Средство поэтической выразительности. Сравнение. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Средство поэтической выразительности. Сравнение.

2017-06-12 541
Средство поэтической выразительности. Сравнение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сравнение – это троп, основу которого составляет уподобление некоторого явления или предмета другому на основе определенного общего признака. Цель, которую преследует это средство выразительности, - выявить в данном объекте важные, новые для субъекта высказывания различные свойства.

Выделяют в сравнении: сравниваемый объект (который называется объектом сравнения), предмет (средство сравнения), с которым происходит данное сопоставление, а также общий признак (сравнительный, по-другому – «основание сравнения»). Одной из отличительных черт этого тропа является упоминание и о том, и о другом сравниваемом предмете, общий признак же при этом указывается вовсе не обязательно. Следует отличать сравнение от метафоры.

Данный троп характерен для устного народного творчества.

Имеются различные виды сравнений. Это и построенные в виде сравнительного оборота, который образован с помощью союзов. Имеются также бессоюзные сравнения, которые представляют собой предложения, имеющие составное именное сказуемое. Образованные с помощью существительного, употребленного в творительном падеже. Есть и отрицающие.

Сравнение как прием используется широко в художественной речи. С помощью него выявляются параллели, соответствия, сходства между людьми, их жизнью и природными явлениями. Сравнение, таким образом, как бы закрепляет различные ассоциации, которые возникают у писателя. Нередко этот троп представляет собой целый ассоциативный ряд, который нужен для того, чтобы появился образ.

В народной поэзии используются широко устойчивые сравнения, которые представляют собой сравнения с опорой на традицию, применяемые в определенных ситуациях. Они являются не индивидуальными, а взятыми из запаса народного певца или сказителя. Это образная модель, которая легко воспроизводится в необходимой ситуации. Конечно, и поэты, которые опираются на фольклор, в своем творчестве используют подобные устойчивые сравнения.


БИЛЕТ №18

1. М.А. Салтыков-Щедрин. Сказки для «детей изрядного возраста» (на примере произведения «Премудрый пескарь»).

В «Сказках для детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин показывает, насколько духовно скудной и порочной оказывается человеческая жизнь, утратившая высшее предназначение. Используя такие приемы создания комического эффекта, как аллегорию (иносказание), гиперболу (преувеличение) и гротеск (сильное преувеличение, выводящее изображаемое в сферу фантастики), писатель поднимает не только конкретно-исторические проблемы последних двух десятилетий девятнадцатого века, но и общечеловеческие, вневременные – проблемы нравственного выбора, смысла жизни, предназначения человека.

В сказке «Премудрый пескарь» в аллегорических образах пескаря и щуки отражаются трусливый, соглашательский характер русского либерализма конца XIX века и самодержавие, не способное изменить свою «хищную» природу. Скрываясь всю жизнь от щук, пескарь, по сути, позволял им тем самым делать всё, что они хотят.

Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой – дума о себе? Страх, появившийся еще до рождения пескаря, был передан ему в рассказах отца, однако если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пескаря» уже трудно назвать жизнью – это скорее страх, растянутый более чем на сто лет. Цель жизни пескаря – «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что он делает, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пескаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.