Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2017-06-02 | 357 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1) И.п.: о.с. На счет 1 — присед, руки за голову, локти в сторо-ны; 2—3 — держать; 4 — и.п.
2) И.п.: о.с. На счет 1 — наклон вперед прогнувшись, руки за голову, локти в стороны; 2—3 — держать; 4 — и.п.
3) Ходьба по кругу на носках, руки на пояс;
4) Ходьба по кругу на внешней стороне стопы, лопатки соеди-
нить;
5) И.п.: о.с. Руки к плечам, ходьба по кругу с круговыми движе-ниями рук назад.
«Пожарники на учениях»
Две команды. Дети стоят в колоннах перед наклонной (закреп-ленной) скамейкой, придвинутой к шведской стенке. Наклон скамей-ки 15—20°. Передвижение по скамейке (гимнастической) в упоре на коленях с захватом края скамейки руками. Наверху на каждом пролете шведской стенки подвешен колокольчик. По сигналу сто-ящие первыми ползут по скамейке, затем поднимаются по рейкам стенки вверх и звонят в колокольчик. Спускаются вниз и идут в конец своей колонны. В каждой паре отмечают того, кто позвонил первым и не допустил ошибок в ползании и лазании. Необходимо обеспечить страховку — маты.
«Хитрая лиса»
Игроки строятся в круг, руки за спину, пальцы в замок, с закры-тыми глазами. Водящий ходит по внешнему кругу и проверяет осан-ку у игроков; чья осанка ему понравилась (правильная осаька), тому
в ладоши он кладет маленькую игрушку или другой предмет и го-ворит: «Можно открыть глаза». Игроки открывают глаза и прогова-ривают: «Хитрая лиса, кто ты?» (три раза), после чего тот, у кого в руках оказался положенный водящим предмет, делает шаг вперед и произносит: «Я» (он водящий). Игроки разбегаются (бежать только в одну сторону), а водящий, подавая звуковой сигнал, догоняет убега-ющих, передает пойманному игрушку. Игра возобновляется.
|
«Цапля»
«Цапля» — водящий, а остальные — «лягушки». Пока цапля спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу, в одну сторону). Вдруг цапля просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос «ква-ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают другого водящего — «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых но-гах с сохранением правильной осанки, а «лягушки» прыгают на кор-точках с прямой спиной.
«Пройди — не ошибись»
Играющий должен пройти по прямой 5—10 м вперед до звуково-го сигнала, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. По другому звуковому сигналу пройти спиной назад, ставя носок к пятке. Зада-ние можно выполнять с закрытыми глазами.
Для учащихся 4-го класса можно усложнить игру: выполнить то же задание на гимнастической скамейке, перешагивая через озву-ченный предмет, положенный на пути. При этом необходимо обес-печить страховку.
«Елочка»
По сигналу учителя дети бегут по залу, хлопая в ладоши. Водя-щий, подавая звуковой сигнал, бежит за ними, пытаясь их «осалить». Спастись от него можно, плотно прижавшись к стене затылком, пле-чами, ягодицами. Руки в стороны и вниз, ладони вперед, пальцы расставлены. Это «елочка». Тот, кто принял неправильное положе-ние или не добежал до стены, может быть «осален». «Осаленный» становится водящим, и игра повторяется. Отмечаются самые быст-рые и точные в выполнении правил игры.
«Колобок»
Команды строятся в колонны по одному на расстоянии 1,5—2 м одна от другой. В руках у направляющих мяч. Учитель произносит:
Глава 2 |
«Наш веселый колобок покатился на лужок. Кто быстрей его вернет, приз команде принесет». С последним словом первые игроки в ко-мандах поднимают мяч над головой, отводят руки назад и передают его следующему игроку, и так до последнего игрока в колонне. Тот бежит с мячом (озвученным) вперед, встает впереди своей команды и снова передает мяч стоящему сзади. Игра продолжается до тех пор, пока направляющие в колоннах вновь не окажутся впереди. Они поднимают мяч вверх. Команда, выполнившая згдание первой, выигрывает.
|
При передаче мяча назад ноги не сгибать, спина прямая. Игру можно проводить нз положения сидя, ноги скрестно (то-турецки).
2.4. Методика обучения плаванию младших школьников с нарушением зрения
Плавание — одно из наиболее эффективных коррекционно-оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого чело-века. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двига-тельных действий, снимается нагрузка с позвоночнио, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движе-ний, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается ин-тенсивность обменных процессов, активизируется познавательная де-ятельность (Куничев Л.А., Аробян Р.И., 1976). Кроме ~ого, в процес-се плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Та-ким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми' с депривацией зрения.
Основной формой организации обучения плава-шю является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы £—10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжитель-ность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде).
Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здо-ровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками про-странственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию
82 Частные методики адаптивной физической культуры
включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слу-хового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двига-тельной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двига-тельного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыха-тельной систем и увеличение словарного запаса за счет использова-ния новых терминов.
|
К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материа-ла, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неиз-веданного пространства, относительно низкая температура воды, нео-бычное положение тела, боязнь столкновений и пр.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка про-
странственной ориентировки в воде, а именно — с ориентировки
детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традицион-ные методические приемы показа, используемые в обучении нор-мально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому при-менение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно орга-низовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориен-тированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос-нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. За-нимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, корот-кий сигнал свистка — начало выполнения упражнения, длинный сиг-нал — прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть — выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать — вдох; многократные сигналы — выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения
|
Глава 2 |
(лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или иг-рушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвен-ные ощущения дна бассейна и пр.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобре-тает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педа-гог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминоло-гией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учеб-юго материала не-зрячими, широко применяется объяснение в форме образных выра-жений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. По-этому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше вре-мени требуется на объяснения и показ, многократное повторение от-дельных элементов, с опорой при этом на зри~ельные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем луч-ше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.
Следующий этап обучения технике плаванич начинается с ра-
зучивания на суше плавательных упражнений имитационного ха-
рактера, дающих представление о движениях в воде, с последую-щим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; ими-тация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с ре-зиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применя-ются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1—2 вдо<, а на счет 1—8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выпол-нять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специ-альные упражнения, выполняемые ьа суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о пред-лагаемых им плавательных упражнениях, но и белее успешному ос-воению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше этмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.
|
На суше необходимо добиваться правильного выполнения ими-тации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебно-го материала целесообразно использовать специальные средства на-
Частные методики адаптивной физической культуры | ||
глядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изобра-жения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обу-чения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучае-мые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движе-ния губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свис-ток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.
Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения — формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке — «поплавок», согнувшись — «медуза», вытянувшись — «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в вод-ной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партне-ром, а затем самостоятельно.
Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение
любому плавательному упражнению в воде начинать | в облегчен- |
ных условиях: на мелком месте, держась руками или | одной рукой |
за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с приме-нением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способству-ющим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различны-ми вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2—3 раза.
Процесс обучения любому плавательному движению осуществ-ляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части
Глава 2 |
бассейна, у неподвижной опоры (бэртик бассейна, поручень, дорож-ка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддер-живающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений но-гами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.
Следующей фазой обучения является разучивание согласова-ния движений руками и ногами (на каждые два гребьа руками вы-полняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль р/к), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием
Завершающая*фаза обучения — проплыть 25—50 м в полной координации.
Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видя-щих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление (.«медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «ззез-дочка» на спине с закрытыми глазами и др.) В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формирова-нию положительных эмоций, ощущению радости, желанию занимать-ся плаванием. Включение игр, соответствующих темагике конкрет-ного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3—5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-восп^ательнык процесс.
Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе — ознакомление с воднэй средой и освоение подгото-вительных упражнений в воде, второй этап — изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап — совер-шенствование техники плавания изученных способов. После осво-ения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» мож-но приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».
В целях профилактики травматизма и дифференцировки рас-стояния следует учить детей определять длину проплываемого от-резка по количеству повторений дзижений (гребков, >даров ногами и т.д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкно-вений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эаз-
86 Частные методики адаптивной физической культуры
ных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при не-которых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыж-ках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).
Знание специфических особенностей обучения младших школь-ников с депривацией зрения, правильное применение приемов по-мощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознако-миться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а так-же совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, вынос-ливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предуп-редить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.
2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения
Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как со-хранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С., Корбет М.Д., Демирчоглян Г.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же при-водим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилакти-ческую направленность и позволяющие учитывать следующие ас-пекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональ-ное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упраж-нений для глаз в течение урока; использование специальных мето-дов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.
Для улучшения аккомодационной способности глаза при близо-рукости часто используется упражнение «метка», которое можно про-водить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диамет-ром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от окон-ного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находя-щийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав
Глава 2 |
взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражне-ние проводят два раза в день (Шкарлова СИ., Романовский В.Е., 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функ-ции является сбор фишек определен-юго цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу Для контроля фиксируется время выполнения задания.
Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отме-чает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).
Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энер-гии человека (Корбетт М.Д., 1998). При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэто-му следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоми-ная при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижа-ются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения.
Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Д.А. Уго-лев (2001) отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благо-приятно действуют на снятие психического напряжения. При обуче-нии детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики.
У детей с недостаточностью зрения целесообразно развивать зрительные представления прр поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для формироваьия сен-сорных эталонов у детей с нар/шгниями зрения Л.П. Григорьева (2000) предлагает использование эталонов: светлости, цвета, размера, формы и т.д. Например, для формирования эталонов цвета, автор реко-мендует использовать набор прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально насыщенных цветов (красного, зеленого, синего и желтого); набор, состоящий из семи насыщенных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фи-олетового). Этими рекомендациями могут воспользоваться учителя массовых школ в коррекцноьных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение цве-торазличимости и формирование целостных образов.
Для развития зрительного восприятия при метании мячей, прыж-ках в длину и других упражнениях рекомендуется оценивать уда-
88 Частные методики адаптивной физической культуры
ленность предметов в пространстве. При любой работе с мячом (метание на дальность, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекоменду-ется прослеживать его движение не только глазами, но и носом. После броска движения глаз сопровождают путь мяча, при этом по-стоянно меняется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способ-ствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности дви-жений.
При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, пре-дусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся — вниз. Этим детям необходимо больше времени на рассматривание предметов и явлений, поэтому нужно сопровождать восприятие объектов словес-ным описанием, тогда они смогут более точно воспринимать и отра-жать окружающую действительность.
Л. С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего разви-тия, т. е. индивидуальный уровень психического и физического раз-вития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, воспитывающие ребенка, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности его развития, возможностей, интересов и потребностей.
Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевре-менная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:
— все упражнения выполнять без очков; ния; — упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряже-
— научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);
— начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;
— между упражнениями часто моргать глазами;
— продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепен-но увеличивая до 10 мин;
— упражнения выполнять два раза в день.
Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:
• моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;
• дышать легко и непрерывно;
• смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза;
Глава 2 |
• возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему;
• воспринимать увиденное без усилия;
• часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!