Хутба 38. Воспитание детей в исламе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Хутба 38. Воспитание детей в исламе

2017-06-13 1025
Хутба 38. Воспитание детей в исламе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

Хвала Аллаху, Который знает всё и Который определил меру для всякой вещи. Он сотворил человека из воды и одарил его родственниками и свойственниками. Я восхваляю Его и благодарю, и приношу Ему покаяние, и прошу у Него прощения. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он знает о всякой вещи. И я свидетельствую, что наш господин и пророк Мухаммад — Его раб и Посланник, которого Он послал незадолго до Часа добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к религии Аллаха с Его дозволения, и сияющим светочем. Он донёс послание, выполнил возложенную на него миссию, наставлял свою общину и заботился о ней, и трудился ради Аллаха до тех пор, пока не пришла к нему смерть. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Дня воздаяния.

О люди! Я наказываю вам и самому себе бояться Всевышнего Аллаха. Бойтесь Всевышнего должным образом, помните о том, что Он всегда наблюдает за вами, держитесь за надёжную рукоять ислама и остерегайтесь ослушания Аллаха, ибо, поистине, Адский огонь — слишком тяжкое испытание. Запасайтесь благими делами для мира вечного и знайте, что богобоязненность — наилучший запас. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

О мусульмане!

Дети — дар Всевышнего, радость сердца и украшение жизни ближней. Всевышний сказал:

«Богатство и сыновья — украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды» (18:46).

Йа‘ля аль-Амири ** передаёт, что однажды аль-Хасан и аль-Хусейн пришли к Пророку *, и он обнял их и сказал:

«إِنَّ الْوَلَدَ مَبْخَلَةٌ مَجْبَنَةٌ»

«Поистине, ребёнок порой делает человека скупым и трусом» [Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным]. Пророк * имел в виду, что ради своих детей человек иногда отказывает в помощи другим людям, нуждающимся в деньгах, и проявляет трусость, отказываясь от участия в борьбе на пути Аллаха, потому что любит детей, боится за них и желает остаться возле них.

Дети — частичка наших сердец и отрада наших глаз, поэтому ислам побуждает своих последователей заводить много детей. Предписав Своим рабам вступать в брак, Всевышний Аллах повелел мусульманину брать в жёны праведную и любвеобильную женщину, способную родить и воспитать много детей, и увеличить таким образом численность мусульманской общины. Анас ** передаёт, что Посланник Аллаха * велел людям заключать браки и строго запрещал безбрачие. При этом он говорил:

«تَزَوَّجُوا الْوَدُودَ الْوَلُودَ ، فَإِنِّي مُكَاثِرٌ بِكُمْ الأُمَمَ»

«Женитесь на любвеобильной, способной родить много детей, и я превзойду вашей численностью все остальные общины в Судный день» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].

Однажды аль-Ахнаф ибн Кайс (да помилует его Аллах) зашёл к Му‘авии, сыну Абу Суфйана, а тот с умилением смотрел на своего маленького сына Йазида, который играл перед ним. Муавия спросил аль-Ахнафа: «О Абу Бахр! Что ты скажешь о детях?» Аль-Ахнаф понял, что он имеет в виду, и сказал: «Они — хребты наших спин, плоды наших сердец и отрада наших глаз. С их помощью мы побеждаем врага, и они будут жить после нас. Будь же для них покорной землёю и небом, дающим тень. Если они просят тебя о чём-нибудь, дай им, если они ищут твоего довольства после того, как ты упрекнул их, не гневайся на них более. И не лишай их своей помощи, а иначе ты станешь им в тягость, и они начнут желать твоей смерти…».

Дети — опора и сила любой общины и предводители новых поколений. Они — наша надежда и наше будущее. Они — кровь, бегущая в жилах общин, грозное оружие, направленное на врага, и надёжный щит, который, с позволения Всевышнего, защищает страну, приносит ей славу и величие и возвышает её.

Ислам уделяет огромное внимание воспитанию детей и указывает родителям и опекунам наилучшие пути исправления ребёнка и правильного формирования его личности. В одном из хадисов Пророк * разъяснил, что ребёнок в большинстве случаев исповедует религию родителей и делает то, к чему они приучили его. Абу Хурейра ** передаёт: «Посланник Аллаха * сказал:

«مَا مِنْ مَوْلُودٍ إِلاَّ يُولَدُ عَلَى الْفِطْرَةِ ، فَأَبَوَاهُ يُهَوِّدَانِهِ ، أَوْ يُنَصِّرَانِهِ ، أَوْ يُمَجِّسَانِهِ ، كَمَا تنْتَجُ الْبَهِيمَةُ بَهِيمَةً جَمْعَاءَ ، هَلْ تُحِسُّونَ فِيهَا مِنْ جَدْعَاءَ ؟»

“Каждый младенец рождается не иначе, как в своём естественном состоянии (фитра), а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми: разве найдёшь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!”» А потом Абу Хурейра ** прочитал:

«Обрати свой лик к религии, исповедуя Единобожие. Таково врождённое качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (30:30).

Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.

Пророк * сообщил нам о том, что каждый ребёнок рождается с естественной человеческой природой, способной воспринимать благо. Стоит ей соприкоснуться с чем-то благим, как она тут же принимает его без малейшего затруднения и привыкает к нему, потому что Всевышний Аллах наделил её этой восприимчивостью и предрасположением к благому, и оно соприродно ей. А дурной пример и скверное воспитание изменяют естественную природу человека и искажает её.

О рабы Аллаха! Правильное воспитание оказывает огромное влияние на жизнь детей в обоих мирах, поэтому Пророк * во многих хадисах побуждал родителей уделять внимание своим детям и давать им хорошее воспитание.

Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«كُلُّكُمْ رَاعٍ ، وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، فَالأَمامُ رَاعٍ وَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالرَّجُلُ رَاعٍ عَلَى أَهْلِهِ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ ، وَالْمَرْأَةُ في بَيْتِ زوجِهارَاعِيَةٌ وَهِىَ مَسْئُولَةٌ عَنْ رَعِيَّتِهاِ ، وَالخادمُ في مَالِ سَيِّدِهِ رَاعٍ وَهُوَ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ.... فَكُلُّكُمْ رَاعٍ وَكُلُّكُمْ مَسْئُولٌ عَنْ رَعِيَّتِهِ»

«Каждый из вас — пастырь, и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Имам — пастырь, и несёт ответственность за свою паству, и мужчина — пастырь для своей семьи, и несёт ответственность за свою паству, и женщина — пастырь в доме мужа своего, и несёт ответственность за свою паству, и слуга — пастырь для имущества своего хозяина, и несёт ответственность за свою паству… Каждый из вас — пастырь и несёт ответственность за свою паству» [Аль-Бухари; Муслим].

Имам Абу ан-Наххас (да помилует его Аллах) сказал: «Как может человек, знающий, что в Судный день Аллах спросит его о его пастве, о его семье и слугах, пренебрегать ими и оставлять их, подобно пасущейся без присмотра скотине, и не приучать их к соблюдению Шариата и Сунны, не обучать их и не побуждать к приобретению знаний? А когда один из них совершает молитву, упуская при этом какую-нибудь незначительную выгоду, или не сразу делает то, что ему велено, потому что был занят исполнением религиозной обязанности, он устраивает переполох и жестоко наказывает его… Подобное поведение очень далеко от религии, так пусть же каждый человек следит за собой: может статься, что его погубит попустительство и пренебрежение грехом другого».

Воспитание детей мусульман было одним из важных занятий нашего Пророка *. Он обучал их вере, богобоязненности и правильной ‘акыде, укреплял их связь со Всевышним и предостерегал их от легкомыслия и ослушания Аллаха. Например, он сказал своему двоюродному брату ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими):

«يَا غُلامُ ، إِنِّي أُعَلِّمُكَ كَلِمَاتٍ ، احْفَظْ اللَّهَ يَحْفَظْكَ ، احْفَظْ اللَّهَ تَجِدْهُ تُجَاهَكَ ، إِذَا سَأَلْتَ فَاسْأَلْ اللَّهَ ، وَإِذَا اسْتَعَنْتَ فَاسْتَعِنْ بِاللَّهِ ، وَاعْلَمْ أَنَّ الأُمَّةَ لَوْ اجْتَمَعَتْ عَلَى أَنْ يَنْفَعُوكَ بِشَيْءٍ ، لَمْ يَنْفَعُوكَ إِلاَ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ لَكَ ، وَلَوْ اجْتَمَعُوا عَلَى أَنْ يَضُرُّوكَ بِشَيْءٍ، لَمْ يَضُرُّوكَ إِلاَ بِشَيْءٍ قَدْ كَتَبَهُ اللَّهُ عَلَيْكَ رُفِعَتْ»

«О мальчик, я научу тебя нескольким словам: помни об Аллахе, и Он будет хранить тебя, помни об Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если захочешь попросить о чём-либо, проси Аллаха, если захочешь обратиться за помощью, обращайся к Аллаху. И знай, что если все люди соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы причинить тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы уже высохли» [Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным].

Пророк * побуждал детей приобретать знания и учил их понимать религию. Он обращался к Всевышнему с мольбой за них. Однажды вечером ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) принёс ему воду для омовения, и он обнял его и сказал:

«اللَّهُمَّ فَقِّهْهُ فِي الدِّينِ وَعَلِّمْهُ التَّأْوِيلَ»

«О Аллах, надели его пониманием религии и научи его толкованию!» [Аль-Бухари].

Ибн ‘Аббас был одним из учёных мусульманской общины и очень хорошо понимал Коран. Он был лучшим знатоком Книги Аллаха после Пророка *, благодаря его благословенной мольбе и заботе о нём.

Посланник Аллаха * не просто заботился о детях, но и прививал им хорошие манеры и нравственные достоинства. ‘Умар, сын Абу Салямы, передаёт: «Когда я был маленьким, меня воспитывал Пророк *. Во время еды я хватал куски с разных концов блюда, и Посланник Аллаха * сказал мне:

«يَا غُلامُ، سَمِّ اللَّهَ ، وَكُلْ بِيَمِينِكَ ، وَكُلْ مِمَّا يَلِيكَ»

“О мальчик! Произнеси Имя Аллаха, ешь правой рукой и бери то, что лежит перед тобой” — и с тех пор я ем только так» [Аль-Бухари; Муслим].

А ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет Аллах доволен ими обоими) передаёт, что мать позвала его, сказав: «Иди сюда, я дам тебе кое-что». Пророк * спросил: «Что ты хотела дать ему?» Она ответила: «Финики». Тогда Посланник Аллаха * сказал: «Если бы ты ничего не дала ему, тебе была бы записана ложь» (Абу Давуд; аль-Альбани назвал его хорошим).

Мои братья по вере! Воспитание детей не ограничивается уходом за ними и обеспечением их едой, одеждой и жильём. Воспитание — это нечто большее, чем просто давать ребёнку карманные деньги, чтобы он покупал то, что ему нужно, и иногда отвозить его куда-нибудь на своей машине — а именно так представляют себе воспитание некоторые родители.

Настоящее воспитание — это обучение ребёнка религии и всему достойному, благородному и прекрасному, чтобы он следовал руководству Пророка *, брал пример с благородных сподвижников и так же воспитывал своих детей.

Хишам ибн ‘Абду-ль-Малик послал своего сына учиться и написал человеку, которого он выбрал в качестве воспитателя и учителя, следующие строки: «Первое, что я завещаю тебе — чтобы ты начал с Книги Аллаха, затем обучил его лучшим стихам, затем походи с ним по арабским поселениям и отбери лучшее из их стихов, просвети его относительно дозволенного и запретного, добавь немного проповедей и расскажи о военных походах”.

Имам аз-Захаби упоминает в своём сборнике жизнеописаний, что ‘Абду-ль-‘Азиз ибн Мерван, отец ‘Умара ибн ‘Абду-ль-Азиза, послал своего сына в Медину на воспитание и написал Салиху ибн Кейсану, чтобы тот заботился о нём. А Салих был одним из выдающихся табиев. Он обязал его совершать молитву в мечети. Однажды ‘Умар опоздал на молитву, и Салих спросил его: «В чём дело? Что задержало тебя?» Он ответил: «Моя расчёска, которой я привожу в порядок свои волосы». Салих сказал: «Ты так заботишься о расчёсывании волос, что это уже влияет на твою молитву?!» Он написал об этом его отцу, и Абду-ль-Азиз послал к нему гонца, который, не произнося ни слова, обрил ‘Умару голову.

О рабы Аллаха!

К величайшему сожалению, сегодня многие родители не воспитывают своих детей должным образом. Отец целыми днями пропадает на работе или проводит время с друзьями, а мать увлечена покупками, украшениями, подругами и соседками. Главной жертвой этого пренебрежения и попустительства становятся дети, которые живут без советов, наставлений и помощи отца и без материнской любви и заботы.

Небрежное отношение к воспитанию детей наносит вред не только ребёнку, но и всей мусульманской общине, потому что эти дети однажды станут учителями, руководителями, чиновниками и главами семей. А как может тот, кого не воспитывали в детстве, воспитывать кого-то, став взрослым? Можно ли ожидать от такого человека праведности, блага и пользы? Только если Всевышний сделает его исключением из правила.

Один учёный сказал: «Поистине, в Судный день Всевышний Аллах спросит с родителя за его ребёнка до того, как спросит с ребёнка за родителя, потому что ребёнок испортился под влиянием отца, когда тот пренебрёг им и не стал учить его религии. Отцы бросили их, когда они были маленькими, а когда они выросли, они не смогли принести пользу ни самим себе, ни своим родителям. Один из таких людей упрекнул своего сына за неуважение к нему, а тот сказал в ответ: “О отец! Ты проявил неуважение ко мне, когда я был маленьким, и я проявил неуважение к тебе, когда стал взрослым. Ты бросил меня в детстве, и я бросил тебя в старости!”».

«О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой для которого будут люди и камни» (66:6).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания, и следовать руководству лучшего из посланников (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким ва би-хадйи хайри-ль-мурсалин).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения и приносите Ему покаяние. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху ва тубу иляйхи иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров, а благой конец уготован богобоязненным. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и надёжный Посланник, печать посланников, предводитель богобоязненных и довод Аллаха против всех людей. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи, его сподвижников и всех, кто следовал за ними в благодеянии.

Бойтесь Аллаха, о мусульмане, и заботьтесь о воспитании своих детей. С детства прививайте им правильные убеждения — ‘акыду чистого Единобожия, укрепляйте в их сердцах искреннюю веру и любовь к Всевышнему Аллаху, Его Посланнику * и благородным сподвижникам (да будет доволен ими Аллах). Это — важнейшие составляющие правильного воспитания, потому что всё благо заключено в вере и богобоязненности. Вера праведного человека непременно станет побуждать его к благим делам и приведёт его к преуспеянию.

Давайте своим детям полезное знание, которое формирует поколения, строит цивилизации, воспитывает души и улучшает нрав.

Заполняйте их досуг полезными делами. Пусть они заучивают Коран, изучают Сунну и жизнеописание Посланника * и благородных сподвижников. Ведь их жизнь — практическое применение Корана и Сунны. Обучайте своих детей нормам исламского этикета.

Са‘д ибн Абу Ваккас ** сказал: «Мы рассказывали своим детям о военных походах Посланника Аллаха * подобно тому, как обучали их сурам из Корана».

Ибрахим ан-Наха‘и (да помилует его Аллах) передаёт: «Нас наказывали, если мы часто прибегали к клятвам и свидетельствам». А мать Суфйана ас-Саури, выдающегося знатока хадисов, говорила ему: «Сынок! Ищи знания, а я прокормлю тебя с помощью своего веретена. Сынок! Если ты напишешь десять букв, посмотри, прибыло ли в душе твоей богобоязненности, терпения и благородства. Если же ты не видишь этого, знай: написанное приносит тебе вред, а не пользу».

Остерегайтесь вести себя неподобающим образом в присутствии своих детей и подавать им дурной пример. Демонстрируйте им свою любовь и старайтесь, чтобы и они вас любили. Оберегайте их от дурных товарищей, потому что товарищ всегда тянет за собой, и следите за тем, чтобы ваши дети не совершали скверных поступков.

Посланник Аллаха * сказал:

«المَرْءُ عَلَىَ دِينِ خَلِيِلِهِ ، فَلْيَنْظُرْ أحدُكُم مَن يُخَالِلْ»

«Человек исповедует религию друга, пусть же каждый из вас смотрит, кого берёт в друзья» [Абу Давуд; ат-Тирмизи].

Обучайте своих детей полезному ремеслу или профессии, которая даст им возможность обеспечивать себя, зарабатывая на жизнь дозволенным способом и сохраняя своё человеческое достоинство.

Побуждайте их ходить в мечеть с раннего детства, посещайте вместе с ними полезные уроки. Выделяйте время для того, чтобы побыть с ними — развлечь их, поиграть немного, научить чему-нибудь нужному. Заботьтесь о них, уделяйте им внимание и не забывайте обращаться к Аллаху с мольбой за них, выбирая для этого наилучшее время. Аллах отвечает на мольбу родителя, поэтому остерегайтесь призывать на своих детей дурное, ибо Аллах может ответить на вашу мольбу, и потом вы будете горько сожалеть о содеянном. Пророк * сказал:

«ثَلاثُ دَعَوَاتٍ مُسْتَجَابَاتٌ ، لاَ شَكَّ فِيهِنَّ ، دَعْوَةُ الْمَظْلُومِ ، وَدَعْوَةُ الْمُسَافِرِ، وَدَعْوَةُ الْوَالِدِ عَلَى وَلَدِهِ»

«Три мольбы не остаются без ответа: мольба притесняемого, мольба путешественника и мольба родителя против ребёнка» [Абу Давуд; ат-Тирмизи; Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его хорошим].

Родитель, который заботится о воспитании своего ребёнка, не должен упускать возможность обратиться к Всевышнему с мольбой за него, чтобы Аллах наставил его на прямой путь и сделал его праведным и богобоязненным. Может случиться так, что именно эта мольба станет причиной благочестия ребёнка и его следования прямым путём.

Джабир ибн ‘Абдуллах ** передаёт, что Посланник Аллаха * сказал:

«لا تَدْعُوا عَلَىَ أَنْفُسِكُمْ ، وَلا تَدْعُوا عَلَى أَوْلادِكُمْ ، وَلاَ تَدْعُوا عَلَى أَمْوَالِكُمْ ، لا تُوَافِقُوا مِنْ اللَّهِ سَاعَةً يُسْأَلُ فِيهَا عَطَاءٌ فَيَسْتَجِيبُ لَكُمْ»

«Не обращайтесь к Аллаху с мольбой против самых себя, своих детей и своего имущества, ибо если совпадёт ваша мольба с тем временем, в которое Аллах отвечает на мольбы, Он ответит и на вашу мольбу» [Муслим].

Пророки Всевышнего — лучший пример для всех нас. Они часто обращались к Аллаху с мольбами за своих детей и других членов своей семьи. Пророк Закарийа (мир ему) обращался к Всевышнему с мольбой, которую Аллах привёл в Своей Книге:

«Тогда Закарийа [Захария] воззвал к своему Господу, сказав: “Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе”. Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Йахйе [Иоанне], который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным и праведным пророком”» (3:38–39).

Возлюбленный друг Милостивого и отец пророков Ибрахим (мир ему) также обращался к Всевышнему с мольбой за свою семью, о чём упоминается в Коране:

«Вот Ибрахим [Авраам] сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам» (14:35).

А вот ещё одна мольба Ибрахима (мир ему):

«Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господь наш! Прими мою мольбу. Господь наш! Прости меня, моих родителей и верующих в тот день, когда будет представлен счёт» (14:40–41).

А искренние рабы Аллаха обращаются к Аллаху с такой мольбой:

«“Господь наш! Сделай наших супруг и потомков отрадой для глаз наших и сделай нас образцом для богобоязненных”» (25:74).

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).

О Аллах, помилуй нас, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).

О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).

О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).

О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шика’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).

О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).

«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.