Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Проведение природоохранных акций в ДОУ

2017-06-11 604
Проведение природоохранных акций в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект в экологии. Конкретные примеры использования ресурсов, последствия этих воздействий на природу и здоровье людей, должны быть взяты на вооружение дошкольными педагогами с целью развития у детей начальной позиции по этому вопросу.

Цель: развитие у детей дошкольного возраста представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека с природой, об универсальной ценности природы, а так же развитие экологического сознания посредством природоохранных акций.

При внедрении в практику работы ДОУ природоохранных акций решались следующие задачи:

• анализ учебно-методической литературы относительно данной проблемы;

• разработка и апробация на практике природоохранных акций и выявление их эффективности при формировании представлений о взаимосвязи Человек – Природа;

• формирование системы элементарных научных экологических представлений доступных пониманию ребёнка (прежде всего как средства становления осознано - правильного отношения к природе);

• формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения, и элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде в процессе организации и проведения природоохранных акций.

Экологическое сознание – это общественное сознание, отражает взаимоотношение человека с природой в их динамике развития.

Формируется экологическое сознание на протяжении всей жизни человека под влиянием идеологии, политики, искусства.

Показатель зрелости экологического мышления человека – это осознанные действия, поступки человека, направленные на сохранение природы.

Все это воспитывается в дошкольном возрасте. Поэтому бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – начальный этап развития личности ребенка. А значит, именно в этом возрасте задача по развитию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой остается актуальной. К данной проблеме проявили интерес П.Г. Саморукова и Л.М.Маневцова в своей книге «Мир природы и ребенок».Они раскрывают экологические проблемы пути их решения через экологическое воспитание подрастающего поколения. Акцент авторы делают на влияние человека на природу, а соответственно воспитание у детей гуманного отношения к природе. «Отношение к природе – гуманное, познавательное, эстетическое теснейшим образом связано с содержанием осваиваемых ребенком знаний. Знания экологического содержания регулируют и направляют поведение и деятельность детей в природе. Особое место в формировании отношения к природе занимают знания о законах природы, доступные пониманию детей».

Автор программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова подчеркивает неразрывную связь человека с природой. Она считает, что с первых лет жизни нужно воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Особое внимание Н.А. Рыжова уделяет формированию целостного взгляда на природу, место в ней человека, первоначальных представлений о существующих в природе взаимосвязях и на этой базе основ экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

C.Н.Николаева определила круг знаний, который необходимо дать детям дошкольного возраста по формированию у них представлений о взаимодействии человека с природой. В программе “Юный эколог “ С.Н.Николаевой три стержневые линии: человек – живое существо; использование человеком природы; охрана природы человеком. Каждая линия включает знания и отношение ребенка. Автор делает акцент на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. По мнению С.Н. Николаевой необходимо знакомить детей с элементами экологической безопасности.

А. А. Плешаков считает, что необходимо формировать у детей представление о единой картине мира; воспитание социально – активной личности, способной к психологическому мышлению, бережно относящейся к богатствам природы и общества. Ведущими идеями при этом являются: рассмотрение мира в единстве, во взаимодействии и взаимозависимости; единство природы и общества; противоречия в системе ”природа и общество”, пути его разрушения; сохранение природы, её многообразия, её охрана.

А.Е. Тихонова предполагает, что стержнем идей экологического образования является реализация взаимосвязей человека с природой через труд.

На основе анализа научно-методической литературы, исследований по экологическому воспитанию выявлена эффективность системного и программно-целевого подходов к вопросу формирования системы элементарных научных экологических представлений, доступных пониманию ребёнка, первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребёнка поведения. Как показывает сделанный анализ литературных источников в содержании многих программ и разработок преобладают знания биоэкологии. При этом особо популярны темы, связанные с охраной редких растений и животных. Среди них есть очень интересные разработки, но детям нередко предлагается запомнить большое количество названий животных, организмов, которые они никогда не видели и, вполне вероятно не увидят и в дальнейшем. То есть отбор знаний в этом случае скорее способствует механическому воспроизведению полученной информации, не затрагивая его эмоциональной сферы, не формируя мотивацию к деятельности.

Прослеживается и такой момент, когда детям даются представления о негативном влиянии человека на природу, о ее катастрофическом ухудшении (загрязнение воды, воздуха ведет к необратимым процессам). Это травмирует психику ребенка, пугает его и, при этом, не дает практически разрешения проблемы.

Развитие у детей представлений о взаимосвязи человека и природы имеет особую важность и актуальность в дошкольном возрасте, что доказано многими авторами. Эта проблема является первостепенной и актуальной на первой ступени непрерывного образования. Этой ступенью является – дошкольное образование. Если упустить этот момент в образовании, то подрастающее поколение вырастет безжалостным варваром по отношению к природе; бездуховной, лишенной экологического мировоззрения личностью. Развитие начал экологической культуры личности; осознание себя как части природы; понимание того, что в природе все взаимосвязано; обучение азам экологической безопасности нужно начинать в детском саду. И многое из того, что усвоят дети в детском саду, они понесут во взрослую жизнь, и не исключено, что наши дети смогут исправить ошибки сделанные родителями по отношению к природе.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.