История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-11 | 831 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Целенаправленным опросом называют интервью. Метод интервью получил широкое распространение в социальной психологии, психологии личности, психологии труда, но главная сфера его применения — социология. Поэтому по традиции его относят к социологическим и социально-психологическим методам.
Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер все время должен помнить, что он — исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.
Решающее значение при проведении интервью имеет:
- умение задавать вопросы;
- доверительный контакт между интервьюером и опрашиваемым;
- ни в коем случае нельзя допускать панибратства и утраты психологической дистанции;
- следует сохранять нейтральную позицию в процессе интервью и стараться не демонстрировать свое отношение ни к содержанию ответов и вопросов, ни к собеседнику».[35]
Метод анкетирования в психологии. Достоинства и недостатки метода анкетирования
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф. Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и опросил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже анкеты стали широко использоваться в психологии развития и психологии личности, в социальной психологии.
Анкетирование – это опрос с помощью анкеты.
Опросный лист – это специально оформленный список стандартизированных вопросов, направленных на выявление каких-либо психических особенностей личности (группы).
Существует и ряд отличий, не позволяющих рассматривать анкеты и опросники, как это иногда случается, в виде синонимов. Определяющим является различие в направленности: в отличие от анкет, выполняющих функцию сбора информации любой направленности, опросники нацелены на выявление личностных особенностей, в силу чего у них на первый план выходит признак не технологический (получение ответов на вопросы), а целевой (измерение личностных качеств).
Анкеты предназначены для самостоятельного заполнения испытуемым, без участия исследователя. Психологи часто обращаются к анкетированию в своей исследовательской практике.
В работе с детьми анкетный метод применяют обычно с возраста десяти лет, а до тех пор ответы могут фиксироваться интервьюером.
Виды анкетирования
1) открытые - не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты)
2) закрытые - т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению.
|
3) полузакрытые (частично закрытые или частично открытые) - вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
По числу респондентов:
1) Индивидуальное анкетирование (один респондент).
2) Групповое анкетирование (несколько респондентов). Аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
3) Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
Оформление и содержание анкеты
Большое значение имеет оформление анкеты, ее компактный, удобочитаемый и привлекательный вид. Эстетика и наглядность. Компоновать анкету или опросный лист необходимо, руководствуясь психологическими, а не предметно-логическими соображениями. Обычно анкета состоит из трех разделов:
1) Вводный - включает данные об организаторе опроса (учреждение, общественная организация, группа лиц), обращение к опрашиваемому, описание целей опроса, пояснения по заполнению анкеты. Здесь же следует заверить испытуемого (анкетируемого) об анонимности опроса. Вступление должно быть лаконичным и вежливым.
2) Основная часть - состоит из вопросов и места для ответов. При закрытых вопросах здесь же приводятся предлагаемые варианты ответов. При разработке анкеты тщательно учитываются требования к вопроснику,поскольку в процессе анкетирования уже нет возможности внести какие-либо коррективы. Диапазон основной массы психологических анкет имеет от 3 до 100 вопросов. На практике исследователи определяют число вопросов, сообразуясь со временем. Оптимальным считается 20 – 30 минут. В начале анкеты располагаются наиболее простые и нейтральные по смыслу вопросы. Их цель – формирование установки на сотрудничество, задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс обсуждаемых проблем. Более сложные вопросы, требующие анализа, размышлений, размещаются в середине анкеты. К концу анкеты трудность вопросов должна снижаться, здесь обычно размещают вопросы о личности опрашиваемого.
|
3) Заключительная часть анкеты - содержит выражение благодарности опрашиваемому, а иногда и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.
Достоинства метода анкетирования
1) Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.
2)Возможность осуществления компьютерной обработки информации.
3)При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.
4) Сочетаемость с другими методами (наблюдение, интервью).
5) Возможность сравнительного анализа и перепроверки данных.
6) Возможность вторичного анализа (с иными исследовательскими задачами).
7) Сравнительная экономичность.
8) Минимум влияния исследователя на опрашиваемого.
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!