Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Виды торможения по И.П. Павлову

2017-06-11 526
Виды торможения по И.П. Павлову 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
Тип торможения Вид торможения Краткая характеристика Биологическое значение
Безусловное Внешнее Отвлечение при действии неожиданных новых стимулов Смена доминанты, переключение на сбор новой информации
Запредельное Результат утомления «Охранительное торможение», защита нервной системы от повреждения
Условное Угасательное Ослабление реакции при неподкреплении условного стимула Отказ от неэффективных поведенческих программ, забывание неиспользуемых программ.
Дифференцировочное Прекращение реакций на сходный с условным, но неподкрепляемый стимул. Тонкое различение близких по параметрам сенсорных сигналов
Условный тормоз При предъявлении стимула, сигнализирующего, что вслед за условным раздражителем подкрепления не будет «Заперты», остановка текущей деятельности при определенных условиях
Запаздывательное Во время паузы между условным сигналом и отставленным от него подкреплением «Ожидание», «подкарауливание»

 

Динамический стереотип

Различные условные рефлексы постоянно взаимодействуют друг с другом. Если раздражители повторяются в определенном порядке, то между ними формируется взаимосвязь, характеризующаяся стереотипной последовательностью возникновения ответных реакций. При этом рефлексы соответствуют не столько данному раздражителю, сколько месту раздражителя в последовательной цепи их. Стереотип внешних проявлений реакций в виде секреции или движения был назван И. П. Павловым динамическим стереотипом или функциональной системностью. Термин «динамический» подчеркивает функциональный характер этого стереотипа (формирование и закрепление его только после соответствующих упражнений, возможность его переделки, угасание при длительных перерывах, ухудшение при утомлении, сильных эмоциях, заболеваниях и пр.). В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется, например, в последовательности фаз сложных гимнастических, тяжелоатлетических и других стандартно выполняемых движений. Переделка стереотипа в некоторых случаях представляет для нервной системы трудный процесс. Чтобы выработать новый стереотип, необходимо сначала угасить старый. Но хорошо закрепленный стереотип трудно подается угашению и может проявляться вновь при возникновении условий, которым он соответствовал. Динамический стереотип может быть связан не только с отдельными вегетативными или двигательными функциями, но и с целостней деятельностью организма, режимом жизни человека. Формирование таких динамических стереотипов имеет большое значение для человека. Социальная среда, воздействующая на него,— быт, учеба, работа, как правило, в течение более или менее длительного времени остается относительно постоянной (домашний и рабочий режимы, их темп и др.). За счет следового возбуждения клеток в нервных центрах стереотип запечатлевается в них в виде сложной функциональной системы, в которой все воздействующие компоненты среды сливаются в единый синтетический комплекс. Таким образом, стереотип можно характеризовать как систему условных рефлексов на совокупность раздражителей естественной среды. Системность облегчает деятельность. Человек, привыкший изо дня в день делать одну и ту же работу, обычно выполняет ее с большей легкостью. Однако образование прочного динамического стереотипа может наряду с положительным значением иметь и отрицательное. Привычка действовать по определенному стандарту затрудняет приспособление к новым условиям выполнения работы, к новому режиму жизни. В некоторых случаях при изменении ситуации, прочный динамический стереотип задерживает приспособление организма к реакциям, более соответствующим новым условиям труда и быта. Изменение привычных форм работы, режима жизни переживается тяжело и может привести к нарушениям некоторых функций организма, особенно у лиц пожилого возраста. Поэтому, как указывал И. П. Павлов, установление динамического стереотипа является положительным при стандартных условиях деятельности и отрицательным при варьировании этих условий и резком их изменении.

 

Механизмы образования временной связи

При сочетании индифферентного раздражителя с безусловнорефлекторным подкрепляющим рефлексом (например, пищевым) образуется временная связь между корковыми и подкорковыми центрами двух рефлексов: ориентировочного и подкрепляющего. Подумаем, что происходит с нейронами центров двух рефлексов, и какое это может иметь значение для образования нового рефлекторного ответа? При раздражении фоторецепторов (свет) происходит возбуждение нейронов сетчатки, верхних бугров четверохолмия, латеральных коленчатых тел таламуса и нейронов зрительной зоны коры. Кроме того, возбуждение охватывает и нейроны ретикулярной формации, и неспецифические ядра таламуса, и зоны зрительной коры, в которых происходит сличение полученного образа с тем, который уже хранится в памяти. Как видим, довольно большое число структур головного мозга находится в возбужденном состоянии во время предъявления зрительного сигнала. Вспомним, что нейроны могут какое то время хранить след возбуждения, мембрана нейрона остается частично деполяризованной, следовательно, возбудимость этих структур повышена. Одновременно, или через короткое время происходит возбуждение аналогичных структур вкусового анализатора. Следовательно, в головном мозге одновременно присутствуют нейроны с повышенной возбудимостью (рисунок 2).

Рисунок 6 Образование временной связи

Если такое сочетание одновременного повышения возбудимости нейронов повторяется неоднократно, да еще и подкрепляется приятным ощущением – вкус пищи – между нейронами образуется связь, которая называется временно. Эта связь будет существовать столько времени, сколько будет происходить подкрепление. Потом, постепенно, она без подкрепления угаснет.

Таким образом, И.П. Павлов экспериментально установил очень важный факт, который подтвержден впоследствии многочисленными исследованиями: при неоднократном сочетании раздражителей нейроны коры «умеют» устанавливать прочную связь. Эту связь могут устанавливать именно нейроны коры головного мозга. Во всех подкорковых отделах тоже наблюдается изменение возбудимости во время действия раздражителя, однако прочные связи могут устанавливать только корковые нейроны – удаление или разрушение коры полностью устраняет условный рефлекс. Возникает два вопроса: каким образом нейроны ЦНС могут довольно долго удерживать возбуждение и что происходит с нейронами при установлении прочной связи. Задав себе эти вопросы, мы должны перейти к обсуждению следующего раздела – механизмам памяти.

 

Виды памяти

Биологическая память – это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Можно выделить три вида биологической памяти, появление которых связано с различными этапами эволюционного процесса. Это генетическая память, иммунологическая и нервная память.

Память о структурно-функциональной организации живой материи определенного биологического вида – генетическая память. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты.

Неврологическая, или нервная память появляется у животных, обладающих нервной системой. Ее можно определить как совокупность нервных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. Неврологическая память использует не только собственные, специфические механизмы, которые обеспечивают адаптацию индивида к конкретным условиям проживания и деятельности. Неврологическая память включает в себя и более древнюю, генетическую память. Эта память формировалась в процессе эволюции вместе с формированием вида. Это та память, которая хранит все свойственные данному виду формы поведения, начиная от простейших безусловных рефлексов до довольно сложных форм врожденного поведения – инстинктов. Генетическая память лежит в основе поведения, обеспечивающего выживание вида.

Фенотипическая память – это память, которая формируется в процессе жизни индивида, является результатом научения и составляет основу индивидуального адаптивного поведения. Ее механизмы обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в процессе индивидуального развития.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.