Моделирование ситуаций общения, психологические тренинги и сюжетно-ролевые игры — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Моделирование ситуаций общения, психологические тренинги и сюжетно-ролевые игры

2017-06-05 313
Моделирование ситуаций общения, психологические тренинги и сюжетно-ролевые игры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Во внеурочное время воспитатели формируют устную разговорно-обиход­ную речь неслышащих и слабослышащих в условиях моделирования реаль­ных ситуаций общения воспитанников друг с другом и с педагогом. Наиболее действенными приемами развития речевых умений и навыков правильного речевого поведения, воспитания уверенности, самостоятельности является моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения. Нами составле­ны разного вида упражнения, основанные на моделировании проблемных си­туаций речевого общения. Первая группа — моделирование микроситуаций общения с использованием речевого этикета, усвоенного на уроке. На заняти­ях создается микроситуация общения, побуждающая детей включиться в разговор по общему делу, т. е. договориться, кто что делает, как будет выполнять задание. Обговаривается, что нужно для выполнения, как спросить и ответить. Воспитатель предлагает детям образец вопроса или высказывания, при этом он не только создает, но и изменяет ситуацию общения, что побуждает участ­ников игры или творческого занятия обращаться друг к другу с вопросами и решать возникшую проблемную микроситуацию, соблюдая правила речевого этикета. Далее постепенно вводится вторая группа упражнений: проблемные ситуации с заданным сюжетом. Учащиеся с помощью воспитателя распреде­ляют роли в игровой ситуации и разыгрывают сюжет. Важны все стороны об­щения: речевое поведение воспитанника и воспитателя, общение ребенка со взрослыми и сверстниками, дети повторяют за учителем новые слова, фразы. Развивается уверенность в общении, более прочно усваивается речевой этикет. Третья группа упражнений: проблемные ситуации с неоконченным сюжетом общения. Предлагается самостоятельное придумывание окончания игрового сюжета, составление диалога для разыгрывания речевой ситуации. Четвертая группа упражнений более сложная, так как предполагает моделирование ситу­аций по заданной теме общения. Учащиеся с помощью учителя придумывают ситуацию общения, диалоги, соответствующие предложенной теме. Материал упражнений и темы заданий знакомы детям, речевой этикет в разных ситуаци­ях усваивается сначала на уроке. Усваивая речевой материал, проговаривая его с помощью учителя в разных ситуациях, у школьников развивается речевое общение.

Анализ наблюдений показывает, что использование ролевых тренингов, имитационного моделирования ситуаций общения развивает у детей уверен­ность, снижает психические стрессовые переживания и формирует систему взаимоотношений в общении с окружающими. Разные жизненные, бытовые ситуации, разные виды деятельности вызывают у воспитанников потребность общения. В процессе общения с учителем дети усваивают новые словосочета­ния, фразы. Совместная деятельность в разных ситуациях общения развивает потребность и желание обсуждать и усваивать речевые высказывания с помо­щью учителя или других детей.

Обучение сюжетно-ролевой игре состоит из нескольких этапов: подготови­тельный, проведение игры и подведение итогов игровой деятельности. На эта­пе подготовки к проведению игры закрепляются правила поведения, вводятся учителем новые слова и фразы для общения и освоения ролей. Учитываются индивидуальные особенности личности каждого ребенка, его готовность к ре­чевому общению. Обращается внимание на развитие речи учащихся и ее акти­визацию. Закрепляется в условиях имитационного моделирования ситуаций общения словарь терминов, определенная фразеология, являющаяся ключевой для речевого поведения. Усваиваются диалоги с использованием наглядности, осознается словарь этикета. Большое внимание уделяется речевому поведению. Школьник усваивает правила начала диалога, учится выходить из сложной или новой ситуации. На этом этапе предполагается рассматривание рисунков, кар­тин, на которых показаны различные темы общения («Встреча друзей», «При­ем гостей», «Поведение в игре» и др.). Совместно составляются возможные диалоги по рисунку или картине.

На этапе подготовки к игре проводят беседы, чтение рассказов или сказок с использованием ярких иллюстраций, просмотр и обсуждение видеофильмов. Дети овладевают разными ролями в игре: ведущие, заучивание текста роли; речевое общение в игре, моделирование.

После подготовки начинается игра. При определении ее сюжета, игрового упражнения отбираются ситуации, освоенные детьми на уроках «Речь и куль­тура общения», при этом особое внимание уделяется психическому состоянию школьника. В игре ребенок постепенно усваивает разные роли и начинает по­нимать отношения между людьми, а после многократного повторения различ­ных ситуаций и овладения речевым материалом у ученика появляется уверен­ность в себе. Особо значимыми являются соревновательные моменты, различ­ного рода поощрения, занимательные моменты, которые снимают напряжение. Поощрения за правильное ведение диалога, вариативные высказывания, ак­тивность в речевом общении стимулируют детей. Они не просто учатся, они активно входят в ситуацию игры. Обращается внимание на их голос, вырази­тельную интонацию, эмоциональную сторону общения.

Содержание игр варьируется и повторяется. Постепенно правила игры мо­гут усложняться, и создаются новые ситуации, дети меняются ролями и усваи­вают новые диалоги. Усвоение разных ролей помогает нейтрализовать неуве­ренность, развивается произвольность поведения. Дети учатся действовать в различных ситуациях, познавать их, руководствоваться мотивами поведения. При этом в игре не просто взаимодействуют разные роли, а моделируются жиз­ненные ситуации, позволяющие закрепить логику поведения. Необходимо также включать детей в создание речевой ситуации, в развитие сюжета игры. При проведении игры деятельность школьников обязательно направляется воспи­тателем на решение определенных задач для развития умения ориентировать­ся в различных жизненных ситуациях, в логических задачах, активизирующих умственное развитие.

На заключительном этапе проводятся обобщающие беседы по содержанию и ходу игры, дети побуждаются к оценке своей деятельности в игре, у них фор­мируется оценочный словарь. Проводятся конкурсы по имитационному моде­лированию различных ситуаций, конкурсы рисунков детей на темы ситуаций общения. Учитывая особенности психического развития младших школьни­ков, сужение ощущений и восприятий окружающего мира, недостаточную глубину нравственных представлений, важно возвращаться к игровым упражне­ниям и играм, чаще заниматься имитационным моделированием. Такой подход будет способствовать развитию усваиваемых навыков правильного поведения и речевого этикета. Кроме того, активное включение детей в занимательные и интересные игры позволяет более быстро усваивать опыт взаимоотношений и ориентироваться в опыте человеческого общения, а также понимать поведение других и давать ему оценку. Для каждого направления содержания предусмат­ривается определенный словарь понятий, фраз. В играх дети легче усваивают употребительную фразеологию, что позволяет им более активно включаться в речевое общение со сверстниками, учителями, родителями и близкими.

Анализ наблюдений показывает, что использование ролевых игр, имитаци­онного моделирования, ситуаций общения развивает у детей уверенность, сни­жает психические переживания и формирует систему взаимоотношений в об­щении с окружающими.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Раскройте значение речевой и игровой деятельности в обучении и воспитании;, неслышащих и слабослышащих как метода усвоения школьниками социальных взаи- '{ моотношений и способа формирования коммуникативных умений.

2. Определите роль речевого общения для развития личности учащихся с недо-;; статками слуха. ]

3. Назовите специальные уроки, развивающие общение, факультативы, форми­рующие коммуникативную культуру учащихся, и досуговые программы, развиваю­щие в игровой деятельности школьников навыки речевого общения и поведения (при­ложение 1).

4. Раскройте особенности и трудности общения учащихся с нарушенным слухом с учителями и со сверстниками. Обоснуйте причины возникающих затруднений в об­щении и запишите в рабочей тетради виды нарушений речевого общения с окружаю­щими, несформированность речевого этикета, используя результаты изучения уровня коммуникативной культуры слабослышащих учащихся начальных классов (см. мате­риал темы).

5. Какими педагогическими требованиями может руководствоваться воспита­тель для помощи и психологической поддержки слабослышащих школьников при возникновении у некоторых неуверенности в общении в новой обстановке, для пре­одоления трудностей в речевой деятельности и в поведении в разных ситуациях общения?

6. Составьте конспект главы «Проблема развития речи глухих школьников во внеклассное время» (Колтуненко И.В. Развитие речи глухих школьников. М., 1980. С. 5-15). Ответьте на вопрос: На основе каких принципов строится внеклассная ра

 

 


[1] Ананьев Б.Г О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. псих, тр.: В 2 т. М., 1980. Т. 2. С. 18.

1 Выготский Л.С. Основы дефектологии. М,, 1995. С. 69.

1 Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: Опыт проектирования нового содержания обучения // Дефектология. 1998. С. 3.

1 Подготовлена дефектологами Л.Г. Кузнецовой, Г.И. Гачиной (школа слабослышащих №33 СПб).

1 Разработана педагогом-психологом Л.Н. Мартыповой (школа слабослышащих. № 33 СПб).

1 Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. С. 20, 26, 37-38.

2 Лихачев Д.С. Школа на Васильевском. М., 1990. С. 5.

3 Там же.

1 Составители: Г.А. Киреева, директор школы-интерната № 33 слабослышащих и позднооглохших СПб., заслуженный учитель школы РФ; А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; Т.Н. Палкина, заместитель директора по внеклассной работе / Под ред. З.А. Пономаревой.

1 Лаговский КМ. Обучение глухонемых устной речи. М, 1911. С. 140, 142.

1 Составители: заслуженный учитель школы РФ, директор школы слабослышащих № 33 Пб. Г.А. Киреева; заместитель директора но учебно-воспитательной работе А.В. Балукова.

1 Материалы школы-интерната слабослышащих № 33 СПб. Директор — заслуженный учитель школы РФ Г.А. Киреева.

1 Материалы школы-интерната слабослышащих № 33 СПб. Директор — заслуженный учи­тель школы РФ ГА. Киреева.

1 Реабилитация. Образование. Развитие: Учеб.-метод, сб. //Подред. М.И. Никитиной. СПб., 1998.

Выдержки из статьи «Нетрадиционные формы проведения уроков...»М.О. Касавиной, Н. Г. Ма-ковеевой, И.А. Щербаковой — учителей высшей категории школы-интерната № 1 СПб. для глухих детей.

1 Составила Боева Е.В., учительница школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга.

1 Подготовили: Г.А. Киреева, директор, заслуженный учитель школы РФ, А.В. Балукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

1 Составил В.Б. Соколов, учитель школы-интерната слабослышащих № 33 СПб.

1 Составили проект: Г.А. Киреева, заслуженный учитель школы РФ, директор школы-ин­терната слабослышащих № 33 СПб., В.Е. Соколов, учитель трудового обучения.

[2] Проект В.Е. Соколова, учителя школы-интерната слабослышащих № 33 СПб.

1 Проект В.Е. Соколова, учителя школы-интерната слабослышащих № 33 СПб.

1 В.А. Белущенко, учитель-дефектолог школы-интерната слабослышащих № 33 СПб. (выдержка из статьи).

1 Материалы составлены учительницей школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга Г.И. Гачиной.

1 Составила Т.В. Журавлева, учитель школы слабослышащих № 33 СПб.

1 Составила А.Е. Наумова, учительница школы слабослышащих № 33 Санкт-Петербурга.

1 Материал исследований СВ. Крошкиной, учителя школы слабослышащих № 33 СПб.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.