Работа над носовыми звуками М и Н — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Работа над носовыми звуками М и Н

2017-06-09 95
Работа над носовыми звуками М и Н 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К концу курса преодоления нарушении звукопроизношения и назализации речи переходят к автомаппации новых произноси­тельных навыков, особенно к осознанному закреплению позиции поднятого и напряженного мягкою неба. В это время возможны проявления закрытой гусавости, когда при произнесении носовых звуков М и Н воздушная струя выдоха идет через ротовую полость. Такое явление, видимо, следует считать закономерным и связанным с недостаточной диффееренцировкой поднятия и опускания мягкого неба в потоке речи. Автоматизация такого навыка требует постепенности, немалого времени и хорошею самоконтроля. Для предупреждения развития признаков закрытй гнусавости в работу над всеми согласными попутно в план содержания включались подборки слов и предложений с носовыми звуками. Ниже представлен текстовой материал для работы над носовыми звуками, который используют и для устранения функциональной, органи­ческой закрытой ринофонии после удаления различных образова­ний, закрывающих просвет носа и смешанной ринофонии. При произнесении звука М смыкаются губы. Язык занимает плоское положение. Мягкое небо опущено, и воздух проходит в основном через нос. Голосовые складки смыкаются и вибрируют. При произнесении мягкого М средняя часть спинки языка приподни­мается, губы смыкаются крепче, углы рта слегка оттягиваются. Если звук М губной, то звук Н — переднеязычный. При произне­сении звука Н активно работает язык, кончик языка упирается в альвеолы верхних передних зубов. Мягкое небо опущено, выдох преимущественно идет в нос. При мягком варианте звука Н кончик языка прикасается не к альвеолам, а к верхним зубам, органы речи больше напряжены. Сначала обучают ребенка «мычать» носовые звуки, напевать, а затем - проговаривать продлевая их

УПРАЖНЕНИЕ 77 П роизнесение звукосочетаний, СЛОВ И

предложений:

ими эмэ мы-ми-мьи мумия Амман

емс ама мэ-ма-мьс мимо лимон

ямя омо ма-мя-мья время Мила

ёмё уму мо-мё-мьё темя Дима

юмю ымы му-мю-мью пламя миля

101


дом-Дема-Демьян мэр-мер-семье Мария-полымя-скамья намок-намек-скамьей метр-пример-премьер Няня Нину утром мыла, Нина мыла не любила Но не ныла Нина белильня-коренья дыня-дуэнья

мама мыть мрамор фильм мил мы май Мамай пальмы мел милый мыло мнение химия мял Михаил мякоть мед мой мал домна Велимир программа магазин мул мимоходом меняла метро мир муравей.

мол-мел

По-моему помоем Мотю

На мели мы налима ловили.

В лиманы манили Маню

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меда — много пчел

Мама Милу мылом мыла,

Мила мыла не любила

боярыня-хлопотунья

няня-ревунья

ребетня-певунья

башня-донья

В доме Поли мы поем. Мимо Пахом ехал верхом. Мамины именины. Эмма у ямы. Милую Маню мыли мылом.

Толя был мал — цветы мял. Фома не без ума, Ерема не без промысла.

Ерема, Ерема, сидел бы ты дома. Худ мой Устим, да лучше с ним. Думают думу без шуму. Ум да разум надоумят сразу.

Не умом побивают, а уменьем. О том, о сем, о пятом, о десятом..

Где скоком, где летом, где бочком, а где и ползком.

Сила ум ломает.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.

упражнение 78 Произнесение звука М в текстах.

«Маленькому мальчику дали мятную конфетку. Пососав ее, он резонно заметил — Фу, как дует.» (А. Аверченко)

УПРАЖНЕНИЕ 79 Произнесение звука Н в сочетаниях, словах, предложениях:

ЛИНИЯ вина он
Лина тяни она
Лена Нинель они
лиана няня диван
тент ливень тон

ини энэ ны-ни-ньи

ене ана нэ-не-нье

яня оно на-ня-нья

ене уну но-не-нье

юню ыны ну-ню-нью

Ульяна рано вьюн Диана Лунин Иван Антуан анальгин пианино Анна война ванна нива Нина няня нет ныть нюхать новый больной напевный ладонь нить ранний

дыня-дуэнья няня-ревунья белильня-коренья боярыня-хло­потунья ребятня-певунья луна-донья он-каньон кон-миньон

Анна на Дону. Нина звонила Тине. Дина делила дыню. Налево новый дом. Новый больной. У Лены новая тайна. Снова ангина. У Лени одеяние из льна.Антон натянул тент. Тут Феня и Таня. В июне ливень. Тоня тянет ноту напевно. Тень, тень,

102


потетень, мы упали под плетень! Няня, не унимай Нину. Ныне Ульяна ела дыню. Один в поле не воин. У нашей Натальи все люди канальи. Нил поймал линей, один мал, два- длиней «В Академии наук заседает князь Дундук» (А Пушкин). Нырять он умеет, только выныривать не умеет. Ни аза в глаза не знает. Ехал в Казань, а заехал в Рязань. И поедим, и спляшем только пашни не напашем. И не учен, да толчен. В Вильне, что в мыльне. Дон, Дон, а лучше дом. Рододендроны из дендрария. Хвались, да назад оглянись. Несут, несут, несут домой, домой, домой. Мелет и жернов, и язык. Леня пень пилил пилой. Я о нем ничего не знаю. Сплю под сенью осенней осины. упражнениь 80. Произнесение звука Н в текстах

Пинни-Гвинни Пинии, он Гвинни,

Веселый пингвин1 Купил апельсин

// Матвеева

«Знакомясь с одним трехлетним мальчиком крайне сосре­доточенного вида, я взял ею на колени и, не зная с чсю начать, спросил - Как ты думаешь, как меня зовут? Он осмотрел меня и ответил, честно глядя в мои глаза: - Я думаю - Андрей Иванович. На бессмысленный вопрос я получил ошибочный, но вежливый, дышащий достоинством ответ» (А. Аверченко) Мой подарок не увидеть, не надеть, мои подарок надо петь. Глядь, а навстречу пан, у пана — марципан.

РАБОТА НАД ГОЛОСОМ ПРЕОДОЛЕНИЕ РИНОФОНИИ

В процессе занятии с демьми воситанию голоса для преодоления носовою оттенка нужно уделять не меньше внимания, чем работе по формированию правильною дыхания и звукоироизношения. В упражнениях следуем скреплять чистоту, силу, модуляцию, средний регистр, грудное централь-ное звучание, но с учетом детских голосовых особенностей, и подачу ровной струи воздуха вперед к нижней губе Если звук «идет» правильно, то губы и кончик языка ощущают легкую вибрацию. Во время произнесения сочетании звуков и слов следят за нижнереберным (диафрагмальным) дыханием и направленным выдохом через рот, предельно активизируют мягкое небо и постоянно слушают себя. Эта работа трудоемкая, чрезвычайно индивидуальная, требующая контроля со стороны наставника, применения компьютера, качественного магнито-фона и различных приемов самослушания. Работа над речевым дыханием и звукопроизношением это и есть начало работы над голосом. При этом следует иметь, в виду, что в ходе

юз


восстановительного обучения нужно отрабатывать не голос как таковой, а процесс фонации в условиях речеобразования, поскольку чистота, выразительность и устойчивость голоса во время речи зависят от многих факторов, включая аэродинами­ческое обеспечение голосо- и звукообразования [Кузьмин Ю.И., Лопотко Е.С., 1984]. Здесь имеется в виду поддержание необходимого перепада подскладочного давления, оптимальное открывание рта и четкая дикция, создание необходимого воздушного давления в полости рта и т. д.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «ос­новное положение». Оно складывается из нескольких поочередно выполняемых действий: снятия напряжения в области плеч, шеи, затылочных мышц (представить свою голову и шею «цветком на стебельке»), слегка отведенных уголков рта в стороны и вперед, с расслабленными нижней челюстью и спинкой языка, хорошо поднятым мягким небом («позевок»), а также легкого расширения нижних отделов грудной клетки. Под наслоением привычек не спеша отыскивается индивиду­альный, естественный голос, возникающий свободно и легко. Для достижения этой цели издается звучание, имитирующее «вой ветра»: ввв ввв ввв, с переходом от короткого звучания к более длительному, затем — к подключению передних закрытых гласных И, Е, так как при ринофонии голос глухой и с добавочными шумами.

При раздражении околоносовых пазух и зон, других лицевых мышц значительно повышается тонус голосовых складок и внутригортанных мышц. Поэтому упражнения в произнесении сочетаний и слов сопровождаются сначала поглаживанием, затем постукиванием подушечками пальцев обеих кистей:

1) лобных пазух — от середины лба к вискам с произнесе­
нием И И И; от середины лба к ушным раковинам с
произнесением И И И;

2) верхнечелюстных пазух — от спинки носа к ушным
раковинам с произнесением ли ли ли, ви ви ви;

3) от середины верхней губы — к мочкам ушей с произне­
сением ви ви ви;

4) от углов рта к скуловым дугам с произнесением иви
иви иви;

5) под нижней губой — к скуловым дугам с произнесением
зи зи зи.

Далее основные этапы работы над голосом включают следующие задания.

1. Настройка голоса и укрепление устойчивости фонации с
преодолением зажатости челюстей и напряжений мышц шеи,
гортани и плечевого пояса.

2. Отработка голоса и дыхания с фокусированием звука на
губах.

104


3. Формирование мягкой атаки голоса.

4. Развитие широкого диапазона голоса.

5. Обеспечение помехоустойчивости, яркости и полетности
голоса.

6. Тренировка навыка усиления и ослабления голоса.
Настройка, тренировка устойчивости и легкости фонации.
упражнение 1. Настройку голоса и укрепление фонации

проводят в виде коротких бросков: ввв ввв ввв; затем — удлинения звучания в—в—в; л—л—л; включения в фонацию сочетаний: ви ви ви, ве ве ве, ли ли ли, ле ле ле; вив вив вив, вев вев вев, лил лил лил, лея лел лел, вил вил вил, лив лив лив, лев лев лев (звучание конечных согласных продлевают); ли ли лилл, ле ле лелл, ля ля лялл, лю лю люлл, лэ лэ лэлл, ла ла лалл, ло ло лолл, лу лу лулл. Лилия Лилия Лилия, Лель Лель Лель, Лола Лола Лола, Лева Лева Лева, Вова Вова Вова, Валя Валя Валя, воля воля воля.

Координирование активного выдоха через рот с голосом, речевого дыхания с перемещениями и подвижностью гортани, когда при произнесении звука И гортань занимает высокое положение, а при звучании У — низкое. Это задание отрабаты­вают вначале мысленно, затем шепотом и далее вслух.

упражнение 2 Поочередное произнесение сначала звуков И и У по три пары на выдохе десятикратно, далее —сочетаний гласных с контролем выдоха пальцами у губ: ие ия ис;

ию иы иэ; иа ио иу; уи уе уя; уа уо уы (звуки как бы слетают с губ).

упражнение з Проговариванис фраз с фокусированием звука на губах.

Друг уехал далеко. Эту сказку ты прочтешь тихо-тихо. Кто-то с зонтом хотел войти в дом. Против школы новый дом. Доброе утро я всем говорю.

Кура есть и есть петух. Муха есть, а где же Мух?

Г.Горбовск.ий.

Клюнул пестрый петух гладкий боб, гладкий боб. Боб подпрыгнул, и ему — прямо в лоб, прямо в лоб. Рассердился петух — ко-ко-ко, ко-ко-ко, И обидчика зарыл глубоко, глубоко...

О.Дриз

Отработка мягкой атаки звука проводится после произне­сения гласных с твердой атакой (для контраста), при которой голосовые складки, плотно смыкаясь, как бы сопротивляются

105

Зш 886


подскладочному давлению: Алла, Элла, агат, авиа, алый, алеут, аптека, апрель.

упражнение 4. Произнесение слов с мягким, менее плотным смыканием и со свободным колебанием голосовых складок, т.е. с мягкой инициацией голоса и фокусированностью звука на губах: улей улей улей;

ухо ухо ухо; утро утро утро; удаль удаль удаль; уют уют уют;

Ия Ия Ия; Ира Ира Ира; ива ива ива; или или или; олово олово олово; овод овод овод; опыт опыт опыт; опера опера опера.

Звук получается несколько удлиненным, богатым обертона­ми. При этом мягкое небо надо держать выше и энергичнее отодвигать его к задней стенке глотки.

упражнение 5. Закрепление мягкой атаки голоса во фразах, слова которых имеют гласные в абсолютном начале:

У Улея Юлия дует в свистулю и пулею пчелы летят.

«Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила».

Убирай один кулак.

Умный удод метлою удил; удочкой улицу мел крокодил.

Утка усатая мышку поймала.

Ужонок и еженок у ежевики.

Около ямы три хвои вялы. Охотник готов к охоте.

Иней лег на ветви ели, иглы за ночь побелели.

И швец, и жнец, и на дуде игрец. «Эх»,— ахнуло эхо.

Это было так.

Эна-бэна два полена. Отец в авиации.

Одно дело делай, а другое ведай.

У вашего Тита и пито, и бито.

Огонь — беда и вода — беда,

а пуще беды — и без огня, и без воды.

Это утро, радость эта....

Из-за ивы смотрит заяц.

Расширение диапазона голоса осуществляют в двух направ­лениях: понижении и повышении. В предыдущих заданиях добивались устойчивости, мягкости и чистоты голоса, речь звучала преимущественно в среднем регистре. В данном упраж­нении добавляют задание на развитие гибкости и модуляции голоса, выразительности голоса в целом, а также на отработку свободных «низов» и легких «верхов» звучания, не допуская травмирующих голос перенапряжений. Умение говорить низким голосом требует хорошего верхнего регистра и наоборот.

упражнение б. Понижение и повышение голоса. Сначала звучит низкий тон: вввулл вввулл вввулл, для контроля одну руку держав на грудине и ощущают вибрацию ладонью, пальцами другой — интенсивность ротового выдоха. Затем надо

106


перенести звучание «наверх»: вввилл вввилл вввилл, наконец, следует объединить оба звучание в среднее: вввэлл вввэлл вввэлл, вввалл вввалл вввалл.

упражнение 7. Понижение и повышение голоса с исполь­зованием и других согласных (Д, Ж, 3, Р) в сочетаниях со звуками Л и И, с постепенным увеличением их количества на одном выдохе, а также с включением смычных согласных Б, Д, Г, стимулирующих мягкое небо и голосовые складки:

львы львы львы, выл выл выл, вилы вилы пилы, впервые впервые впервые, двое двое двое, айва айва айва, водоливы водоливы водоливы, водевиль водевиль водевиль, ивовый ивовый ивовый, овевай овевай овевай, выливай выливай выливай, айвовый айвовый айвовый, виварий виварий виварий,

веет айвой веет айвой веет айвой, Вавила лавирует, на вилле водевиль, обули обули обули, обои обои обои, баулы баулы баулы, буй буй буй, боа боа боа, булава булава булава, более более более, бобыль бобыль бобыль, баобабы баобабы баобабы, барабуля барабуля барабуля, у Беллы у Беллы у Беллы, воробьи воробьи воробьи, бравый бравый бравый, любой любой любой, у Эльбы у Эльбы у Эльбы, бобовое блюдо, добыл бобыль бобов, Люба любит бобы, Белла объявляет, иду иду иду, иди иди иди, идеалы идеалы идеалы, яды яды яды, удавы удавы удавы, удалой удалой удалой, ладьей ладьей ладьей, дуэль дуэль дуэль, отдай ладью, в бадье вода, пробудили идеи, у дупла дятел, иглы иглы иглы, угодили угодили угодили, углы углы углы, иволгой иволгой иволгой, голы голы голы, прыгай прыгай прыгай, другой другой другой, испугай испугай испугай, дорогой дорогой дорогой, галка бегает по гальке, угодил гирей по фляге, у дороги коряга, бульдог убегает по дороге.

Во время произнесения приведенных выше сочетаний слов следует устойчиво выдерживать высокую тональность, затем низкую и далее среднюю; внимательно слушать себя и соблюдать умеренный, спокойный темп речи.

Примечание. Для устраненияя назализации большие преимущества лает произнесение в речевых образчиках звуков И, К, И, так как напрягаются небно-глоточные мышцы и нижние отделы грудной клетки, при широком в стороны открывании рта увеличивается интенсивность ротового пыдоха и, по сравнению с другими гласными, хорошо поднимается верхняя губа При распластанной спинке языка не следует очень приближать ее среднюю часть к твердому небу зa счет большего опускания нижней челюсти, т. е. произносить звуки с некоторой открытостью. Нужно не допускать слишком громкого голоса, привносящего резкость и крикливость.

Далее работа над диапазоном голоса и удлинением ротового выдоха связана с применением стихотворных текстов. Способ­ность произносить длинную строфу будет зависеть от степени интенсивности ротового выдоха и равномерности его распре­деления. В заданиях надо довести звучание голоса от высокого тона до удобной нижней границы, а затем до средней тональности.

о, 107


упражнение 8. Произнесение текста с условием перед каждым повышением и понижением голоса на стихотворной строчке во время паузы делать легкий вдох:

(повышение) (понижение) (повышение) (понижение) (повышение) (понижение)
Удивился человек: «Это снег? Не может быть! На дворе? Не может быть! На траве? (повышение) Не может быть! В октябре?! Не может быть!!! Неужели это снег?» — Не поверил человек. Г.Сапгир

(вдох) Не зови, говоришь?

(вдох.) Не могу я не звать.

(вдох) Не кричи, говоришь?

(вдох) Я не в силах молчать.

(вдох) Не чуди, говоришь?

(вдох) Не могу не чудить.

(вдох) Не ходи, говоришь,

(вдох) Как в твой дом не ходить? (повышение)

(вдох) Я не звать не могу, (среднее зву­
чание)

(вдох) Не вздыхать не могу... (низкое)

упражнение 9. Произнесение стихов с повышением-пони­жением голоса:

— Доктор, доктор, (повышение) Отвечает доктор: (понижение)
Как нам быть: (повышение) — Еже! (понижение)

Уши мыть или не мыть? (повышение) Отвечает доктор гневно: Если мьпъ,то как нам бьггь.(понижение) — Еже— еже — (понижение) Часто мыть или пореже? (повышение) Ежедневно! (понижение)

Юля — Юленька — Юла, Юлька юркая была; Усидеть на месте Юлька Ни секунды не могла.

На полу юлу пока я Как умею запускаю. Подрасти скорее мне бы, Запущу я спутник в небо.

упражнение 10. Произнесение текста с мягкой атакой голоса и с повышением-понижением голоса:

Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, То подобная картина Называется: пейзаж.

А.Кушнер 108


упражнение 11. Произнесение текста со следующими требо­ваниями: при первичном чтении однородные члены произносят на одной высоте, при вторичном чтении следует повышать голос на каждом последующем однородном члене предложения или на однословном предложении, а затем понижать его:

На уроке я читаю И рисую, и считаю, Руку тихо поднимаю, Если спросят, отвечаю.

Любви, надежды, тихой славы Не долго тешил нас обман...

А Пушит

Облака, облака, лейте, лейте

На газоны и тюльпаны, и пионы.

Тихо, тихо, тихо, тихо В тихий терем входит Тихон. Караулила Уля улей, Утром уснула Уля у улья

Молодые пускай придут! Яркие. Сильные. Дерзкие. Дарованья. Таланты. Гении. Души. Умы. Надежды.

Ю Мориц

Задания на помехоустойчивость (полетность, яркость) голоса
включают тексты, в которых есть обращение и призыв. Известно,
что при назальности голос глухой. Звонкие голоса, богатые
высокими обертонами, обладают большей помехоустойчивостью,
чем низкие. Для начала двоим собеседникам предлагается встать
как можно дальше друг от друга, один должен спрашивать другого
о чем-либо, причем так, чтобы в соседней комнате не слышали
этот разговор, следовательно, нельзя увеличивать силу голоса.
Первостепенную роль в данном случае играет активное диафраг-
мальное дыхание. Именно направленный энергичный толчок
брюшного пресса на выдохе при высоко поднятом мягком небе
дает возможность «бросить» звук, как шарик для пинг-понга, на
большое расстояние. Гласные произносят особенно четко, в слегка
отведенные, но направленные вперед губы. I

упражнение 12. Чтение стихотворения К.Чуковского «Теле­фон» с повышением и понижением голоса, развитием полет­ности и яркости голоса.

109


УПРАЖНЕНИЕ 13. Тренировка способности заполнять все пространство того помещения, в котором звучит голос: вначале произнесение фраз, а затем текстов:

Эй, аты-баты, открывай дебаты! (диибаатыыыы!)

Люди любят лесть! (леееесть!)

Хлеб береги! (биригиии!)

Павел, плавай, плавай! (плааавааай!)

Подай пироги! (пирогиии)!

Иней лег на ветви ели! (ееелииии!)

Пёк ли блины! (блииныыии!)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки! (лаавкиии!)

Бей врага сноровкой! (снааарооовкааай!)

Передай приивееет!

Не море топит корабли, а ветры! (веетрыыы!)

Видим землю! (зееемлююуу!)

Видим реку! (рееекууу!)

Наши пряли, а ваши спали! (спаалиии!)

Поезд пришел! (пришёёоол!)

Слышишь, февраль, крутани вихрем в последний раз!

(фииврааль! рааз!)

Пиши, да не спеши! (спииишиии!)

Откройте дверь! (двееерь!)

Только дождь не уступает дорогу! (дарооогууу!)

Папы! Мамы! Нам без вас (паапыы, маамыы, вааааас)

Все равно, что вам без нас! (вааам, нааааас!)

Сезам, отворись! (сиизааам, атвааариииись!)

— Эй, Сережа, Вера, Ира,
Что повесили носы?

— Очень сыро, сыро.сыро,
От росы, росы, росы.

А.Шибаев

 

Нужно следить за удлинением слов, полным стилем произношения и постепенным повышением-понижением голо­са, закреплением свободного и удобного среднего регистра. Рекомендуется также использовать стихи, например, «Милоч-ка-копилочка» А.Барто, МЛермонтова, А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета и т. д.

упражнение 14. Расширение динамического диапазона го­лоса:

Пять ребят — из водянят, А шестой — откуда взят? Он какой-то не такой, Нет, не пахнет он рекой.

110


Пахнет хатой новою, Стружкой сосновою... Пусть меня шарахнет — Человеком пахнет!

На крыше у Волошина — Ветер голубой! Под крышей у Волошина Берег и прибой!

Стихи сегодня могут быть некстати, А ты их завтра заново прочти!

Н. Глазков

И нежный вкус родимой речи Так чисто губы холодит!

Б. Ахмадулина

Эй! Вы черти, босоноги! Прочь с дороги! Прочь с дороги! Шутите чаще на бочке дней! Шутите слаще и солоней!

Ю. Мориц

Для расширения динамических возможностей голоса каж­дую фразу стиха можно произносить по несколько раз и с различными интонационно-мелодическими оттенками, а также с предельным повышением и понижением голоса (активность ротового выдоха контролируется и в конце фразы).

Одним из выразительных средств является усиление-ослаб­ление голоса. Детей обучают умению различать и оценивать разные степени громкости собственного голоса. Предварительно специалист демонстрирует резкие различия голоса но силе. Работая над изменением громкости голоса ребенка, нужно помнить, что громкий голос взрослого заставляет малыша громко отвечать. И, наоборот, тихий голос говорящего взрос­лого приводит к уменьшению громкости голоса ребенка.

Предыдущими упражнениями подготовлен переход к тре­нировке силы голоса. Сначала медленно и отчетливо шепотом читают любой текст, при этом добиваются такой выразительной артикуляции, при которой, не слыша шепота, можно было бы понять высказывание.

111


упражнение15. Шепотное, но разборчивое произнесение текста:

Вышла дворняга Под дождь из сарая. Стала дворняга Сырая — сырая. Долго дворняга Сушилась, вздыхая. Стала дворняга Сухая — сухая.

Н.Слепакова

Затем этот же текст проговаривают четко, полновесно, но не очень громко, в тональности несколько выше средней, чтобы не утратить полетность голоса.

—Что это у тебя в открытой повозке?

—Как что, мой огород. Как увижу где вдали облако или
тучу, так гоню туда моих волов, заполучить хоть горстку дождя.

упражнение 16. Произнесение текста с усилением голоса: (тихо) Ходит Люба возле дуба, (громче.) Прислонилась Люба к дубу, (громче) Нам глядеть на Любу любо. (громко) Любо нам глядеть на Любу.

Далее этот текст проговаривают так же полновесно, но с ослаблением голоса от громкого к тихому. В упражнениях на усиление-ослабление голоса используют следующие звуки: вВвлЛлиИиэЭэрРржЖжзЗз, кроме них, применяют любые счетные ряды, от 1 до 5 с постепенным усилением голоса и от 5 до 1 с ослаблением его. Включают тексты стихов и прозы: тоном несколько выше среднего громко произносят фразу, а затем ее же проговаривают подобно отзвуку тихо, вдох делают после каждой фразы, задание выполняют до конца; и далее этот же текст используют для постепенного от строчки к строчке усиления и ослабления голоса.

упражнение п. Произнесение текста с усилением и ослаб­лением голоса:

Пой, пой, подпевай, (очень тихо) Из муки из новой, (громко) Подают каравай, (тихо) Как пекли его, пекли, (тише) Каравай подовый, (чуть громче) Даже слюнки потекли, (тише) Каравай пудовый, (вполголоса) Пой, пой, подпевай, (тихо)

112


Сам собой медовый, (обычным) Подают каравай, (очень тихо)

Л Прокофьев

УПРАЖНЕНИЕ is Произнесение текста от четкого шепота до громкого голоса и наоборот:

Играй, Адель, Не знай печали; Хориты, Лель Тебя венчали, И колыбель Твою качали; Твоя весна Тиха, ясна, Для наслажденья Ты рождена, Час упоенья Лови, лови1

Для воспитания положительных качеств голоса рекомендуется чтение былин; такой материал развивает дыхание, выносливость голоса, чистоту тембра, направленность звука, гибкость и подвиж­ность его. При этом необходимо говорить в умеренном темпе и соблюдать паузы. В работе над голосом большое значение имсег эмоциональный фактор, поэтому следует поддерживать только положительные эмоции, создавать благоприятный психологиче­ский климат. В дальнейшем работают над одновременным повышением-понижением и усилением-ослаблением голоса.

В качестве тренировочного материала, при чтении которого понижают и повышают голос, изменяют его силу, предлагается следующий текст:

Томилось О, (низкая тональность)

Прислушивалось У, (тикая тональность)

Искало И и воли, и покоя, (высокая тональность)

Да выло Ы, (средняя тональность)

Да спрашивать судьбу

Боялось А, (низкая тональность)

Да Э вело рукою... (средняя тональность)

И задыхались гласных полнотой (высокая тональность)

Слова и к утаительству тянули (средняя тональность)

О Николаева


Для тренинга мажорной окраски звука используют стихи: «Это утро» А.Фета, «Весна» А.Плещеева, «Зима! Крестьянин, торжествуя...» А.Пушкина, минорной окраски — «Была ужасная пора...», «Анчар» А.Пушкина.

Во время выполнения фонопедических упражнений следует постоянно контролировать ротовой выдох, прикладывая концы пальцев к нижней губе, добиваться напряжения небно-глоточ-ных мышц, отрабатывая речевые образчики на полузевке. В качестве каждодневных настроечных упражнений может слу­жить пропевание на мотив гаммы сочетаний разных согласных с гласными звуками, например: да до ду дэ ди де дю дя. Полезны вокальные упражнения путем пения мелодии без слов при открытом рте со звуками Л или И, но с обязательным контролем за ротовым выдохом.

Ортофонические занятия помогают развивать координацию слуха и голоса, дыхания и звучания. Они оказывают художе­ственно-эмоциональное воздействие, регулируют обменные процессы и способствуют хорошей работе легких. Занятия должны порождать радостное ожидание новых упражнений и интересных заданий.

Повторение

Произнесение фраз и контроль за чистотой речи поочередно с помощью «носослушателя» и «слушай себя».

Летела сова вдоль села, долетела до брода и бульк! в воду, а Вова бежал вдоль воды, сову и достал. Высохла сова и полетела в лес. Кто в лес, а кто по дрова. Век живи, век учись.

Паршивая овца все стадо портит. Каковы встречи, таковы и речи.

Дрова вдоль двора, дрова вширь двора, дрова выдворить. Свиристель свиристит свирелью. Хвала хлорофиллу. Дело — в руках, хлеб в устах. Спасибо за удовольствие. В июле-августе детей вывозят за город. Фаддей искажает факты. Всякая птица свое поет. Поживей по грибки, да по ягодки. Павел плавал, плавал Павел. Волков бояться — быть без грибов. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. Держи голову в холоде. Говоришь правду — правду и делай. Полили ли лилию, видели ли Лидию? Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. От топота копыт пыль по полю летит.

Пошел Ипат лопаты покупать.

Купил Ипат пяток лопат. Шел через пруд — уцепился за прут.

Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича; говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

Ярится, ярится, а дойдет до дела — и свалится. Выпей теплой воды! Юля юлит юлой. Из каюты звучит рояль. Около Юры

114


пьется рой ос. Уля и Ляля — подруги. Айва и акация — деревья. Валя и Федя играют в футбол. Ия и Рая 6eiyr в ясли. Это ведро айвового повидла. Фая Филе купила туфли. В буфете бобы, бобы в баке. Вола привязали у вербы. Повар варил фасоль и бобы. У Клавы платье в фиалках. У Оли голубой платок. Фарфоровая фигура упала. Ветви ивы поставили п вазу. Вера льет воду в ведро. Галя поливает лилию водой. Петя, полей грядку из лейки! Улита едет, когда-то будет.

У Бори белые зубы. Хлопья, хлопья вокруг летяг.

Дед Рох посеял горох.

Илья обедает в буфете. Поля ест котлету вилкой. У Фай фиолетовый халат. У горки горько ревет Егорка.

По аллее, аллее, аллее Я иду, иду, иду И пою, пою, пою. Филипп играл в футбол И забил в ворота гол. В тетрадке каракули, Тетрадка тихо плакала.

Вот дупло, в дупле тепло,

А кто в дупле живет в тепле?

У яркой елки поют и прыгают дети.

Дети идут в поход,

Ох, Вова тепло одет.

Белая лужайка, теплая фуфайка.

Кошка чешет ухо лапой.

Люли-люли-люли, Прилетели гули. Стали гули ворковать, Тихо Лиду укрывать...

Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. Ой ду-ду, ду-ду-ду-ду, Потерял Илья дуду.

Прилетели две тетери, Поклевали, улетели, Прилетели утки, Поиграли в дудки.

Я сижу, и ты сидишь. Я стою, и ты стоишь. Я иду, и ты идешь. Я пою и ты поешь.

115


В лес идут ребята собирать опята. Вот опять пять опят. Дети по лесу гуляли, дети зайку увидали и ежа, и лису. Хорошо было в лесу.

У опушки поет кукушка: ку-ку, ку-ку, ку-ку.

Старый пес среди двора караулил куль добра...

Дровоколы, отточите топоры —раз, два, три.

Порубите по утру —до поры —раз, два, три.

Топ-топ-топ, дорожки! Пять грибов в лукошке.

Первый белый, третий груздь, какая грусть!

А четвертый — рыжик, лучше всех коврижек. Пятый — боровик...

Курлы-курлы-курлы — вы съели кило золы. Кря-кря-кря — и это было зря.

Гули-гули-гули — дали пять пилюлей. Фить-фить-фить — удав просил запить.

Эта рыжая плутовка так хитра! Быстрых зайцев ловит ловко, Кур ворует со двора.

Кто всех рыб зубастей?

Тут пошло такое дело, в городах затарахтело.

А колеса говорят: так-так-так. Я видела дуб у воды. Вот дела! Только что я щуку спас и тебя спасу сейчас.

То-то было тут веселье! В пляс пошла березка с елью.

Это ложка. Ложкой буду есть окрошку.

Вот ребята-труллялята, вот шоферы-труллялеры. Вот и тетка-труллялетка. И вдобавок попугай — говорливый трулляляй.

Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, будут сладкие ватрушки. Валерий кавалерию раскрасил акварелью, В карьер кавалерия скачет у Валерия.

Жили-были четыре старушки, Все четыре большие болтушки Выползали из лужи лягушки Услыхать, что болтают старушки.

Ель в лесу, под елью белка... Пятью пять — двадцать пять. У быка бела губа была тупа.

Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли, эти слезы...

11S


Хорошо ружье бьет: С полки упало — Горшки разбило.

Пловцы подплыли к проливу. Я ходила у реки, ела яблоки.

Приплывали два ерша, Поливали из ковша. Прибегали лягушата, Поливали из ушата.

Востер резец, режет листки, Летят куски. (Алмаз)

Царица Клеопатра в Каире.

Лайка лает гулко-гулко.

Всего вы здесь отведали — и щуки, и леща, а также и борща.

Эй, красавицы девицы, тетки, сестры-голубицы.

Платочки пестры, булавки востры...

Сидит дед в шубу одет. Кто его раздевает, Тот слезы проливает.

Тощий Тишка всех тощее — Тоще тощего Кощея!

В.Суслов

Долго ли, коротко ли, прошло три года. Сказок, что птиц стая, да каждая не пустая. Да то еще не сказка, а присказка, а сказка-то впереди будет. Стоит дерево — золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет — песни поет, вниз идет — сказки сказывает. Сказки сказываются с утра после обеда. Это все присказка — а сказка вся впереди будет. Скоро сказка сказывается — долго дело делается. Жили-были журавль с журавлихой, поставили стожок сенца —не сказать ли опять с конца?

Вот вам сказка, да и бубликов вязка.

Зачинается рассказ от Ивановых проказ,

И от сивка, и от бурка, и от вещего коурка...

Та-ра-ра-ли, та-ра-ра! Вышли кони со двора;

Вот крестьяне их поймали, да покрепче привязали.

Сидит ворон на дубу, он играет во трубу...


Веселая прибаутка

Пошел полковник погулять, Поймал птичку-перепелочку; Птичка-перепелочка пить похотела, Поднялась-полетела, Пала-пропала, под лед попала, Попа поймала, попа поповича Петра Петровича.

Долгоговорка про сороку и рака

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока — в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет. Вот он лезет, да ползет, а сорока смотрит. Вот сорока смотрит, а рак лезет да ползет. Вот он лезет да ползет, ползет да лезет. А сорока смотрит. Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит, а рак лезет да ползет...

Нелепица

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собачки лают ворота, Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. Лошадь ела кашу, а мужик овес, Лошадь села в сани, а мужик повез.

Таким образом, при коррекции звукопроизношения и преодолении назализации следует придерживаться предложен­ного плана: сначала отрабатывают изолированный звук, при этом проговариваемый кратко и ненапряженно; затем форми­руемый звук включают в закрытый слог либо в интервокаль­ный, позволяющий эффективно переводить артикуляторную позицию звуков в передние отделы ротового резонатора; далее звук отрабатывают в открытом слоге, в слове с формируемым звуком, во фразе, стихотворениях, в прозе. Гласные звуки переднего ряда И, Е являются звуками-помощниками в коррекции согласных.

При выраженной ларингеальной гиперфункции рекоменду­ется на первых порах корригировать глухие звуки, позже переходя к их звонким вариантам. В тех же случаях, когда назализация не осложнена глоточно-гортанной артикуляцией, переформирование патологических навыков следует начинать со звонких согласных. При этом логопедические занятия преследуют цель одновременного разрушения неправильного фонетического навыка и постановку нормативного варианта произношения с учетом небно-глоточной недостаточности,

118


которая компенсируется путем перепила артикуляторной пози-ции языка в передние отделы аппарата речи. Одномоментно с проводимой коррекцией звуков осуществляют функциональную нагрузку на мышцы мягкого неба и глотки, дыхательный и голосовой аппарат. Поэтому реализация принципа «одной трудности» неприемлема. Внимание должно быть сосредоточено на деятельности различных артикуляторов и разных объектов коррекции. Такая работа требует большого и разнообразного текстового материала как одного из средств коррекции. Харак­терной чертой предложенных упражнений является постоянное включение элементов пройденного в материал нового. В соответствии с поэтапностью формирования навыков, услови­ями их образования и закрепления является не только многократность повторения, но и мноюкратность повторения в разных условиях реализации. Этим объясняется наличие разнообразного фонетического материала, который использует­ся в конкретных условиях по усмотрению специалиста.

В работе рекомендуется применять качественный магнито­фон, видеомагнитофон, назальный анемометр, элстровибратор-ный массажер, «носослушатсль», игровые методики, компьютер.

Виды работ с магнитофоном:

1) отработка произношения путем прослушивания матери­
ала на магнитной ленте и повторения его за ведущим занятие;

2) прослушивание магнитной записи образца с последующей
работой над фонетическим текстом и его записью на магнитофон;

3) запись упражнений на магнитофон в интервалы за ведущим
занятие с последующей самостоятельной работой над ошибками;

4) заучивание наизусть речевых образчиков, записанны


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.197 с.