Использование и развитие сохранных — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Использование и развитие сохранных

2017-06-02 278
Использование и развитие сохранных 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Анализаторов

 

Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения ос-новывается на взаимодействии анализаторов и включении компен-саторных механизмов, которые способствуют осуществлению различ-ных видов деятельности. В зависимости от характера деятельности может произойти замена одного анализатора другим (у слепых) либо взаимодействие остаточного зрения и осязания (у частично зрячих) (Ермаков В. П., Якунин Г. А., 1990).

 

Методы использования и развития сохранных анализаторов на уроках физкультуры зависят от многих факторов. Преподавателю следует учитывать степень и характер нарушения зрения (тотальная слепота, остаточное зрение, слабовидение, состояние поля зрения, на-рушение бинокулярного зрения); уровень предыдущего сенсорного опыта и готовности сохранных анализаторов к восприятию учебно-го материала; двигательную подготовленность учащихся, умение ори-ентироваться в пространстве.

 

В зависимости от состояния зрительного дефекта учащимися по-разному воспринимается учебный материал. Например, слабовидя-щие с остротой зрения от 0,1 до 0,4 D воспринимают предметы, явления, действия, зрительно ориентируясь в большом пространстве.

 

Незрячие и частично зрячие с остротой зрения от 0 до 0,04 D воспринимают учебный материал в основном тактильно-слуховым способом.

 

При нарушении бинокулярного зрения дети часто бывают не в состоянии воспринимать объем предметов и действий, испытывают сложности в прослеживании движущихся объектов. У учащихся с суженным полем зрения нарушается пространственное восприятие, затрудняется выполнение точных двигательных действий.

 

Использование сохранных анализаторов — это общая задача для учащихся всего класса, а содержание и приемы коррекционной работы для ее реализации — разные, путем индивидуального, диф-ференцированного подхода к каждому ученику с учетом его воз-можностей и способностей.

 

При использовании и развитии остаточного зрения уместно сочетание общеразвивающих и специальных упражнений, способ-


 

 

Глава 2  

 

ствующих прежде всего охране зрения, формированию зрительных представлений, тренировке зрительных функций глаза. Целесообраз-но обучать пользованию остаточным зрением в узнавании знако-мых предметов, распознаванию зрительных признаков спортивного инвентаря, находящегося в спортивном зале (по цвету, форме, вели-чине); развивать зрительные представления при поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных отношений. Зритель-ное восприятие развивается при варьировании удаленности предме-тов в пространстве при метании мячей, прыжках в длину и других упражнениях.

 

Большое значение имеет развитие и использование слухового анализатора, который при отсутствии зрения является одной из глав-ных компенсаторных систем. Воспринимая звуки, ребенок с наруше-нием зрения ориентируется в окружающей среде, определяет на-правление и нахождение звука, это дает ему возможность познавать окружающий мир.

 

На уроках в начальных классах используются следующие зву-ковые сигналы: метроном, бубен, свисток, хлопки, голос учителя, звук инереди идущего, озвученные мячи (разных величин и фактур), озву-ченные игрушки, погремушки и ТСО. В большинстве упражнений при взаимодействии с опорой или предметом возникает звук, по ко-торому можно составить представление о предмете. Например, ис-пользуя озвученный мяч, можно определить его размеры (маленький, большой, средний) и качество покрытия (кожаный, резиновый, пласт-массовый и т. д.). Вслушиваясь в звуки, сопровождающие прыгуна, можно проследить весь процесс прыжка: довольно звучный бег вна-чале, затем замедление и нарастающий звук при отталкивании. По длительности полета от толчка до приземления дети приблизительно могут определить длину прыжка. Регулярное «прослушивание» деть-ми себя и своих товарищей на уроках физкультуры при выполнении различных упражнений развивает ориентировочный слух.

 

Необходимо учить детей соединять мышечные ощущения со звуковым фоном. Источник звука, например метроном, устанавлива-ется на уровне лица занимающегося, так как на такой высоте звук улавливается легче. Систематический звуковой контроль помогает компенсаторному развитию слухового анализатора: слухового вос-приятия, дифференцирования различных звуковых сигналов, локали-зации звуков в пространстве и при перемещении звукового сигна-ла. Важно обучить детей использованию сформированных навыков не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни.

 

С помощью осязания у детей с нарушением зрения на уроках физкультуры достигается возможность получать представление о


68 Частные методики адаптивной физической культуры

 

шероховатости, твердости, давлении и температуре предметов. Ося-зание выступает как предметно-познавательное средство. При овла-дении приемами осязательного восприятия учебного материала вы-деляют три основных способа обследования: кистевой, ладонный, пальцевой.

 

Известно, что при обследовании целесообразно использовать обе руки, так как это не только ускоряет и облегчает, но и повышает качество работы, уточняет объемность, направление и соотношение частей воспринимаемого. На уроках используется осязательное изу-чение адаптированных наглядных пособий (рельефных плакатов, пла-нов спортивного зала, альбома «Азбука движений», спортивного ин-вентаря). Дети обучаются различению предметов по характеру поверхности (дерево, ткань, кожа, резина, пластик, ребристая доска и т. п.); весу и объему; определению характеристик грунта ногами (деревянное покрытие, ковровое покрытие, линолеум, асфальт, травя-ной покров, утрамбованный или рыхлый снег и т. д.). На основании подошвенного ощущения (места соединений ковровых покрытий об-разуют ощутимую полоску) дети строятся в шеренгу, находят и дру-гие ориентиры в спортивном зале. С помощью осязания, касаясь рукой основных осязательных ориентиров на маршруте, учащиеся могут самостоятельно передвигаться по спортивному залу и спортив-ной площадке. Предварительно дети знакомятся с местом занятий, с осязательными ориентирами, встречающимися на маршруте, у них формируются представления о предметах, спортивном инвентаре, на-хождении окон, дверей, тренажеров и других ориентиров. Это спо-собствует преодолению боязни в замкнутом пространстве и чув-ства неуверенности в своих возможностях.

 

Незрячих школьников необходимо научить различать источни-ки тепла (солнце, нагревательные приборы) и их местонахождение по характеру теплопроводимости. Температурная чувствительность в результате тренировки повышается в 10—15 раз (Коваленко Б.И., 1975).

 

На уроках физкультуры могут быть использованы упражнения на развитие обоняния, которое играет немаловажную роль в процес-се пространственной ориентировки (B.C. Сверлов, 1951). Обоняние так же, как и слух, может дистантно сигнализировать о наличии того или иного объекта.

 

Уроки физкультуры и коррекционные занятия имеют огромные возможности для развития сенсомоторики, мышечно-двигательной чувствительности, являющейся, по мнению ряда авторов (Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др.), одной из ведущих в процессе занятий физкультурой. Для развития мышечно-двигательного чувства сначала


 

 

Глава 2    
   

 

предлагается выполнить упражнение с учителем, при этом акценти-руется внимание учащихся на ту группу мышц, котора! участвует при выполнении данного упражнения, затем упражнение выполняет-ся самостоятельно с акцентом на ту же группу мышц.

 

Особое внимание следует уделять сочетанию рабсты сохран-ных анализаторов (зрительного, слухового и тактильногэ). Они од-новременно возбуждают двигательную зону коры головного мозга, что вызывает усиление результативности урока, а также перенос в реальную действительность сформированных чувств уверенности и удовлетворенности от возможности самостоятельно двигаться.

 

v

 

: 2.2.5. Особенности регулирования психофизической

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.