Подводя итоги, отметьте, что образы рек в «Слове о полку Игореве» наделены разнообразными функциями: сюжетными, символическими — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Подводя итоги, отметьте, что образы рек в «Слове о полку Игореве» наделены разнообразными функциями: сюжетными, символическими

2017-06-11 570
Подводя итоги, отметьте, что образы рек в «Слове о полку Игореве» наделены разнообразными функциями: сюжетными, символическими 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

и др.

9. В каких произведениях русской классики рассказывается о горе ма­ тери, потерявшей сына-воина, и в чём эти ситуации можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?

В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потеряв­ ших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литерату­ ры начиная с XII века. Так, в письме Олегу Святославичу, примыкающему

к «Поучению» Владимира Мономаха, ярко выражено чувство скорби отца, потерявшего любимое чадо. В «Повести о разорении Рязани Батыем» ря­ занский князь Юрий Ингваревич оплакивает своего бесстрашного сына Фёдора, бросившего дерзкий вызов нечестивому иноверцу и погибшего страшной, мучительной смертью.

10. 3* к. N133


132 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

В качестве литературного контекста используйте произведения авто­ ров XIX и XX веков. Вспомните стихотворение Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская», роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (гибель юного Пети Ростова, трагедия его матери), «Белую гвардию» М. А. Булгакова (героиче­ ская смерть полковника Най-Турса и стойкость его матери), «Тихий Дон» М. А. Шолохова (горе Ильиничны, потерявшей старшего сына Петра в братоубийственной гражданской войне) и другие произведения. Обо­ снуйте приведённые примеры. Например, укажите на трагическую судьбу сына Людмилы Штрум Анатолия - героя эпопеи В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», который гибнет во время Великой Отечественной войны. Ав­ тор скорбно замечает: «Все люди виноваты перед матерью, потерявшей на войне сына, и тщетно пробуют оправдаться перед ней на протяжении истории человечества».

 

Обобщая сказанное и сопоставляя приведённые примеры со «Сло­ вом...», отметьте черты русского национального характера, сближающие матерей разных эпох. Именно они позволяют героиням отечественной словесности с достоинством пережить выпавшие на их долю страшные испытания, не озлобиться на жизнь, не сломиться под ударами судьбы.

 

15. Какую деталь «вещного мира» лирической героини А. А. Блок делает

 

психологическим «знаком беды» и почему («О доблестях, о подвигах, о сла­ ве...»)?

Прежде всего внимательно прочитайте стихотворение А. А. Блбка и выявите деталь, символизирующую уход, расставание. Выполняя зада­ ние, помните, что деталь является художественно значимой подробно­ стью. С одной стороны, она является частью человеческой реальности, с другой — художественным элементом, с присущей ему иносказательно­ стью. Специфика вещного мира является одной из важнейших составля­ ющих поэтики писателя.

 

«Синий плащ», в котором лирическая героиня уходит в «сырую ночь», становится «знаком беды», так как лиловый и синий цвета в символике Блока обозначают крушение мечты о счастье. «Синий плащ» не просто элемент костюма, верхней одежды, это символическая форма защиты «милой» и «нежной» избранницы героя от враждебности промозглого тёмного мира. «Синий плащ» - единственный «цветовой» образ моно­ хромных сновидений героя, он позволяет показать, насколько важна была для него та, ради которой можно было забыть «о доблестях, о подвигах, о славе...».

 

Подводя итоги, укажите, что данное произведение не единствен­ ный текст, в котором А. А. Блок использовал образ синих одеяний.


 

10'


Справочные материалы к ответам части 2. Вариант 2  

 

В стихотворении «За холмом отзвенели упругие латы...» героиня одета аналогичным образом («Надо мною ты в синем своём покрывале,/С ис­ целяющим жалом — змея»),

 

16. В каких произведениях русской лирик и и зображается переломный мо­ мент в жизни лирического героя — подведение итогов молодости, прощание с любовью, надеждами, юношескими мечтами?

 

Отметьте, что первая строчка стихотворения А. А. Блока отсылает чи­ тателя к началу пушкинского текста: «Любви, надежды, тихой славы...» («К. Чаадаеву»), содержанием которого является изображение переломных моментов в жизни лирического героя (отказ от «забав юности», поиски иных, высших истин, обретение новых общественных идеалов).

 

Укажите, что среди произведений заявленной тематики выделяет­ ся также пушкинское «Вновь я посетил...», исполненное философских размышлений о человеке и природе, времени, памяти, судьбе. В элегии утверждается обновление как закон природы, происходит примирение лирического героя с неизбежным старением, поскольку он приветству­ ет «племя младое, незнакомое». Покажите, что прощанию с надеждами юности посвящено значительное число стихотворений М.Ю.Лермон­ това («Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён...» и др.). Так, в эле­ гии «И скучно и грустно...» герой опровергает юношеские стремления к счастью, любви, страсти. Ощущение отшумевших радужных мечтаний молодости выражено в произведении «Выхожу один я на дорогу...»: «Уж не жду от жизни ничего я,/И не жаль мне прошлого ничуть». Однако утра­ та земных надежд сочетается с ожиданием духовных свершений: «Начать готов я жизнь другую,/Молчу и жду; пора пришла» («Гляжу на будущность с боязнью...»).

 

Делая выводы, подчеркните разнообразный характер ностальгических итоговых стихотворений у названных поэтов и вместе с тем общность гу­ манистической значимости их творчества.

 

17.1. Докажите, что баллада В. а. Жуковс ко го о Светлана» исполнена

 

«русского духа».

 

Формируя развёрнутое высказывание на эту тему, вспомните, что рождение русской баллады было связано с выявлением национальной темы и уяснением специфических особенностей русского характера. Подчеркните оригинальный характер сюжета, который обусловлен на­ циональной русской культурой (действие «Светланы» происходит во вре­ мя Святок — в тот период русской жизни, когда, по давно сложившимся


134 Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017

 

обычаям, гадания девушек на свою судьбу сделались традицией). Назови­ те фольклорные приёмы, используемые автором.

 

Поразмышляйте над национальным характером героини и её сужено­ го, раскройте нравственные истоки их жизненного выбора, смысл финала баллады. Процитируйте зачин произведения и прокомментируйте сцену гадания. Подчеркните, что очарование молчаливой Светланы, верной на­ родным религиозным идеалам и традициям, заключается в умении поко­ риться судьбе, терпеть и не роптать, кротко сносить испытания, верить в благость Творца и его предначертаний:

 

Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье -лживый сон; Счастье - пробужденъе.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.