История развития транспортной системы — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития транспортной системы

2017-06-04 1305
История развития транспортной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Виды транспорта

 

Существует несколько определений понятия транспорта. Рассмотрим основные. Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров из одной точки в другую. Транспорт также может представлять из себя одно транспортное средство или совокупность перевозочных средств. Из определений следует, что основной целью транспорта является перевозка пассажиров или грузов.

Понятие транспорта непосредственно взаимосвязано с понятием логистики. Отсюда следует понятие транспортной логистики, которое представляет собой управление различными материальными потоками в процессе движения товаров, то есть перемещение продукции соответствующим транспортным средством по определенной заранее выбранной технологии в цепи поставок с применением таких логистических операций, как экспедирование, грузопереработка, упаковка, передача прав собственности на груз, страхование рисков, оформление таможенных документов и др. Оптимальной перевозкой является такая перевозка, при которой объект доставляется в кратчайшие сроки в целости и с минимальными затратами. Транспорт является отдельной областью логистики, чему способствовали следующие факторы:

- наличие на рынке большого количества предприятий, занимающихся экспедиторской деятельностью, которые играют основополагающую роль в процессе доставки груза до заказчика, выполняя условия оптимальности;

- способность транспортного комплекса создавать устойчивую, стабильную и надежную систему реализации товара;

- значительная стоимость транспортировки;

- решение большого количества проблем, связанных с транспортировкой грузов [2, c.35].

Транспортная логистика охватывает три основные области:

- контроль за совершаемыми над грузом операциями, возникающими в процессе следования груза, с применением разнообразных средств коммуникаций и новейших информационных технологий;

- организация и планирование доставки грузов таким образом, чтобы это требовало минимальных транспортных расходов;

- предоставление всей требуемой информации о состоянии или местонахождении владельцу груза.

Основные задачи транспортной логистики:

- определение вида транспорта;

- выбор типа транспортного средства;

- выбор организации, предоставляющей транспортные услуги (если нет собственного парка подвижного состава);

- интеграция транспортного процесса совместно со складским комплексом;

- согласование погрузочно-разгрузочных работ;

- рассмотрение возможности перевозки товаров несколькими видами транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки);

- выбор рациональных маршрутов перевозки;

- определение суммарных расходов на доставку груза из одной точки в другую.

Цели, преследуемые транспортной логистикой:

- использование возможностей (т.е. грузоподъемности) транспортного средства по максимуму для организации доставки без использования складов;

- соответствие транспортной партии груза единицам заказа;

- использование стандартной тары;

- максимальное сосредоточение грузопотоков на определенных каналах распределения;

- доставка материальных ценностей «точно в срок» на основе единого транспортно-производственного процесса [3, c.32].

Большая часть логистических операций по пути движения различных материальных потоков от первичного поставщика сырья, полуфабрикатов, материалов до конечного потребителя готовой продукции осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на осуществление операций перевозки каких-либо материальных ценностей составляют в среднем 30-40%, а некоторых публикациях говорится даже от 50% от суммы общих логистических затрат. Именно поэтому оптимизация перевозочного процесса, грамотный выбор транспортного средства и вида перевозки стоит на первом месте у большинства менеджеров по логистике.

Базой транспортной логистики являются непосредственно транспортные средства, которые должны соответствовать по всем характеристикам заявленным грузовладельцем требованиям и располагать определенными свойствами. Основными критериями при выборе типа перевозки и вида транспортного средства является максимальное использование грузоподъемности и вместимости транспортного средства, обеспечение сохранности грузов, а также снижение затрат на перевозку.

Существует несколько классификаций транспорта. По назначению транспорт включает в себя три группы:

- транспорт общего пользования — это сфера деятельности народного хозяйства, удовлетворяющая возникающие потребности всех сфер деятельности народного хозяйства и населения в транспортировке грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и большинство населения. Такой вид транспорта иногда называют магистральным. Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной}, автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный. Транспорт общего пользования иногда путают с общественным транспортом, но общественные транспорт является лишь подгруппой транспорта общего пользования;

- транспорт необщего пользования — это транспорт обслуживающий внутрипроизводственные процессы, а также транспортные средства всех видов, находящиеся в собственности нетранспортных предприятий. Такой вид транспорта, как правило, является составной частью определенных производственных систем и должен быть интегрирован в них. Организация работы транспорта необщего пользования является одной из основополагающих задач логистики на предприятии в целом и осуществляется исходя из задач производства, закупок и распределения;

- личный (индивидуальный) транспорт — это персональный транспорт населения. К нему зачастую относится автомобильный транспорт, реже какой-либо другой вид транспорта.

Транспорт по видам транспортных средств делится на железнодорожный, автомобильный, морской, речной (внутренний водный), воздушный и трубопроводный. Рассмотрим детально каждый вид транспорта.

Железнодорожный транспорт представляет собой вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором осуществляется колесными транспортными средствами по рельсовым путям. Основными транспортными средствами являются локомотивы и вагоны. Железнодорожный транспорт возник в начале 19 века, к середине этого же века данный вид транспорта стал важнейшим транспортом промышленных стран. К концу 19 века общая длина железнодорожной сети составляла более миллиона километров. Железные дороги стали связующим звеном между внутренними промышленными районами и морскими портами. Промышленные города стали возникать вдоль железных дорог. Однако, стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны железнодорожный вид транспорта не выдержал конкуренции с автомобильным транспортом в грузовых перевозках, а в пассажирских с воздушным транспортом. Сегодня железнодорожный транспорт занимает второе место по грузообороту и пассажирообороту.

Преимущества железнодорожного транспорта:

- значительная провозная способность подвижного состава данного вида транспорта, а также высокая пропускная способность пунктов перевалки и перегрузки, различных железнодорожных терминалов;

- сравнительно низкая стоимость транспортировки, что дает возможность перевозить железнодорожным транспортом больших партий грузов на дальние расстояния, особенно это эффективно работает при наличии системы бонусов и скидок у перевозчика;

- возможность перевозки грузов почти при любых погодных условиях;

- регулярность осуществления перевозок и наличие устойчивых транспортных связей между отдельными регионами, что способствует сведению к минимуму рисков несвоевременного выполнения поставки;

- готовность подвижного состава к работе в любой момент, при условии проведения качественного деповского ремонта вагонов;

- удобная, простая и не занимающая большого времени организация погрузочно-разгрузочных и перевалочных работ;

- сравнительно высокая скорость перевозки на дальние расстояния.

Недостатки железнодорожного транспорта:

- недостаточно высокая скорость перевозки на малые расстояния;

-ограниченное число предприятий-перевозчиков, что приводит к снижению конкуренции и монополизации рынка (установление завышенных тарифов, снижение качества обслуживания);

-высокий уровень рисков хищений и потерь грузов, а в некоторых случаях повреждение грузов, обусловленное особенностями технологических процессов на железнодорожном транспорте;

-значительная изношенность подвижного состава, причина которой является несвоевременный ремонт вагонов;

-низкая транспортная доступность различных участников транспортного процесса: зачастую, грузополучатели не имеют собственных железнодорожных подъездных путей, что приводит к необходимости использования автомобильного транспорта на первом и последнем этапе товародвижения.

Автомобильный транспорт представляет собой моторное безрельсовое дорожное транспортное средство. Автомобильный транспорт моложе железнодорожного и водного видов транспорта, первые автомобили появились в конце 19 века. Однако, стоит отметить, что после окончания Второй мировой войны, автомобильный транспорт уже составил конкуренцию железнодорожному в грузоперевозках. Транспортными средствами здесь выступают различного типа автомобили: легковые, грузовые, автобусы. На сегодняшний день автомобильный транспорт является самым распространённым видом транспорта [4, c.25].

Преимущества автомобильного транспорта:

- маневренность и большая подвижность и мобильность по сравнению с другими видами транспорта;

- возможность доставки грузов «от двери до двери» без организации дополнительных перевалок в пути следования;

- автономность движения транспортного средства;

- сравнительно высокая скорость транспортировки;

- возможность использования различных маршрутов и схем транспортировки;

- возможность отправки грузов мелкими партиями;

- большое количество предприятий-перевозчиков, возможность выбора среди них;

- наименее жесткие требования к упаковке груза;

- широкая сфера применения по территориальному признаку и различным видам груза.

Недостатки автомобильного транспорта:

- высокая себестоимость транспортировки;

- низкая грузоподъемность;

- большая энергоёмкость;

- высокий уровень рисков хищений и угона транспортных средств;

- низкая производительность;

- большое количество вредных выбросов в окружающую среду.

Морской транспорт представляет собой такой вид транспорта (судно), который способен передвигаться по водной поверхности (морей, океанов, а также прилегающих акваторий). Сегодня морской транспорт перевозит значительную часть грузов по всему миру, к таким грузам, в основном, относятся наливные грузы, а также перевозка контейнеров. Также морской транспорт является единственной формой перевозки в межконтинентальном сообщении, если не брать в расчет дорогостоящий воздушный транспорт.

Преимущества морского транспорта:

- отсутствие ограничений провозной и пропускной способности подвижного состава и портовых хозяйств соответственно;

- низкая стоимость транспортировки на дальние расстояния;

- возможность осуществления больших по объёму межконтинентальных и международных перевозок;

- сравнительно малые расходы на топливо и энергию;

- низкие капиталовложения в развитие морской инфраструктуры;

- развитое законодательство в области морских международных перевозок;

- низкий уровень рисков потерь, повреждений и хищений грузов;

- высокая регулярность движения судов способствует сведению к минимуму риска несвоевременной отправки.

Недостатки морского транспорта:

- пропускная способность портовых хозяйств в большой степени ограничена технологическими и техническими условиями, усовершенствование и переоборудование портов морского вида транспорта требует больших капиталовложений;

- подвижному составу морского вида транспорта присуще низкая скорость движения;

- высокая зависимость от погодных и природных условий, ограниченность навигационного периода, необходимость использования специализированной техники (ледоколов) для прохода морских судов в зимний период времени;

- ограниченность доставки грузов непосредственно к пунктам потребления или из пунктов назначения (как и при использовании железнодорожного транспорта это приводит к необходимости использования автомобильного транспорта на первом и последнем этапе товародвижения);

- наличие жестких требований к упаковке и креплению грузов;

- малая частота отправок грузов.

Речной (внутренний водный) транспорт представляет собой транспорт, который осуществляет перевозку грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как естественного происхождения (реки, озёра), так и искусственного происхождения (каналы, водохранилища).

Преимущества речного транспорта:

- низкая стоимость транспортировки;

- сравнительно высокая провозная способность глубоководных путей;

- большая грузоподъемность;

- универсальность видов перевозимых грузов;

- затраты на энергию и топливо значительно ниже, чем на других видах транспорта;

- высокий уровень сохранности груза.

Недостатки речного транспорта:

- низкая скорость транспортных средств, и как следствие, доставки грузов;

- значительная зависимость от погодных и природных условий;

- перевозки имеют сезонный характер;

- простаивание судов и портов в межнавигационный период;

- значительная извилистость рек удлиняет путь следования, и срок доставки увеличивается;

- ограниченность обслуживаемой территории из-за замкнутости речных бассейнов;

- высокая степень зависимости от глубин рек и водоёмов (ступенчатость глубин ограничивает использование судов большей грузоподъёмности или приводит к дополнительным перевалкам);

- малая частота отправок;

- как и у морского вида транспорта ограниченная возможность доставки к пунктам потребления.

Воздушный транспорт является самым молодым видом транспорта. Основной сферой деятельности применения воздушного транспорта выступают пассажирские перевозки на средние и дальние расстояния. Доля же грузовых перевозок очень мала. В основном к грузам, перевозимы воздушным видом транспорта относятся скоропортящиеся и особо ценные грузы, а также почта. В большинстве труднодоступных регионов воздушному транспорту нет альтернатив. Подвижным составом воздушного вида транспорта выступают самолеты, вертолеты, в прошлом дирижабли.

Преимущества воздушного транспорта:

- наивысшая скорость доставки грузов;

- наивысшая степень сохранности грузов;

- обеспечение доставки грузов в удаленные и труднодоступные регионы;

- низкие затраты на упаковку грузов;

- сравнительно низкие ставки страхования;

Недостатки воздушного транспорта:

- высокая стоимость транспортировок;

- высокая капитало, материало- и энергоёмкость транспортировок;

- значительная зависимость от погодных условий;

- ограниченность габаритов и объемов перевозимых грузов.

Трубопроводный транспорт представляет собой вид транспорта, осуществляющий транспортировку сырья (жидкостей или газов) и продуктов (разного рода химических веществ) по трубам. Транспортным средство в данной ситуации выступает сама инфраструктура. Трубы обычно укладываются на поверхности или под землей, а также на эстакадах. Движение груза осуществляется посредством насосных или компрессорных станций.

Достоинства трубопроводного транспорта:

- низкая стоимость транспортировки;

- доставка грузов на значительные расстояния;

- высокая пропускная способность;

- высокая степень сохранности груза;

- низкая капиталоёмкость;

- возможность транспортировки груза круглогодично;

- стабильное функционирование в разнообразных климатических условиях [5].

Недостатки трубопроводного транспорта:

- высокая стоимость первоначальных капиталовложений;

- значительный ущерб экологии;

- сложность прокладки трубопроводов в отдельных районах;

- ограниченность номенклатуры грузов;

- невозможность транспортировки грузов в малых объёмах.

Выбор вида транспорта зависит от многих факторов: от рода грузов, его объемов и габаритов, от степени сохранности, от срока годности груза, от дальности следования и др. Одной из наиболее важных задач, которая стоит перед менеджером по логистике, является выбор оптимального вида транспорта, от этого напрямую зависит насколько успешна будет транспортировка.

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.