И познавательной деятельности1 — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

И познавательной деятельности1

2017-06-05 261
И познавательной деятельности1 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предлагается материал занятия, которое проводилось с группой учащихся начальных классов. Материал может быть предметом изучения на уроках раз­вития в начальной школе. Развивающие упражнения могут проводиться в иг­рах на внеклассных занятиях. Упражнения начинаются с постановки цели. За­нятие проводится в виде конкурса знатоков. За правильное и быстро выпол­ненное задание воспитаннику полагается цветная фишка. В конце занятия определяется победитель по количеству набранных фишек.

Тема игры «Мы шагаем по ступенькам». На доске рисунок с изображением лестницы в 9 ступенек (по количеству заданий) и цветной флажок, который будет перемещаться со ступеньки на ступеньку по мере выполнения заданий. На каждом этапе (ступеньке) решаются свои задачи.

1-я ступенька. Рассказ-загадка «Встреча», ответ на главный вопрос.

2-я ступенька. Сколько предметов изображено? Рисунок с графическим изоб­ражением нескольких предметов, выполненных путем наложения одного изоб­ражения на другое.

3-я ступенька. Кто влез без очереди? Карточка с изображением предметов в алфавитном порядке, который в одном месте нарушен.

4-я ступенька. Как кого зовут? Упражнение на простейшее умозаключение с опорой на предметную модель.

5-я ступенька. Какими видами спорта занимаются герои сказки «Колобок»? Обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи.

6-я ступенька. Цвета радуги. Определение цвета предмета.

7-я ступенька. Какие ошибки допустил художник? Расширение представле­ний о мире фауны, тема «Птицы».

8-я ступенька. Найди 7 отличий. Воспитание внимания, наблюдательности, расширение словаря.

9-я ступенька. Ребусы.

Чтобы подняться на 1-ю ступеньку, надо прослушать рассказ-загадку и от­ветить на вопрос, поставленный в конце рассказа.

Встреча Трое мужчин и старушка сидели на скамейке.

— Вы кого-то ждете? — спросила старушка у одного из мужчин.

— Да, я жду свою дочку, — ответил он.

— А вы кого ждете? — обратилась она к другому.

— А я жду свою жену.

— И вы тоже кого-то ждете? — поинтересовалась она у третьего

— Я жду свою сестру.

В это время показалась молодая женщина, к которой устремились эти трое муж­чин. Почему же мужчины подошли к одной, если ждали трех разных женщин? — уди­вилась старушка.

Слабослышащие младшего школьного возраста без предварительной под­готовки не смогут сразу ответить на такой вопрос. Чтобы данное задание вы­полнить успешно, на предыдущих занятиях проводилась подготовительная работа. Для ответа на вопрос, поставленный в рассказе «Встреча», учащиеся разбирали родственные связи между людьми по схеме «Родня» (рис. 1).

При затруднениях с ответом на вопрос дети обращались к схеме и выясняли, кем приходится молодая женщина трем мужчинам (дочь, жена, сестра) и соот­ветственно мужчины женщине (отец, муж, брат).

На этом же материале проводится работа по расширению и обогащению словаря:

— Какими словами можно заменить глагол «спросила», чтобы не повторять его трижды? (обратилась, поинтересовалась).

Второе задание рассчитано на развитие зрительного восприятия. Нужно оп­ределить, сколько предметов изображено на картинке (рис. 2). Но для получе­ния высшего балла необходимо и правильно назвать предметы (зубная щетка, тюбик зубной пасты, коробочка зубного порошка, расческа, щетка для волос, мыло, флакон).

Одна из главных целей дан­ного занятия — развитие слу­хового восприятия. Поэтому организация занятия предпо­лагает восприятие на слух каждого задания-поручения или просьбы. Все карточки, картинки лежат на столе лице­вой стороной вниз, и каждая имеет на обратной стороне от­личительную метку. Метки отличаются между собой либо формой (звездочка, прямоугольник), либо цветом (красный, лиловый, бежевый). И переходя каждый раз к новому заданию, ученики воспринимают на слух поручения за экраном:

— Возьми картинку с красной звездочкой, Юля.

— Переверни карточку с лиловой меткой, Ваня.

— Покажи ребятам картинку под конвертом с синей меткой, Катя.

— Достань из конверта с бежевой меткой таблички и раздай ребятам, Петя.

Чтобы выполнить 3-е задание, надо проявить смекалку и знание словаря. Вниманию учащихся предлагается карточка с изображением предметов, рас­положенных в определенном порядке. Но порядок этот в одном месте нару­шен, требуется ответить на вопрос: Кто без очереди? Учащиеся зарабатывают свои фишки за правильно определенное расположение предметов (алфавит­ный порядок) и место, где этот порядок нарушен.

Четвертая ступенька нашей лестницы выше остальных, потому что задание для выполнения достаточно трудное. Ребятам раздаются картинки с изображе­ниями детей, предлагается для восприятия небольшой текст, прослушав кото­рый требуется ответить на вопрос: Как кого зовут? Текст следующего содержа­ния: У Алеши нет мяча. Коля выше Димы. Маша ниже Кати. Дима стоит рядом с девочкой.

Чтобы облегчить учащимся задачу, используются наборы табличек с име­нами детей. При повторном восприятии текста ребята раскладывают таблички под изображениями детей.

Выполнение пятого задания. Учитель предлагает отгадать по словам, иллю­страция к какой сказке у него в руках: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». Потом вспоминают всех героев сказки «Колобок», а затем обращаются к кар­тинке, на которой изображены герои этой сказки в спортивных костюмах.

Учащимся нужно ответить на вопрос: Какими видами спорта занимаются герои сказки «Колобок»? Количество выигранных фишек будет зависеть глав­ным образом от правильного построения фразы (что делает? + чем?). Лиса (мед­ведь, волк, заяц) занимается футболом (хоккеем, боксом, фехтованием).

Названия видов спорта также могут вызвать у ребят затруднения, хотя на предыдущих занятиях они и знакомились с ними. Помощью для детей служит картинный словарь по теме «Виды спорта», представленный на доске, кото­рым ребята активно пользуются.

Четырежды прозвучавший стандартно построенный вопрос: Каким видом спорта занимается лиса (медведь, волк, заяц)? вызывает и стереотипный ответ учащихся, что является на данном этапе работы оправданным. Но, выясняя спортивные пристрастия последнего героя картинки, учитель меняет тактику и сначала спрашивает, на чем катается Колобок (на скейте), а потом уже — каким видом спорта он занимается (скейтбордингом). Те учащиеся, которые проявили в данном случае максимум внимания и грамотность в речевом офор-млении фразы, оцениваются высшим баллом.

Чтобы подняться на следующую ступеньку, надо хорошо знать названия цветов. На просьбу воспитателя вспомнить их учащиеся обычно говорят на­звания цветов растений (роза, мак, ромашка и т. д.). Но сегодня разговор пой­дет о других цветах. Учитель, показывая картинку с изображением букета садовых цветов, спрашивает: Что это? (Цветы.) А затем показывает веер из цветных бумажных полосок и просит назвать одним словом (зеленый, синий, красный)... цвет (цвета). На доске воспитанники читают объяснения этих слов: Цветы — это растения. Цвета — это краски. Сегодня мы будем говорить о цветах (красках).

Школьники получают наборы цветных квадратов, которые им нужно будет разложить в той последовательности, в какой будут звучать названия цветов (красок) в знакомом им стихотворении.

Цвета радуги

Не во сне, а наяву — Что же здесь такого? Я на радуге живу В домике липовом.

С листьев падает роса В темно-синей чаще, Филин желтые глаза На меня таращит.

Там, где свищут соловьи В закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озерам.

Выбегаю поутру. В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку.

Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишневый мостик Я на радуге живу, Приходите в гости.

Проверяя правильность выполнения задания, учитель просит ребят перечис­лить названия цветов (красок) в последовательности, выбранной ребенком. Если у детей возникают трудности в значении слов (лиловый, бежевый, сиреневый, и т. п.), то они могут обратиться к словарю цветов (красок), который представлен на доске. На этом же материале учитель воспитывает у школьников внимание к словообразованию. Называя растения, изображенные на картинках (сирень, виш­ня, роза, фиалка), учащиеся составляют пары слов по образцу: вишня — виш­невый (сирень — сиреневый, роза — розовый, фиалка — фиолетовый). За каж­дое правильно выполненное упражнение добавляется очередная фишка, коли­чество которых будет решающим при подведении итогов занятия.

Пройдены 6 ступенек. Подъем на 7-ю потребует от детей внимания и сме­калки. Рассматривая картинку с изображением летящих птиц, учащиеся долж­ны заметить, какие ошибки допустил художник на этом рисунке.

Ребята определяют, что перепутаны все названия птиц. С помощью набора отдельных картинок с изображением этих же птиц школьники по заданию вос­питателя группируют их и восстанавливают действительные названия. Зада­ния для учащихся:

1. Найдите среди птиц большую, хищную птицу и назовите ее. (Ястреб).

2. Какая птица с ярким оперением живет в жарких странах? (Попугай.)

3. Отберите зимующих птиц и назовите их. (Сорока, воробей, голубь, ворона.)

4. Какие птицы улетают осенью в теплые края? (Ласточка, утка, аист.)

5. Назовите домашнюю птицу. (Петух.)

И в заключение учитель спрашивает, какую еще ошибку допустил худож­ник в своем рисунке. Обычно дети обращают внимание на летящего высоко над домами петуха.

Восьмое задание рассчитано на обогащение словарного запаса, развитие зри­тельного восприятия, внимания, наблюдательности. Требуется найти 7 отли­чий в изображении 2, на первый взгляд, одинаковых фигурок Буратино и пра­вильно назвать эти отличия (разные формы бородки и головки ключа; одна кисточка на шапке на длинной нитке, другая — на короткой; разное количе­ство пуговиц на рубашке; мизинец левой руки на одном изображении прижат к пальцам, на другом — отставлен в сторону; разные пряди волос, выбившиеся из-под шапки; помпоны на ботинках на первом рисунке и отсутствие их на другом). Словарь, необходимый для выполнения этого задания, был также от­работан заранее на другом материале и должен быть знаком учащимся, но при возникновении трудностей они могут обратиться к картинному словарю, пред­ставленному на доске.

Заработав очередные фишки, ребята приступают к следующему заданию, ко­торое состоит в разгадывании маленьких ребусов.

Выбираются ребусы по заданию учителя. Проводятся упражнения по разви­тию слуха с ЗУА за экраном:

— Возьми ребус с буквой «В» («О», «М»), Юля (Ваня, Катя). И т. д.

Красный флажок достиг верхней ступени лестницы. При подведении ито­гов учащиеся пересчитывают заработанные фишки, коллективно разгадывают последний ребус, чтобы узнать, чем заканчивается занятие. Прочитав ребус, ребята выясняют, что их ожидают призы, соответствующие занятым местам.

Достижению поставленных целей помогают подготовительные занятия, ко­торые проводятся в условиях эмоционального комфорта в игровой деятельно­сти и в соревнованиях. Воспитатель стимулирует интерес к упражнениям, не допуская утомления. Этому способствует чередование заданий, требующих устного общения, логических рассуждений, и заданий, направленных на раз­витие зрительного внимания, наблюдательности, догадки. Материал упражне­ний сориентирован на развитие и коррекцию психической деятельности, мыс­лительных процессов и развитие речи и общения.

Список литературы

1. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М, 1986.

2. Зыков С. А. Предметно-практическая деятельность в развитии глухих детей //ДвЦ ^ фектология. 1970. № 2.

3. Киреева Г. А. Системный подход к коррекционно-развивающей работе в школе // Коррекция развития детей с нарушениями слуха. СПб., 1999.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

5. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.

6. Никитина М. И. Дети с недостатками слуха как читатели //Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 1996.

7. Пономарева З.А. Учебно-познавательная деятельность младших школьников во внеурочное время //Воспитание младших школьников с нарушениями слуха. СПб., 1996.

8. Развитие логического мышления и особенности усвоения основ наук слабослы­шащими школьниками /Под ред. И.М. Гилевич,К.Г. Коровина. М., 1986.

9. Речицкая Е.Г. Формирование учебной деятельности глухих младших школьни­ков. Л., 1990.

10. Тигранова Л. И. Умственное развитие слабослышащих детей. М., 1978.

11. Яшкова Н. В. Общая характеристика деятельности глухих // Психология глухих детей. М., 1971.

Тема 5.2. Методические приемы


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.