Дидактический материал для тренинга — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Дидактический материал для тренинга

2017-06-09 63
Дидактический материал для тренинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ДИАФРАГМАЛЬНОГО

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Предлагаются следующие упражнения. Отработка сначала '

ороткого, достаточно энергичного выдоха с контролем за 1

вижением нижних отделов грудной клетки и стенки живота; -

алее — длительного и равномерного, не ослабевающего к концу '

ыдоха и, наконец, выдоха, собранного на губах подобно свисту. •

Несмотря на наличие воздуха в легких, в дальнейшем

ырабатывают умение делать добор дыхания, т. е. пополнять >

го запас, причем быстро, и с приемом «согревание рук» ч
роизносить слоги, слова и фразы. Выполняя дыхательные
пражнения, обучающийся контролирует выдох, приставляя

1аленькое зеркало к носовым ходам: при утечке выдоха через '


5. Выдвижение нижней челюсти нисред с «почесыванием» нижними зубами верхней губы и опусканием нижней и се движением назад с одновременным «почесыванием» верхними зубами нижней губы. Следует наглядно показать расслабление нижней челюсти и жевательных мышц, приложив ладони в области сустава нижней челюсти в момент ее опускания. В дальнейшем следует добиваться несколько утрированного выдвижения нижней че­люсти при произношении гласных: И, Е, Ы. Отведение челюсти вниз и немного вперед приводит к более широкому открытому и разборчивому произнесению звуков с преобладанием ротового резонанса. Известно, что в речи полость рта и полость глотки находятся в обратной зависимости друг от друга: чем шире полость рта в момент речи, тем уже глотка. Упражнения для 176. Для отработки необходимой свободы и активности движения губ рекомендуются следующие упраж­нения. 1. Вызывание вибрации губ (кучерское «ппррр»). 2. Опускание и поднятие (поочередное и одновременное) верхней и нижней 176, произнесение: у Вавилы вилы, хвоя вяла, фея в Уфе, у Фили флейта, фифти-фифти, Фик у Фока. 3. Вытягивание губ вперед «трубочкой» и складывание их «кружочком» при разжатых и сжатых челюстях. Выполнение задания комментируют — Подражаю я слону: губы хоботком тяну. И на трубочку похожи. Подудеть в нес мы можем: Ду-ду-ду, Ду-ду-ду! 4. Оттягивание губ в стороны, произнесение: Ия и Ева, Ия и вы у айвы. Задание комментируется: Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам. Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца (по Плотниковой). 5. Расслабление и легкое похлопывание верхней губы о нижнюю, произнесение: у попа папа поп, пилили пилой, пилюли упали в пыль, попытка пытка; почмокивание губ 6. Удержание губами деревянного шпателя, обхват ими трубочек. 1. Произнесение сочетания «Ммь ммь ммь» с втягиванием и плотным прижатием губ к зубам. 8. Имитация полоскания зубов с резким давлением на губы с последующим их расслаблением и выдохом. 9. Вытягивание губ широкой воронкой и последующее создание щели с посвистыванием.

 

10. Всасывание воздуха при сомкнутых зубал — при вытя­ нутых вперед губах. 11. Присасывающее движение губами влево-вправо. 12. Движение вытянутых губ влево-вправо. 13. Имитация выпуска дыма изо рта. 14. «Обрызгивание водой белья» через сближенные губы. 47

Пухлый! Лихой! Духи!»; отсчет времени: «Пять! Четыре! Три! Два! Один! Иди!» и др.

Упражнением добиваются четкости и полноты проговари-вания речевого материала, равномерности и плавности выдоха без добора воздуха. Каждое увеличение цепочки на одно слово отрабатывают в течение недели. К увеличению количества слов и цифр можно переходить только тогда, когда, например, последние слова «Один! Иди!» прозвучали полновесно, свободно, с достаточным ротовым выдохом и удерживанием мягкого неба в поднятом состоянии.

Далее в спокойном темпе отрабатывают длительное и равномерное распределение выдоха при произнесении скорого-ворок-языковерток. Например, считалку проговаривают с рас­пределением выдоха на несколько порций:

Вы ели-ели форелей у ели/, их еле-еле у ели доели/. Ух, дух в теле/ еле-еле/. После освоения этих звеньев следует переходить к более крупным сегментам речи, например: «Галок поп пугая, поп пугая, поп пугая/, В кустах увидел попугая, попугая/, И говорит тот попугай/: Пугать ты галок, поп/, пугай, пугай, пугай»/. Рыбу ловит рыболов./ Ой, в реку уплыл улов/.

Отработка стихотворного текста также сопровождается чле­
нением его на паузы, сначала после произнесения одной
строчки, затем — двух, далее — куплета на одном выдохе::

Среди белых голубей/ Вот летает воробей/, Откликайся, не робей/. Вылетай-ка, воробей!

Рациональное использование ротового выдоха способствует яркости, четкости и разборчивости речи, развитию мелодичности и благозвучности голоса, предохраняя его от переутомления.

АКТИВИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ i

Артикуляторную гимнастику проводят дифференцированно для различных органов переднего отдела надставной трубы. Каждое позиционное движение артикуляторов отрабатывают четко, без усилий с контролем зеркалом и с соблюдением i определенного ритма.

Упражнения для нижней челюсти. i

1. Рот полуоткрыт — широко открыт — закрыт, произнесение:
ля-ля-ля, Аля-Аля-Аля. <

2. Движение нижней челюсти вперед при полуоткрытом рте,
произнесение: рвы рыли, вы выли. i

3. Произвольное движение нижней челюсти вправо — влево.

4. Имитация жевания, при котором происходит энергичное
сокращение мускулатуры гортани, глотки, мягкого неба, языка
и губ.

46


15. Активное движение губ с произнесением: «Около
каталось О и охало, О охало, О охало тут, тут и около».

16. Опускание и поднимание нижней челюсти при плотно
сжатых губах.

17. Движение плотно сжатых губ вправо-влево с попыткой
резкого движения их вверх-вниз.

Массаж верхней губы. Массируют рубцово-измененную верхнюю губу концевыми фалангами II и III пальцев обеих кистей от основания носа вниз до края верхней губы, а также в сторону с легким растягиванием самого рубца; проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию по 2 мин.

Последовательность действий при растягивании уголков рта:

1) костяшками указательных пальцев надавить на уголки рта;

2) надавив, двигать ими 3 раза в противоположном
направлении.

Последовательность действий при горизонтальном растяже­нии верхней губы:

1) I палец положить на губу сверху, II — под верхнюю губу;

2) I пальцем сильно катать верхнюю губу, II — действовать
в противоположном направлении;

3) эти движения выполнить в обратном направлении;

4) такие же движения произвести при передвинутых пальцах
на расстояние 1 см по 2—3 раза;

5) продолжать выполнять эти движения по кругу верхней
и нижней губы, включая уголки рта, далее — поменять пальцы.

Последовательность действий при растяжении верхней губы («лук Купидона»):

1) согнутый II палец—под верхней губой, а I — на верхней
губе;

2) навернуть губу на I палец;

3) задержать положение в позиции 2, а далее растянуть
вниз и по направлению к центру губы;

4) повторить это движение в стороны, в центр, по кругу
верхней губы по 3 раза (по Д.Бекман).

Последовательность действий при растяжении нижней по­верхности верхней губы:

1) подсунуть самую маленькую зубную щеточку между
верхней губой и десной, при этом щетинка обращена к губе;

2) оттягивать щеточку вперед и назад, добиваясь растяжения
губы, при сопротивлении мышц губы придерживать ее сверху;

3) продвигать щеточку на 0,5 см и повторять действие
пункта 2 по кругу верхней и нижней губы.

Упражнения для языка. Примерными упражнениями для языка могут быть следующие.

1. Поглаживание, похлопывание, вибрация (в течение 10 с) языка деревянным шпателем, который располагают на передней части спинки языка.

48


2. Удерживание продвинутого языка у края передних зубов
с опущенными не только корнем, но и спинкой языка, легкое
покусывание передней части языка.

3. Высовывание языка вперед «лопаткой» и оттягивание
его назад за зубы, произнесение сочетания "ис», преобразование
«лопатки» в «жало».

4. Поднимание и опускание кончика языка к верхним и
нижним зубам при широко открытом рте, а также касание им
правого и левого углов рта, различных точек губ, неба, передней
и задней части каждого зуба.

5. Укладывание широкой передней части языка (в виде
чашечки) с плотным удержанием боковых краев языка у верхних
боковых зубов и имитацией сочетания ие, а затем задувание на
переднюю часть языка и вызывание вибрации, задание коммен­
тируют: Язык лопаткой положи и под счет его держи — раз, два,
три, четыре, пять. Язык надо расслаблять. Язык широкий положи,
а края приподними. Получилась пиала, округленная она. В рот
ее мы занесем, и бока к зубам прижмем (по Плотниковой).

6. Скольжение языка в глубь по твердому небу в форме
крючка сначала молча, а затем с произнесением звуков о, ы.

7. Щелканье языком с присасыванием спинки языка к небу
с закрытым и широко открытым ртом; длительное удерживание
широкого языка во рту с лежащим на его спинке леденцом.

8. Развитие подвижности передней части спинки языка
(имитация беззвучного т-т-т у верхней губы, у верхних зубов)
и корня языка (о твердое небо —при этом копчик языка
упирается в дно полости рта). Далее произнесение фраз: Утя |
Утя | Утя-тя-тя | Тут дитя. Какао пил кок. Кипа кепок.

9. «Почесывание» расслабленной передней частью языка о
верхние зубы.

10. Круговое облизывание кончиком языка губ, слизыванис
широким языком «варенья» с верхней губы. Вылизывание тарелок,
выпуклой стороны столовой ложки широкой поверхностью языка.

11. Сжатие жевательными поверхностями зубов боковых краев
распластанного вширь языка с контролем данной позиции.

12. Расслабление подбородочной области и дна полости рта
с распластанным языком.

13. Проба поочередного повторения следующих звуков:
ла-ла, т-к-т-к, п-т-к.

14. Расслабление мышц шеи с рефлекторным расслаблением
мышц языка (увеличивается ротовой резонанс): голову уронили
вперед, вправо, влево; перекатывание головы комментируют текстом:

Ах, слаба у Мишки шейка Не отвалится тогда

Ниткой ты ее пришей-ка У Мишутки голова...

15. Движение языка из стороны в сторону внутри рта и снаружи.
Из предложенных методов главное место отводится именно

формированию навыка расслабления, уплощения и продвиже-

49 4 3«к 886


ния языка вперед (звук И с высунутым языком), в результате которого уменьшается объем корня и спинки языка, увеличи­вается и активизируется ротовой выдох. В каждом отдельном случае специалист должен сам решать вопрос о необходимости тех или иных упражнений.

Такие дополнительные компенсации переднего отдела ар­тикуляции, как выдвижение нижней челюсти, более открытое оформление лабиализации и нижнее положение спинки языка, удерживание, его у передних зубов наряду с активизацией мягкого неба и глоточных мышц помогают успешно и в более короткие сроки одновременно преодолевать резкую гнусавость и нарушение звукопроизношения. Создаются также наилучшие условия для воспитания артикуляторных укладов звуков с целью повышения разборчивости гласных высокого подъема И, У, О и недопущения участия в процессе речеобразования гримас и сокращения ноздрей.

Обычно, стремясь не пропустить воздух через нос во время речи, ребенок начинает рефлекторно суживать ноздри, напрягать лобные мышцы, подтягивать мышцы щек, хмурить брови. Эти рефлекторно выраженные компенсаторные механизмы прочно закрепляются, и для их устранения необходимы формирование кратких ненапряженных согласных звуков перед зеркалом, а в дальнейшем — неослабный контроль за мимическими мышца­ми лица.

При сложных, неблагополучных послеоперационных дан­ных, при выраженной носовой эмиссии выдоха принятые традиционные пути терапии не всегда эффективны, тогда как использование в качестве коррекции речи гласных переднего ряда И, Е в тренировочном материале и более открытое произнесение увеличивают контроль за тембром голоса, спо­собствуют преодолению назализации.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.