Правовые и политические учения в России в период укрепления самодержавия и крепостничества. Ф. Прокопович, И.Т. Посошков. М.М. Щербатов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Правовые и политические учения в России в период укрепления самодержавия и крепостничества. Ф. Прокопович, И.Т. Посошков. М.М. Щербатов

2017-06-05 706
Правовые и политические учения в России в период укрепления самодержавия и крепостничества. Ф. Прокопович, И.Т. Посошков. М.М. Щербатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Феофан Прокопович (1681-1736 гг.) - архиепископ. Сын киевского мелкого торговца. Учился в Киево-Могилянской академии. Духовное образование получил в иезуитской коллегии в Риме, в которой обучался в 1698-1701 гг., для чего принял униатство. По возвращении в Россию в 1702 восстановился в православной вере. Был назначен учителем в Киево-Могилянскую академию, где преподавал риторику, философию, богословие, математику, физику и другие науки. В 1705 г. принял монашество. В 1706 г. в Софийском соборе произнес речь в честь приехавшего Петра, затем в 1709 снова выступил перед ним сразу после Полтавкой битвы. Речь молодого проповедника произвела большое впечатление на царя, и в 1715 Феофан получил приглашение Петра приехать в Петербург. Оценив по достоинству проповеднический и талант Феофана, Петр решил сделать его публичным проводником своих идей. Прокопович стал регулярно выступать с проповедями, в которых разъяснял содержание реформ Петра. Тексты этих проповедей печатались и распространялись среди населения. В 1718 Феофан возводится в сан епископа, затем архиепископа, а начале 1721 вошел в состав Синода, в котором стал самым деятельным и авторитетным членом. После смерти Петра положение Феофана при царском дворе стало шатким, Возможно это было связано и с тем, что в конце царствования Петра он чуть ли не открыто стал разделять убеждения кальвинистов. Но он продолжал служить интересам государства. Скончался Ф. Прокопович 8 сентября 1736 г.

Ф. Прокопович – автор более семидесяти произведений богословского, философского, политического, юридического, исторического характера. Он писал стихи на русском, латинском, польском языках. Ему принадлежит трагикомедия «Владимир», в основе которой история введения христианства на Руси. Из-под его пера вышел ряд правительственных документов: «Духовный регламент» (свод канонического права). Политико-правовые взгляды Ф.Прокоповича отражены в его работах: «Правда воли монаршей во определении наследника державы своей» (впоследствии был включен в «Полное собрание законов Российской Империи»), «Слово о власти и чести царской» и др. Проповеди Феофана, представляя собой панегирики «высочайшей власти царской», играли большую роль в пропаганде петровских реформ («Слово о власти и чести царской», 1718, «Слово похвальное о флоте российском», 1720).

Государство.

Происхождение государства. Ф. Прокопович, восприняв договорную теорию происхождения государства, попытался соединить ее с теологией. Он полагал, что государству предшествует преддоговорное состояние, характеризующееся войной всех против всех. Затем в силу своей социальной природы и при содействии Бога люди заключили общественный договор, отказавшись от своих прав в пользу суверена.

Форма государства. В зависимости от количества носителей высочайшей власти государство может быть в форме монархии и республики. Монархия подразделяется на абсолютную и ограниченную. Республика – на аристократическую и демократическую. Форма правления зависит от размеров государства: республика для малых территорий (например, Швейцария). Наилучшей формой является неограниченная абсолютная монархия, обеспечивающая единство власти. Правомерность неограниченной монархи он обосновывал тем, что неограниченная власть проистекает из договора, на основании которого народ полностью отказался от своих прав. Феофан сопоставляет «наследную» и «избирательную» монархию и делает вывод, что монархия должна быть наследственной, с правом государя выбрать своего преемника.

Цель государства - общее благо, которое заключается в обеспечении безопасности, мира, внутреннего порядка, правосудия, народного просвещения, а также «народной пользы», связанной с развитием производства. Но понятие «народ» Феофан ограничивает лишь дворянством, высшими кругами духовенства, именитыми представителями купечества.

Право. Необходимость государства Прокопович обосновывает задачей охраны естественных законов, которые происходят из инстинктивного стремления к сохранению жизни и продлению рода человеческого. Помимо естественных законов существуют гражданское право и законы, необходимые для сохранения законов естественных.

В представлении Феофана государь, обязанный действовать на общую пользу, не имеет права издавать лишь такие законы, которые вредны для общества. Любые другие, даже если они прямо и не служили общему благу, самодержец может издавать. Прокопович перечисляет и сферы жизни народа, которые подпадают под правовое регулирование: «И сюда надлежат всякие обряды гражданские и церковные, перемены обычаев, употребление платья, домов, строения, чины и церемонии в пированиях, свадьбах, погребениях, и прочая, и прочая, и прочая».

Соотношение светской и духовной власти. Церковная реформа Петра встретила неодобрение духовенства. Политика Петра в отношении церкви характеризовалась тем, что царь руководствовался, прежде всего, представлением о безраздельности собственной власти и подчиненности ей всех, в том числе и церковных институтов. Церковь – это один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе служения «общему благу». Отсюда церковь должна быть проводником государственной идеологии. Ф.Прокопович в «Духовном регламенте» и выступил с обоснованием этого положения. Он осуждал саму мысль о превосходстве духовной власти над светской, о неподчинении ее государству. Он доказывал справедливость упразднения патриаршества и учреждение Священного Синода. Свою позицию Феофан обосновывал тем, что римские императоры имели как духовную, так и светскую власть, что способствовало миру в государстве, тогда как в России конфликты царя и церкви всегда вели к волнениям.

Абсолютная монархия в России в период ее становления и укрепления постоянно оказывала содействие нарождавшемуся классу торговцев. Российское купечество ждало от русского абсолютизма возможно более широких льгот для развития своей торговой и промышленной деятельности. Выразителем взглядов нарождавшегося купечества был И.Т. Посошков.

Иван Тихонович Посошков (1652–1726 гг.) родился в семье ремесленников-серебряников. Приобрел технические знания по гравированию, черчению, оружейному, столярному делу, чеканке денег, винокурению. В 1694 - 1696 гг. работал над денежным станком для подношения Петру I. В 1697 г. демонстрировал царю «огнестрельные рогатки». Имел винокуренный завод, серный прииск, искал нефть, пытался завести фабрику игральных карт, работал фонтанным и водочным мастером. К концу жизни покупал дома, деревни, земли в Новгороде и Петербурге. Наряду с предпринимательством занимался публицистикой, отзываясь на все острые вопросы эпохи. Предложения Посошкова не получили практического осуществления и, вероятно, стали причиной его ареста в августе 1725 г. Тайной канцелярией. Умер в Петропавловской крепости.

Основные произведения: записка для Петра I «О ратном поведении»; записки, обращенные к митрополиту Стефану Яворскому (1703 – 1710 гг.). Итогом литературной деятельности П. была «Книга о скудости и богатстве», написанная им в 1724 г. (1-е изд. - М., 1842; 4-е изд. - М., 1951).

Положения политической программы И. Т. Посошкова. Писатель вскрывал недостатки общественного строя России, которые препятствовали развитию буржуазных отношений.

Спасение от произвола дворян по отношению к купцам и к крепостным крестьянам И. Т. Посошков как типичный представитель еще экономически и политически слабого московского купечества ищет в защите самодержавного монарха.

Он предлагает ряд реформ, проведение которых могло бы, по его мнению, установить своеобразную гармонию интересов и мир между сословиями, а именно: между дворянством, духовенством, купечеством и крестьянством.

Дворянство, по И. Т. Посошкову, представляет высшее сословие и имеет ряд почетных привилегий. Дворяне обязаны состоять на военной и гражданской службе, за что получают земли и крестьян. Однако они должны воздерживаться от основания фабрик и заводов и торговых начинаний, а урожай со своих поместий должны продавать оптом купцам. Духовенство, как и дворянство, освобождается от рекрутчины и подушной подати, но также должно воздерживаться от участия в торговле.

Купечество является сословием, на которое государством возложено дело развития промышленности и торговли. В интересах обеспечения предприятий рабочей силой ему должно быть предоставлено право задержания «навечно» на заводах и фабриках всех бездельников и гулящих, нищих и беглых. Только купечество может вести внешнюю торговлю, основывать предприятия, торговать оптом и в розницу и пользоваться государственным кредитом для организации новых предприятий.

И. Т. Посошков предлагает и мероприятия в защиту крестьянства, разоряемого помещиками. Размер крестьянских повинностей в пользу помещиков он считает необходимым твердо ограничить.

Крестьянство должно быть освобождено от подушной подати, налоги должны взыскиваться, по мнению И. Т. Посошкова, с земли.

Мыслитель настаивал на закреплении за крестьянами их наделов и доказывал, что крестьянин в этом случае будет более тщательно обрабатывать свою землю.

Вместе с тем И. Т. Посошков требовал от крестьян усердия в работе на хозяина. Если же крестьяне ленятся, то «...не токмо помещикам или приказчикам, но и сотским надлежит за ними смотреть и жестоко их наказывать».

Он рекомендует монарху заменять в суде и аппарате управления знатных и «высокородных» людьми простого звания из купцов и крестьян.

Антидворянские тенденции прорываются у И. Т. Посошкова и в предлагаемой им судебной реформе. Прежде всего суд должен быть не сословным, а единым для всех: «Каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, каков и солдату, таков и офицеру».

Писатель считает необходимым также очистить суд от дворян и от «мздоимцев», то есть взяточников. В судьи следует выдвигать «низкородных» из купцов, ремесленников и черносошных крестьян.

Новый и равный для всех суд потребует составления нового Уложения, для чего необходимо созвать выборных от всех чинов:
«А мнится мне, – пишет он, –не худо бы выбрать и из крестьян, кои в старостах и сотских бывали». «Совершенное общесоветие», делает оговорку И. Т. Посошков, не отнимает у монарха права окончательно судить о годности нового Уложения.

Особенностью политической программы И. Т. Посошкова является защита им интересов не только нарождающейся буржуазии, но и крестьянства.

В своей критике он не поднимался до политических обличений, указывая лишь на необходимость облегчения положения крестьян и предоставления купечеству более широких прав. Однако и этой критики оказалось достаточно, чтобы И. Т. Посошков за свои сочинения был заточен в тюрьму, где он и скончался.

Кровавый опыт Французской революции способствовал разочарованию многих русских людей в пришедших с Запада идеях Просвещения. Стремясь найти «противоядие» разрушительной, и в итоге беспощадной революционной идеологии, русские мыслители все чаще стали обращаться к национальным корням. Ярким примером такого рода консерватизма стали произведения М.М.Щербатова.

 

Щербатов Михаил Михайлович (1733-1790 гг.), князь, родился в Москве. Получил разносторонне домашнее образование, овладел несколькими европейскими языками. С раннего детства был записан в Семеновский полк. В 1762 г. вышел в отставку в чине капитана, поступил на гражданскую службу, был депутатом от ярославского дворянства в комиссии по Уложению. Именно комиссия послужила стимулом для развития его дарования оратора и политического бойца: он произносил яркие речи, вносил аргументированные предложения и вскоре стал лидером оппозиционного правительству родового дворянства. В 1778 г. – президент Камер-коллегии с чином тайного советника, в 1779 г. назначен сенатором. В 1788 г. вышел в отставку.

Основные произведения: «История Российская» (не завершена, опубликовано 15 книг, вплоть до Смутного времени). Наиболее крупные его произведения на политико-правовые темы: «Размышления о законодательстве вообще», «Разные рассуждения о правлении», «О повреждении нравов России». «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.» - первый отечественный образец социально-философского публицистического романа-утопии. Все эти работы подверглись цензуре и многие не были изданы из-за резкой критики в адрес политики Екатерины П.

Конституционализм – совокупность идей и взглядов, направленных на ограничение или уничтожение самодержавия, введение в государственно-правовую практику элементов разделения власти. В России идеология конституционализма в данный период имела свои особенности: возник он в среде дворянства, что и предопределило его умеренность, а основной идеей дворянского конституционализма стала идея ограничения самодержавия и введения представительного правления.

Государство.

Происхождение государства. До образования государства люди находились в естественном состоянии. Но по причине разницы в личных качествах людей это состояние постепенно разрушалось и возникло неравенство. Люди пришли к решению заключить для общего блага договор между правителем и народом об образовании государства в целях обеспечения их безопасности, уступив ему часть (меньшую) своих прав. Остальные остались, как неотчуждаемые, естественные права.

Форма правления. Щербатов, как и многие его предшественники, выделял четыре варианта форм государства: правильные - монархию, аристократию, демократию и одну неправильную - деспотию. Однако он полагал, что в чистом виде ни одна из них никогда не существовала. Форму правления Щербатов ставил, так же как и Ш.Монтескьё в зависимость от климата страны, размера территории, плодородия почвы, численности населения. Обращаясь к монархии, Щербатов, вслед за Монтескьё, различает два ее варианта: ограниченная и абсолютная, равнозначная деспотии. Но в отличие от французского мыслителя он считал, что никаких конкретных положительных изменений в характеристике абсолютной монархии от присоединения к ней определения «просвещенная» нет. Отсюда он делает вывод, что власть монарха необходимо ограничить. Будучи убежденным защитником дворянства в своем произведении «Путешествие в землю Офирскую шведского дворянина С.» он описывает идеальное государство, в котором власть государя ограничена Верховным советом, состоящим из высшего дворянством. Остальные классы, даже рядовое дворянство, доступа к высшей власти не имеют. Наиболее привлекательной ему представлялась английская монархия, одно из достоинств которой он видел в разделении власти и четком законодательном определении компетенции каждой из ее ветвей.

Щербатов выступал против отмены крепостного права, более того он не предлагал никаких радикальных мер по его ограничению. Освобождение крестьян «…влечет за собой повреждение их в нравах, из чего происходит разбой, воровство, уменьшение государственных доходов…»

Право. Классификация законов дана у Щербатова в духе традиций естественно-правовой школы. Все законы делятся на божественные, естественные и положительные. Последние должны соответствовать первым двум и также как форма государства зависеть от природных условий и численности населения данного государства.

В вопросах судопроизводства, М. М. Щербатов являлся сторонником идеи открытости и гласности процесса, участия защитников, точного соблюдения смысла закона, возможности обжалования судебных решений в определенные сроки. Он осуждал суровые санкции, настаивая на их смягчении.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.