История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-06-09 | 88 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
РЕЧИ У ЛИЦ С ВРОЖДЕННОЙ РАСЩЕЛИНОЙ
ВЕРХНЕЙ ГУБЫ И НЕБА
Открытая ринолалия является следствием врожденных аномалий развития твердого и мягкого неба, полной или частичной неподвижности небно-глоточных замыкателей. Ведущим дефектом речи при этом всегда будет своеобразное и грубое нарушение звукопроизношения и голоса. В связи с отсутствием небно-глоточного замыкания, которое должно в норме отделять носоглотку от ротоглотки и полости рта, выдыхаемый при произнесении всех звуков воздух беспрепятственно проникает в носовую полость, вызывая чрезмерное резонирование в ней и патологическое звучание. Поэтому из-за возникновения гортанно-глоточных и носовых шумов речь носит неприятный специфичный характер.
При нормальном произнесении большинства звуков (исключение оставляют носовые согласные М и Н с их мягкими вариантами) мягкое небо обычно прилегает к задней стенке глотки и тем самым разобщает ротовую часть глотки и носоглотку. Вследствие такого разобщения речевой выдох направляется через рот, и звуки речи приобретают нормальный тембр.
Тяжесть нарушений речи у лиц с ринолалией зависит от совокупности структурных и функциональных изменений и в немалой степени — от социально-психологических условий развития ребенка. Расщелины губы, мягкого и твердого неба могут быть частичными, полными, односторонними, двусторонними и скрытыми. При этом наблюдаются, как правило, целый ряд нарушений в костно-мышечном аппарате речи: сужение верхней челюсти, твердого неба, деформация верхнего ряда зубов, изменение соотношения базисов челюстей. Мышечные группы мягкого неба и глотки создают небно-глоточный клапан. Действие этих мышц способствует также перемещению языка, гортани, стенок глотки, обусловливая естественные тембральиые характеристики речи.
|
У лиц с открытой ринолалией нарушаются нормальное переплетение и тонус мышц неба, а также необходимое их физиологическое натяжение. Мышцы значительно ослабляются, питающие их сосуды суживаются, что ведет к развитию
рубцовой ткани. Слизистая оболочка задней стенки глотки становится истонченной и атрофичной, при этом глоточный рефлекс снижается. Наряду с указанными нарушениями у детей выражена вялость артикуляторного аппарата (губ, нижней челюсти и языка). Она проявляется, в частности, в слабости круговой мышцы рта, вплоть до невозможности удержать губами самые легкие предметы. При незаращении губы и неба отмечаются и другие изменения: вырабатываются целый ряд приспособительных движений губ, носа, языка и мягкого неба. С их помощью дети, артикулируя звуки, стараются помешать выходу воздуха через нос. Затворы образуются на уровне корня языка, голосовых складок, сжатием и втягиванием крыльев носа. Постепенно устанавливается патологическая связь арти-куляторных движений с работой мимических мышц. «Игра» мимических мышц особенно выражена при произнесении смычных и щелевых звуков. Речь сопровождается движениями крыльев носа, бровей, сужением ноздрей, сокращением лобных мышц и поднятием верхней губы. От этих вспомогательных движений избавляются с большим трудом и в основном по мере того, как прививаются нормальные замыкательные навыки и возможность регуляции выдоха через рот в момент фонации.
Из-за неправильных анатомических условий не развивается координированная и дифференцированная работа языка. Он практически не участвует в артикуляторном акте; необходимость приспособиться к порочным анатомическим условиям развивает такое положение языка, при котором корень его поднимается вверх, препятствуя выходу воздуха через рот и еще больше увеличивая назальный (носовой) оттенок речи и снижая ее разборчивость. При этом наблюдается значительное ограничение подвижности языка, смещение его передней части к середине ротовой полости, смазанность и вялость артикуляции.
|
Однако некоторые добавочные нарушения речи могут быть связаны не только с искаженной артикуляцией, но и с недостаточностью слуха. При расщелинах неба нарушается процесс очистки и согревания вдыхаемого воздуха. Это приводит к возникновению воспалительных процессов в верхних дыхательных путях, в области устьев слуховых труб и в среднем ухе, в результате которых может понижаться слуховая чувствительность. Функциональные изменения речевого и фонематического слуха особенно грубо проявляются в том, что дети с ринолалией не воспринимают и не замечают искажений собственной речи.
При данном нарушении имеется недостаточность не только фонемного, но и более высокого языкового уровня, а именно — семантико-лексического развития. Набор слов и понятий у детей не всегда соответствует их возрасту в силу того, что становление речи связано с точностью артикуляции и фонема-
тической дифференциацией, которые у них недостаточны. Hi других сопутствующих нарушений языкового уровня можно выделить аграмматизмы, недостатки письма и чтения.
У детей с расщелинами неба вырабатываются неправильные механизмы не только артикуляции, но и речевого дыхания- его типа, емкости, дыхательной активности и распределения выдоха. Речевое дыхание, как правило, характеризуется существенными недостатками: неэкономичное - верхнегрудное, или ключичное, при котором происходит движение верхних отделов грудной клетки, плечевого пояса и лопаток.
При поверхностном ключичном дыхании поднимаются вверх плечи, ключицы, лопатки и верхние семь пар ребер. В данном случае диафрагма, следуя за движением легких, подтягивается кверху. Таким образом, вся грудная клетка вытягивается вверх, хотя при этом будет все-таки очень незначительно расширена.
Такой вид дыхания — самый нерациональный и нездоровый. Грудная клетка кверху уже, чем в середине и в основании: расширение ее, следовательно, оказывается минимальным. Кроме того, вытягивание вверх плеч, ключиц и лопаток вызывает довольно большое напряжение. Выдыхаемый при речи воздух расходуется поверхностно, крайне неэкономно и ускоренно: длительность выдоха —около 1,5—1,8 с. Значительная часть выдыхаемого воздуха (70—80%) неуправляемо устремляется через нос.
|
Вдох во время речи, поверхностный и учащенный, осуществляется через рот, так как при указанном типе дыхания совершенно невозможно быстрое вдыхание через нос. Помимо утечки выдоха через нос, поднятая грудная клетка сразу опускается и вызывает форсированное и неравномерное его распределение на протяжении произносимого слова и фразы. Уже к середине слова выдох иссякает, звуки получаются слабые и смазанные. В целом дыхание в потоке речи чрезвычайно хаотическое со стертостью фаз вдоха и выдоха (рис. 1—4). Немало ухудшает состояние дыхания нарушенная осанка, выраженная сутулость, скованность либо чрезмерная вялость мускулатуры.
Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают; движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить.
Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С запаздыванием развития речи и теми перенапряжениями и усилиями, которые при этом спонтанно затрачивает ребенок на артикуляцию,
постепенно образующиеся патологические компенсации еще больше увеличиваются и закрепляются.
Отсюда у специалиста всегда возникает необходимость определения относительной роли целого ряда факторов, провоцирующих возникновение грубых расстройств речи. Наиболее характерные при расщелине неба качественные и количественные повреждения речи выявляют различными объективными методами диагностирования.
Разборчивость речи
Для определения разборчивости речи используют тестовые таблицы: звуковые, слоговые, словесные и фразовые в зависимости от взятого речевого материала (звук, слог и др.). При. обработке материала вычисляют процент правильного восприятия их и при этом говорят о звуковой, слоговой, словесной или фразовой артикуляции. Необходимо обратить внимание на то, что термин «артикуляция» используют инженеры-акустики при исследовании речи со значением оценки ясности (разборчивости). Семантическая информация при восприятии речи приводит к увеличению разборчивости слов и фраз, поэтому были применены слоговые таблицы И.Б.Покровского (1962),
|
11
не имеющие избыточной информации. В каждой таблице—по 50 слогов. Бессмысленные слоги представляют собой по структуре в основном закрытые сочетания типа согласный — гласный — согласный (СГС). Указанный метод дает объективную количественную оценку качества речи детей и подростков по главному признаку —разборчивости. Каждый из них проговаривал (рот экранировался) 200 тестовых слогов, а группа аудиторов (артикуляционная бригада) записывала их на бланки-протоколы. Скорость произнесения — 1 слог в 3 с. Коэффициентом разборчивости служила величина, определяемая как соотношение числа правильно воспринятых звуков и их общего числа.
Слоговая разборчивость речи у лиц с расщелиной неба крайне низка — в пределах 8—43%. Особенно низкой она оказалась у детей (20%), несколько выше у взрослых (31%) и определялась как малоразборчивая, тогда как слоговая разборчивость 80% и выше соответствовала 90% и выше фразовой разборчивости и классифицировалась как «отличная». Фонетический анализ материала таблиц выявил конкретно разборчивость гласных и согласных звуков. Здесь необходимо вспомнить о роли и классификации тех и других. Частота встречаемости их в русских текстах почти одинакова: 40% звучания — гласные, остальные — согласные, хотя соотношение этих фонем почти 1:6 (6 гласных, 36 согласных).
Согласные выполняют смыслоразличительную роль, по ним можно угадать слово (стрчк—строчка). С гласными связано словесное ударение, слоговая ритмика слова, интонация, выражение грамматических форм слов. Они являются базовым фоном для согласных. Качество гласных зависит от положения языка, который в различных позиционных условиях создает поразительное разнообразие гласных звуков. Они классифицируется по ряду, подъему, по наличию или отсутствию огубления (лабиализации).
Согласные звуки различаются:
1) по способу образования;
2) по месту образования;
3) по участию голосовых складок;
4) по наличию или отсутствию палатализации (твердости —
мягкости);
5) сонорности — шумности.
Класс гласных подразделяется [Бондарко Л.В., 1977] на:
1) гласные переднего (и, е), не переднего (ы) и заднего (а,
о, у) ряда, в зависимости от движения тела языка вперед-назад;
2) гласные нижнего (а), не верхнего (о, е) и верхнего (и,
ы, у) подъема — по степени подъема спинки языка;
3) гласные неогубленные (а, е, и, ы) и огубленные (о, у) —
по работе губ.
|
В норме все гласные являются ротовыми звуками, так как проход в носовую полость закрыт, правда, фонетисты отмечают
12
небольшую назализацию открытых гласных (э, а) и окончаний слов. И хотя гласные, по сравнению с согласными, в произнесении лицами с открытой ринолалией имеют выше разборчивость, обнаруживается изменение всех трех признаков гласных: ряда, подъема и огубления. Их произносят более закрыто, с потерей ряда и подъема, с излишним огублением и назализацией. Отсюда наиболее частыми являются замены и переходы гласных. И в Ы и в У, О в У, А в О, Е в О, Е в Ы, Ы в У, обратные замены редки. Тенденция к излишней губной артикуляции подтверждается заменами неогубленных звуков огубленными, а также смещением языка в полости рта назад и вверх. Эти выводы хорошо коррелируют с клиническими наблюдениями. Неполноценность небно-глоточного замыкания приводит к искажению и значительной утечке выдоха через нос при произнесении не только гласных, но особенно согласных, а тем самым к падению звукового давления в полостях речевого тракта. В таких случаях вступают в действие приспособительные механизмы, и гортань начинает выполнять не только дыхательную, голосовую, защитную функцию, но и несвойственную ей артикуляторную
Место артикуляции согласных звуков передвинуто в направлении отсутствующего небно-глоточного замыкания, и наиболее типичным искажением было такое, когда щелевые и смычные звуки образуются в гортаноглотке путем сближения стенок либо складок этого органа при поднятой гортани и аддукции голосовых складок. Фрикционный дующий шум придает звуку резкий и неприятный оттенок. Отсюда согласные, которые должны различаться по дифференциальным признакам места и способа образования, твердости — мягкости, глухости — звонкости, сонор-ности — шумности, образуются одной несоответствующей норме артикуляцией. Наиболее характерными нарушениями речи у детей самого раннего возраста были пропуски и замены звуков на фоне общего зашумления носовым призвуком, у более старших — искажение гортанно-глоточного происхождения.
Другим видом искажений является неопределенная артикуляция ряда согласных звуков с выраженной «смазанностью» и потерей идентификации. Такая речь называется вокализованной, так как звучат одни гнусавые гласные. Повышенная вокализация объясняется тем, что необходимый уровень подскладочного давления при небно-глоточной недостаточности может поддерживаться только за счет смыкания или сближения голосовых складок.
Проявлением действия приспособительных механизмов такого же характера, видимо, следует рассматривать озвончение глухих согласных за счет неполного разведения голосовых складок и поддержания необходимого подскладочного давления [Кузьмин Ю.И., Пружан И.И., 1984].
Разборчивость согласных звуков не равноценна. Сонорные звуки произносятся и воспринимаются лучше, чем шумные,
щелевые — слегка лучше смычных, твердые — лучше мягких. В целом нарушенными оказываются не только язычные (передне-, средне- и заднеязычные), но и губные. Степень нарушения артикуляции отдельных согласных звуков проявляется в резкой полиморфности.
Наблюдаемая тенденция к смещению артикуляторного фокуса назад и вверх находит отражение не только в заменах гласных и согласных, но и в потере смягчения. В качестве примера могут служить заднеязычные согласные, которые образуются у детей за счет сближения либо боковых стенок глотки, либо отклонением фрагментов мягкого неба к задней стенке глотки (язык не принимает никакого участия). При этом твердый вариант звука (К, Г) акустически воспринимается как заднеязычный, в то время как мягкий (К', Г') аудиторами не воспринимается вовсе. Постоянное и закономерное снижение разборчивости и других мягких согласных может быть связано с тем, что дети и подростки с открытой ринолалией из-за вялости, слабости артикуляторных мышц не могут их напрячь в необходимой степени. Итак, специфическими языковыми и артикуляторными нарушениями являются: выпадение конечного или начального согласного, слогосокращение, гортанно-глоточные и фарингеальные звуки, озвончение и оглушение согласных, замена звука носовым выдохом, сочетанная огласовка Или вокализация всей речи с глоточными смычками; кроме того, встречаются и другие нарушения произношения, свойственные детям без расщелины: искажения, замены и пропуски звуков.
МЕТОД ТОМОГРАФИИ В ИЗУЧЕНИИ РЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ
Томография является одним из достаточно надежных способов получения необходимой информации об активных (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть) и пассивных (верхняя челюсть, зубы, альвеолы, твердое небо) органах артикуляции. Этим методом регистрируются форма органов речи, расположенных в надгортанных полостях, направленность и пределы движения спинки языка по вертикали и горизонтали при произнесении всех гласных, длина и подвижность мягкого неба, степень активного замыкания его с задней стенкой глотки, величина и степень открытия рта и губ, а также форма и объем резонатора (рис. 5). Томография речевых органов выполнена на кафедре рентгенологии ВМедА под руководством д-ра мед. наук, проф. Л.А. Пикулева.
Целесообразность анализа гласных определялась их большей протяженностью и подчиняемостью уклада согласных гласным звукам. Схемы томограмм речевых органов при произнесении гласных представлены далее. При произнесении гласных ока-
зались характерными два типа артикуляторного уклада, стойко отличающиеся от нормального
Гласные звуки произносились либо при чрезмерно высокой позиции языка, вплоть до случаев контакта его с небом (типичного для большинства лиц с открытой ринолалией), либо при относительно средней позиции языка, близкой к состоянию покоя (менее трети случаев). При этом типично следующее: увеличение надставной трубы за счет излишнего резонирования в носовой полости; уменьшение высоты твердого неба, его свода, по сравнению с нормой на 2,5—3 мм, излишняя лабиализация даже нсогублснных гласных; недостаточное раскрытие рта
В ряде случаев при произнесении гласных наблюдается пассивное положение языка, не отвечающее характеристическим особенностям уклада фонем Усилению носовою оттенка звуков способствует смещение языка в глубь полости рта, особенно при артикуляции гласных, соседствующих с мягкими согласными, произнесение которых связано с подъемом средней части спинки языка. Обнаружен контакт языка с небом при произнесении звуков заднего ряда О и У. Объем движений передней части спинки языка (наиболее активной части в артикуляции) и нижней челюсти резко ограничен либо эти органы вовсе не принимают участия в процессе речеобразова-ния, как, например, при образовании звука И, хотя по частоте встречаемости в речи эта фонема занимает одно из первых мест (рис. 6—10).
Таким образом, в коррекционной работе следует учитывать не только велофарингеальную недостаточность, но также поло-
1 <;
7. Схемы томограмм речевого тракта при произнесении гласного звука А при
открытой ринопапии (в анамнезе расщелина губы и неба)
/ — наиболее типичное положение артикуляторов. Высокая позиция спинки языке, короткое, но подвижное мягкое небо, передние зубы верхней челюсти протезированы, II — положение спинки языка ближе к нейтральному, мягкое небо длинное, но
вялое
8. Схемы томограмм речевого тракта при произнесении гласного звука О при
расщелине неба
Положение артикуляторов аналогично вышепроаналцэированноиу
9. Схемы томограмм речевого тракта при произнесении гласного звука У при
расщелинах неба, резко отличающиеся от нормативной
10. Схемы томограмм речевого тракта при произнесении гласного звука И при
расщелинах неба
1—артикуляционнный уклад звука И сформирован как гласный переднего ряда.
2 —смещение языка в глубь полости рта —наиболее типичное положение спинки
языка при расщелинах неба во время фонации этого звука
жение активных органов артикуляции, особенно спинки языка в полости рта, и возникающий у подавляющего числа лиц с открытой ринолалией небно-языковой контакт, усиливающих степень ринофонии и слаборазборчипость речи в целом. В связной речи органы артикуляторного аппарата находятся в постоянном движении и создают различные формы полостей, обладающих фильтрационными свойствами. Это позволяет устанавливать связь между разборчивостью, артикуляцией и акустической картиной.
4 -Т
АКУСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЧИ
Основным методом, который применяется при анализе тембра голоса, в частности, носового оттенка, является акустический анализ. Он осуществляется при помощи спектрографов — мгновенного и динамического. Спектрограф — это гармонический анализатор частот, основанный на системе фильтров. Каждый фильтр настроен на определенную частоту колебаний (высоту гармонического тона). Те из компонентов звука речи, которые соответствуют частоте определенного фильтра, приводят его в действие. Каждой высоте тона выделена узкая полоса, от самых низких до самых высоких частот. В современных спектрографах речевой спектр (от 100 до 8000 Гц) разбит на сотни полос. В момент произнесения звука воздушная струя, проходя через систему резонаторов, приводит к тому, что одни гармонические составляющие звука усиливаются, а другие, наоборот, подавляются. Эти усиленные области и являются формантами (их насчитывается более 7).
Каждый звук имеет свое частотное расположение формант. Основными являются первые две форманты (Р1 и F2), необходимые для распознавания звука. Поскольку амплитуды основных формант превосходят интенсивность других составляющих, то они, главным образом, и воздействуют на ухо слушателя и формируют основные характеристики того или иного звука. Следовательно, разборчивость звука зависит от того, какая часть формант дошла до уха слушающего без искажений полосой назализации (носового оттенка) и какая исказилась или вообще не была услышана.
Изучались произнесенные гласные, изолированные и вычлененные из потока речи. С акустической точки зрения для характеристики звука важно, образован ли он источником шума или периодическим источником, или же источником обоих родов. Гласные образуются периодическим источником (голос); это выражается в гармоническом строении спектра, т. е. в регулярном распределении энергии и концентрации ее в определенной частотной области, тогда как в образовании согласных участвуют источники шума. Спектрально это выражается в нерегулярном распределении энергии во времени, в наличии так называемых нулей в спектре звука.
Акустический анализ гласных проводился по трем параметрам: частоте, интенсивности и ширине спектральных составляющих. Мгновенные спектрограммы дают представление о том, какие именно частоты и в какой степени усилены в данном звуке в момент анализа, но они не отражают изменений звучания во времени. Считается, что первая форманта соответствует резонансу в гортани и задней части полости рта, связана со степенью открытости ротового резонатора, тогда как вторая —
с резонансом в передней части ротовой полости, с продвижением языка вперед-назад. Частотные значения гласных (в герцах) в норме представлены ниже [Фант Г., 1964]:
Гласные | у | Л | ч | II | |
fi | |||||
F2 | 22SO |
Гласные У О А Э И
f1 300 535 700 440 240
F2 625 780 1080 1800 2 2 5O
Для анализа непрерывной картины временных изменений звуков использовался динамический спектрограф «видимая речь». Выявились следующие особенности формантной структуры гласных: резкое ослабление интенсивности основных формант; отсутствие второй основной форманты гласных переднего ряда И и Е; наличие дополнительных составляющих спектра (формант назализации) не только в области низких частот (300—500 Гц), но и в области свыше 1000 Гц (1200-1450 Гц); сдвиг второй форманты звуков ниже по частоте. Кстати, избыточное огубление тоже понижает частоту второй форманты гласных (рис. 11, 12).
Далее стационарные участки гласных прослушивались груп-пой аудиторов. Исследования но восприятию стационарных участков гласных коррелировали с данным их спектрограмм. Наибольший процент ошибок падал на восприятие гласного И, Е, меньший — У и О, почти без ошибок воспринимался гласный А (2% против 45,5% при опознании И, 33%-У, 16,8%—О). Полоса назализации на спектрограммах находится в более низкой частотной области, и се влияние практически не сказывается на восприятии гласного Л, впрочем, из опубликованных данных известно, что его разборчивость бывает максимальной в самых неблагоприятных условиях. Замены и взаимозамены гласных звуков свидетельствовали о большей их закрытости, сдвиге назад артикуляторного фокуса их в полости
2. 19
рта и влиянии назализации на их идентификацию. Признаки назализации и зашумления сигнала проявлялись и при восприятии выделенных сегментов гласных — переходных их участков.
Следует еще раз подчеркнуть, что при анализе назализации и ее влияния на разборчивость необходимо учитывать не только состояние небно-глоточного смыкания, но и соотношение параметров верхних резонаторов, а также уклад и позиции активных органов артикуляции. Роль резонаторов подтверждается большей назализованностыо гласных верхнего подъема (И и У) по сравнению с гласными нижнего подъема.
По данным известного акустика Г.Фанта (1964), нормальная фонация гласных, как правило, происходит не при полном отделении носовой полости от ротоглотки, а при наличии некоторой умеренной акустической связки между ними. Небольшая степень назализации свойственна всем очень открытым гласным. Хорошо известна тенденция к опусканию мягкого неба при произнесении таких открытых гласных, как А и Э. Самый сильный велофарингеальный затвор присущ гласному звуку И, согласным С и 3. Ряд авторов считают, что заметная назализация возникает тогда, когда между задним краем мягкого неба и задней стенкой глотки имеется щель шириной в 4—6 мм. При произнесении М и Н носоглоточного затвора нет вовсе.
Назализация может зависеть от напряжения мышц артикулирующих органов, приводящих к изменению резонансных полостей. Следует учитывать и симметрию носовых ходов, наличие или отсутствие миндалин и аденоидов, движение задних и боковых стенок глотки. Возможно, этот патологический резонанс возникает вследствие сопротивления ротовому выходу воздуха, что в какой-то мере можно объяснить встречающееся в клинике явление, когда при довольно широкой расщелине речь менее назализована, чем при более узкой.
Нарушение произнесения согласных находит отражение в изменении энергетических- соотношений их спектральных характеристик. Эти изменения проявляются в смещении основной концентрации энергии по частотной шкале от положения, характерного для звуков в произнесении здоровыми лицами [Останин В.Ф., 1969].
При расщелинах неба затруднена реализация просодических средств речи: гибкость голоса, его повышение-понижение, усиление-ослабление и ряд других темпо-ритмико-интонаци-онных компонентов. Речь, как правило, монотонная, лишенная яркости и не способствующая смысловой и эстетической ее организации.
Как известно, речь ребенка развивается в процессе общения с окружающими его взрослыми и сверстниками путем подра-
жания и имитации. Здесь слух играет одну из решающих ролей Слуховое внимание при расщелине неба искажено. Состояние рсчедвигательного аппарата оказывает тормозящее действие на речеслуховой анализатор. Поврежденная речь приводит к недостаточности слухового восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений, к неправильной оценке собственной речи.
Поэтому, прежде чем приступать к коррекции звукопроиз-ношения, необходимо сформировать правильное слуховое восприятие.
Дети негативно относятся к настойчивым требованиям и одергиваниям говорить «правильно», «хорошо»; начинают стесняться своего состояния, стараются не привлекать внимание окружающих к своему произношению, говорят тихо, невнятно и смазанно. У ребят не развиваются скорость, координирован-ность и ловкость переключения активных органов артикуляции
Таким образом, при структурных аномалиях аппарата речи, при укороченном или неподвижном (опущенном) мягком небе и гиперфункции корня языка, характерной для большинства лиц с расщелиной неба, в роли ведущего акустического резонатора выступает носовая полость, в то время как влияние полости рта сказывается лишь в качестве параллельно подключенного резонатора. Отсюда преобладающее резонирование носоглотки и носовой полости способствует резкой ринофонии, звук приобретает характерную назализованную окраску и гортанно-глоточное артикулирование.
Из-за нарушений дыхательной, голосовой и артикуляторной систем разрушается единство деятельности речсобразующего механизма в целом, а также грубо нарушается речевая деятельность. Эти расстройства снижают коммуникативные возможности человека и создают для него не только речевые, но и психологические трудности общения. Между гем, специалисты не всегда учитывают многообразие вредных компенсаций, возникающих в процессе развития речи у этих детей, а также особенности тактики коррекционной работы и путей реабилитации.
Реабилитация — это комплекс мероприятий, проводимых усилиями специалистов различных профессий (орюдонг, педиатр, челюстно-лицевой хирург-, логопед, оториноларинголог, психолог) и направленных на то, чтобы помочь ребенку с расщелиной неба осуществить прием пищи, оздоровление речевого аппарата и формирование речевой функции. При этом она связана и со значительными достижениями в таких областях науки, как хирургия, протезирование, ортодонтия, физиология, логопедия. Реабилитация — это также непрерывный процесс, отдельные этапы которого осуществляются последовательно при активном учат и обучающегося и ею семьи.
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ПРИ ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИИ
Устранение открытой ринолалии начинается с медицинских мероприятий. Ортодонтическое лечение направлено на создание различного характера пластинок и с их помощью недопущение расположения языка в расщелине. Для закрытия последней создаются плавающие обтураторы (по З.И.Часовской), которые в спокойном состоянии не касаются краев расщелины, не вызывают атрофию тканей и таким образом ее еще большего расширения. При полных сквозных расщелинах в переднем отделе добиваются симметрии ее фрагментов. Ортодонтическая помощь необходима и после операции, особенно при широких расщелинах для предотвращения сужения твердого неба и альвеолярной дуги верхней челюсти.
По опубликованным данным, лучшим временем операции по поводу расщелины губы (хейлопластика) является 2—3-й месяц или второе полугодие жизни ребенка (по показателям здоровья). По поводу сроков устранения расщелин неба есть разные мнения и школы: от 2 до 6 лет — с успешным овладением речью в раннем возрасте, но необходимостью длительного наблюдения хирурга и ортодонта; в возрасте 12—15 лет с обоснованием того, что ранние операции на твердом небе (радикальная уранопластика) вызывают в дальнейшем недоразвитие и деформацию верхней челюсти. В данном случае у подростков постепенно может формироваться социальная депривация и определенный психический статус (чувство ущемленности, неуверенности, избегание общения с окружающими и т. д.). Поэтому в последнее время в программе хирургического и ортодонтического лечения появились ряд новых направлений и тенденций. Закрытие расщелины неба проводится в два этапа: в 6—12 мес оперируют мягкое небо (велопластика), в результате чего к 1,5—2 годам (у ряда детей — к 3) происходит интенсивное сближение расщепленных фрагментов твердого неба (до 3—5 мм); наконец, в щадящем, не задевающем зон роста режиме осуществляется пластическая операция на твердом небе. Для формирования свода твердого неба в течение месяца после операции ребенок носит пластинку с высоким стенсом. В дальнейшем ребенок наблюдается хирургом и ортодонтом с периодическим посещением центров реабилитации детей с расщелиной неба, которые имеются во многих городах (Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Волгограде
и др.).
Ранняя лечебная и речевая реабилитация позволяет нормализовать речь к 5 годам, осуществить профилактику вредных компенсаций, а в дальнейшем — успешно обучаться. В странах Европы, в частности, в Англии, проводят сверхраннее лечение —
24
к концу первого года жизни ребенка уже полностью закончены операции на верхней губе и небе.
Таким образом, сроки и методы проведения уранопластики: устранение расщелины неба (фиссурорафия), удлинение мягкого неба (ретротранспозиция) и сужение среднего отдела глоточного кольца (мезофарингоконстрикция), а также хейло-пластики модифицируются. Операция, непосредственно не устраняя нарушение речи, создает необходимые предпосылки для успешного обучения и воспитания новых артикуляторных установок. Если для оперативного вмешательства возникают те или иные противопоказания (возраст, дефицит мягких тканей в полости рта, состояние здоровья при комбинированных нарушениях), то для разобщения полостей рта и носа используют различные «плавающие» и пластиночные обтураторы. Кроме того, обтуратор необходим для нормального вскармливания ребенка, особенно на первом голу жизни.
Оперированное и восстановленное твердое небо должно быть цельным с широким и высоким сводом; мягкое небо — длинным и подвижным, с наличием пассивного и активного смыкания с задней стенкой глотки. Но после операции возможны выраженные рубцовые деформации неба, остаточные отверстия, расхождение швов, мягкое небо не всегда имеет достаточные длину и эластичность, что требует повторного лечения, в частности, фарингопластики. Фарингопластика — это образование искусственной перемычки, «мостика», получаемого с помощью лоскута, выкраиваемого из задней стенки глотки и мягкого неба. Не сразу восстанавливается и формируется замыкательная способность верхнего констриктора глотки и задних небных дужек, в результате чего струя воздуха во время фонации привычно идет через нос. Итак, наблюдаются случаи, когда дефекты речеобразующего аппарата не могут быть полностью преодолены ни хирургическим путем, ни методами, применяемыми в ортодонтической практике; хотя, несомненно, что чем раньше проводятся протезирование и операции по поводу расщелины, устанавливается связь между хирургами-стоматологами и логопедами, тем скорее и успешнее осуществляются новые нормальные условия для формирования произношения, слухового восприятия и внимания.
Остаточные нарушения функции небно-глоточного затвора, функции других артикуляторов и подсистем речи (например, дыхание) устраняются в ходе эффективно организованной логопедической работы в до- и послеоперационном периоде. Многие хирурги разделяют мнение о высокой роли и важности такого обучения детей. Говоря о целесообразности и необходимости ранней речевой работы, они указывают на то, что логопед, корригируя ее до операции, создает для хирурга операционное иоле, положительно сказывающееся на функцио-
нальных результатах всех хирургических мероприятий. Еще в начале двадцатого столетия американский зубной врач из Чикаго К.Кэз разработал специальные приемы, направленные на подавление неправильных (гортанных) привычек в артикуляции звуков, на активизацию тех мышц, которые должны плотно замыкать пространство вокруг искусственного неба (обтуратора) и участвовать в функции речи. Работу над звукопроизношением этот автор советовал предварять ослаблением гнусавости при произношении гласных звуков. Коррекция согласных начиналась с губных и заканчивалась язычными Т, Д, К, Г, при этом звуки проговаривались многократно, громко и резко. Эти упражнения носили силовой характер и вызывали резкое утомление обучающегося. Но о результатах обучения судить трудно, так как их оценка не приводилась.
Перевоспитание речи неоперированных детей обычно начинают с укрепления и тренировки артикуляторной моторики и освобождения мускулатуры лица от гримас, создания навыков
прави
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!