История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Дисциплины:
2017-06-11 | 461 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Каpл Лешли (Lashley K.), посвятивший значительную часть своей жизни поиску пространственной организации памяти, закончил одну из своих книг следующими словами: «анализируя данные, касающиеся локализации следов памяти, я испытываю иногда необходимость сделать вывод, что научение вообще невозможно. Тем не менее, несмотря на такой довод против него, научение иногда происходит». В своих экспериментах Лешли обучал крыс решению опpеделенной задачи, а затем удалял один за другим различные участки коры мозга в поисках места хранения информации. Однако даже удаление 15-20% мозгового вещества не приводило к утрате следов, приобретенных в процессе научения. Оказалось, что для научения и памяти важны многие структуры мозга, а энгpаммы памяти распределяются между обширными областями коры и многократно дублируются. Пространственная и временная организация памяти связана со многими структурами мозга. Прежде всего, это височная доля, гиппокамп, миндалина и связанные с ними структуры, мозжечок и кора больших полушарий.
С двигательной памятью человека, и особенно со сложными формами автоматизированных движений, осуществляемых на подсознательном уровне, связана работа мозжечка. Установлено, что при нарушениях работы мозжечка человек вынужден сознательно контролировать каждый элемент сравнительно простых движений, которые раньше осуществлял автоматически, не задумываясь. Например, для того чтобы взять в руки и откусить яблоко, ему приходится сначала отдельно осуществить и полностью завершить акт хватания, сделав после этого остановку, затем поднять таким же образом руку на уровень рта и только после этого поднести яблоко ко рту. Следовательно, с мозжечком связана память на множество инструментальных условных рефлексов.
|
Функция гиппокампа в процессах памяти до сих пор точно не известна, хотя есть данные, свидетельствующие о том, что он связан с процессом запоминания, с кратковременной памятью, а также, вероятно, с оперативной памятью. Это парное образование относится к лимбической системе мозга и функционально взаимодействует с височной коpой. Люди с мозговыми нарушениями, локализованными в области гиппокампа, не могут хранить в памяти то, о чем узнали совсем недавно, или забывают о том, что уже начали или намеревались сделать после того, как дело уже начато. Например, им нелегко вспомнить лицо и имя недавно виденного человека, с которым их познакомили, однако память на давние прошлые события у них сохраннена. Можно также предположить, что работа гиппокампа как-то связана с другим процессом памяти - узнаванием. Есть также сведения о том, что активность гиппокампа соотносится с переводом информации из кратковременной в долговременную намять. В одном описанном в литературе случае, когда в результате неизбежного хирургического вмешательства у человека был удален гиппокамп, выяснилось, что этот человек сохраняет в памяти лишь то, что с ним происходит сейчас.
В экспеpиментах на животных тpудно получить состояние, сходное с антеpогpадной амнезией, поскольку у человека пpи этом состоянии наpушается усвоение словесной инфоpмации, что невозможно установить у животных. Но с помощью вживленных в гиппокамп электpодов у кpыс удалось обнаpужить повышение нейpонной активности в тот момент, когда животное оказывалось в знакомом месте лабиpинта. Как только кpыса покидала это место, активность контактиpующих с электpодами клеток гиппокампа пpекpащалась. Гиппокамп как будто «узнает» знакомые места, благодаpя чему у кpыс создается пpостpанственная каpта окpужающего миpа. Когда у кpыс, научившихся находить в лабиpинте кpатчайший путь к пище, удаляют гиппокамп, то они, попав снова в этот же лабиpинт, по много pаз посещают одни и те же ходы, как будто пpежде ничему не учились.
|
Пpи выpаботке условных pефлексов активность нейpонов гиппокампа мала, но пpи пеpеучивании (когда сначала подкpеплялся один из пpименяемых стимулов, а потом - дpугой) в них pегистpиpуется значительная активность. Кpоме того установлено, что после электpостимуляции клетки гиппокампа могут длительно, неделями, pазpяжаться после ее пpекpащения. Одновpеменно с этим в гиппокампе пpоисходят стpуктуpные изменения.
Суммирование данных о функциональной pоли гиппокампа позволяет предположить, что она состоит в пеpекодиpовании инфоpмации из кратковременной памяти в долговpеменную, пpи этом гиппокамп действует не в одиночку.
Кроме гиппокампа в формировании и организации следов памяти участвует медиальная височная область мозга. Л. Сквайр высказал предположение о том, что височная область мозга не является хранилищем информации, находящейся в долговременной памяти, но участвует в реорганизации нервных структур и в установлении связи с местами хранения такой информации, прежде всего с корой головного мозга. Такая реорганизация может быть связана со структурными изменениями нейронов. В настоящее время существует гипотеза о том, что запоминается полностью сенсорный отпечаток, т.е. все, что мы видим, слышим, ощущаем. А процесс консолидации заключается в формировании доступа к этой запечатленной информации.
Таламическая область, как предполагают, нужна для первоначального кодирования некоторых видов информации, получаемой через органы чувств. Поражения дорсомедиальной части таламуса приводят к неспособности к усвоению нового материала. Поражения медиального таламуса приводят к дегенерации нейронов лобной коры и сопровождаются нарушением способности переучиваться.
Найти определенные зоны коры, в которых хранится та или иная информация пока не удалось. Значительные повреждения, например, лобной коры не сказывались ни на памяти на предшествующие события, ни на способности запоминать, а вот постановка и удержание цели действия, выбор программы действия значительно нарушались.
Нарушения памяти
Различают антеpогpадную амнезию или неспособность к усвоению новой инфоpмации и pетpогpадную амнезию - утpату способности извлекать накопленную до поpажения мозга инфоpмацию. Ретpогpадная амнезия неpедко наблюдается вследствие сотpясения мозга, инсульта, электpошока. Обе pазновидности амнезий обнаpуживаются пpи хpонической алкогольной интоксикации (что является одним из пpоявлений т. н. Коpсаковского синдpома) и пpи маpазме, пpоявляющемся, напpимеp пpи болезни Альцгеймеpа.
|
Когнитивные формы научения
Научиться говоpить и писать, игpать на музыкальных инстpументах и водить автомобиль по гоpоду, выучиться pемеслам и, тем более, понять законы пpиpоды на основе pассмотpенных пpостых фоpм научения пpосто невозможно. Для этого недостаточно ассоциативных связей между pаздpажителями или между ситуацией и ответом оpганизма. Когнитивное научение (лат. cognitio - познание) фоpмиpуется у человека постепенно, по меpе созpевания неpвной системы, что позволяет устанавливать связи между отдельными элементами окружающего мира на основе усвоенных в прошлом опыте понятий. Таким образом, когнитивное научение связано с фоpмиpованием мышления и речи - этому вопросу посвящена отдельная глава.
Эмоции
Обычно эмоцию определяют как особый вид психических процессов, которые отражают не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Эмоции, безусловно, являются реакцией организма, возникающей в ответ на изменения во внешней или внутренней среде. Чем же отличается эмоциональная реакция от реакции слизистой желудка в ответ на поступление пищи, сосудистой реакции в ответ на изменение положения тела, стресса, наконец.
Вернемся к схеме поведенческого акта и попытаемся представить, на каком этапе может возникнуть эмоциональная реакция. Возникновению любой мотивации всегда предшествует неудовлетворение какой-либо потребности. Биологический смысл возникающих при этом неудовлетворении эмоций заключается в том, что это субъективное состояние, во-первых, сигнализирует о неблагополучии во внутренней среде (снижение концентрации глюкозы, осмотической концентрации), или является сигналом об изменении параметров внешней среды (холод, опасность), во-вторых, эмоции побуждают организм к преодолению препятствий, стоящих на пути достижения цели. Как видим, уже на этапе афферентного синтеза возможно возникновение эмоций и выполнение ими двух функций. Чувство неудовлетворенности усиливается при неудачной попытке достижения цели – полученный результат не совпадает с параметрами результата действия. Удовлетворение потребности, наоборот, формирует положительную эмоцию, которая субъективно сопровождается чувством удовлетворения, радости. Возникающие положительные или отрицательные эмоции помогают организму оценить во-первых, удовлетворена ли потребность, во-вторых, правильны ли и целесообразны были действия в процессе удовлетворения потребности.
|
Физиологическая роль эмоций
Биологическое значение эмоций определяется в первую очередь их оценочной функцией, потому, что только это субъективное ощущение позволяет животному и человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность и возможность ее удовлетворения. В процессе целенаправленного поведения с помощью эмоций происходит оценка вероятности достижения цели. Кроме того, эта функция эмоций проявляется в том, оценивается и ситуация во внешней среде. Состояние тревоги, страха, агрессии или интереса – это отражение отношения к тому, что происходит во внешней среде. Следует отметить, что далеко не всегда реальное воздействие совпадает с эмоциональной реакцией. Часто нам страшно, хотя точно известно, что никакого вреда извне не ожидается (просмотр фильмов, посещение стоматолога), иногда страшно, но и очень интересно, хотя угроза может быть вполне реальна.
Оценочная функция эмоций непосредственно связана с побуждающей функцией. Слово эмоция произошло от французского глагола «mouvoir», означающего «приводить в движение». Эта функция заключается в том, что эмоции индуцируют, побуждают к совершению действия, направленного на удовлетворение потребности.
Переключательная функция эмоций особенно ярко проявляется при конкуренции мотиваций, в результате которой определяется доминирующая мотивация.
Подкрепляющая функция заключается в том, что положительная эмоция становится реальным подкреплением для выработки условного рефлекса, наградой, к которой следует стремиться. Отрицательная эмоция – состояние, которого человек и животное стараются избегать. Таким образом, эмоциональная реакция способствует закреплению и сохранению биологически целесообразных форм поведения и устранению поведенческих реакций, утративших свое приспособительное значение.Эта функция эмоций чрезвычайно важна в приобретении жизненного опыта, в системе обучения как человека, так и животных.
Все исследователи признают, что эмоции чрезвычайно важны для общения между людьми и животными. Сообщения о внутреннем психическом состоянии передаются и принимаются с помощью проявления эмоций (мимика, жесты, голос, поведение в целом). Таким образом, эмоции выполняют и коммуникативную функцию.
|
Классификация эмоций
В первую очередь, определимся с тем, что же среди всех реакция организма является истинно эмоциями. По мнению Леонова А.Н. существует три вида эмоциональных процессов, которые можно выстроить по возрастанию силы реакции: чувства, собственно эмоции и аффекты.
· Первый уровень это чувства (любви, ненависти, интереса) – устойчивые представления о ситуации, которые формируются как специфическое обобщение эмоций.
· Второй уровень – собственно эмоции – они отражают отношение личности к складывающейся ситуации, и к ситуации, которая только планируется – оценивается вероятность успеха или неуспеха
· Третий уровень - кратковременное и сильное эмоциональное переживание, которое вызывается уже свершившимся событием - аффект
Согласно теории дифференциальных эмоций, эмоции бывают базисные (фундаментальные) и производные от базисных (ситуативные). Базисные эмоции в структуре поведенческого акта выполняют функцию побуждения. Это те эмоции, которые определяются доминирующей в данный момент мотивацией и формируют цель в соответствии с удовлетворением потребности. К базисным относятся 10 основных эмоций.
1. Интерес-волнение – наиболее частая положительная эмоция, мотивирующая исследовательскую деятельность, обучение, развитие навыков.
2. Радость – мотивирует созидание, творчество, это постоянно желаемая эмоция.
3. Удивление – эмоция, способствующая освобождению нервной системы от предыдущей эмоции и направляющая внимание на другой объект, мотивирует познавательные, исследовательские формы поведения.
4. Горе-страдание – эмоция, связанная с чувством одиночества, отсутствием контактов с людьми и жалостью к себе. Снижает энергетический потенциал человека.
5. Гнев – эмоция, связанная с агрессией, вызывает ощущение силы. Чувство храбрости, уверенности в себе.
6. Отвращение – эмоция, которая часто возникает вместе с гневом, но обладает собственными мотивационными признаками и субъективно переживается иначе.
7. Презрение – сопутствует гневу или отвращению. (Гнев, отвращение и презрение составляют враждебную триаду).
8. Страх – сигнал реальной или воображаемой опасности. Эта эмоция может и мобилизовать, и парализовать энергию.
9. Стыд - мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.
10. Вина – эмоция, возникающая при нарушениях морального, этического или религиозного характера.
Ситуативные эмоции появляются в процессе осуществления поведенческой реакции в результате оценки результатов отдельных этапов деятельности. Среди ситуативных эмоций выделяют эмоции успеха и неуспеха.
В рамках потребностно-мотивационной теории эмоций П.В. Симонова, развитой Г.И. Косицким, эмоции возникают в том случае, если перед организмом стоит цель (удовлетворение потребности), а средств для достижения цели недостаточно. Состояние напряжения (СН) является функцией цели (Ц), интенсивность напряжения зависит от соотношения необходимых (н) информации (И), времени (В) и энергии (Э) и существующих (с) у организма информации, времени и энергии. Эти соотношения можно выразить формулой:
СН = f Ц (Ин∙Вн∙Эн - Ис∙Вс∙Эс)
Первая стадия напряжения (СН I) – состояние внимания, мобилизации активности, повышение работоспособности.
Вторая стадия напряжения (СН I I) – максимальное увеличение энергетических ресурсов организма. Возникает стеническая эмоция, имеющая выражение ярости, гнева.
Третья стадия напряжения (СН I I I) - астеническая реакция, характеризующаяся истощением ресурсов, проявляется в виде эмоций страха, горя, тоски.
Четвертая стадия – (СН IV) стадия невроза.
Эмоции делят также на низшие и высшие. Низшие связаны с органическими потребностями и подразделяются на два вида гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, инстинктивные, связанные с половым инстинктом, инстинктом сохранения рода и другими поведенческими реакциями. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных и идеальных потребностей (интеллектуальных, моральных, эстетических и др.). Эти более сложные эмоции развивались на базе сознания и оказывают контролирующее и тормозящее влияние на низшие эмоции.
Проявления эмоций
Каждому человеку присущ свой, неповторимый тип эмоциональной реакции, однако есть и общие черты. Эмоции «запускаются» мозгом, но реализуются с участием вегетативной нервной системы. Общие черты, в основном, касаются «внутренней», вегетативной компоненты эмоциональной реакции, внешние проявления более индивидуальны. Вместе с тем, и внешние проявления эмоций имеют общие черты, которые позволяют эмоциям выполнять свою коммуникативную функцию, а нам правильно реагировать на проявление эмоций окружающих. Доказательством того, что внешние проявления эмоций универсальны, является тот факт, что мы легко узнаем по выражению лица состояние человека даже другой национальности и расы. При этом мы можем затрудниться в оценке индивидуальности представителя другой расы, но никогда не ошибемся и не примем выражение радости за проявление гнева или агрессии.
Итак, внешне эмоции проявляются в мимике – изменении выражения лица, в появлении специфических жестов (пантомимика). Эмоциональная реакция обязательно сопровождается изменением мышечного тонуса. Отрицательные эмоции стенического характера (агрессия, ярость, гнев) проявляются в виде повышения мышечного тонуса, хаотичных движений. Характерной чертой эмоциональной реакции является изменение голоса – спектр речи смещается в более высокочастотный диапазон. Интересно, что изменение голоса – это те внешние проявления эмоций, которые труднее всего скрыть.
Внутренние проявления эмоций связаны с изменением активности вегетативной нервной системы. Астенические эмоции характеризуются активацией парасимпатической, а стенические – симпатической нервной системы. При эмоциях изменяется частота сердечных сокращений, артериальное давление, происходит перераспределение кровотока – это эффекты адреналина и норадреналина.
Любая эмоция сопровождается изменением сопротивления (электропроводимости) кожи, или реакции КГР. Это обусловлено изменением потоотделения. Доступность регистрации кожно-гальванического рефлекса позволяет использовать его в качестве индикатора эмоциональной реакции человека.
Изменения электрической активности (ЭЭГ) коры больших полушарий тоже служат отражением проявления эмоций. Во-первых, при эмоциях, независимо от их знака усиливается тета-ритм (4 - 7 гц). Это объясняется активацией коры больших полушарий под влиянием структур лимбической системы. Кроме того, при положительных эмоциях отмечается усиление тормозного влияния лимбической системы на кору, что проявляется в увеличении амплитуды альфа-ритма на фоне усиления тета-ритма. При очень сильных положительных эмоциях может наблюдаться усиление высокочастотного бета-ритма и депрессия альфа-ритма. Такое соотношение ритмов более характерно для отрицательных эмоций. Однако если отрицательные эмоции приобретают застойный характер – глубокое горе, сильный страх, переходящий в оцепенение – на ЭЭГ вновь появляются медленные волны.
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!