Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития.

2017-06-04 720
Основные виды деятельности детей как средства умственного воспитания и развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, и по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед детьми возникают разные познавательные задачи. Чем разнообразнее деятельность ребенка, тем многостороннее для него пути познания окружающего и развития познавательных способностей. Во всех видах деятельности он общается с окружающими людьми, приобретает от них знания и умения, усваивает определенные отношения, овладевает речью.

Бытовая деятельность связана с выполнением распорядка дня в учреждении дошкольного образования.

Во время приема пищи детей знакомят с особенностями пищи, продуктов, их вкусом, запахом, консистенцией, цветом и др. Во время одевания он обращает внимание малышей на цвет одежды, на материал, из которого она сделана. В процессе выполнения режимных процедур дети упражняются в пространственных ориентировках (правая, левая рука, нога; сбоку, сзади и т.д.). Временная определенность режима жизни детей помогает им усвоить первые представления о частях суток, днях недели, о том, что значит «сейчас», «потом», «рано», «поздно» и др. Детей учат ценить время свое и других, не опаздывать, не заставлять себя ждать. Таким образом, их подводят к осознанию необратимости, текучести времени.

Дети узнают название посуды, мебели, одежды, знакомятся с материалами, из которых они изготовлены, с правилами пользования ими. У опытного педагога ознакомление детей с предметами быта, утвари служит развитию аналитико-синтетической деятельности, упражнению в сравнении, классификации.

Усвоение и воспроизведение последовательности действий, необходимых для умывания, одевания, раздевания, приема пищи, сервировки стола, требуют сосредоточенности внимания, памяти, мышления, произвольности поведения. Воспитатель привлекает внимание детей к организованности, культуре деятельности окружающих взрослых. Все это расширяет кругозор ребенка и создает возможности для интеллектуального развития.

Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Особенно важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и развивающая задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия и внешний вид растений, предметов, необходимых для труда, содержание литературных произведений и т. п.). Решая дидактическую задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам.

Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет ему упражняться в решении интеллектуальных задач без особого напряжения.

В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребенок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и с теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится мягкой, рыхлой; из увлажненного песка хорошо строить и т. п.

Труд в природе дает возможность ребенку устанавливать причинно-следственные связи, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений; на основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: если растение не поливают, оно гибнет; на грядке, которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени — медленнее; на растениях осенью созревают плоды и семена, весной из них можно вырастить новые растения.

Одно из средств умственного воспитания – обучение. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определенная последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.

Большими возможностями обладает детское экспериментирование. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, формируется в русле собственной активности ребенка и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства.

Суть детского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку изначально в виде той или иной схемы, а строится по мере получения все новых сведений об объекте. При этом детское экспериментирование характеризуется усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Показателями уровня развития детского экспериментирования являются: манипулирование или поисковые действия, преднамеренность или случайность получения нового «образа», интеллектуальная активность детей: поиск разных способов получения одного и того же «образа» для придания ему выразительности.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.