Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2017-06-04 | 388 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Как известно, в современных условиях наиболее важным из всех рынков ресурсов выступает рынок-труда, имеющий дело с человеческим капиталом, инвестиции в который являются наиболее эффективными. Его формирование — необходимое условие перехода к рыночной экономике. Рынок труда в России зависит от общего экономического состояния страны. Все более острой в настоящее время становится проблема безработицы. Растет и скрытая безработица, т.е. количество людей, против своей воли находящихся в полностью или частично не оплачиваемом отпуске, переведенных на график неполной рабочей недели. Происходящие в России процессы в социально-экономической сфере приводят к углублению структурных диспропорций между спросом на труд и его предложением. В частности, специалистам с высшим и средним специальным образованием все труднее найти работу. В новых условиях отсутствует прямая связь между образованием и устойчивостью положения работника. Высшее и среднее специальное образование, высокая квалификация не являются базисом социальной защищенности, не уберегают от безработицы (вс всех ее формах, включая скрытую и застойную), а, наоборот, в ряде случаев являются своего рода факторами риска. Высокая доля специалистов в общей численности безработных — специфическа? черта вынужденной незанятости в России.. Этот процесс, к сожалению имеет кумулятивный характер, и численность нетрудоустроенно! молодежи возрастает год от года, ослабляя профессиональный по тенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян Политика на рынке труда должна быть направлена на решен» ключевой проблемы — согласование негативных социальных по следствий высвобождения работников в процессе активной фазь структурной перестройки экономики. В этой связи необходима раз работка механизмов регулирования занятости в процессе санаци] и банкротства предприятий, мероприятий по предотвращению хро нической и застойной безработицы с учетом факторов мобильно сти рабочей силы и теневой занятости. Предстоит создать необхс димые организационно-финансовые механизмы переподготовк кадров, запуска общественных работ, создания рабочих мест в час! ном секторе для решения этих проблем. Следует обеспечить взве шенность в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, н допустить массовой безработицы, а с другой — не препятствоват высвобождению лишней численности персонала в связи со стру* турной перестройкой экономики.Важную роль в переходной экономике России играет распредс ление доходов населения. Распределение есть самостоятельна фаза общественного воспроизводства. Объектом распределения вь ступает фонд жизненных средств общества, воплощающий в сеЕ всю наличную массу предметов потребления и услуг. Под доходами понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных в течение определенного периода времени. Различают номинальный и реальный доходы. Номинальный доход выражается в денежных единицах, а реальный — в благах, которые можно за них приобрести с учетом динамики цен.За период проведения в России реформ произошло значительное по своим масштабам снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения: заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.. Социальная плата за реформирование оказалась недопустимо высокой, и возможности ее дальнейшего роста исчерпаны.Важнейшим признаком развитости рынка труда является оплата труда, адекватная квалификации и образованию. В России растущий разрыв в уровнях заработной платы по отраслям и профессиям сопровождался стиранием квалификационных различий в оплате труда. В особо уязвимом положении при этом оказались специалисты, занятые в науке и научном обслуживании, здравоохранении, культуре и образовании, которые вместе с работниками оборонной промышленности, жителями сельской глубинки образовали многочисленную категорию «новых бедных». данные свидетельствуют о том, что для большш ства работающих в России заработная плата не выполняет ни во< производственной, ни стимулирующей функции.Для повышения эффективности распределительных отношени необходимо восстановление роли доходов от трудовой деятельш сти как основного источника денежных доходов населения и вая нейшего стимула трудовой активности работников. Преобразования в социальной сфере В переходной экономике изменяются приоритеты и цели как в экономической, так и в социальной сфере, включающей такие отрасли, как образование, здравоохранение, культура и др. Цель социальных реформ в России состоит в постепенном переходе от преимущественно административно-распределительных к преимущественно экономическим методам мобилизации и использования ресурсов для социальной сферы. В нерыночной системе, господствовавшей в Советском Союзе, существовал единственный — государственный канал мобилизации ресурсов для социальной сферы, в основе распределения которых лежали принципы социального обеспечения. Социальная сфера здесь рассматривалась только как «затратная сфера». Для рыночной системы характерна трехка-нальная схема мобилизации средств для социальных нужд. При сохранении элементов социального обеспечения преобладающее значение имеют социальное страхование и платность социальных услуг, включая коммунальные и медицинские.Преобразования в переходной экономике имеют смысл только в том случае, если они направлены на процветание населения. При осуществлении экономических реформ государство должно оценивать их последствия для всего населения и проводить взвешенную реалистическую социальную политику. Социальная политика — это политика государства, направленная прежде всего на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения. Она охватывает и такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным, политика в области занятости. Именно в социальной политике наиболее глубоко и последовательно выражаются интересы всех слоев населения.Социальная политика в России в последние годы осуществлялась в условиях продолжавшегося экономического кризиса. Обострение экономической ситуации оказывало негативное воздействие и на положение дел в социальной сфере. Для определения эффективности социальной политики используются различные индикаторы. Как важнейший международный индикатор качества жизни применяется индекс развития человеческого потенциала, который рассчитывается на основе трех показателей: ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования и уровня жизни, изм< ряемого на базе реального ВВП на душу населения приоритетное значение имеет mhhi мальная заработная плата, выполняющая функцию важнейше социальной гарантии. Необходимо принять срочные меры к тому, чтоб в ближайшее время поднять уровень заработной платы до велич] ны прожиточного минимума, представляющего собой совоку] ность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и пре, назначенных для удовлетворения потребностей, которые общест! признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жи ни; при этом предполагается, что бедные имеют более или мен< нормальные жизненные условия. Следует учитывать, что офиц] ально утверждаемый в России уровень прожиточного минимун обеспечивает существование лишь на грани выживания. следуе приближение минимальной зарплаты к прожиточному минимуму -лишь первый шаг, за которым незамедлительно должны послед вать пересмотр методики определения этого минимума, приведение ее в соответствие с рекомендациями Международной организации труда (MQT).Положение осложняется переводом бесплатных услуг в платные (это касается и таких насущных сфер, как здравоохранение, образование, предоставление жилья и др.), а также опережающим ростом тарифов на платные услуги. Наличие платежности услуг естественно для переходной экономики, но при этом должен действовать принцип «сообщающихся сосудов»: уменьшение бесплатной части «социальной заработной платы» (т.е. объективно необходимых совокупных расходов общества на воспроизводство рабочей силы) должно сопровождаться соответствующим увеличением платной ее части. На практике же данный принцип не действует.В этих условиях особенно в тяжелом положении оказываются граждане пенсионного возраста. В качестве первоочередных мер по повышению уровня жизни пенсионерсгв Правительством РФ предусматривается: обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера; осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен; обеспечить своевременность выплаты пенсий. Одновременно предполагается начать переход к трехуровневой пенсионной системе, в которой:социальные пенсии первого уровня выплачиваются из бюджета темпенсионерам, которые не смогли сформировать пенсионные сбережения, достаточные для полного финансирования своей пенсии;обязательные трудовые пенсии второго уровня выплачиваютсяна основе персонифицированного учета обязательных пенсионных взносов граждан;пенсии третьего уровня формируются за счет добровольных отчислений граждан.На фоне общего ухудшения условий жизни и падения ее уровня на грани полного разрушения оказались практически все отрасли социальной сферы—образование, здравоохранение, культура, общественный транспорт и др. Их хроническое недофинансирование, крайне низкий уровень заработной платы, материально-техническая необеспеченность привели к развалу многих предприятий и систем жизнеобеспечения, оттоку квалифицированных кадров. Поэтому проведение реформ в социальной сфере должно'стать одним из важнейших направлений дельнейшего реформирования российской экономики.К числу основных задач Правительства РФ в этой сфере следу отнести:гарантию конституционных прав граждан в области труда, сдыха, социальной защиты населения, образования, охраны здровья; культуры, обеспечения жильем;достижение ощутимого улучшения материального положениеусловий жизни людей;обеспечение эффективной занятости населения, повышение iчества и конкурентоспособности рабочей силы;предотвращение застойной безработицы в процессе структурной перестройки экономики и создание новых рабочих мест;повышение эффективности расходования бюджетных средст]социальной сфере на основе ускорения реформирования со<ветствующих ее секторов;четкое разграничение полномочий и ответственности в реинии социальных вопросов на уровне Федерации и ее субъект*а также на местном уровне;переориентацию социальной политики на семью, обеспечение щи социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;нормализацию и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан в трудоспособном возрасте;существенное улучшение социальной инфраструктуры.В целом успешное проведение реформ в социальной сфере будет способствовать ускорению процесса формирования в Росс социально ориентированной экономики.
|
|
|
|
48. Структурные сдвиги в экономике. Россия начала рыночную реформу, имея «деформированную) структуру экономики, в которой преобладали отрасли тяжелой про мышленности. Эта структура формировалась не под влиянием пла тежеспособного спроса, как в рыночной экономике, а в условиях ко мандно-административной системы с преимущественным развита ем военно-промышленного комплекса и соответственно большш удельным весом военной продукции. Будучи «добывающим цехом: всего Советского Союза и выделяя значительную часть националь ного дохода на помощь другим республикам, Россия не могла обес печить необходимый экономический потенциал и уровень жизн] многим своим территориям. Так, в 1990 г. почти 40% промышленнс сти представляло собой добычу и переработку сырья, почти треть -машиностроение и металлообработку и лишь около четверти — прс изводство товаров потребительского назначения4. При этом безус ловно приоритетным выступало военное производство. Произво; -ству потребительских товаров, как и сфере оказания услуг населению, отводилась второстепенная роль. Подобное положение в экономике отражалось и на политике капиталовложений и технического развития, которые осуществлялись за счет государства. Более 90% государственных производственных* капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс, и менее 10% — в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность5.Переход к рынку совпал в России с масштабным структурным кризисом. Происходившие в экономике структурные сдвиги в 1992 г. носили явно негативный характер. Резко, почти вдвое сократился удельный вес легкой и пищевой промышленности; вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса. Сокращение на 65% производства военной продукции сопровождалось также падением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях существенно более быстрыми, чем средние, темпами. Наблюдалось снижение производства высокотехнологичной продукции во всех отраслях; оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров. Падала доля расходов на научные исследования и разработки; уменьшался удельный вес занятых в науке и научном обслуживании6.Первоначально жертвой либерализации цен, инфляционного шока оказались отрасли конечной переработки продукции, выходящие непосредственно на потребителя и натолкнувшиеся на сократившийся спрос населения. Отрасли, лишь косвенно связанные с конечным потреблением, имеющие более высокую степень монополизации производства и потому способные проводить ценовой диктат по отношению к отраслям — потребителям их продукции, оказались в относительно более благополучном положении. Однако уже в 1993 г. цепная реакция спада, наиболее сильно проявившегося в отраслях конечного производства, ограничила спрос с их стороны и тем самым усилила спад в отраслях промежуточного производства.В 1993 г. выросла интенсивность структурных сдвигов, они стали осуществляться бо"лее быстрыми темпами, чем в 1992 г., но вряд ли их можно характеризовать как прогрессивные. Правда, в первой половине 1993 г. как реакция на инфляционную «накачку» экономики в конце 1992 г. происходил некоторый рост удельного веса легкой и пищевой промышленности, но политика финансовой стабилизации быстро свела эту тенденцию на нет. Одновременно с этим ускорение спада затронуло химическую и нефтехимическую промышленность, машиностроение. Те же самые тенденции в основном продолжались и в 1994-1996 п Спросовые ограничения, ударив по производству промежуточной про дукции (оборудование, конструкционные материалы), поставили по, удар производство топлива и сырья как вследствие невозможно cti закупать и оплачивать их в прежних объемах, так и вследствие физи ческого сокращения поставок в добывающие отрасли необходимы) для поддержания добычи средств производства. Во второй пол'овин< 90-х гг. положение изменилось. Улучшение конъюнктуры мировой рынка позволило несколько увеличить производство в сырьевых от раслях (химическая и металлургическая промышленность) и стаби лизировать производство нефти игаза.\/Вместе с тем можно отметить и определенные фундаменталь ные структурные изменения, которые заслуживают положительной оценки. Одним из них является наблюдающийся рост доли услуг i валовом внутреннем продукте страны. Другим важнейшим такого рода сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП продукции военно-промышленного комплекса. К числу положительных изменений, которые могут считаться необратимыми, есть основания отнести также преобразования в размерно-организационной структуре производства На противоположном полюсе идет интенсивный процесс самоорганизации российского капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других предприятий. Она основывается на деловых связях, договорах и отношениях собственности и приводит к созданию адекватных рыночной экономикекрупных хозяйственных структур — г финансово-промышленныхгрупп (ФПГ). Уже в середине 90-х годов в России было официально зарегистрировано 35 таких групп10. Развитие ФПГ, как ожидается, будет способствовать значителёному укреплению инвестиционного потенциала российской экономики, осуществлению в ней прогрессивных структурных сдвигов, формированию рациональных хозяйственных связей, повышению конкурентоспособности отечественного производства. Направления государственной структурной политики. Структурная реформа российской экономики должна быть направлена на сокращение производства в неперспективных отраслях и инвестирование капиталов в перспективные отрасли. В связи с этим интересен опыт западных стран, в которых активная структурная перестройка происходила в 70-80-е гг. XX в., когда осуществлялся переход к ресурсосберегающему, интенсивному типу развития на базе широкого использования достижений научно-технического прогресса. Главную роль здесь играют отрасли с высокой технологией: производство компьютеров, авиакосмическая промышленность, производство информационных систем, электроника, фармацевтика, автомобилестроение, производство пластмасс и др. Приоритетное развитие этих отраслей обусловлено тем, что на современном этапе мирохозяйственных отношений основой национальной мощи является технологическая эффективность. Наряду с повышением удельного веса высокотехнологичных отраслей в развитых странах постоянно снижается доля в общем валовом выпуске продукции традиционных отраслей экономики — черной металлургии, нефтепереработки, металлообработки, текстильной промышленности и некоторых других. В Концепции долгосрочного развития рассматриваются два этапа структурной перестройки экономики. Первый этап (1991-1995 гг.) заключался в балансировке текущею спроса и предложения, при этом процесс балансировки происходил основном за счет свертывания «излишнего» предложения товарет Следующим становится этап изменения структуры производственное аппарата, основного капитала. Он включал два процесса — пассивны] и активный. В пассивном процессе происходит свертывание мощно стей по производству продукции, не востребованной рынком, и он яв ляется прямым следствием текущей балансировки спроса и предлс жения. Второй, активный процесс (который может происходить однс временно с первым) предполагал наращивание мощностей п производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее и создание мощностей для выпуска новой продукции.В Концепции среднесрочной программы структурная пере стройка экономики определялась как сочетание процессов свер тывания и ликвидации старых неэффективных, не удовлетворяю щих требованиям рыночной экономики производств и опережай: щего развития современных эффективных и конкурентоспособны производств и видов деятельности; предполагается, что положи тельный эффект второго процесса компенсирует негативные пс следствия первого, что и обеспечит переход к экономическом росту.Финансовый кризис 1998 г. показал недостаточную эффектиЕ ность проводившейся в 90-х гг. политики структурной перестрой ки экономики. В 2000-2001 гг. правительством страны была вырс ботана обновленная и более обоснованная политика структурно перестройки экономики.Современная государственная структурная политика, Hanpaeflet ная на перестройку всего производственного потенциала странь включает конверсию оборонных отраслей промышленности; зг крытие или постепенное перепрофилирование устаревших либо не эффективных производств, и не только в энергосырьевых отрас лях, но и в металлургии, машиностроении, химии, строительно! лесоперерабатывающей индустрии; повсеместное форсированн энергосберегающих технологий; резкое сокращение экологическ вредных производств. Всесторонняя структурная перестройка рос сийской экономики является необходимым условием достижени макроэкономической сбалансированности. В случае успешной с реализации Россия в ближайшей перспективе будет иметь во мне гом здоровую современную экономику, способную к устойчивом экономическому росту без крупных потрясений и связанных с ним падений производства. Формирование открытой экономики. Переход к рынку в России предполагает формирование открытой экономики — экономики с высокой степенью вовлеченности в мировые хозяйственные связи, в международные экономические отношения. В отличие от автаркии — экономической политики государства, ведущей к обособлению национального хозяйства, которое способно разорить экономику любой страны — открытая экономика характеризуется отсутствием внешнеэкономических барьеров на пути международного обмена товарами, услугами, рабочей силой, капиталами, технологиями. Поэтому важной составной частью экономической политики, осуществляемой в России, являются глубокие преобразования во внешнеэкономической сфере, направленные на формирование открытой экономики.Россия унаследовала от Советского Союза около 60% экономического потенциала и примерно 70% его внешнеэкономических связей'. Внешнеэкономические связи принадлежат к числу секторов экономики России, в которых переход к рыночным механизмам утвердился в первую очередь. Необходимым условием формирования открытой экономи является вовлечение России в мировое хозяйство. Набирающая си интернационализация производства порождает в мировом хоз* стве новые организационные формы, которые позволяют прео; леть препятствия, создаваемые государственными границами. Ва нейшей из таких форм стала международная экономическ интеграция — высшая на современном этапе ступень интерна! онализации хозяйственной жизни. Она представляет собой проце хозяйственно-политического объединения стран на основе раз* тия глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда меж национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводстве ных структур на различных уровнях и в различных формах.
|
На микроуровне рассматриваемый процесс идет через взаил действие отдельных хозяйственных субъектов — предприят! фирм близлежащих стран — путем формирования системы эюм мических соглашений между ними, создания филиалов за грар цей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на < нове формирования экономических объединений государств и < гласования национальных политик.
Россия постепенно интегрируется в мировую экономику. Oi бое значение имеет развитие торгово-экономических отношени Европейским союзом, который является главным торговым па нером России в дальнем зарубежье. Определенный геоэкономически'й интерес представляют для России еще две группы стран. На западе — находящиеся в Центральной и Восточной Европе, с ними Россию все еще связывают узы, сложившиеся за 40 лет сотрудничества в прекратившем существование Совете экономический взаимопомощи (СЭВ) — международной организации социалистических стран. На востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в наступившем столетии, возможно, будет играть решающую роль в мировой экономике, начинает формироваться самая обширная в мире зона свободной торговли, создание которой намечается к 2010 г. Ее участниками станут государства — члены Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (ОАТЭС); в их числе Австралия, Канада, Китай, США, Тайвань, Южная Корея и Япония. Россия присоединилась к ОАТЭС в 1997 г.
Приоритетным для России является экономическое и политическое сотрудничество со странами СНГ. В январе 1995 г. было подписано соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях предусматривает условия для свободного перемещения капиталов, товаров и услуг между странами, образование таможенного платежного, межбанковского и транспортно-энергетического союза.
Соглашением предусмотрена отмена тарифных и количественных ограничений во внешней торговле; второй этап предусматривает создание единого таможенного тарифа по отношению к третьим странамKyрc_Ha_OTKpытую экономику позволит России за счет участия б международном разделении труда обеспечить рост экономической эффективности национального производства. Однако путь к открытой экономике, как показывает экономическое развитие промыщленно развитых стран, должен быть постепенным при активной участии государства. В геоэкономическом отношении Россия, видимо, может в будущем стать одним из мировых экономически? центров, связывающих США, объединенную Европу, Китай, Японию. Многие бывшие советские республики, прежде всего Украина, Белоруссия и Казахстан, будут тяготеть к России в большей сте пени, чем к другим странам.
Курс на открытую экономику требует от России дальнейшей либерализации внешнеэкономических связей, приведения средст] их регулирования в соответствие с правилами Всемирной торговое организации (ВТО).
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!