Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-11 | 365 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
и позволяет выявить авторское понимание категории красоты. Портрет может представлять собой одноразовое описание или
состоять из нескольких описаний с различной степенью удалённости друг от друга. Концентрированные портреты свойственны эпизоди ческим персонажам, рассредоточенные — главным.
Структура портрета может быть простой или сложной. К пор третам простой структуры относятся портреты-детали, состоящие из описания одной портретной особенности, и портреты-зарисовки, состоящие из описания нескольких деталей. В портретах сложной структуры портретные компоненты представлены в комплексе, на пример; «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся белень кая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её округлых плечах» (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»).
Более сложный вид — портрет-сравнение. Автор прибегает к это му виду портретной характеристики в тех случаях, когда ему необ ходимо вызвать у читателя определённые ассоциации. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» рассказчик представляет главного героя, Ивана Северьяновича Флягина; «... он был в пол ном смысле слова богатырь, и при том типический простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого».
246 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017
Ещё более сложной формой является портрет-впечатление. При почти полном отсутствии портретных деталей он оставляет у читателя яркое впечатление и побуждает домыслить созданный автором текста образ. Таков портрет, созданный А. А. Фетом:
|
Ты вся в огнях. Твоих зарниц И я сверканьями украшен; Под сенью ласковыхресниц
Огонь небесный мне не страшен.
Но я боюсь таких высот, Где устоять я не умею.
Как сохранить мне образ тот, Что придан мне душой твоею?
При первом знакомстве читателя с героем обычно даётся экспо зиционный портрет. Ф. М. Достоевский, явно желая расположить читателя к своему герою, представляет Родиона Раскольникова: «Кстати, он был замечательно хорош'собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
В лейтмотивном портрете за персонажем закрепляется какая-либо индивидуализированная деталь, которая повторяется на про тяжении всего повествования. Например, лейтмотивной деталью в портретных зарисовках Матрёны («Матрёнин двор» А. И. Солже ницына) становится «лучезарная», «добрая» улыбка. Портрет «про светлённой» Магрёны становится средством раскрытия внутреннего мира героини, в котором царят покой, мир и благость.
Психологический портрет выражает то или иное состояние пер сонажа. В Мармеладове (Ф. М. Достоевский. «Преступление и на казание») было что-то «... очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, — пожалуй, был и смысл, и ум, — но в то же время мелькало как будто и безумие».
Портрет может сопровождаться авторскими комментариями, как, например, портрет Печорина в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
Сложились две разновидности психологического портрета: 1) портрет, подчёркивающий соответствие внешности героя его вну треннему миру; 2) портрет, контрастирующий с внутренним миром героя. Например, в романе «Герой нашего времени» обнаруживается
Словарь литературоведческих терминов и справочные материалы |
несоответствие внешнего облика Печорина (напускное равноду шие, холодность, спокойствие) его подлинным душевным качествам, страстности его натуры. Зачастую портрет содержит в себе авторскую оценку персонажа (например, портрет Ольги в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина или Элен в «Войне и мире» Л. Н. Толстого).
|
ПОСЛАНИЕ — произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам). Например, послания А. С. Пушкина «К другу стихотворцу», «К Чаадаеву», «И. И. Пущину»; послания С. А. Есенина «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо к деду», «Письмо к сестре» и др.
ПО$МА (от греч. poiem - творить, poi ета- творение) - лиро-эпическое произведение с повествовательным или лирическим сю жетом. Своеобразие поэмы основано на сочетании повествователь ной характеристики действующих лиц, событий и пр. и их раскрытия через восприятие и оценку лирического героя, повествователя, игра ющего в поэме активную роль.
В зависимости от художественной позиции автора и художествен ных приёмов выделяются героические, романтические, лирико-пси-хологические, философские, исторические и др. поэмы («Медный всадник» А. С. Пушкина, «Мцыри» и «Песня про купца Калашнико ва» М. Ю. Лермонтова, «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, «Двенадцать» А. А. Блока, «Реквием» А. А. Ахматовой).
ПОРТИКА (от греч. p о1енке — поэтическое искусство) - раздел теории литературы, изучающий структуру литературных произведе ний и систему используемых в них изобразительно-выразительных средств. Термином «поэтика» также обозначают систему художест венных средств, характерных для писателя, определённых жанров, литературного направления эпохи.
ПРИЁМ - конструктивный принцип организации литератур ного произведения: сюжетно-композиционный, жанровый, стили стический.
Например, приёмы в области композиции: введение внесюжет-ных элементов, смена точек зрения; приёмы стилистические-, мета форы, инверсии, повторы и т. д.
248 Литература. Подготовка к Е ГЭ-2017
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!