Условия и формы активизации познавательной деятельности — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Условия и формы активизации познавательной деятельности

2017-06-05 394
Условия и формы активизации познавательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В учебно-познавательной деятельности воспитанников на самоподготовке, | на тематических прогулках и экскурсиях, в трудовых делах, на занятиях в твор- >'! ческих группах по интересам, в различных играх (дидактические, сюжетно- < ролевые и др.), в беседах создается благоприятная психологическая обстанов- «ка, доброжелательная атмосфера для обогащения, расширения знаний детей. Источником новых знаний во внеурочное время становится как учебно-позна­вательная деятельность, так и организованная учителем коммуникативная, иг­ровая, трудовая и другая деятельность. В трудовых делах, играх, речевом об- ,\ щении развивается интерес к познанию окружающего, создаются условия воз- ] действия на предметы в целях изменения их свойства, приобретаются знания о | качествах предметов, устанавливаются взаимосвязи между ними, мобилизует­ся внимание, память, развивается мышление, речь и слух детей. В эстетичес­кой, физкультурно-оздоровительной, просветительной деятельности также имеются возможности для познания, нравственного и умственного развития ребенка. Среди основных требований к внеклассному занятию выделяется обес­печение воспитателем самостоятельной активной деятельности детей по развитию их знаний, умений и навыков. Активность школьника является услови­ем его успешного развития. Познавательная активность воспитанников рас­сматривается как действенное, инициативное отношение к усвоению знаний, связанное с проявлением интереса и приложением волевых усилий. Средства­ми активизации интереса может быть использование эмоциональной стороны игровой деятельности и поиск решения проблемных ситуаций. Постановка воспитателем даже небольшой проблемы или игровой ситуации стимулирует детей к активности, придает внеклассной деятельности творческий характер.

Если у ребенка возникла потребность что-то понять и сделать, сообщить, за­дать вопрос и т. п., он активнее выполняет задания или усваивает правила игры. Привлечение школьника к совместному обсуждению и поиску решения пробле­мы начинается с создания проблемной или игровой ситуации. Перед детьми ста­вится конкретная задача, и они побуждаются к поиску решения ее выполнения: продумываются план, правила выполнения, отдельные операции, обсуждаются необходимые игровые предметы или инструменты, последовательность выпол­нения действий, условия работы или игры и т. д. Чтобы приучить неслышащих учащихся к активной познавательной деятельности, к умственному труду на вне­классных занятиях, учитель должен постоянно создавать и использовать возник­шие ситуации, побуждать детей к общению, поиску решений, доказательству правильности их выбора. При этом большое значение имеет эмоциональная ат­мосфера, своевременная помощь, усвоение детьми правил поведения, поощре­ние поиска и нахождения решения даже небольшой проблемы. Воспитатель мо­жет в начале занятия задавать вопросы о теме занятия, обратить внимание детей на наглядно-дидактические материалы и предложить ответить; чем будем зани­маться? Почему так предполагаете? На занятиях бытовым или общественно-по­лезным трудом обдумывается и обсуждается план предстоящей коллективной работы, лучший способ ее выполнения, правила поведения, распределяются обя­занности. Необходимо поощрить того воспитанника, который первым сделал попытку самостоятельного решения поставленной задачи или нашел объясне­ние и наилучший способ ее решения, используя приобретенный опыт в анало­гичной ситуации. Развитие воспитанника предполагает формирование у него навыка переноса знаний и умений со знакомой ситуации в новые условия, при­менение усвоенного в новых обстоятельствах игры или в жизненных ситуациях, умение делать сравнения, анализировать, обобщать, оценивать результаты и др.

Воспитатели должны побуждать школьников творчески выполнять задания, планировать деятельность, выделять последовательность действий, определять конечный результат, учить анализировать выполнение и оценивать результаты деятельности. Например, после проведения подвижной игры на воздухе воспи­татель предлагает детям оценить результаты игры: почему выиграл один уче­ник или команда, как играли другие? Воспитанники вовлекаются в активное обсуждение, у них развивается речевое общение, пополняется словарный запас, вызывается интерес к результатам игры, создается атмосфера соревнования.

При обсуждении предстоящего дела или задания важно стимулировать вос­питанников творчески подходить к его выполнению, чтобы все учились давать собственную оценку, выражали свое отношение к обсуждаемому. Сурдопеда­гог опрашивает всех детей, приучает школьников быть активными и искать самостоятельные решения.

Развивающий подход в воспитании активизирует процесс познания, умствен­ное и речевое развитие младших школьников с нарушением слуха во внекласс­ное время. Воспитателю следует учитывать факторы, влияющие на развитие учебно-познавательной и речевой деятельности. В процессе работы специаль­ных коррекционных школ для глухих и слабослышащих определились основ­ные организационно-методические подходы, соблюдение которых влияет на развитие познавательной деятельности воспитанника вне урока:

• воспитание культуры умственного социального поведения в совместной де­ятельности, внимательного отношения к другим, оказание взаимопомощи, поддержка воспитателем веры в познавательные возможности ученика;

• индивидуализация и дифференциация приемов развития учебной, позна­вательной и речевой деятельности воспитанников;

• формирование способов самоконтроля на основе анализа последователь­ности умственных и практических действий;

• создание на внеклассных занятиях и использование возникших проблем­ных ситуаций для творческого поиска их решений;

• поощрение успеха, самостоятельности в действиях, инициативы и свое­временная реакция воспитателя на проявленную активность школьника или тактичное указание приемов исправления ошибок;

• воспитание эмоционально-положительного отношения, интереса к заня­тиям и разным видам деятельности;

• создание на занятиях обстановки доверия, доброжелательности, радост­ного удовлетворения от совместного поиска решений разных проблем­ных ситуаций, от познавательной творческой деятельности.

Вопросы и задания для практических занятий и самостоятельной работы студентов

1. Определите задачи и формы развития познавательной деятельности воспитан­ников вне класса.

2. Назовите задачи общественного и правового просвещения учащихся младших, средних и старших классов и раскройте условия их реализации. Используйте матери­ал пособия «Сурдопедагогика» под ред. М.И. Никитиной (М., 1989).

3. Раскройте значение учебно-познавательной деятельности в развитии учащихся с недостатками слуха во внеурочное время в школе и в семье.

4. Ориентируясь на список литературы к теме, выпишите в рабочую тетрадь оп­ределение понятия «деятельность», раскройте краткую характеристику основных ви­дов учебно-познавательной деятельности школьников в интернате и группе продлен­ного дня, в семье.

5. Перечислите основные педагогические требования к подготовке и методике про­ведения познавательных бесед, информации об общественной жизни в стране и в мире, об актуальных проблемах настоящего времени в младших, средних и старших классах школы-интерната для детей с нарушениями слуха.

6. Расскажите, как можно использовать материалы художественной литературы, изобразительного искусства для формирования познавательной активности личности с нарушениями слуха. Приведите примеры.

7. Объясните, какую роль в формировании познавательной культуры сознательной, социально активной личности глухого и слабослышащего воспитанника играют прак­тически-действенные и информационные методы воспитания. Проиллюстрируйте это примерами из коррекционно-воспитательной работы с детьми во внеклассное время.

8. Раскройте, из каких структурных частей состоит информационная или познава­тельная беседа, занятие по обучению воспитанников работе с периодической печатью.

9. Изучите опыт проведения учителями, воспитателями познавательных инфор­мации, бесед во внеклассное время. Посетите на практических занятиях в школе ин­формационное занятие или тематическую беседу воспитателя старших или средних классов, сделайте ее краткую запись, анализ ее проведения по следующим вопросам: В какой обстановке проводилась информация или познавательная беседа? Как прове­дена организация учащихся, какими приемами воспитатель включил воспитанников в общение в начале занятия, как использовал звукоусиливающую аппаратуру, экран, наглядный материал? Какими приемами педагог привлек внимание детей к теме бесе­ды и настроил их на восприятие материала? Какие задачи ставил воспитатель, прово­дя беседу, например, по правовому воспитанию? Как были решены познавательные задачи в ходе проведения беседы? Как была построена по структуре информация или беседа? Какое участие приняли воспитанники в обсуждении материала темы? Как про­водилась работа над усвоением новых слов-понятий с применением наглядного мате­риала, развитием речи? Соответствовало ли построение беседы теме и поставленным задачам? Какой материал использовали учитель, старшие школьники из периодиче­ской печати или других источников, как его связали с жизнью школы, класса? Как закончилось занятие? По каким показателям можно судить о достижении воспитате­лем поставленных задач?

10. Подготовьте конспект внеклассного занятия по общественному или правовому просвещению учащихся средних или старших классов; руководствуйтесь следующим планом работы: Определите тип шкоды, группу-класс, возраст воспитанников, тему и цели занятия. Подберите наглядный материал, используйте видеофильмы, компьютер. Определите метод и форму проведения занятия: познавательная беседа или обществен­ная информация, деловая игра, чтение статьи с комментариями, беседа по подготовленным вопросам, устные сообщения воспитанников на основе материалов газет, жур­налов и других публикаций. Используйте приемы работы по усвоению глухими или слабослышащими нового словаря и по развитию слухового восприятия речи с ЗОД (с экраном). Продумайте организацию начала и окончания занятия.

11. Напишите по плану конспект занятия по правовому или экологическому про­свещению для обсуждения в группе студентов на практическом занятии.

12. Подготовьте следующие задания для обсуждения на практическом занятии в груп­пе: Сделать аннотацию статьи из газеты или журнала для комментированного чтения в воспитательной группе глухих или слабослышащих воспитанников старших классов, указать класс. Обсудить различные варианты. Подбор материала из газет или журналов для гражданского воспитания или беседы на тему правового или экологического вос­питания; адаптировать материал для глухих, слабослышащих учащихся старших клас­сов. Обсудить различные варианты подготовленного материала. Подготовить по мате­риалам периодической печати обзор для тематических информации или познаватель­ных бесед. Примерные темы: «Родной край», «Значительные события минувшей недели», «Права школьника», «Герои наших дней», «Так поступают герои-школьни­ки», «Это интересно, давайте обсудим», «Вокруг света» (о событиях в мире) и т. д.

13. Составьте конспект внеклассного занятия с воспитанниками средних классов по приобщению школьников к чтению газет или журналов: Продумайте план занятия. Подберите вопросы для обсуждения. Например: Что дает чтение журнала, газеты? Почему важно читать издания периодической печати систематически? Кто издает жур­налы и газеты? Какие есть разделы, как подбирается и располагается материал? Про­думайте организацию начала, хода и окончания занятия, подберите наглядный матери­ал. Обязательно предусмотрите практическую часть занятия. Например: знакомство каждого воспитанника с газетой или журналом; нахождение определенных разделов; установление содержания некоторых статей по заголовкам или чтение с комментария­ми одной статьи совместно с воспитателем; раскрытие содержания статьи в рисунках и с использованием наглядных материалов и др.

14. Составьте план беседы с глухими или слабослышащими учащимися средних классов на тему «Как читать журналы, газеты»? В беседу включить знакомство детей с памяткой о том, как читать журналы, газеты (Просмотри названия всех статей в газе­те. Внимательно прочитай статью, заинтересовавшую тебя. Определи, о ком и о чем говорится в статье, что в ней главное. Вспомни значение трудных слов в статье. Новое слово прочитай несколько раз, постарайся понять его смысл из текста статьи. Непо­нятные слова выписывай, узнавай их значение).

15. Подготовьте сообщения для практических занятий на тему «Развитие познава­тельной деятельности глухих школьников» по книге Е.Н. Марциновская «Основы пред­метно-практического обучения глухих школьников» (М., 1985).

16. Раскройте условия и приемы активизации познавательной деятельности воспи­танников во внеурочное время.

17. На педагогической практике в школе проведите игры и упражнения на внекласс­ных занятиях для активизации мышления и познавательной деятельности (см. прило­жение к теме).

Приложение

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.