Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся

2017-06-11 496
Обстоятельное психологическое исследование В.А.Ясвина, посвященное проблеме формирования субъективного отношения к природе на основе единения с ней, показало, что сложившийся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

культурно-историческийопыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, устойчивое сосуществование на планете сообщества людей и природы. В современном обществе преобладаетпрагматизм

— природу рассматривают лишь с позиций пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считает себя «выше, значительнее» их. Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе, взаимодействие с ней по этим нормам. Необходим поиск психолого-педагогическихмеханизмов коррекции сложившегося отношения к природе.

Исследованием установлено, что новым типом отношения к природе должно стать субъектно-этическое отношение, которое характеризуется личностной установкой на партнерское (с позиции этических норм)взаимодействие с живыми существами. Проблема формирования такого отношения может быть с успехом решена в процессе экологического образования, если его методология предусматривает не объективный взгляд на природу (как на окружающую среду), а субъективный — как на ценность, как на одухотворенный личностью «мир природы». Важнейшим компонентом такого отношения являетсяпоступок. Формированиесубъектно-этическогоотношения к природе обеспечивается системой психологических механизмов, которые оказывают воздействие наперцептивно-эмоциональную,когнитивную и практическую сферу личности.

В исследовании представлены характеристики субъективного отношения к природе на разных этапах онтогенеза личности (дошкольный, школьный, юношеский, взрослый), на основе которого строится психолого-педагогическаякоррекция. Нельзя полностью согласиться с автором по поводу его рекомендаций для работы с дошкольниками, которые предусматривают нейтрализацию взглядов прагматического взгляда на природу и использование антропоморфизма (очеловечивания природы). Нейтрализация взгляда на природу с позиций «пользы и вреда» необходима — с дошкольниками в лес надо идти не загрибами-ягодами,а за прекрасными впечатлениями, среди которых иногда бывают и «вкусные впечатления» в видегрибов-ягод.Антропоморфизм как механизм приобщения детей к природе нежелателен — они и так его получают в достаточном количестве через сказки. Использование антропоморфизма тормозит развитие начал экологического сознания у детей, противоречит когнитивному и практическому подходу в формированиисубъектно-этическогоотношения к природе - практическое взаимодействие ребенка с живыми существами будет этическим (гуманным) только в том случае, если оно строится на основе учета их жизненно важных потребностей понимания самоценности и хрупкости жизни. Такой подход представлен в ряде педагогических исследований, посвященных непосредственно фор мированию у дошкольников отношения к природе (Чэнь Цзюнь-Тянь,В.Г.Фокина, 3.П.Плохий В.Д. Сыч, И. А. Комарова, М. К. Ибраимова и др.). Исследованиями выявлен ряд общезначимых фактов.

•Отношение к природе поддается формированию: у дошкольников отношение не носит обобщенный характер — это отношение к тем конкретным объектам и явлениям, которые входят в пространство их жизнедеятельности.

•Личностное (субъективное) отношение к природе у ребенка появляется на основе интереса к явлениям, объектам, событиям, процессам и происшествиям, с которыми знакомит его воспитатель, т. е. на основе знаний.

•Формирование отношения и его проявление всегда связаны с деятельностью — трудовой, игровой, изобразительной, конструктивной, деятельностью наблюдения.

•Первоосновой возникновения у ребенка отношения к природе служит непосредственный контакт с самой природой, пребывание в ней, его визуальное или практическое взаимодействие с живыми существами.

•Отношение к объектам и явлениям природы у дошкольника появляется только на основе эмоций — чувственные впечатления рождают личностные переживания, которые и преобразуются в отношение.

•Формирование отношения к природе, появление у ребенка эмоционального интереса к ней сопряжено с поиском специальных педагогических приемов (как отдельных, так и комплекса), вызывающих у него личностные переживания.

•Отношение к природе может носить разные оттенки — бережное, заботливое, познавательное, эстетическое, ответственное, осознанноправильное, экономно-бережноеи др., характер формируемого отношения зависит от педагогической цели и технологии ее достижения.

Остановимся на некоторых позициях.

Значение знаний о природе для становления положительной отношения к ней отмечают абсолютно все исследователи. Имеется немало работ, предмет которых — отбор содержания и систематизация знаний, их проверка на доступность дошкольникам, влияние этих знаний на их развитие (Н.Ф.Виноградова, И.А.Хайдурова, Е.Ф.Терентьева, Н.Н.Кондратьева, Г.В.Кирикэ, Т.А.Маркова, Т.А.Федорова, Д.Ф.Петяева и многие другие). Косвенным результатом работы с детьми становится появление у них заинтересованного отношения к объектам, которые были в центре познавательной деятельности. Особо показательным в этом плане является исследование Н. Н. Кондратьевой: дошкольники усваивали систему знаний о живом организме — итогом стало понимание самоценности

жизни, недопустимости, нанесения какого-либовреда живому существу. Исследователь отмечает: именно знания о живом организме, его целостности, связи со средой обитания оказали влияние на формирование у детей бережного, заботливого отношения к растениям и животным, к сохранению среды их жизни.

Знания о природе влияют на становление сознательного отношения: под влиянием обучения дети начинают понимать причинные связи и зависимости в природе, начинают учитывать их в своей деятельности, поведении. Убедительно это показано в исследовании И А. Комаровой.

Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей хорошее отношение к природному окружению — это результат специальной организации педагогического процесса. В одних случаях эффект достигается включением детей в практическую деятельность (трудовую, поисковую, изобразительную), в других — подключением дополнительного материала (чтение литературных произведений, демонстрация картин, просмотр телепередач и пр.), в третьих, взаимодействием, общением с живыми существами (особенно животными). В.Д.Сыч подчеркивает, что у дошкольников развить эстетические чувства и сформировать эстетическое отношение к природе средствами телевидения можно, но все же не исключаются экскурсии в природу, живое общение дошкольников с природой, восприятие ее натуральной красоты. Исследование Н.С.Изотовой, которая занималась со слепыми дошкольниками-формировалау них представления о живой и неживой природе, убеждает в этом: дети чувствительны к живому, необходимо только педагогическое руководство в организации общения.

З.П. Плохий обращает внимание на правильное поведение взрослых: их отношение к растениям, животным, среде их обитания, доброжелательная атмосфера, исходящая от них, становятся факторами воспитания в детях положительного отношения к природе. Большое значение имеет игра (ведущая деятельность дошкольного периода); она вызывает положительные эмоции — ребенку радостно, и он готов воспринимать и усваивать все, что она несет в себе. С игрой ребенок: быстро включается в любую деятельность, вникает в ее содержание, запоминает разные сведения, правила и легко их выполняет. Исследование И.А.Комаровой убедительно доказывает: посредством игровых обучающих ситуаций даже у средних дошкольников формируется осознанное отношение к растениям — они понимают, что они живые, хрупкие и с ними надо осторожно обращаться, что им требуются определенные условия; легко включаются в уход за ними.

Все детские психологи обращают внимание на значение эмоций в развитии детей. А. В. Запорожец подчеркивает: в нравственном воспитании имеют значение движущие мотивы поведения, поэтому необходимо, чтобы нравственные представления были понятны детям и вызывали положительный эмоциональный отклик на их обязанности.

 

                      зависимостей между любым живым организмом и средой его
  Отношение к природе имеет разные оттенки, что связано с обитания. Без учета потребностей конкретного растения, животного
  направленностью воспитательно-образовательного процесса, невозможно правильное, а значит, гуманное взаимодействие с ним.
  личностными особенностями ребенка. В последние годы Под «осознанным» подразумевается то, что ребенок владеет
  произошло осознание постулата, что ресурсы природы не пониманием экологических зависимостей на вербальном уровне: он
  бесконечны, что расходуются они подчас расточительно, что может сам сказать, пояснить (при хорошем развитии речи), почему
  побудило педагогов к поиску такого экологического содержания, надо так поступать, или (при недостаточном развитии речи)
  которое помогло бы уже в дошкольном возрасте воспитывать у понимает слова взрослого, который ему объясняет, просит,
  детей экономно-бережное отношение к предметам, материалам, запрещает. При этом имеется в виду, что эмоциональней аспект
  природным ресурсам, Бережно относиться к растениям, животным - отношения присутствует в нем как обязательный, так как он
  это понятно: там самоценна жизнь. Бережно относится к предметам, обеспечивал весь процесс его формирования.
  имуществу это другое, ведь они включены в категории неживого. Осознанно-правильное— это общее {базовое) отношение дошколь-
  Более традиционным является подход с позиций вложенного труда: ника к природе, в разных ситуациях и у разных детей оно может
  вещи предлагают детям беречь потому, что затрачен труд, а к труду иметь эстетический, этический или познавательный оттенок.
  надо относиться с уважением. Исследование П. О. Абдулвагабовой, Красивое в природе, например с экологических позиций, рассматри-
  проведенное с детьми средней группы, демонстрирует именно   вается совершенно однозначно: прекрасно любое живое существо,
  такой подход.                 которое находится в оптимальных (т.е. полностью соответствующих
  Иной — эколого-экономический— подход к данному вопросу его потребностям) условиях, в которых оно полноценно растет,
  представлен в исследовании Т. А. Федоровой, в котором экономно- развивается и функционирует. Им можно любоваться — это красота
  бережное отношение к предметам быта, электроэнергии, отходам здорового организма, живущего в благоприятной среде. Другому
  (различным упаковкам) было стержнем формируемой у старших (хилому, слабому из-заплохих условий) — надо сочувствовать и
  дошкольников культуры взаимодействия с природой. Исследование помогать.  
  показало, что уже в дошкольном возрасте можно начать Контрольные вопросы
  закладывать первые основы природопользования, включать детей в
  доступные ресурсосберегающие виды деятельности, вырабатывать 1. Что такое экосистема? Какие объективные трудности существуют в
  у них экологически правильное поведение в быту.      
        познании экосистемы
  В самом деле, цепочка живое дерево — древесинаизготовление
  2. Возможно ли у дошкольников формировать представления об
  детского стулановый стул в детском саду — сломанный, а затем
  экосистемах? Какие исследования проведены на эту тему?
  починенный стул — неспиленное живое дерево убедительнее цепочки 3. Что такое отношение к природе? Какова психологическая сущность
  древесина — изготовление стула — новый стул в детском саду - отношения  
  сломанный и затем починенный стул, в которой не берется в расчет  
  4. Какими исследованиями доказано, что у дошкольников можно
  исходный материал как ресурс живой природы. В последние годы
  развить экологически грамотное отношение к природе? При каких
  многие практики, которые   занимаются экологическим
    условиях оно развивается?
  воспитанием дошкольников, проводят мероприятия по 5. Что важнее: представления о природе или отношение к ней?
  сбережению чистой белой бумаги, воды, приобщают детей к 6. Можно ли отношение к природе рассматривать в аспекте
  экономному ее расходованию. Это перспективное направление экологической культуры?
  экологического   образования.              
  Итак, формирование положительного отношения дошкольников к    
  природе – это важное направление экологического воспитания оно    
  отражает результат всей эколого-педагогическойработы с детьми,    
  является конечным ее продуктом и показателем. Каким может быть    
  это отношение?                    
  Экологическому подходу (а именно он нас интересует) более    
  других   отвечает характеристика   отношения    
  как осознанно-правильного.При этом под «правильным»    
  понимается такое отношение, которое сложилось на знании    
  конкретных экологических                

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.