Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует только «благородной игры». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует только «благородной игры».

2017-06-05 230
Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует только «благородной игры». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Общественные идеи включают в свое содержание игровой компонент, так как они связаны с пред­ставлениями людей о своей социальной перспективе, с человеческими мечтами и фантазиями.По концепции Хейзинги, целые культурные эпохи «играют

Размышления И. Хейзинги о культуре как игре оказали влияние на культурологию XX в. и способствовали появ­лению исследований игровых аспектов культуры. Игровые модели культуры были предметом осмысле­ния Ф. де Соссюра, Е. Финка, Л. Витгенштейна, С. Лема, Г. Гессе, Ж. Деррида и др. Культура элиты сосредоточена в сфере игровой деятельно­сти, в которой отсутствуют утилитаризм, прагматизм, обы­денность человеческого бытия, а сущность составляют спонтанность, импульсивность, порыв, жизненная актив­ность, возвышение над природой. Здесь и возникает фе­номен культуры. Главное, что привлекает исследователей к этой проблеме, -- то, что установленные в игре правила условны.

63. Информационные модели культуры Во второй половинеXX в. в обществознании начинают активно разрабатываться идеи целостности мира и отражающего его научного знания, общности закономерностей развития всех уровней мировой материальной и духовной культуры, признание СМК основным мировым ресурсом.. В 60-е гг. XX в. в канадский философ и социолог Херберт Mapшалл Мак-Люэн выделяет четыре исторических этапа: -- эпоху дописьменного варварства -- период всеобщего единения и братства, господ­ства устной формы общения; -- эпоху фонетического письма –формирования личности, способной накопленные знания и опыт передавать следующим поколениям в письменно-визуальной форме; -- эпоху типографского станка И. Гутенберга, -- аудиовизуальная эпоха – период массового распрстранения и применения телеграфа, телефона, радио, кино, телевидения, компьютера, который восстановил цельное восприятие мира, сделал каждо­го человека непосредственным субъектом (участником и творцом) информационного события. Мак-Люэн представляет общество будущего как рай, сошедший на Землю, благодаря СМК. Американский футуролог О. Тоффлер предсказал наступление новой эпохи в развитии человеческого общества, которую он определяет термином «постиндустриального» или «супериндустриального» общества В основе супериндустриализма -- применение высоких технологий, которые должны изменить лицо планеты и суть человека как соцоциокультурного существа. Общество формирует «одноразового человека», который обладает повышенной мобильностью. Он не нуж­дается в сохранении каких-либо национальных, культурных или исторических особенностей. Супериндустриализм -- точка наибольшего отрыва человека от земли, когда он лишается культурной и исторической индивидуальности.

64. Онтологическая структура теории познания (гносеологии) культуры Традиционная точка зрения философии на структуру познания человеком самого себя, своего сознания, природы и социума исходит их формулы, которая сущностно опирается только на верхний уровень осознаваемого сознания субъекта культуры в форме прямолинейной (без начала и конца), не замкнутой (не системной) структуры по формуле - от абстрактного созерцания к теоретическому мышлению, а затем - к практике.

Вместе с тем, как свидетельствуют опыт научного анализа результатов практики познания, так и современные достижения многих частных наук, в том числе в области философского анализа в науке о познании (гносеологии), синтеза междисциплинарных проблем интеграционных научных знаний, традиционная, классическая её структура очень узка и неполна. Например, она не учитывает побудительных причинно-следственных факторов на уровне ощущений и отражения (отношений), на уровне влияния подсознательного механизма памяти на процесс познания личностными и коллективными (социальными) субъектами окружающего их мира, не позволяет спрогнозировать социокультурных последствий «практики».

В силу этих и иных недостатков становится понятной причина неэффективности, более того вредности, господствующей традиционной формулы на онтологическую структуру гносеологии.

 

12.Место и роль России в диалоге культур идеология западников и славянолюбовЗападники, отвергая особенности русского культурного опыта, считали необходимым перенимать все лучшие достижения западной культуры. Славянолюбы, отстаивали идею самобытности русского пути развития, связывая это с приверженностью разных частей русского народа к родовой религии или к христианскому православию, к вековым источникам специфики русской культуры

Евразийцы настаивали на исключительности России и русского народа как якобы вненационального «синтетического» этноса, считая Россию особым типом цивили­зации (российской), который отличается и от Запада, и от Востока.Тезис о «синтетической» сущности русского народа, как вненационального, в современной РФ особенно часто пропагандируется через лозунг: русскими считаются национальные представители любых народов, кто проживает на любой территории Российской Федерации.

Россия занимает срединное пространство Азии и Европы. Гро­мадные пространства, лишенные естественных резких гео­графических рубежей, исторически способствовали созданию своеоб­разного многонационального культурного мира России, в котором культура русского народа преобладает, сплачивая народы и диаспоры РФ, обеспечивая её государственную целостность. Современные исследователи отмечают, что культурно-исторический опыт настолько многогранен, что не позволяет однозначно отнести русскую культуру к восточному или западному типу, ибо в ней присутствуют черты и того и другого Ценностями традиционной доминирующей культуры русского национального большинства российского общества и поныне яв­ляются коллективистские ценности. Обсуждая вопрос о перспективах российской культуры, еемес­та в будущей глобальной цивилизации, культурологи констатируют, что развитие западной технической культу­ры привело человечество к глобальным проблемам и кри­зисам.

 

13. Субьекты культуры Субъект культуры - это созидатель, творец культуры на субкультурном уровне и форм проявления экспериментального творческого процесса. Основными звеньями цепочки субъектов культуры являются -- личность, социальная группа, этнос, территориальное и региональное сообщество, человечество. Первичным субъектом культуры является социокультурно развитая личность, субкультурно созидающая саму себя и влияющая на культурогенезис общества..Деятельность личности, как субъекта культуры, детерминирована наличной культурой, присущими ей кодами, матрицами, стереотипами, нормами и внутренними потенциалами -- познавательным, проективным, аксиологическим, творчески-продуктивным, художественным, коммуникативным.Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Личность (как субъект культуры) в процессе куль­турно-исторического творчества вступает во взаимодействие с другими субъектами культуры: социальными группами, историческими общностями, учреждениями, организациями, государством. Поэтому наряду с личностью в качестве субъектов культуры следует рассматривать и последующие цепочки групп: малая (контактная) группа (семья, круг друзей, учебная группа), трудовые коллективы, организации и объединения, социальные ин­ституты, слои, классы, этносы, страны (государства), региональные сообщества, человечество в целом.

14 КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ Культура и личность взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом понятия «индивид». Не всякий индивид является личностью: индивидом человек рождается, личностью становится (или не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий. Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо—физиологическими и психологическими качествами).Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности.Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь к культурным ценностям, обогащает духовный мир своей личности.Система ценностей, оказывающая влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального выбора. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом личности, культура всвою очередь гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.Культура позволяет человеку становиться интеллектуально—духовной, нравственной, творческой личностью.Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.Разрушение культуры негативно воздействует на личность человека, ведет его к деградации.

15. Элементы культуры Элементом культуры является неделимая единица в виде поведенче­ского образца или материального продукта. Эти атомы культурного мира могут быть материальными и нематериальными.Элементы культуры условно можно разделить на универ­сальные, общие и уникальные (специфические).

Универсальные культурные элементы -- это свойст­ва, которые присущи всему человеческому роду и от­личают его от других видов живых существ. С оци­альные культурные универсалии --группо­вая жизнь, распределение пищи, построение семьи, экзогамия (браки с членами чужой группы) и запрет кровосмешения (эндогамии).

Культурные универсалии -- нормы, ценности, правила, традиции и свойства, ко­торые присущи всем культурам независимо от геогра­фического положения, исторического времени и соци­ального устройства общества. Разнообразные культуры у разных социумов имеют девять общих фунда­ментальных черт:речь; материальные черты; искусст­во; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; прави­тельство; война. Их выделил Кларк Уислер и назвал универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Общие культурные универсалии расположены на шкале культурных черт между универсальными и уникальны­ми. Они чаще присущи народам, поэтому их еще назы­вают региональными. Благодаря диффузии и независимым открытиям неко­торые культурные черты настолько же широко распро­странены, как и культурные универсалии.

Уникальные элементы культуры иногда еще называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми

Культурное своеобразие (специфика) проявляется в сравнении культур. Этнографы знают, что народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне ставили дом к улице торцом, а южане располагалиеговдоль улицы. Таким образом, элементы (или черты) культуры – это базисные единицы культурной статики.

 

16. Языки культуры Языком культуры называются те информацию несущие средства, знаки, сим­волы, тексты, вещи, действия, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как выразитель этого представления. Выделяют пять основных знаковых систем :Естественные знаки -- вещи и явления природы при обозначении ими предметов и явлений. Функциональные знаки -- знаки-признаки. их связь с тем, на что они указывают, обусловлена функциями, которые они выпол­няют. Конвенциональные знаки - Их значения задаются соглашениями между людьми. Культурологами определено четыретипа конвенциональных знаков:сигналы(свет) индексы(компакт) образы символы(герб)

Вербальные знаковые системы -- разговорные (естест­венные) языки. Вербальная система -- это иерархическая, многоуровневая организация знаков. Её базисной структурной единицей является слово, которое внутренне также структурировано Естественный язык, в отличие от искусственных формализованных языков, является открытой знаковой системой, и способен к неограниченному развитию.

Массовые системы записи естественного языка формируются на относительно высокой стадии развития человеческой культуры. Они возникают на базе других знаковых систем (разговорного языка, музыки) и вторичны по отношению к ним. Появление и развитие письма сыграло особенно большую роль в истории культуры.

Базовым знаком пись­ма является абстрактная единица, чем абстрактней слово -- бук­ва, тем меньше число базисных знаков, текст делается более обо­зримым и лучше воспринимаемым.Синтетической обобщенной формой языка куль­туры является текст, под которым в современной культу­рологии понимается не просто письменно зафиксирован­ные высказывания, а все, что искусственно сделано чело­веком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы).

Текст -- это совокупность знаковых систем, наделенная определенным информационным смыслом и значением.

 

17. Основной культурный код и его частные производные Культурный код -- система трансформационных механизмов, свойственных определенным областям культуры или ти­повым ситуациям социального взаимодействия, благодаря которым выделяются, организуются, приобретают надле­жащую форму, транслируются ключевые знаки и символы. Коды -- это искусственные образования, базирующиеся на природных предпосылках, свойственных человеку. Ем­кость кодов характеризует их выразительный потенциал, т. е. - возможность полно, точно и достоверно передавать информацию о реальности.Структуралисты выдвинули идею существования Ос­новного культурного кода, который обладает следующими характери­стиками: он универсален (т.е. работает в любом культур­ном типе и любом историческом времени); он самодоста­точен для формирования и сохранения культуры; он от­крыт к изменению, самопорождению новых кодов культурно-исторических типов..

Основной культурный код состоит из трёх взаимообусловленных параметров -- предмет­ности, знаковости, идеальности, на основе которых происходит развивающаяся самоорганизация человеческой культуры. С освоением способа существования в неприродной сфере формировался новый негенетический механизм социокультурной па­мяти Язык, как система знаков, наде­ленных определенным значением, выступает в качестве средства и материала для объективации идеального со­держания (смысла, значения, информации). Знак в языке -- это «материальная оболочка» человеческой мысли, чувств, желаний и т. д. Кроме основного культурного кода, лежащего в основа­нии человеческой культуры, существуют вторичные культурные коды, выражающие особенности разных типов культур: коды дописьменных культур, коды письменных культур, В дописьменных культурах доминантным культурным кодом был мифологический, в котором все три типа знаковых систем активно взаимодействовали друг с другом. Мифологический культурный код опи­рается на ряд базовых символов: - обозначающие начало мироздания и т. д.

Новый культурный код -- письменный, в отличие от мифологического кода, который воспроизво­дился только в ритуальных действиях.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.