Хутба 39. Аллах почтил человека и превознёс его над остальными творениями — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Хутба 39. Аллах почтил человека и превознёс его над остальными творениями

2017-06-13 556
Хутба 39. Аллах почтил человека и превознёс его над остальными творениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть первая

«Хвала Аллаху, Который сотворил небеса и землю и установил мраки и свет. Но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других. Он — Тот, Кто сотворил вас из глины, а затем назначил срок для вашей смерти. У Него есть также назначенный срок для воскрешения, но после этого вы всё ещё сомневаетесь. Он — Аллах на небесах и на земле. Он знает то, что вы утаиваете и совершаете открыто, и знает то, что вы приобретаете» (6:1–3).

Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он сотворил человека и научил его изъясняться. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник к людям и джиннам. Да благословит Аллах и приветствует его самого, его семью, сподвижников и обладающих знанием.

О люди! Бойтесь Всевышнего Аллаха, как Он повелел вам, исполняйте Его веления и не ослушивайтесь Его, ибо счастье в покорности Ему и в богобоязненности. Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас способностью различать истину и ложь, отпустит вам ваши прегрешения и простит вас. Поистине, Аллах обладает великой милостью» (8:29).

Всевышний также сказал:

«Тому, кто боится Аллаха, Он создаёт выход и дарует ему удел оттуда, откуда он даже не предполагает» (65:2–3).

Всевышний также сказал:

«Тому, кто боится Аллаха, Он облегчает дела» (65:4).

Всевышний также сказал:

«Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно» (72:23).

Всевышний также сказал:

«Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (33:36).

Всевышний Аллах выделил человека среди остальных творений и сделал его Своим наместником на земле, подчинив ему вселенную. Аллах наделил человека разумом и физической силой и даровал ему различные способности. Он испытал его добром и злом, повелел ему делать одно и запретил делать другое, и обещал ему награду и благо за послушание, и пригрозил ему суровым наказанием за непокорность и грехи.

Всевышний сказал: «Неужели человек полагает, что он будет оставлен без присмотра?» (75:36).

Всевышний также сказал: «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» (23:115).

Всевышний сделал так, что воздаяние соответствует делу: «Человек получит только то, к чему он стремился. Его старания будут увидены, а затем он получит воздаяние сполна» (53:39–41).

Всевышний также сказал: «Тот, кто сделал добро весом в мельчайшую частицу, увидит его. И тот, кто сделал зло весом в мельчайшую частицу, увидит его» (99:7–8).

А в одном из хадисов-кудси Всевышний сказал:

«يَا عِبَادِيِ إِنَّمَا هِيَ أَعْمَالُكُمْ ، أُحْصِيهَا لَكُمُ ثُمَّ أُوَفِّيكُمُ إِيَّاهَا ، فَمَنْ وَجَدَ خَيْرَاً فَلْيَحَمَدِ اللهَ ، وَمَنْ وَجَدَ غَيْرَ ذَلِكَ فَلاَ يَلُوُمَنَّ إِلاَّ نَفْسَهُ»

«О рабы мои! Я сочту для вас ваши дела, а потом воздам вам за них сполна, и кто обнаружит благо, пусть восхваляет Аллаха, а кто обнаружит иное, пусть не винит никого, кроме самого себя!» [Муслим].

Всевышний Аллах много раз обращается в Коране к человеку и упоминает о его свойствах. Например, Всевышний сказал:

«О человек! Ты стремишься к своему Господу и встретишься с результатами своих деяний [или с Аллахом]» (84:6).

Эти слова означают, что человек в этой жизни трудится и совершает разные дела, и потом ему воздастся добром за добро и злом за зло. Иначе говоря, после завершения земной жизни человек встречается с результатами своих деяний. Это подтверждает хадис Джабира, в котором Посланник Аллаха * сказал:

«قَالَ جِبْرِيلُ:يا محمد عِشْ مَا شِئْتَ فَإِنَّكَ مَيِّتٌ ، وَأَحْبِبْ مَنْ شِئْتَ فَإِنَّكَ مُفَارِقُهُ ، وَاَعْمَلْ ما شِئْتَ فَإِنَّكَ مَجْزِيٌ بِه»

«Джибриль сказал: “О Мухаммад! Живи сколько хочешь — всё равно ты умрёшь, люби, кого хочешь — всё равно ты с ними расстанешься, и делай, что хочешь — всё равно тебе за всё воздастся”».

Согласно второй версии, этот аят означает, что человек встретится с Аллахом, Который воздаст ему за всё, что он делал в земной жизни. Эти две версии не противоречат друг другу, потому что человек в любом случае встретится с Аллахом, и ему за всё воздастся.

Всевышний Аллах сказал:

«О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа, Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным? Он собрал тебя в том виде, в каком пожелал» (82:6–8).

То есть, что же ввело тебя в заблуждение относительно твоего Господа, о сын Адама, что ты начал ослушиваться Его и совершать грехи?

Всевышний упомянул в аяте одно из Своих Прекрасных Имён — Великодушный, словно подчёркивая, что нельзя отвечать на великодушие Аллаха скверными делами, грехами и ослушанием. Одним из проявлений этого великодушия — то, что Всевышний создал человека после небытия и придал ему совершенный облик, наделив его всеми частями тела и органами чувств, в которых он нуждается для жизни. Аллах мог сотворить его отвратительным и уродливым, однако не стал делать этого по милости Своей.

И если человек будет совершать благие дела и повиноваться Своему Господу, Всевышний сделает его душу такой же прекрасной, как и его внешний облик, и будет великодушен к нему в обоих мирах. Если же человек будет совершать дурные дела, Всевышний сделает его душу скверной и подвергнет его унижению в этом мире и в мире вечном.

Всевышний сказал:

«Мы сотворили человека в прекраснейшем облике. Потом Мы низвергнем его в нижайшее из мест, за исключением тех, которые уверовали и совершали благие дела. Им уготована неиссякаемая награда» (95:4–6).

Всевышний также сказал:

«Поистине, люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (103:2–3).

Когда человек видит своё богатство, он начинает ликовать и гордиться, становясь высокомерным и нечестивым. Всевышний Аллах сказал:

«Читай во Имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее. Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал. Но нет! Человек преступает границы дозволенного, когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (96:1–7).

Далее Всевышний пригрозил человеку, увещевая его и напоминая ему о том, что ждёт его в конце пути. Всевышний сказал: «Поистине, к твоему Господу предстоит возвращение» (96:8). А после того, как человек возваратится к своему Господу, Он воздаст ему за его дела и спросит с него за его грехи.

Большинству людей свойственно преступать установленные Всевышним границы, притеснять людей, поступать несправедливо с самим собой и проявлять неблагодарность. Исключением являются лишь те, кого Аллах помиловал и уберёг от этого. Всевышний Аллах сказал: «Поистине, человек несправедлив и неблагодарен» (14:34).

Всевышний также сказал: «Поистине, он является несправедливым и невежественным» (33:72).

Всевышний также сказал: «Поистине, человек создан нетерпеливым» (70:19).

Всевышний также сказал: «Поистине, человек неблагодарен своему Господу, и он сам является тому свидетелем. Поистине, он страстно любит блага» (100:6–8).

Всевышний упомянул в Коране о том, что человек отчаивается, когда с ним случается беда, и радуется, когда у него всё благополучно. Всевышний Аллах сказал:

«Если Мы дадим человеку вкусить милость, а потом отберём это, то он становится отчаявшимся, неблагодарным. Если же Мы дадим ему вкусить милость после постигшей его беды, то он говорит: “Напасти оставили меня в покое”. Он начинает ликовать и бахвалиться. И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда» (11:9–11).

Таков человек, и измениться в лучшую сторону он может только по милости Всевышнего и при Его содействии. Сам же он обладает лишь этими порицаемыми свойствами и не способен избавиться от них, и приобрести похвальные качества без помощи своего Господа. Всевышний Аллах сказал: «Все блага, которые вы имеете, — от Аллаха» (16:53). Всевышний также сказал: «Это Аллах оказал вам милость тем, что привёл вас к вере» (49:17).

Всевышний также сказал:

«Но Аллах привил вам любовь к вере, и преукрасил её вашим сердцам, и внушил вам ненависть к неверию, нечестию и неповиновению. Таковы идущие правильным путём по милосердию и милости Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый» (49:7–8).

Всевышний Аллах вкладывает веру в сердца и укрепляет её, и отводит от них скверну и мерзость. Всевышний Аллах сказал: «Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха. Он обрушивает ярость на тех, кто не разумеет» (10:100).

Всевышний также сказал: «Но они не помянут его, если этого не пожелает Аллах» (74:56).

Всевышний также сказал: «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:29).

Всевышний Аллах наставляет на истинный путь, кого пожелает, помогая ему принять Истину и вершить благие дела, и раб Аллаха должен прикладывать усилия для того, чтобы Господь помог ему. Он должен обращаться к Нему с мольбами, проявлять смирение и покорность и внимать Корану и Сунне, чтобы узнать Истину и придерживаться её, и узнать ложь, и отдаляться от неё. Кроме того, человек должен брать пример с хороших людей и держаться подальше от творящих зло. Он должен исполнять веления Всевышнего и избегать запретных слов, дел, намерений и способов обогащения. Всевышний Аллах сказал:

«Клянусь ночью, которая покрывает землю! Клянусь днём, который сияет светом! Клянусь Тем, Кто создал мужчину и женщину! Ваши стремления различны. Тому, кто делал пожертвования и был богобоязнен, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (92:1–10).

Пусть Всевышний Аллах сделает Коран благословенным для меня и для вас и поможет нам извлечь для себя пользу из его аятов и мудрого напоминания (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым ва нафа‘ана бима фихи мина-ль-айати ва-з-зикри-ль-хаким).

Я говорю то, что вы слышали, и прошу прощения у Аллаха, просите же и вы у Него прощения. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный! (Акулю ма тасма‘уна ва астагфируЛлаха фа-стагфируху иннаху аль-Гафуру-р-Рахим).

Часть вторая

Хвала Аллаху, Господу миров, Который сотворил человека из капли семени. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и к Которому вернутся все творения, и свидетельствую, что Мухаммад — его раб и Посланник, которого Он направил к людям и джиннам добрым вестником и предостерегающим увещевателем, призывающим к Аллаху с Его позволения и сияющим светочем. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

О рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха и чаще вспоминайте о том, откуда вы пришли и куда уйдёте. Вы сотворены из земли и в неё вернётесь, а потом Всевышний воскресит вас для воздаяния и расчёта.

Всевышний Аллах сказал:

«Мы сотворили вас из неё [земли], в неё Мы вас вернём и из неё выведем ещё раз» (20:55).

Как может человек, помня о своём положении в этом мире и о грядущем конце своей жизни, проявлять высокомерие и преступать установленные Всевышним Аллахом границы, «когда ему кажется, что он ни в чём не нуждается» (96:7). И как может он забывать о предстоящем возвращении к Создателю? И вместе с тем во все времена находятся люди, не признающие могущество Всевышнего и отрицающие воскрешение и расчёт. Всевышний Аллах сказал: «Он [человек] сказал: “Кто оживит кости, которые истлели?”» (36:78).

Этот человек забыл о том, как сам он был создан после небытия и появился в этом мире. А ведь Тот, Кто сотворил нечто в первый раз, способен сделать это снова, и это будет для Него ещё легче. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении”» (36:79).

Однако многие люди пошли ещё дальше и начали отрицать само существование Всевышнего Аллаха, не замечая многочисленных чудес и знамений Всевышнего во вселенной и в них самих. Эти люди забыли о том, что всё существующее указывает на существование и Единственность Творца. Всевышний сказал:

«Неужели они были сотворены сами по себе? Или же они сами являются творцами? Или же это они сотворили небеса и землю? О нет! Просто они лишены убеждённости» (52:35–36).

Человека обольстили его многочисленные изобретения и достижения цивилизации, и он стал считать, что всего этого он добился сам, благодаря своим способностям, опыту и знанию. Человек забыл, что это Всевышний Аллах сотворил его, наделил его разумом и способностью мыслить, подчинил ему вселенную и внушил ему, как правильно использовать то, что есть в ней. Он забыл, что всё в этом мире происходит по предопределению Аллаха и в соответствии с Его волей. Всевышний сказал:

«Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах, Господь миров» (81:29). Всевышний также сказал: «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37:96).

К тому же, большинство этих изобретений приносят вред, а не пользу, и несут миру разрушение и зло. Вспомним многочисленные виды оружия, в том числе ядерного и биологического, которое придумано для уничтожения живых существ. Всевышний позволил человеку придумать всё это лишь для того, чтобы его изобретения стали наказанием и бедствием для него самого и всего человечества. Всевышний сказал:

«Скажи: “Он властен наслать на вас мучения сверху или из-под ваших ног, привести вас в замешательство, разделив на группировки и дав одним из вас вкусить жестокость других”» (6:65).

Бойтесь же Аллаха и старайтесь учиться на чужих ошибках. Общины, жившие до нас, возрадовались своей силе и отвернулись от велений Всевышнего и Его посланников. И Всевышний покарал их за это, и они лишились всего, что у них было.

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).

О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).

О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию! (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).

О Аллах, помилуй нас, поистине, Ты милосерден к нам, и не наказывай нас, хотя, поистине, Ты можешь сделать это! (Аллахумма-рхамна фа-иннака бина рахимун ва ля ту‘аззибна фа-иннака ‘аляйна кадир).

О Аллах сделай лица наши светлыми в День, когда одни лица будут светлыми, а другие почернеют! (Аллахумма баййид вуджухана йаума табйадду вуджухун ва тасвадду вуджух).

О Аллах, почти нас и не унижай, добавь нам и не лишай нас, предпочти нас и не предпочитай нам других! (Аллахумма акримна ва ля тухинна ва зидна ва ля танкусна ва асирна ва ля туассир ‘аляйна).

О Аллах, мы просим у Тебя защиты от несчастной участи в мире вечном, от зла предопределения и злобы врагов (Аллахумма инна на‘узу бика мин дараки-ш-шака’ ва суи-ль-када’ ва шаматати-ль-а‘да’).

О Аллах, Тебе хвала до тех пор, пока не удовольствуешься Ты, и Тебе хвала, когда Ты удовольствуешься, и Тебе хвала после того, как Ты удовольствуешься (Аллахумма ляка-ль-хамду хатта тарда ва ляка-хамду иза радыйта ва ляка-ль-хамду ба‘да-р-рида).

О Аллах, даруй мусульманам благоразумие, которое поможет праведным возвыситься, а грешникам — исправиться, и помоги нам побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого (Аллахумма абрим ли-хазихи-ль-уммати амра рушдин йу‘аззу бихи ахлю та‘атика ва йухда бихи ахлю ма‘сыйатика ва йу’мар фихи би-ль-ма‘руф ва йунха ‘ани-ль-мункар).

«Преславен Господь Твой, Господь величия и далёк Он от того, что они приписывают Ему, мир посланникам, и хвала Аллаху, Господу миров!»


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.