Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Предмет истории политических и правовых учений и его особенности

2017-06-05 833
Предмет истории политических и правовых учений и его особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Предмет истории политических и правовых учений и его особенности

Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но – это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

История учений о праве и государстве – это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

Политико-правовые учения Древнего Египта и Месопотамии.

 

др. Египет

все источники ппм можно сформировать в 3 основные группы:

1 гр.: гимн Атону, книга мертвых.

гимн Атону - это словословие от имени египетского вельможе Эйс, словословие богу атону. в нем впервые он пишет, сто влась фараона божествена, более того в нем олицитворяется египетское государство с фараоном. книга мертвых описывает как египетяне должны жить на этом свете, чтобы попасть в мир мертвых.

2гр.: документы, записанные на папирусе и дошедшие до наших дней. многочисленные указы фараонов, должностные инструкции, рекомендации для чиновников. из них иожно выделить принципы судопроизводства:

1. пр. законности

2.пр. справедливости

3.пр. централизации

4.пр. надзора

5.пр. контроля

3гр. первый международный договор. мирный договор между египетским фараоном Рамзесом2 и хеттским царем. он был подписан на камне в 13 веке до н.э.. в нем сформировались принципы, которые дошли до наших дней.:

1.пр. невмешательства

2. пр. экстрадиции

3. добрососедства.

Символом государственной власти в месопотамских государствах был царь в единстве с верховным Богом (Шамашем, Мардуком и др.). Если не было одного из двух, то не было и государства. Чтобы этого не случилось во время набегов и сдачи городов захватчикам, горожане обязательно уносили с собой идола и спасали обязательно царя, который выступал в двух лицах – правителя и жреца, т.е. толкователя воли Бога. Общение царя с Богом обеспечивалось тщательным и строгим ритуалом, от правильного исполнения которого в начале каждого нового года прямо зависел исход жизни государства: если ритуал выполнялся, значит, новый год для жизни государства наступал, если же нет, то не было ни царя, ни государства. Так доходчиво и зримо для всего населения древнего города-государства (Вавилона, Ниневии и др. – XXIVXVIII вв. до н.э.) реализовалась идея государственного суверенитета и государственной безопасности.

Политико-правовые учения Древней Индии и Китая.

Др. Индия

основные проблемы взаимоотношений между государством и обществом. органиченное влияние имеет социальную стратификацию, так как человек произошел из частей тела Будду, образуя касты, а уже касты делятся на варны. перейти из низа в вверх невозможно.

источники:

законы, сборники свода правил - Драхмы.

сборники о политике и праве - артхашастра.

самый известный сборник Законы Ману 2в до н.э -2 в. н.э.

большое внимание отводится обществу. невозможно ограничение в деторождении. основное достижение, что отдельно вынесена проблема наказания. всю ответственность за наказание отвечал царь.

Древняя Индия по-своему заложила основы индоевропейской цивилизации, сформировав два очага политико-правовой мысли – религиозный (в брахманизме, индуизме и буддизме) и светский (трактат «Артхашастра»). Ведическая традиция дала такой стимул организации государства, который ощущается в стране и поныне. Законы Ману заложили свою правовую традицию.

Др. Китай.

основу ппм составляет философия и этика. существует 2 основные школы:

1. школа Конфуция. полуреальная личность. был чиновником. его основные идеи сводятся к тому, что государство одна большая семья. все построенно на этических мыслях. большой + уважение к ззнаниям. для них это престижно. для китайского мужчины престижна служба в армии.

2. она противоположна Легизм. ша-ян в 4в. до н.э. легисты основоположники правового либерализма. невозможно любить власть, все должны подчиняться закону, все равны перед законом. они были за жестокость. они подняли проблему государства и личности.

Древний Китай создал основы самобытной политической цивилизации, сила которой оказалась в численности населения, идеях семейного союза, ритуала и церемоний. В Древнем Китае сформировалась насыщенная политико-правовая среда: возникли социально-политические утопии в учениях мудрецов Лао-Цзы, Кун-цзы (Конфуция), Мо-ди; сформировалась правовая самобытная мысль в школе легистов или законников (Хань Фэй, Цзын Чань и др.) как противников конфуцианства, а также возникла школа государственного управления (Шан Ян).

 

Раннее христианство

Христианство (от греч. – помазанник) – одна из основных мировых религий (наряду с буддизмом и исламом), относится к монотеистическим. Главные идеи: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе его пришествие, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Возникновение христианства явилось по существу революцией, но не социальной, а духовной. Христианство возникло в I в.н.э. в римской провинции Иудее. Римская провинция в эти годы переживала глубокий кризис: социальный и политический гнет вызывали массовые восстания рабов и свободной бедноты, покоренных народов (в 60-х годах I в. прошла тяжелая Иудейская война). После подавления Римом народных движений широкое распространение получили настроения отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям. В самом Риме наблюдалась откровенная распущенность, упадок нравов, царила атмосфера всеобщей неуверенности, ожидания конца света, что благоприятствовало возникновению множества сект. Одной из таких сект стало христианство, которое зародилось в лоне иудаизма, но вскоре откололась от него.

Христианство в религиозной форме выражало протест всех угнетенных против существовавших порядков. Важным его отличием от других религий была проповедь полного равенство всех людей независимо от национальности и социального положения, отказ от жертвоприношений и обрядов. Его успеху способствовало учение о бессмертии души и загробном воздаянии, поэтому христианство (наряду с буддизмом, иудаизм и некоторыми другими религиями) иногда называют «религией спасения». И хотя раннее христианство не имело четко сформулированной политико-правовой идеологии, оно проповедовало нравственные принципы жизни человека, которые могли бы стать основой идеального христианского государства.

Основные источники христианства. В формировании христианского вероучения сыграли большую роль греко-римская философия и религии Востока. Так, христианство восприняло идеи Филона Александрийского[1] о мессии, спасителе рода человеческого, философию римского стоика Сенеки, высказывавшего мысли о потустороннем воздании, о равенстве всех людей, в том числе и рабов. Большое влияние на христианство оказала культы Исиды и Осириса, Митры и др.

Главный источник политико-правовых идей – Новый завет, состоящий из четырех Евангелий (греч. - благовести) от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, Деяний апостолов и Откровения Иоанна Богослова, более известного как «Апокалипсис» (греч.- откровение).

 

В истории раннего христианства принято выделять два периода: «Апостольская церковь» (примерно I-II вв.) и «Епископальная церковь» (со второй половины II в.)

Период Апостольской церкви – первые века существования христианства – от земной жизни Христа до официального признания этой религии, характеризующийся жестокими гонениями на христиан в римском государстве.

Первые общины организовывались на демократических началах: отсутствовало профессиональное духовенство (были бродячие проповедники), предметы культа, обряды. Первоначально членами общин являлись преимущественно бедные люди (у них было больше оснований для недовольства жизнью и соответственно, большая потребность в утешении).

Основные положения христианства этого периода:

  • демократизм в руководстве общинами (отсутствовала иерархия духовных должностей);
  • провозглашалось равенство всех верующих, исповедующих эту религию;
  • непререкаемое уважение каждой личности, самоотверженная любовь друг к другу всех членов общины;
  • в Риме господствовал культ роскоши, у христиан - культ сдержанности, разумной достаточности;
  • римское право защищало интересы частной собственности, в то время как в общинах имущество было общим;
  • нравственно-правовые принципы конкретизировались в заповедях (не убий, не укради, не лжесвидетельствуй);
  • в основе политико-правовых идей лежит право, понимаемое как справедливость, непосредственно идущая от Бога;
  • распределение по труду или по потребностям: «кто не работает, тот не ест», «каждому награду по его труду»;
  • проповедовались идеи непротивления злу, осуждение насилия;
  • ожидание нового пришествия Христа, что делало бессмысленным любую заботу о материальных ценностях.

Не призывая к активному сопротивлению, раннее христианство, тем не менее, находилось в оппозиции к Римской империи. Оно и возникло как религия протеста. Христиане, во всем подчиняясь властям, в то же время отказывались участвовать в языческом культе, в поклонении императорам. Это вызывало раздражение официального Рима и неудивительно, что именно данный период ознаменовался гонениями на христиан, продолжавшимися почти три века. Христиан обвиняли во многих преступлениях: оскорблении величества императора, которого они не чтили как бога; отступничестве от государственной религии; исповедании опасного для государственного порядка суеверия и пр.

Ситуация изменилась с переходом христианского общества к этапу Епископальной церкви.

Период Епископальной церкви – от легитимизации, признания христианства наряду с другими религиями (313 г.) до превращения его в господствующую религию. Несмотря на жесткое преследование, количество христианских общин неуклонно возрастало, и к концу П в. они получили распространение по всей Римской Империи. К концу Ш в. общины христиан стали пополняться выходцами из состоятельных и влиятельных слоев общества и они стали представлять собой реальную силу.. Это привело к изменению в христианской идеологии. Одновременно начинается процесс усложнения организационной структуры. Состоятельные христиане приобретают значительное влияние: все чаще они занимают должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, святых проповедников заменяют чиновники от религии, появляется профессиональное духовенство. Руководство переходит в руки высшего духовенства, присвоившего себе монопольное право проповедовать христианское учение. Была разработана система обрядов. Складывающаяся церковь все решительнее отказывается от демократических тенденций первоначального христианства и стремится к компромиссу с языческой властью, а затем и к прямому союзу с ней. Обосновывается принцип лояльности к существующей власти и принцип покорности. За основу берется тезис апостола Павла: «Существующие власти от Бога установлены». В свою очередь постепенно меняется отношение к христианству и государственной власти. Сначала христианство получило признание наряду с другими религиями (Миланский эдикт 313 г. императоров Константина и Лициния дал христианам полную свободу исповедания веры и прекратил гонения), а вскоре христианство превратилось в господствующую религию (после того как Константин стал первым христианским императором). Церковь гонимая стала господствующей. Но едва освободившись от гонений, христиане сами стали безжалостно преследовать представителей других религий и инакомыслящих.

Таким образом, период Апостольской церкви является временем наиболее яркого проявления принципов существования христианского общества: ненасилия, уважения человеческой личности, демократизма, нестяжательства. При поздней форме организации – Епископальной церкви – воззрения христиан на государственную власть и право меняются, произошло отступление от раннехристианских принципов, что в итоге привело к резкому повороту в христианской политике.

Политическая доктрина христианства особенно ярко выражена в произведениях константинопольского епископа Иоанна Златоуста и Aвpелия Августина.

Государство.

Соотношение светской и церковной власти. Власть царю дана непосредственно Богом, поэтому его власть выше духовной. Отношения между этими властями должны носить гармоничный характер, подчиненность духовной власти компенсируется оставлением за духовными лицами права «говорить правду» светской власти.

Законность происхождения царской власти не подвергается сомнению и требует безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. На государе же лежит обязанность не только заботиться о своих подданных, но о вере и церкви. Филофей считает церковь одним из ведомств государства, причем, главнейшим, поэтому в обязанности князя включает устроение всех церковных дел: искоренение недостатков в православии, назначение епископов, борьба с ересями и т.д.

Право. Не выделяя право, как самостоятельный социальный регулятор общественных отношений, Филофей подчеркивает, что законы государства – лишь часть «правды», поддерживаемая силой власти. Они основаны на божественных заповедях и через них реализуются. Правдой Филофей называет законы, нарушения - беззаконием. Однако он не разделяет мораль и право, поэтому беззаконием называет всякое безнравственное деяние, независимо от того, имеется ли в нем элемент правонарушения. Поэтому безнравственные деяния перечисляются в одном ряду с прямыми нарушениями закона: например, «или срамоту или унижение сделал кому», и здесь же - «неправедно судья по вражде или дружбе или по мзде права виноватым сотвори».

 

Государство.

Происхождение государства. Государство возникает независимо от воли Бога или людей, а на их формы влияет естественная среда – климат, почва и т.д. Что касается происхождения государства, Боден указывает на три возможных способа:

  • обычный (семья постепенно превращается в род, затем старейшины получают власть по неписаным законам, и позднее это событие фиксируется «на бумаге»);
  • общественный договор (идеальный способ, когда из слабых родов складываются могущественные империи);
  • распад крупных государств.

Согласно определению Бодена государство - это «осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении».

Главный признак государства суверенитет. Суверенитет – это постоянная и абсолютная власть государства. Суверенитет обладает пятью свойствами:

  1. Суверенитет един и неделим. Это означает, что он не может быть разделен, например, между королем и народом.
  2. Суверенная власть постоянна, т.е. ее нельзя передать на время или на других условиях какому-либо лицу.
  3. Суверенная власть неограниченна и надзаконна, т.е. суверен может изменять любые законы по своему усмотрению, но только человеческие.
  4. Суверенная власть подчиняется только божественным и естественным законам, но не религиозным догмам.
  5. Суверенитет может принадлежать либо одному человеку, либо меньшинству населения страны, либо всем дееспособным лицам.

Форма государства. В зависимости от того, в чьих руках сосредоточен суверенитет, Боден выделяет следующие формы государства: демократия, аристократия и монархия. Демократия – худший способ осуществления суверенитета, т.к. народ не способен прийти к правильным решениям. Аристократия и ограниченная монархия – неустойчивые формы. Самой рациональной и экономичной формой является абсолютная монархия, способная даже в условиях смуты навести порядок и сплотить страну.

Право. Препятствием к превращению абсолютной власти в произвол являются общие для всех народов законы: божественные, естественные и человеческие. Позитивное право, устанавливаемое суверенной властью не должно противоречить этим законам. Его задача – не допустить вырождения монархии в тиранию. Право – как выражение разума включает нормы, определяющие, что хорошо и справедливо в государстве. Под «выражением разума» или «разумного начала», или «незыблемых требований в праве» Боден понимал защиту права частной собственности, права на индивидуальную семью, частную семейную жизнь. «Разумное начало» воплощается в божественном и естественном праве, международном праве, законах страны, отражающих ее историческое развитие.

 

Государство.

Происхождение государства. Как и другие теоретики естественно-правовой школы. Локк исходит из представления о «естественном состоянии», при котором «всякая власть и всякое право являлись взаимными, никто не имел больше другого», т.е. состоянии, в котором господствовали свобода и равенство – естественные права человека. К естественным правам относилась и собственность (право на собственную личность, на свои действия, на свой труд и его результаты). Однако в естественном состоянии отсутствовали органы, которые могли бы беспристрастно разрешать споры, возникающие между людьми (они все-таки возникали). Поэтому в целях обеспечения естественных прав, защиты личности и собственности люди заключили договор об образовании государства, отказавшись в его пользу от некоторых прав. Но государство не может отнять у человека основные права: право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство, сохраняется также право народа на восстание против деспотической власти. Государство обязано их охранять, поскольку естественные права возникли раньше, чем возникло государство. Эти неотчуждаемые права – границы власти и действия государства. Теория Дж. Локка об общественном договоре исходила из принципа, что созданное таким образом государство должно опираться на явное или хотя бы молчаливое согласие людей.

Государство – это совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. Цель государства – общее благо.

Формы государства: демократия, олигархия, монархия (наследственная или выборная). Абсолютная монархия отсутствует, как противоречащая сути общественного договора ставящая короля выше закона. Смена форм, по Локку, - нормальное явление. Но идеальных форм не существует. Каждая из них не застрахована от вырождения в тиранию – политический строй, где имеет место «осуществление власти помимо права». Какую форму Локк считал наилучшей непонятно: однажды он назвал демократию совершенной формой, но не возражал и против конституционной монархии.

Учение о разделении власти. Дж. Локк разделяет государственную власть на три ветви: законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть – основная (верховная), которая непосредственно вытекает из общественного договора.

Исполнительная власть - реализует на практике решения законодательной власти и осуществляет контроль за их исполнением. Суд – часть исполнительной власти.

Федеративная власть – регулирует отношения с другими государствами. Это, по сути, не что иное, как исполнительная власть в области внешних сношений.

Право. Высшая власть в государстве принадлежит закону, которому подчиняется власть исполнительная, но народ выше закона, поэтому «народ вправе отменить или изменить законы, если найдет, что они противоречат их делу». Следуя идеи естественного права, Локк советует правительству не изобретать законы, а находить их. Именно закон предшествует государству, а не наоборот. Признаки закона: стабильность и долговременность действия, равный для всех (для богатых и бедных), закон создается для блага людей, а не для их подавления.

Дж. Локк считается родоначальником идеи прав человека, ярко проявившейся в Декларации независимости США 1776 г. и Декларации прав человека и гражданина времен Великой Французской революции (1789). Дж. Локк считается и основоположником политического либерализма.

Государство.

Происхождение государства. По природе человек эгоистичен и корыстолюбив, поэтому естественное состояние конфликтно и нестабильно. Все имеют право на все по своему произволу и желанию, поэтому люди в естественном состоянии равны. По естественному праву «человек человеку – волк» (Homo homini lupus est). Выход из этого состоит в переходе из естественного состояния к общественному посредством заключения общественного договора. Объединяясь в государство, люди подчиняются единому закону и единой суверенной власти.

Цель государства – свобода, мир и безопасность его граждан.

Форма правления. Разделяя взгляды Аристотеля по этому вопросу, Спиноза выделяет три формы правления в зависимости от количества правящих: монархию (абсолютную и конституционную), аристократию и демократию. Монархия может быть хорошей формой лишь в случае, если в ней есть Совет, избираемый населением. Аристократия – форма более предпочтительная, т.к. власть принадлежит привилегированной верхушке (патрициату) и эти люди могут выбрать правильный путь развития государства.

Демократия – форма государства, в которой наиболее полно реализуются естественные права человека, где все граждане (если они не лишены этого права из-за преступления или бесчестья) участвуют в управлении государством. Спиноза был сторонником демократии. Одна из глав «Политического трактата» специально была посвящена демократии, однако осталась незаконченной, и большинство соображений философа относительно этой формы правления неизвестны.

Право. С созданием государства создается общее для всех право, которое обеспечивается силами всех объединившихся в нем людей. Это общее право, являющееся результатом объединения естественных прав отдельных людей и соединение людей в единое целое, именуется властью. Спиноза придерживается известного деления права на естественное и волеустановленное. Под естественным правом он подразумевает «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». Его источник он видит в «здравом смысле». Волеустановленное – «образ жизни, который люди предписывают себе или другим ради какой-нибудь цели». Источником его является обязательство, вытекающее из соглашения либо вынуждаемое иным образом.

Отстаивая принципы буржуазного государства, Б.Спиноза говорит о неотчуждаемости естественных прав, на которые не может посягать государство. Например, отвергая в принципе право подданных на сопротивление властям, он все же считает, что в случае нарушения договора со стороны государства, народ может реализовать свое естественное право на восстание.

Международное право. Спиноза рассматривает войну как естественное состояние. На этом основании право войны принадлежит каждому государству, но право мира – союзным государствам. Конечный результат войны – мир.

Учение Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснование демократии, носящее фундаментальный характер.

Государство.

Происхождение государства. Ф. Прокопович, восприняв договорную теорию происхождения государства, попытался соединить ее с теологией. Он полагал, что государству предшествует преддоговорное состояние, характеризующееся войной всех против всех. Затем в силу своей социальной природы и при содействии Бога люди заключили общественный договор, отказавшись от своих прав в пользу суверена.

Форма государства. В зависимости от количества носителей высочайшей власти государство может быть в форме монархии и республики. Монархия подразделяется на абсолютную и ограниченную. Республика – на аристократическую и демократическую. Форма правления зависит от размеров государства: республика для малых территорий (например, Швейцария). Наилучшей формой является неограниченная абсолютная монархия, обеспечивающая единство власти. Правомерность неограниченной монархи он обосновывал тем, что неограниченная власть проистекает из договора, на основании которого народ полностью отказался от своих прав. Феофан сопоставляет «наследную» и «избирательную» монархию и делает вывод, что монархия должна быть наследственной, с правом государя выбрать своего преемника.

Цель государства - общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы», связанной с развитием производства. Но понятие «народ» Феофан ограничивает лишь дворянством, высшими кругами духовенства, именитыми представителями купечества.

Право. Необходимость государства Прокопович обосновывает задачей охраны естественных законов, которые происходят из инстинктивного стремления к сохранению жизни и продлению рода человеческого. Помимо естественных законов существуют гражданское право и законы, необходимые для сохранения законов естественных.

В представлении Феофана государь, обязанный действовать на общую пользу, не имеет права издавать лишь такие законы, которые вредны для общества. Любые другие, даже если они прямо и не служили общему благу, самодержец может издавать. Прокопович перечисляет и сферы жизни народа, которые подпадают под правовое регулирование: «И сюда надлежат всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платья, домов, строения, чины и церемонии в пированиях, свадьбах, погребениях, и прочая, и прочая, и прочая».

Соотношение светской и духовной власти. Церковная реформа Петра встретила неодобрение духовенства. Политика Петра в отношении церкви характеризовалась тем, что царь руководствовался, прежде всего, представлением о безраздельности собственной власти и подчиненности ей всех, в том числе и церковных институтов. Церковь – это один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе служения «общему благу». Отсюда церковь должна быть проводником государственной идеологии. Ф.Прокопович в «Духовном регламенте» и выступил с обоснованием этого положения. Он осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской, о неподчинении ее государству. Он доказывал справедливость упразднения патриаршества и учреждение Священного Синода. Свою позицию Феофан обосновывал тем, что римские императоры имели как духовную, так и светскую власть, что способствовало миру в государстве, тогда как в России конфликты царя и церкви всегда вели к волнениям.

Абсолютная монархия в России в период ее становления и укрепления постоянно оказывала содействие нарождавшемуся классу торговцев. Российское купечество ждало от русского абсолютизма возможно более широких льгот для развития своей торговой и промышленной деятельности. Выразителем взглядов нарождавшегося купечества был И.Т. Посошков.

Иван Тихонович Посошков (1652–1726 гг.) родился в семье ремесленников-серебряников. Приобрел технические знания по гравированию, черчению, оружейному, столярному делу, чеканке денег, винокурению. В 1694 - 1696 гг. работал над денежным станком для подношения Петру I. В 1697 г. демонстрировал царю «огнестрельные рогатки». Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. Предложения Посошкова не получили практического осуществления и, вероятно, стали причиной его ареста в августе 1725 г. Тайной канцелярией. Умер в Петропавловской крепости.

Основные произведения: записка для Петра I «О ратном поведении»; записки, обращенные к митрополиту Стефану Яворскому (1703 – 1710 гг.). Итогом литературной деятельности П. была «Книга о скудости и богатстве», написанная им в 1724 г. (1-е изд. - М., 1842; 4-е изд. - М., 1951).

Положения политической программы И. Т. Посошкова. Писатель вскрывал недостатки общественного строя России, которые препятствовали развитию буржуазных отношений.

Спасение от произвола дворян по отношению к купцам и к крепостным крестьянам И. Т. Посошков как типичный представитель еще экономически и политически слабого московского купечества ищет в защите самодержавного монарха.

Он предлагает ряд реформ, проведение которых могло бы, по его мнению, установить своеобразную гармонию интересов и мир между сословиями, а именно: между дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством.

Дворянство, по И. Т. Посошкову, представляет высшее сословие и имеет ряд почетных привилегий. Дворяне обязаны состоять на военной и гражданской службе, за что получают земли и крестьян. Однако они должны воздерживаться от основания фабрик и заводов и торговых начинаний, а урожай со своих поместий должны продавать оптом купцам. Духовенство, как и дворянство, освобождается от рекрутчины и подушной подати, но также должно воздерживаться от участия в торговле.

Купечество является сословием, на которое государством возложено дело развития промышленности и торговли. В интересах обеспечения предприятий рабочей силой ему должно быть предоставлено право задержания «навечно» на заводах и фабриках всех бездельников и гулящих, нищих и беглых. Только купечество может вести внешнюю торговлю, основывать предприятия, торговать оптом и в розницу и пользоваться государственным кредитом для организации новых предприятий.

И. Т. Посошков предлагает и мероприятия в защиту крестьянства, разоряемого помещиками. Размер крестьянских повинностей в пользу помещиков он считает необходимым твердо ограничить.

Крестьянство должно быть освобождено от подушной подати, налоги должны взыскиваться, по мнению И. Т. Посошкова, с земли.

Мыслитель настаивал на закреплении за крестьянами их наделов и доказывал, что крестьянин в этом случае будет более тщательно обрабатывать свою землю.

Вместе с тем И. Т. Посошков требовал от крестьян усердия в работе на хозяина. Если же крестьяне ленятся, то «...не токмо помещикам или приказчикам, но и сотским надлежит за ними смотреть и жестоко их наказывать».

Он рекомендует монарху заменять в суде и аппарате управления знатных и «высокородных» людьми простого звания из купцов и крестьян.

Антидворянские тенденции прорываются у И. Т. Посошкова и в предлагаемой им судебной реформе. Прежде всего суд должен быть не сословным, а единым для всех: «Каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, каков и солдату, таков и офицеру».

Писатель считает необходимым также очистить суд от дворян и от «мздоимцев», то есть взяточников. В судьи следует выдвигать «низкородных» из купцов, ремесленников и черносошных крестьян.

Новый и равный для всех суд потребует составления нового Уложения, для чего необходимо созвать выборных от всех чинов:
«А мнится мне, – пишет он, –не худо бы выбрать и из крестьян, кои в старостах и сотских бывали». «Совершенное общесоветие», делает оговорку И. Т. Посошков, не отнимает у монарха права окончательно судить о годности нового Уложения.

Особенностью политической программы И. Т. Посошкова является защита им интересов не только нарождающейся буржуазии, но и крестьянства.

В своей критике он не поднимался до политических обличений, указывая лишь на необходимость облегчения положения крестьян и предоставления купечеству более широких прав. Однако и этой критики оказалось достаточно, чтобы И. Т. Посошков за свои сочинения был заточен в тюрьму, где он и скончался.

Кровавый опыт Французской революции способствовал разочарованию многих русских людей в пришедших с Запада идеях Просвещения. Стремясь найти «противоядие» разрушительной, и в итоге беспощадной революционной идеологии, русские мыслители все чаще стали обращаться к национальным корням. Ярким примером такого рода консерватизма стали произведения М.М.Щербатова.

 

Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790 гг.), князь, родился в Москве. Получил разносторонне домашнее образование, овладел несколькими европейскими языками. С раннего детства был записан в Семеновский полк. В 1762 г. вышел в отставку в чине капитана, поступил на гражданскую службу, был депутатом от ярославского дворянства в комиссии по Уложению. Именно комиссия послужила стимулом для развития его дарования оратора и политического бойца: он произносил яркие речи, вносил аргументированные предложения и вскоре стал лидером оппозиционного правительству родового дворянства. В 1778 г. – президент Камер-коллегии с чином тайного советника, в 1779 г. назначен сенатором. В 1788 г. вышел в отставку.

Основные произведения: «История Российская» (не завершена, опубликовано 15 книг, вплоть до Смутного времени). Наиболее крупные его произведения на политико-правовые темы: «Размышления о законодательстве вообще», «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов России». «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.» - первый отечественный образец социально-философского публицистического романа-утопии. Все эти работы подверглись цензуре и многие не были изданы из-за резкой критики в адрес политики Екатерины П.

Конституционализм – совокупность идей и взглядов, направленных на ограничение или уничтожение самодержавия, введение в государственно-правовую практику элементов разделения власти. В России идеология конституционализма в данный период имела свои особенности: возник он в среде дворянства, что и предопределило его умеренность, а основной идеей дворянского конституционализма стала идея ограничения самодержавия и введения представительного правления.

Государство.

Происхождение государства. До образования государства люди находились в естественном состоянии. Но по причине разницы в личных качествах людей это состояние постепенно разрушалось и возникло неравенство. Люди пришли к решению заключить для общего блага договор между правителем и народом об образовании государства в целях обеспечения их безопасности, уступив ему часть (меньшую) своих прав. Остальные остались, как неотчуждаемые, естественные права.

Форма правления. Щербатов, как и многие его предшественники, выделял четыре варианта форм государства: правильные - монархию, аристократию, демократию и одну неправильную - деспотию. Однако он полагал, что в чистом виде ни одна из них никогда не существовал


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.