знания, влияние и положение в обществе. И вместо добра родители получают неуважение и начинают чувствовать, что они для нас — обуза. Они слышат от нас неприятные, оскорбительные слова и видят нас раздражёнными и нахмуренными...

Находятся люди, которые не просто обижают родителей и кричат на них, но и осмеливаются поднять на них руку. Родители дорожат жизнью своих детей, а те желают родителям смерти и относятся к ним так, что родители порой жалеют, что вообще завели детей. Как низко может пасть человек…

Неужели теперь, когда они состарились и так нуждаются в нас, они стали нам не нужны?.. Мы делаем добро другим, а о том добре, которое сделали нам родители, забываем. Мы не благодарим их, не хотим слушаться их. А некоторым из нас даже кажется, что родители живут слишком долго…

Пора бы нам вспомнить о том, что человека, уважающего родителей, будут уважать его дети, а тому, кто относится к родителям непочтительно, не стоит ожидать почтения от своих детей. Придёт время, и каждому из нас понадобится помощь наших детей и их забота. Однако нам следует помнить, что наши дети будут поступать с нами так же, как мы поступали со своими родителями, ибо воздаяние соответствует делу. Пророк * сказал:

«كلُّ الذُنُوبِ يُؤخِّرُ اللهُ مِنْهَا مَا شَاَءَ ، إِلاَّ عُقُوقُ الْوَالِدَيْنِ ، فَإِنَّهُ يُعجّلُ لِصَاحِبِهِ قَبْلَ الْمَمَاتِ»

«За любые грехи Аллах откладывает наказание (до Судного дня), если пожелает, и только за непочтительное отношение к родителям Он обязательно воздаёт человеку уже в этом мире, до того, как он умрёт» [Аль-Хаким; по мнению аль-Хакима этот хадис достоверен, и аз-Захаби согласился с ним в этом].

‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«ثَلاثَةٌ لاَ يَنْظُرُ اللَّهُ إِلَيْهِمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ: الْعَاقُّ لِوَالِدَيْهِ ، وَمُدْمِنُ الْخَمْرِ ، وَالْمَنَّانُ عَطَاءَهُ. وَثَلاَثَةٌ لاَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةََ ، الْعَاقُّ لِوَالِدَيْهِ ، والدَّيُّوثُ ، الرَّجُلَةُ مِنَ النِّسَاءِ»

«На троих не посмотрит Аллах в Судный день: на того, кто неуважительно относится к родителям, на пьяницу и на того, кто, давая, попрекает. И трое не войдут в Рай: тот, кто неуважительно относится к родителям, сводник[30] и женщина, которая уподобляется мужчинам» [Ан-Насаи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Бойтесь Аллаха, да помилует вас Аллах, и знайте, что почтительное отношение к родителям — обязанность каждого мусульманина. А исполнение этой обязанности приносит долголетие, увеличивает удел и приводит к благому концу. ‘Али ** передаёт, что Пророк * сказал:

«مَنْ سَرَّهُ أَنْ يُمَدَّ لَهُ فِي عُمْرِهِ ، وَيُوَسَّعَ لَهُ فِي رِزْقِهِ ، وَيُدْفَعَ عَنْهُ مِيتَةُ السُّوءِ ، فَلْيَتَّقِ اللَّهَ وَلْيَصِلْ رَحِمَهُ»

«Тот, кто желает, чтобы его жизнь была продлена, а удел — увеличен, и не хочет для себя скверного конца, пусть боится Аллаха и поддерживает родственные связи» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным]. А родители — самые близкие родственники. Аузу биЛляхи мина-ш-Шайтани-р-раджим:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: “Уф!” — не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: “Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребёнком”. Ваш Господь лучше всех знает то, что в ваших душах. И если вы будете праведниками, то ведь Он прощает тех, кто обращается к Нему с раскаянием» (17:23–25).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу у Аллаха прощения, просите же и вы прощения у Него. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху хува-ль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Милостивому, Милосердному, Обладателю силы, Благодетелю, и благословения и приветствия Пророку Мухаммаду. И да будет доволен Аллах его благородными сподвижниками.

Поистине, почтительное отношение к родителям — признак совершенства веры человека и полноты его ислама — то есть, покорности Всевышнему. Это — свойство пророков и посланников, и Всевышний Аллах многократно упоминает о почтении и благодении по отношению к родителям в Своей Мудрой Книге. Так, Всевышний сказал передавая слова Йахйи (мир ему): «Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и непокорным» (19:32). Он был почтительным сыном, говорил своим родителям благие слова и делал им добро.

Всевышний сказал, передавая слова пророка ‘Исы (мир ему):

«…и заповедал мне совершать молитву и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и непокорным» (19:31–32).

Почтительное отношение к родителям — наилучшее поклонение, основа всех благих дел и дорога, ведущая в Рай. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт:

«سَأَلْتُ النبيَّ صلى الله عليه وسلم أَىُّ الأَعْمَالِ أَحَبُّ إِلَى اللَّهِ قَالَ: الصَّلاَةُ عَلَى وَقْتِهَا. قُلْتُ: ثُمَّ أَىٌّ قَالَ: ثُمَّ بِرُّ الْوَالِدَيْنِ. قُلْتُ: ثُمَّ أَىٌّ قَالَ: ثُمَّ الْجِهَادُ فِى سَبِيلِ اللَّهِ»

«Однажды я спросил Пророка *: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он сказал: “Совершаемую вовремя молитву”. Я спросил: “А после этого?” Он сказал: “Почтительное отношение к родителям”. Я спросил: “А после этого?” Он сказал: “Борьбу на пути Аллаха”» [Муслим].

Уважение к родителям и хорошее отношение к ним помогают верующему войти в Рай. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«وَدَخَلْتُ الْجَنَّةَ فَسَمِعْتُ فِيهَا قِرَاءَةً ، فَقُلْتُ: مَنْ هَذَا، فَقَالُوُا: حَارِثَةُ بْنُ النُّعْمَانَ ، كَذَلِكُمُ الْبِرُّ ، كَذَلِكُمُ الْبِرُّ»

«Я вошёл в Рай и услышал, как кто-то читает Коран. Я спросил: “Кто это?” Мне сказали: “Хариса ибн ан-Ну‘ман”. Вот что делает уважение к родителям! Вот что делает уважение к родителям!» — а этот человек уважал свою мать больше, чем кто бы то ни было из людей [Аль-Байхакы; аль-Альбани назвал его достоверным].

А вот замечательный пример, наглядно показывающий важность почтительного отношения к родителям. Му‘авийа ибн Джахима ас-Сальми (да будет доволен им Аллах) передаёт:

«أَتَيْتُ رَسُوُلَ اللهِ، فَقُلْتُ: يَا رَسُوُلَ اللهِ إَنْ كُنْتُ أَرَدْتُ الْجِهَادَ مَعَكَ اِبْتَغِيِ بِذَلِكَ وَجَهَ اللهِ وَالدَّارَ الآخِرَةَ قَالَ " وَيْحُكَ، أحَيَّةٌ أمُكَ؟ " قلت: نَعَمْ. قال: "أرْجِعْ فَبِرَّهَا". ثُمَّ أَتَيْتُهُ مِنَ الْجَانِبِ الآخَرِ، فَقُلْتُ: يَا رَسُوُلَ اللهِ إِنِّي كُنْتُ أَرَدْتُ مَعَكَ الْجِهَادَ، اِبْتَغِي بِذَلِكَ وَجْهُ اللهِ وَالدَّارَ الآخِرَةِ. قَالَ "وَيْحُكَ، أحَيَّةٌ أمُّكَ" قلت: نَعَمْ يَا رَسُوُلَ اللهَ. قَالَ: " فَارْجِعْ إِلَيْهَا، فَبِرَّهَا ".ثُمَّ أتَيْتُهُ مِنْ أمَامِهِ فَقْلْتُ: يَا رَسُوُلَ اللهِ إنِّ كُنْتُ أَرَدْتُ الْجِهَادَ مَعَكَ، اِبْتَغِيِ بِذَلِكَ وَجَهَ اللهِ، وَالدَّارَ الآخِرَةَ. فَقَالَ: "وَيْحُكَ، أحَيَّةٌ أمُكَ؟" قُلْتُ: نَعَمْ يَا رَسُوُلَ اللهِ. قَالَ: "وَيْحُكَ الْزَمْ رَجْلِهَا فَثَمَّ الْجَنَّةَ»

«Я пришёл к Посланнику Аллаха * и сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я желаю сражаться на пути Аллаха вместе с тобой, стремясь к Лику Аллаха и вечной Обители!” Он сказал: “Горе тебе, жива ли твоя мать?” Я сказал: “Да”. Он сказал: “Возвращайся и проявляй почтение к ней”. Тогда я подошёл к нему с другой стороны и сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я желаю сражаться на пути Аллаха вместе с тобой, стремясь к Лику Аллаха и вечной Обители!” Он сказал: “Горе тебе, жива ли твоя мать?” Я сказал: “Да, о Посланник Аллаха”. Он сказал: “Возвращайся и проявляй почтение к ней”. Тогда я подошёл к нему спереди и сказал ему: “О Посланник Аллаха! Поистине, я желаю сражаться на пути Аллаха вместе с тобой, стремясь к Лику Аллаха и вечной Обители!” Он сказал: “Горе тебе, жива ли твоя мать?” Я сказал: “Да, о Посланник Аллаха”. Он сказал: “Горе тебе! Будь у ног её, ибо там — Рай!”» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным].

А когда другой человек пришёл к Пророку * и сказал:

«إنَّى اِشْتَهِي الْجِهَادَ وَلاَ أَقْدِرُ عَلَيْهِ ، قَالَ: هَلْ بَقَيَ مِنْ وَالِدَيْكَ أَحَدٌ ، قال: أُمِّيِ، قَالَ: قَابِلِ اللهَ فِي بِرِهَا ، فَإِذَاَ فَعَلْتَ ، فَأَنْتَ حَاجٌ وَمُعْتَمِرٌ وَمُجَاهِدٌ ، فَإِذَاَ رَضِيَتْ عَنْكَ فَاْتَّقِ وَبِرَّهَا»

«Я желаю участвовать в борьбе на пути Аллаха, однако у меня нет такой возможности» — Пророк * сказал ему: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?» Он ответил: «Моя мать». Тогда Пророк * сказал ему: «Относись к ней почтительно, и когда ты встретишь Аллаха, ты будешь подобен человеку, совершившему хадж и умру и участвовавшему в борьбе на пути Аллаха. Если она будет довольна тобой, бойся Аллаха и относись к ней почтительно» [Ат-Табарани; его передатчики — передатчики достоверных хадисов].

Сподвижники Посланника Аллаха * очень почтительно относились к своим родителям. Ибн ‘Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Я не знаю дела, которое приближало бы человека к Аллаху так, как почтение к матери».

Абу Муса аль-Аш‘ари ** передаёт: «Однажды Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) увидел человека, который обходил вокруг Ка‘бы, неся на спине свою мать, и говорил: “Я для неё — послушный верблюд, и если другие верблюды пугаются, то я не пугаюсь!” Потом этот человек спросил Ибн ‘Умара: “Сумел ли я отплатить ей за всё, что она сделала для меня?” Он ответил: “Нет… Даже за боль от одной схватки”».

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, защити нас и избавь нас от страха! (Аллахумма-хфаз ‘ауратина ва амин рав‘атина).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам! (Аллахумма-нсури-ль-Исляма ва-ль-муслимин).

О Аллах, помоги нашим братьям-мусульманам, где бы они ни были! (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муслимина фи кулли макан).

О Аллах! Нет Божества, кроме Тебя, ниспошли нам дождь и не давай нам отчаиваться! (Аллахумма АнтаЛлаху ля иляха илля Анта анзиль ‘аляйна-ль-гайса ва ля тадж‘альна мина-ль-канитин).

О Аллах, помоги Своим рабам! (Аллахумма агыс ‘ибадака ва билядака).

О Аллах, не оставь нам после этого собрания ни одного греха без прощения, и не одной беды без избавления, ни одного долга без уплаты, и не одного трудного дела без облегчения! (Аллахумма ля тада‘ ляна фи хаза-ль-макам занбан илля гафартаху ва ля хамман илля фарраджтаху ва ля дейнан илля кадайтаху ва ля амран ‘асиран илля йассартаху).

О Аллах, раскрой сердца наши, облегчи нам дела наши и приведи нас к благонравию, ибо, поистине, не приводит к нему никто, кроме Тебя! (Аллахумма-шрах судурана ва кулюбана ва йассир умурана ва-хдина ли-салихи-ль-ахляк фа-иннаху ля йахди ли-салихиха илля Анта).

И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи Рабби-ль-‘алямин).

Хутба 34. Поддерживайте родственные связи!

Часть первая

Хвала Аллаху, Который сотворил человека из воды и одарил его родственниками и свойственниками. Я восхваляю Его и благодарю. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он знает о всякой вещи. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучший из людей. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.

Бойтесь Аллаха, о верующие! Бойтесь Его и поклоняйтесь Ему Одному! Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и поддерживайте родственные связи. Всевышний Аллах сказал:

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи» (4:1).

Он сотворил вас из одной души. У вас один Господь и одни предки. Он произвёл от них много мужчин и женщин, и все они — родственники. И мы должны помогать родственникам, проявлять милосердие к ним и обеспечивать их. Они — наша сила и опора.

‘Али ** сказал: «Они — твои соплеменники. Они — твоя сила, и они помогают тебе в беде. Оказывай почтение благородным и щедрым из них, навещай больных и облегчай положение бедных, и не делай родственников своих несчастными из-за твоего отношения к ним».

Мои братья по вере! Повелев нам придерживаться Единобожия и запретив ширк, Всевышний Аллах повелел нам в тех же аятах делать добро родителям и родственникам.

Вспомните Слова Всевышнего:

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Поистине, Аллах не любит гордецов и бахвалов» (4:36).

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям» (17:23).

Всевышний Аллах также сказал: «Раздавай должное родственнику, бедняку и путнику» (17:26).

О верующие! Каждый из нас обязан поддерживать родственные связи, и чем ближе родство, тем больше внимания должен уделять им верующий. Ближайшими родственниками являются мать и отец. За ними следуют остальные родственники в соответствии со степенью родства.

Человек должен любить родственников и соблюдать их права с лёгким сердцем и со спокойной душой.

Всевышний Аллах проявил величайшую милость к супругам, которые являются основой любой семьи, устроив между ними любовь и милосердие. Всевышний Аллах сказал:

«Среди Его знамений — то, что Он сотворил из вас самих жён для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие» (30:21).

Близких связывают узы любви и милосердия, и если любовь и милосердие исчезают, связь разрывается, люди начинают распространять нечестие на земле, и на них ложится заслуженное проклятие (да убережёт нас Аллах от этого). Всевышний сказал:

«А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготовано проклятие и Скверная обитель» (13:25).

Поддерживание родственных связей становится причиной увеличения удела и успеха в земной жизни. Всевышний Аллах возвеличивает и защищает того, кто хорошо относится к родственникам, и наполняет сердца людей уважением и почтением к нему.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«وَصِلَةِ الرَّحِمِ ، وَحُسْنُ الْخُلُقِ ، أَوْ حُسْنُ الْجْوَارِ ، يَعْمُرَانِ الدِّيَارِ وَيَزِيدَانِ الأَعْمَارِ»

«Поддерживание родственных связей и благонравие (или: добрососедство) преображают землю и продлевают жизнь» [Ахмад; Ибн Маджа; у версии Ахмада надёжные передатчики].

‘Али ** передаёт, что Пророк * сказал:

«مَنْ سَّرَهُ أَنْ يُمَدَّ لَهُ فِي عُمْرِهِ ، وَيُوَسَعُ لَهُ فِي رِزْقِهِ ، وَيُدْفَعُ عَنْهُ مِيتَةِ السَّوْءِ فَلْيَتَّقِ اللهَ وَلَيْصِلَ رَحِمَهُ»

«Тот, кто желает, чтобы его жизнь была продлена, а удел — увеличен, и не хочет для себя скверного конца, пусть боится Аллаха и поддерживает родственные связи» [Аль-Баззар; аль-Хаким; хадис с хоршим иснадом].

Пророк * также сказал:

«مَنْ أَحَبَّ أَنْ يُبْسَطَ لَهُ فِي رِزْقِِهِ ، وَيُنْسَأُ لَهُ فِي أَجَلِهِ فَلْيَصِلَ رَحِمَهُ»

«Кто желает, чтобы его удел был увеличен, а жизнь — продлена, пусть поддерживает родственные связи» [Аль-Бухари].

А в другом хадисе сказано:

«صِلَةَ الرَّحِمِ مَحَبَّةٌ فِي الأَهْلِ ، مَثْرَاةٌ فِي الْمَالِ ، مَنْسَأَةٌ فِي الأَثَرِ»

«Поддерживание родственных связей приносит любовь родственников, увеличивает богатство, продлевает жизнь и помогает человеку оставить добрую славу» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Поддерживание родственных связей увеличивает взаимную любовь и привязанность родственников друг к другу и устраняет вражду и злобу.

Знайте же, да помилует вас Аллах, что существует множество способов поддерживания родственных связей. Приветливая улыбка при встрече, хорошее обхождение, благие слова, визиты и семейные встречи — это поддерживание родственных связей. Проведывая родственников и советуясь с ними, разговаривая с ними по телефону и посылая им письма, делая им добро, помогая нуждающимся и обмениваясь подарками со своими близкими, человек также поддерживает родственные связи. Поддерживающий родственные связи должен снисходительно относиться к ошибкам и проступкам родственников, прощать им их оплошности, поступать с ними справедливо и беспристрастно и обращаться к Всевышнему с мольбой за них.

Абу Хурейра ** передаёт, что однажды один человек сказал:

«يَا رَسُوُلَ اللهِ: إنَّ لِي قَرَابَةٌ أصِلَهُمُ وَيَقْطَعُوُنَيِ، وَأُحْسِنُ إِلَيْهِمُ وَيُسِيؤُوُنَ إِلَيَّ، وَأحَلِمُ عَلَيْهِمُ وَيَجْهَلُوُنَ عَلَيَّ. فَقَاَل: عَلَيْهِ الصَّلاةُ وَالسَّلامُ: لَئِنْ كَانَ كَمَا تَقُولُ؟ فَكَأَنَّمَا تُسِفَّهُمُ المَلْ – أِيَ: تُطْعِمَهُمُ الرَّمَادَ الْحَارَّ فِي أِفْوَاهِهِمُ - وَلاَ يَزَالُ مَعَكَ مِنْ اللهِ ظَهِيرٌ مَادُمْتَ عَلَىَ ذَلِكَ»

«О Посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их; я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают со мной, подобно невеждам!», — на что он сказал: «Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты как будто наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!».

И несмотря на все эти аяты и хадисы, многие люди остаются чёрствыми, холодными и жестокосердными. Они не вспоминают о родственниках и не интересуются их делами…

А ведь это величайший позор: Всевышний Аллах даровал человеку высокое положение, влияние и щедрый удел, а он отказывается поддерживать отношения со своими родственниками и не желает знаться с ними! К сожалению, находятся люди, которые не только отказываются делать родственникам добро и помогать им, но и не признают, что их связывает с ним кровное родство…

Разрыв родственных связей — беда и разрушение. На порывающего родственные связи ложится проклятие, и Всевышнеий ослепляет его взор и сердце. Всевышний Аллах сказал:

«Может быть, если власть будет принедлежать вам [или если вы отвернётесь от веры], то распространите нечестие на земле и разорвёте родственные связи. Таких Аллах проклял и лишил слуха и ослепил их взоры» (47:22–23).

Разрыв отношений с родственниками — великий грех, и наказание за него постигает человека уже в этом мире.

Абу Бакра ** передаёт, что Пророк * сказал:

«مَا مِنْ ذَنْبٍ أَجْدَرُ أَنْ يُعَجِلَ اللهُ لِصَاحِبِهِ الْعُقُوبَةَ فِي الدُّنْيَا مَعَ مَا يَدَخِرْهُ لَهُ فِي الآخِرَةِ ، مِنْ الْبَغْيِ وَقَطِيعَةِ الرَّحِمِ»

«Ни один грех не заслуживает того, чтобы Аллах карал совершившего его уже в этом мире, приберегая для него наказание и в мире вечном, больше, чем притеснение и порывание родственных связей» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; аль-Хаким назвал его достоверным].

А об Ибн Мас‘уде рассказывают, что после утренней молитвы он сидел в кругу сподвижников и говорил: «Я заклинаю Аллахом порывающего родственные связи: пусть он уйдёт от нас, ибо мы хотим обратиться к нашему Господу с мольбой, а небесные врата закрыты для порывающих родственные связи!».

Мои братья по вере! Быстрее всего верующий получает награду за поддерживание родственных связей, и самое быстрое наказание постигает порывающего родственные связи и притеснителя. Однако многих людей это не останавливает. Они разрывают отношения с родственниками по самым ничтожным причинам — из-за нескольких слов или незначительного проступка. Они не понимают, что из-за их поведения между ними и их родственниками возникает вражда, и они заслуживают проклятия. Всевышний лишает таких людей Своей милости, и их ожидает скверный конец. Всевышний сказал:

«А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его, разрывают то, что Аллах велел поддерживать, и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и Скверная обитель» (13:25).


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.