Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Технические приемы и навыки в изобразительной деятельности детей

2017-06-12 1369
Технические приемы и навыки в изобразительной деятельности детей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ЛИНИЯ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ. Характер линии во многом определяется сформированностью двигательных навыков ребенка. Прово­лочная линия, наиболее примитивная, встречается в рисунках дошкольников и младших школьников.

Заканчивается так называемый доизобразительный период развития ребенка, и он начинает рисовать схе­матические изображения. Ребенок может уже правильно держать карандаш и проводить линии в разных направлениях, но координация движе­ний руки еще очень несовершенна, и кисть руки часто не в полной мере его слушается. Линия почти не отры­вается от бумаги.

Наступает момент, когда в рисунках появляется сложная нащупывающая линия. Это связано с накоплением достаточно широкого жиз­ненного опыта и возникновением критического отно­шения к своим рисункам. Его линия заключает множе­ство отдельных взаимосвязанных штрихов, точнее обо­значая контур предмета. Характерной особенностью изобразительной дея­тельности на этапе освоения сложной нащупывающей линии становится потребность исправления (уточне­ния) рисунка, для чего в постоянный обиход вводится ластик. массовый переход на использование этой линии при благоприятных услови­ях обучения возможен к 3 — 4 классу.

Среди разнообразия линий, используемых как деть­ми, так и художниками, есть штриховая линия. Появление штриховой линий в изобразительной деятельности детей обнаруживается в работе с цвет­ными карандашами, когда дети пытаются раскрасить свой рисунок. Штриховая линия призвана придать изображению большую материальность, силуэтность, а в профессиональной деятельности — объемную моделировку пред­мета. Школьной программой «Изобразительное искусст­во» предусмотрены задания на объемное воспроиз­ведение гипсовых предметов — геометрических тел, орнаментов, — где необходимо выразительное ис­пользование штриха. Настоящее обучение в этом направлении возможно в условиях руководства ху­дожника-педагога.

Наивысшим достижением в изобразительной дея­тельности считается владение валерной линией. Валерная линия отличается удивительной пластичностью благодаря переменному нажиму графического матери­ала — грифеля карандаша, сангины, угля и т. п. Валерная линия почти не встречается в детских рисунках. Это удел наиболее талантливых детей. Та­кой была Надя Рушева (1976). Ее рисунки легки и изящ­ны, выразительны

ЦВЕТ В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ Цвет в изобразительной деятельности ребенка — наиболее яркая страница его творческих проявлений.

Использование цвета в изобразительной деятель­ности детей изначально происходит спонтанно, на уровне каракулей, которые воспроизводят младшие дошкольники. В основном это хаотичный набор линий разного цвета, полученных от цветных карандашей, фломастеров, цветных мелков и т. д. Постепенно, пе­реходя к схематическим изображениям конкретных предметов, младшие дошкольники 3 —4-х лет на­чинают использовать цвет тех или иных художествен­ных материалов для определения характеристики этих предметов. Дети могут использовать кисть, работая акварельными или гуашевыми красками, но ее исполь­зование будет аналогично карандашу, которым прово­дят линии. То есть для использования цвета на началь­ном этапе изобразительной деятельности характерно, что цвет линий изображения несет в себе цветовую ха­рактеристику предмета. Домик коричневый — его контур изображается корич­невой линией, красная труба изображается линией красного цвета и т.д. Такие приемы изображения в отдельных случаях могут появляться и в работах первоклассников

Постепенно в условиях естественного развития ре­бенок к 4 — 5 годам переходит к раскрашиванию отдельных изображений. В этом ему очень хорошо помогают книжки-раскраски. В них по наглядному образцу дети стараются подобрать нужный цвет и аккуратно закра­сить контур изображения, не выходя за его пределы

Считается, что использование сложного цвета в работах детей есть определенный шаг вперед. И это действительно так. Использование сложного цвета мо­жет быть совершенно спонтанным. В силу того, что ребенок в достаточной мере не владеет техникой работы с красками на водной основе, он забывает сполоснуть кисть и набирает «грязной» кистью новый цвет, невольно его смешивая. Иногда получаются довольно интересные живописные изображения.Дети обращают на это внимание и затем сознательно пробуют искать сложный цвет

Использование цвета в рисунках детей можно про­следить в такой последовательности: простой цвет из палитры красок, сочетание простого цвета со сложным и сложный цвет. Уже старшие дошкольники вполне могут заниматься поисками сложного цвета, особенно после того, как педагог покажет им, как можно пользоваться палитрой. Изучение детских работ показывает, что в цветовом решении учащиеся начальных классов отмечают такое качество цвета, как светлота.

В качестве начального упражнения в работе с крас­ками лучше всего сделать несколько набросков с осен­них листьев. Плоские и поэтому не обладающие свето­теневым построением, осенние листья понятны по своему цветовому состоянию и удобны в изображении начинающих художников. Сопоставляя цвет выбранно­го листа с цветом красок, имеющихся в ученических наборах, можно продемонстрировать необходимость нахождения «нужного» оттенка цвета.

Из теории цветоведения известно, что когда цвет получается путем смешения двух других цветов, он те­ряет в насыщенности исходных компонентов. Понятие «насыщенность» не всегда доступно и легко усваивает­ся. На начальных этапах живописного творчества, при смешении красок и поиске цвета, ребенок еще неосо­знанно будет манипулировать этим свойством цвета. Детям гораздо легче усвоить, что цвета бывают глухие и звонкие, или по-другому — блеклые и яркие.

В живописных работах младшие школьники очень нерешительно используют черную краску, которая ассоциируется у них с чем-то некрасивым, грязным.

Дети очень быстро усваивают такие особенности цвета, как «теплые» и «холодные»: голубой, синий, фиолетовый цвета — холодные; желтый, оранжевый, красный — теплые. Построение изображений в определенной цветовой гамме — теплой или холодной — наиболее яркий показатель проявления способностей в изобразительной деятельности.

Большое значение в изобразительной деятельности ребенка имеет умение пользоваться различными художественными материалами. Особенно это касается красок на водной основе и особенно акварели как наиболее доступного (дешевого и легкого по весу) ху­дожественного материала.

Ребенка нужно учить пользоваться красками, показывать, как брать краску на кисточку, как ее споласкивать, как снимать с нее лишнюю воду и т. д. Его само-стоятельное освоение техники работы с красками обычно сводится к тому, что он либо использует много воды, и изображение начинает растекаться, либо, наобо-рот, боясь подтеков, он берет краску полусухой кистью и начинает раскрашивать. Ряд упражнений, которые выполняет ребенок вслед за педагогом, должны приучить его к правильной работе с красками.

В профессиональной работе художника в технике акварельной живописи можно обнаружить технику письма по сырому, а-ля прима и лессировками. В практике работы с детьми наиболее целесообразной является техника работы а-ля прима. Им совершенно непонятно, почему нужно постепенно набирать цвет изображения, как это часто показывается в методических пособиях, от бледного к более насыщенному. Сделав по требованию преподавателя такое бледное изображение, дети отказываются его совершенствовать.

Техника работы лессировками практически недоступна в практике работы с детьми в обычных учебных заведениях. Эта техника требует хорошего знания основ цветоведения, последовательности нанесения слоев цвета, таким образом, чтобы каждый ранее нанесенный цветовой слой выстраивал определенную живописную структуру изображения.Использование цвета в изобразительной деятельно­сти детей, как мы уже отмечали, проходит этапы контурного обозначения цветом, частичного заполнения контуров отдельных предметов и, наконец, полного заполнения пространства листа.

Интересный факт: маленькие создают очень обоб­щенные и целостные живописные работы в силу недостаточности знаний об окружающем мире. Когда эти знания начинают расти, увеличивается коли­чество элементов изображения, но при этом пропа­дает известная доля выразительности живописного решения. Те же работы младших школьников, учени­ков 4 —6 классов, которые мы часто выделяем как луч­шие, носят плоскостной, декоративный характер, что и придает им обобщенность, типичную для творче­ства дошкольников.

Процесс развития живописной композиции ребен­ка можно условно разбить на три этапа:

1) «декоративный» — определяет творче­ство детей дошкольного возраста и отличается плоскостным, чистым использованием цвета, взятого из палитры красок. Композиция либо фризовая, либо с очень высоким горизонтом.

2) декоративно-живо­писный — при соответствующем показе и обучении у детей появляется попытка смешивать краски и доби­ваться различных живописных оттенков. Но объекты, даже при объемном линейном построении, в цвете ре­шаются плоскостно. Например, если ребенок рисует дом с двумя стенами, при некоторых попытках передачи перспективы, то в цвете они фиксируются одинаково, без выделения света и тени. Композиция усложняется, когда дети при передаче пространства используют эле­менты загораживания.

«Декоративно-живописный» способ исполнения типичен для учащихся начальных классов, которые при соответствующем обучении могут делать анализ живо­писной поверхности предметов при выполнении натур­ных заданий.

3) живописно-пространст­венный — может наблюдаться у некоторых детей с 11 — 12 лет. Этот этап характеризуется умением передавать трехмерность объектов не только линейным построе­нием, но и выделением светотени живописными сред­ствами. Сначала определяются светлотные данные цвета, Например, найденный сложный цвет предмета берется на свету светлее, а в тени, соответственно, темнее; позднее в тени отмечаются рефлексы, появле­ние которых означает начальное освоение основ реа­листической живописи; далее приходит умение при­менять сочетания теплых и холодных цветов и т. д.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.