Развитие представлений о предмете психологии: краткая характеристика этапов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие представлений о предмете психологии: краткая характеристика этапов

2017-06-11 19725
Развитие представлений о предмете психологии: краткая характеристика этапов 4.94 из 5.00 17 оценок
Заказать работу

Развитие психологии как науки можно разбить на два периода:

1. Донаучный – в рамках религиозного и философского знания.

Особый вклад в построение предмета психологии принадлежит Аристотелю. Вершиной античных психологических изысканий считается его трактат О душе – первое систематическое исследование по проблеме души. Впервые здесь дается исторический обзор мнений предшественников по этому вопросу.

2. Научный — формирование психологии как самостоятельной науки.

Развитие психологии можно представить и в виде этапов:

Развитие истории психологии имеет многоэтапный процесс, который направлен на получение и развитие представлений о новейших методах психологического исследования и представлении о предметах. Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (донаучный этап - V век до н.э. - начало XVII века н.э.) о душе

Развивалась внутри философской науки, как ее составная часть. Данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. Ранние представления о психологии свя­заны с трудами древнегреческих философов и основаны на практическом познании человека, также на религиозных и ми­фических представлениях о мире (в основе лежали легенды, мифы, сказки, религия), которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления.

Выделяют три основных подхода, наиболее важных с точки зрения развития психологической мысли:

1) материалистическое: «Душа - тончайшая материя». Наиболее яркие представители этого направления Гераклит, Демокрит, Анаксагор.

2) направление идеалистическое: «Душа - боже­ственный разум». Представители направления Сократ и Платон.

3) направление дуализм. Представитель Аристотель.

II этап (научный период - XVII-середина XIX вв.) о сознании

В связи с развитием естественных наук, с помощью их опытно-экспериментальных методов стали изучать закономерности сознания человека. В XVIII веке психология развивается как наука о сознании. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основными ее авторами являются В.Вундт и Э.Б.Титченер. Основной задачей психологии по В.Вундту, является раз­ложение непосредственного опыта сознания на элементы, выде­ление связей элементов друг с другом и определение законов этих связей.

III этап (экспериментальный этап - середина XIX - начало XX в.) о поведении

Изучение психологии как науки о поведении. Дальнейшее развитие психологии связа­но с появлением критических взглядов на психологию «чистого сознания». Главной задачей психологии становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать (поступки или реакции человека, его поведение и т.д.) На данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии.

IV этап (начинается со второй половины XX века) о психики

Данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

Общее представление о психологии как о науке: предмет, задачи, проблемы

Психология как наука

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют:

1) естественные - изучают природу;

2) гуманитарные - изучают общество, культуру и историю;

3) технические науки - связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда.

Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики (как особой формы жизнедеятельности) и психических явлений.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» ( psyche — «душа», logos «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осо­знаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

Предмет психологии

Сначала предметом изучения психологии была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное. В настоящее время предметом изучения психологии являются психика и психические явле­ния как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

«В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда:

1) предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

2) предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности». [3]

 

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Суждения о природе и механизмах проявления психики:

1) Психикой обладает не просто живая материя, а лишь та, которая имеет специфические органы, обусловливающие возможность существования психики (т. е. нервную систему, нервные узлы и т. д.).

2) Главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, имеет способность получать информацию об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

3) Получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания.

Закономерности психики проявляются в реально существующих разнообразных психических явлениях.

Необходимо отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Однако наиболее часто встречается деление психических явлений на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности (см. рис.).

 

Рис. Структура психических явлений

Психические процессы

Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Главная отличительная особенность психических процессов (в сравнении с остальными психическими явлениями) состоит в том, что они имеют начало, течение и конец, т. е. обладают динамическими характеристиками, к которым в первую очередь относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.