Структура языка. Языковые уровни, единицы языка, их различие. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Структура языка. Языковые уровни, единицы языка, их различие.

2017-06-04 206
Структура языка. Языковые уровни, единицы языка, их различие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Структура языка. Языковые уровни, единицы языка, их различие.

Язык- строгая система, целостное образование, состоящие из взаимосвязанных единиц и связывающих их отношений. Язык имеет иерархическую структуру.

Под структурой языка мы будем понимать единство, целостность этой системы, взаимосвязь всех ее элементов (Баранникова).

Ввиду того, что термины «структура» и «система» синонимичны, даю следующую информацию из Википедии:

Наряду с термином «система» употребляется ещё термин «структура», причём не во всех лингвистических работах они используются как синонимичные. Существует несколько трактовок данного терминологического различия[1]:

  • структура — части текста, связанные синтагматическими связями, система — члены класса языковых единиц, связанные парадигматическими отношениями (Лондонская школа);
  • структура — «каркас» системы из отношений между элементами, система — совокупность структуры и элементов, выполняющая определённую функцию (Е. С. Кубрякова, Г. П. Мельников);
  • структура — совокупность языковых средств выражения значимых оппозиций, задаваемая отношением плана содержания (означаемых) к плану выражения (означающим), система — совокупность одноплановых (относящихся к плану выражения либо плану содержания) единиц, связанных оппозитивными отношениями (Н. Д. Арутюнова).

Уровни языка- определенная часть языковой системы, однородные компоненты, объединенные в группы. Выделяют 4 уровня в структуре языка, в каждом из которых есть свои языковые единицы:

1. синтаксический (предложение)

2. лексический (лексема)

3. морфемный (морфема)

4. фонемный (фонема)

!!! Единицы языка и уровни языка взаимодействуют, существуют три типа отношений:

1. Иерархические – вхождение простого в сложное. Единицы языка выполняют свои функции только в вышележащем уровне, т.е. фонема функционирует только в составе морфемы, морфема- в составе слова и т.д.

2. Синтагматические – отношения между последовательно расположенными единицами языка, отношения по горизонтали, вступают единицы одного уровня, наблюдаются на всех уровнях языка. Например, закон сочетаемости на разных уровнях (докторша и докториха, зеленый вечер и т.д.)

3. Парадигматические- отношения по вертикали, объединяют единицы языка на основе их общности в группы- «парадигмы». Отношения по ассоциациям. Множество видов: по форме (слова с одинаковы суффиксом или окончанием: болеть, хмелеть, робеть), по содержанию (синонимы) и т.д.

Единицы языка имеют инварианты. Инвариант - это абстрактное обозначение одной и той же сущности. Инвариант в речи реализуется в своих конкретных вариантах.

1. Фонема. Инвариант- фон(аллофон).

2. Морфема. Инвариант- алломорф.

3. Лексема. Инвариант-словоформа(грамматическая форма).

4. Предложение. Инвариант – модель предложения (субъект, предикат, объект) реализуется в речи в конкретном варианте – «Мальчик съел яблоко».

Язык и общество. Их взаимосвязь

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Именно такое определение дано в работах В.И. Ленина. Язык возникает и существует только в коллективе, а как продукт отдельного человека - бессмыслица. То, на каком языке будет говорить ребёнок, определяется не его расовой принадлежностью, а тем, в какой среде он находится и на каком языке говорит его окружение. Взрослый человек, попадая в среду, где говорят на другом языке, может забыть свой родной язык. У человека нет особых “природных” органов речи, для речи люди используют органы обоняния, вкуса, дыхания, приёма пищи, которые в результате длительной тренировки получили дополнительную функцию. Слова и способы их сочетания различны в разных языках, различаются так же и способы произношения звуков. Сложившийся тип произношения, круг слов и правил их применения обязателен для всех носителей данного языка. Язык оказывается общенародным и единым для всего народа, пользующимся этим языком.

Научный стиль.

Доминанта – Понятийная точность и открытая логичность

грамотность стиля, широкое употребление специальных связочных средств, помогающих выстроить логику. Использование научной терминологии, использование художественных средств. Множество страдательных конструкций.

 

В зависимости от адресата в нём выделяются типы:

 

· Собственно-научный. Статьи, монографии. Адресат – подготовленный специалист

· Учебная литература. Адресат – относительно подготовленный читатель

· Научно популярная. А. – неподготовленный читатель. Использование изобразительных средств, упрощение тестов.

· Научно-техническая: инструкции. Адресат – относительно\неподготовленный читатель.

Разговорный стиль. Устная разновидность разговорной речи.

Доминанта – минимум заботы о форме выражения -> лексическая бедность речи, специфика употребления разговорной речи (мало сущ. Прилагательных, много местоимений и частиц)

Существует в устной форме, невозможность продумывания речи, существенная роль интонации, протекает в специфических условиях (неофициальность, непосредственность общения)

Синтаксические особенности:

1. Размытость границ предложений

2. Много неполных, недоговоренных предложений

3. Бессоюзные предложения

4. Тематическая организация текста (разноплановость)

Художественный стиль. функия – воздействовать на читателя.

Доминанта – эстетическая значимость всех языковых средств. Важно для автора, для раскрытия мысли и идеи. Помогает создать образы. Особенность – лексическое богатство. Высшая форма творческого использования языка.

По мнению ученых следует дополнить ещё одним стилем.

Религиозно-проповеднический стиль. т.к. он имеет признаки стиля:

ОНА АДЕКВАТНА ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. У этой разновидности стиля есть свои жанры: притча, молитва, проповедь, исповедь. Эти жанры обслуживаются лексикой, которая присуща этому стилю: устаревшие формы, особые синтаксические конструкции.

При выделении стилей существуют спорные вопросы:

Статус разговорного и художественнго стиля. Земская считает, что разговорный стиль – это особый язык.

 

11. Язык и речь. Большинство лингвистов сходятся на мнении, что необходимо разграничивать понятие «языка» и «речи». Первым ученым, высказавшим данную мысль, был швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр. Он говорил, что язык- абстрактное явление, нечто социальное по свой природе, а речь- реализация языка, индивидуальное проявление. При этом язык и речь не противопоставляются друг другу. «Язык творит речь, но и сам творится в речи»- Де Соссюр. Новое появляется первоначально в речи и потом, постепенно накапливаясь, переходит из речи в язык, приводя к появлению новых черт в языковой системе.

Непосредственному наблюдению доступна только речь, с нее начинается знакомство с языком. Но чем ж речь отличается от языка? Деление того же де Соссюра:

1. Язык социален, он не возникает у отдельного индивида. Речь индивидуальна.

2. Язык абстрактен, речь - конкретна.

3. Язык не развивается во времени и пространстве. Речь- развивается.

4. Языковая система конечна. Речь- бесконечна.

5. Язык стабилен и статичен. Речь- подвижна и динамична (появление слова «укры»- служ. Украинской армии).

6. Язык имеет уровневую организацию, речь- линейна (бесконечный поток звуков).

7. Язык не зависит от ситуации и контекста. Речь- зависит.

8. Язык включает в себя абстрактные единицы (предложение, лексема, морфема, фонема), речь состоит из реальных, воспринимаемых органами чувств единиц (высказывание, словоформа, алломорф, фон).

 

9. Язык не имеет ни письменной, ни устной формы. Речь имеет их. Также речь имеет свойства, неприменимые к языку: степень громкости, акценты, темп и другое.

 

Поговорим более подробно об устной и письменной речи:

1. Различия в материальной основе: письменная- графическая основа: графические знаки, приемы, пунктиры, красная строка, шрифты и др.; устная- звуковая основа (интонация, темп, тембр, паузы, понижение тона и др.

2. Психо-физиологические различия: в устной речь – говорим и мыслим одновременно, в письменной- сначала думаем, потом пишем, обрабатываем текст.

3. Собственно-лингвистические различия: устная речь подразумевает свободный порядок слов, более простые конструкции и т.д.

 

 

Существует еще одна классификация речи: внутренняя речь и внешняя. Внутренняя речь- речь внутри себя, для себя. Внешняя- речь для других, речь для внешнего мира. Внутренняя речь более сжата и лаконична(с помощью ключевых слов), грамматически не оформлена.

Функции языка: коммуникативная и когнитивная.

12. Понятие о звуке речи. Различные подходы к изучению звуков речи и их классификации. Звук человеческой речи - результат колебательного движение упругой среды возникает в процессе работы органов речи. Существует 3 подхода к изучению звука.

1.) акустический (физический). Ему соответствует такой раздел фонетики, как акустика речи. В этом разделе звук рассматривается с точки зрения слушающего, определяется, как результат колебания воздуха. Изучает физические признаки речи.

 

2.) артикуляционный (анатомофизиологический). Раздел фонетики - антропофоника/физиолгия речи/артикуляционная фонетика смотрит на звук с точки зрения говорящего и рассматривает его, как продукт работы речевого аппарата. Изучает биологические признаки речи.

 

3.)функциональные (собственнолингвистические)/фонологические. Раздел фонетики - фонология рассматривает звук с точки зрения его функций в языке.Определяет звук, как элемент структуры определенного языка. Изучает роль/ функции звуков в общении (фонема).

 

+ Экспериментальный. Данный метод получил широкое распространение с конца 19 века в связи с усилением внимания к живой, звучащей речи (раньше изучали письменную форму речи). Впервые воспользовался данным методом В.А. Богородицкий (Казанский университет) и Л. В. Щерба

Соматические методы(исследуют артикуляционную сторону звука)

● Самонаблюдение

● Метод искусственного неба

● фотографирование

● Рентгенография

Методы изучения акустической стороны звука

● кимограф - записывает на движущейся закопченной бумажной ленте кривые, отражающие работу гортани, рта и носа. Кимограммы передают движения воздушной струи

● Осциллограф - передает преобразованные в электрические колебания движения воздушной струи. Микрофон и усилитель.

● Спектрограф - расчленяет осциллографическую кривую на отдельные составляющие, что помогает выделить основной тон и обертон

Разные аспекты изучения звуков речи позволяют выявить отличие гласных и согласных, при этом зачастую между ними сложно провести четкую границу. Традиционно все звуки делятся на гласные и согласные. Эта классификация основывается на их акустических, артикуляционных и функциональных различиях. С акустической точки зрения гласные и согласные различаются по соотношению тона и шума. В основе гласных лежит тон, в основе согласных - шум. Существует особая группа согласных,где тон преобладает над шумом, что сближает их с гласными (сонорные). С артикуляционной точки зрения при произношении гласных наблюдается напряжение всего речевого аппарата, а при произношении согласных напряжение сосредоточено в месте возникновения преграды. Когда произносят согласные звуки сужается ротовая полость и глотка, при согласных преграда значительнее либо смыкание органов речи, либо узкая щель между ними. Именно поэтому В. А. Богородицкий предлагал называть согласные “ртосмыкателями”, а гласные “ртораскрывателями”. Функционально гласные и согласные тоже различаются: гласные несут слогообразующую функцию, которая может быть присуща сонорным согласным в редких случаях. Между гласными и согласными нет резких границ, а есть ряд постепенных переходов между крайними группами: гласные - глухие согласные.

 

Школы

Фонология - наука о фонеме. Её создатель - профессор Казанского университета И. А. Бодуэн де Куртене. (70е - 80е годы 19 века)

В 20е - 30е годы 20 века сложились две научные школы:

 

МФШ ПЛК пражский лингвистичесий кружок
Реформадский, Сидоров, Кузнецов, Аванесов, с 50х годов - Панов Трубецкой, Якобсон
бесконечное количество звуков объединяется в конечное количество фонем.   минимальная различительная единица языка не звук, а признак звука (дифференциальный). носитель этих признаков - фонема
Задача - выделить принципы объединения звуков в фонемыс. звуки ведут себя неодинаковым образом в разных фонетических условиях Задача - выделить фонемы - установить набор дифференциальных признаков релевантных для данного языка - установить состав фонем для данного языка
концепция мфш исходит из понятия позиции и функционального отождествления всех тех различий, которые обусловлены позицией, а потому не функциональны концепция плк исходит из понятия оппозиции и различения всего, что входит в понятие оппозиции и потому функционального

 

Обе идеи ф. школ оказали большое влияние на лингвистическую мысль 20в. Они нашли своё отражение не только в фонетике, но и в изучении других уровней языка.

 

Выделяется также третья школа: Петербургская ЛФШ

Л.В. Щерба, Зиндер, Бондоренко

 

МОСКОВСКАЯ

1. чтобы узнать какую фонему представляет данный звук, нужно узнать в какой ряд позиционных чередований он входит

2. особый ряд позиционных чередований - самостоятельная фонема. их число определяется по сильной позиции различения всех этих рядов

ПРАЖСКАЯ

1. чтобы узнать какую фонему представляет данный звук, надо установить в какие оппозиции он входит (= какая у него функциональная характеристика)

2. фонемных единиц в языке столько же, сколько фонетических единиц с разными функциональными характеристиками

ПЕТЕРБУРГСКАЯ

1. в одну фонему объединяются звуки, похожие друг на друга (акустически и артикуляционно)

 

Лингвисты мфш выдвигают теорию о двух разновидностях фонемы - вариациях и вариантах. Реформатский считал высшей по отношению к фонеме ед. - гиперфонему.

Петербургская школа рассматривает оттенки “аллофоны”. Термин оттенок также используется в более широком смысле - как аллофон\вариант фонемы.

Зиндер и Трнка глаголят: нейтрализация - прямое следствие явления - следствие позиционных ограничений, наблюдаемых в дистрибуц(?)

 

Фонетическое членение речи.

В речевом потоке невозможно рассматривать звуки в изолированном произношении. Слог - это наименьшая произносительная единица. В настоящее время наибольшее распространение имеют 2 подхода к пониманию слога. Первое основывается на акустической природе слога(Есперсен, Н. И. Жинкин), второе - на особенности артикуляции(Щерба). Группа слогов объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется тактом. Если безударное слово стоит перед ударным, то оно называется проклитикой, а если после ударных, то энклитикой. Синтагма - интонационно неделимая единица речевого потока (без пауз). Фраза - самая крупная фонетическая единица.

Ударение, его типы.

Ударение - выделение одного из слогов слова. Такое выделение может быть произведено тремя способами:

· Силой произношения. Этот тип ударения называется СИЛОВОЙ. Характерен для русского и большинства европейских языков

· Движением голосового тона. Такой тип ударение называется ТОНАЛЬНЫМ/МУЗЫКАЛЬНЫМ. При этом ударный слог выделяется высотой тона, т.е. произносится выше или ниже остальных слогов (китайский, корейский, японский)

· Долготой голосового тона. Такой тип ударения называется КОЛЛИЧЕСТВЕННЫЙ / ДОЛГОТНЫЙ, т.е. ударением основанным на большей продолжительности произношения ударного слога. Встречается редко.

В большинстве языков нельзя встретить какой-то один тип ударения в чистом виде, чаще имеется наслоение. (в русском силовой и количественный, а в немецком силовой и тональный)

По месту в слове ударения делятся на:

· Фиксированное / Связанное. При это у ударение определенное место (франц. Последний слог). Фиксированное включается в себя:

o Альтернативное ударение, место определяется выбором из двух возможных слогов (латинский язык – второй и третий слоги)

· Свободное. Ударение возможно на любом слоге слова. (рус.яз.) Однако исторически сложившаяся традиция в каждом слове закрепила определенное место ударение, которое нельзя изменять произвольно. Свободное ударение может быть:

o Подвижное, т.е. меняющее место при изменении формы слова.(горА,горЕ,гОры)

o Постоянное, т.е. сохраняющимся при изменении формы слова (нОша,нОши,нОшам)

Свободное ударение может использоваться для различения значения и форм слова. Фиксированное этого не может, но зато может служить показателем границ слова.

Все выше сказанное касается СЛОВЕСНОГО ударения – связанно с отдельным словом или словом и примыкающими к нему энклитиками и проклитиками.

В некоторых языках словесного ударения либо совсем нет, либо она не ярко выражено (В Сибири – эвенкийский, палеоазиатский) Лев Щерба относил к этим языкам и французский, т.к. нередко ударения обнаруживались лишь в конце фразы, а не словах фразы. Такое ударения называют ФРАЗОВЫМ/СИНТАГМАТИЧЕСКИМ.

 

Интонация и её компоненты.

Интонация сложная единица, состоящая из ряда компонентов они связаны и работают вместе.

· Мелодика (частота основного тона глоса)

· Интенсивность (изменение силы артикуляционных движений, которые приводят к изменению интенсивности звука)

· Темп (изменение скорости звучания)

· Паузы

 

Функции интонации

1. Оформляет высказывание в единое целое

2. Различает типы высказываний

3. Выражает эмоции говорящего

4. Членит поток на более мелкие речевые единицы

5. Различает части высказывания в зависимости от их важности

 

Письмо, его стадии

Квазиписьмо(пиктограмма, предметное письмо) -> Идеографическое -> словесно-слоговое

Квазиписьмо. Ненастоящее письмо, не фиксация речи, а передача смысла сообщения.

Предметное письмо – передача сообщения с помощью разнообразных предметов (узелковое письмо, кактус)

Пикотграфическое письмо. Рисунок для передачи сообщения (дорожные знаки)

Начинают появлятся элементы символизма – за конкретным рисунком начинает закрепляться значение. Этот процесс начинает переход к идеографическому письму.

 

Идеографическое письмо. Понятийно-словесное письмо.

Зародилось в период первых государств (3 в до н.э. – китайское, египетское). Идеографическое письмо является переходной стадией от пиктографии к словесно-слоговому письму. Графические знаки обозначают целые слова или понятия, письмо передает смысл звучания. Это одно из наиболее древних. Возможность передачи информации очень ограничена. Этот вид письма использовался в ритуальных письмах. В чистом виде идеографические системы письма почти никогда не употреблялись.

 

Словесно-слоговое письмо древний тип письма, в котором некоторые знаки обозначали слова, а некоторые – части слов. Ранние системы письма – клинопись шумеров, письмо майя, египетская и китайская иероглифика. Изначально ученые думали, что эти знаки были пиктограммами, но с течением времени превращались в иероглифы. Развивается многозначность знаков, начали использоваться собые ключевые знаки, которые показывали какой смысл имеет знак (детерминатив, фонетик). Недостаток этого письма – большое количество знаков.

 

Силлабическое. Знак = последовательность звуков. Знаков меньше, чем в предыдущих системах, но оно тоже громоздко. Примеры: японское письмо канна, корейское кунмун, деванагари (индия)

 

Алфавитное\буквенно-звуковое.

Самый совершенный и распростр,аненный в наши дни тип письма. 1 до н.э.

Произошло от древнефиникийского или от древнесемитского письма (памятники найдены на кипре).

Нет надстрочных, гласных знаков, т.к. корни состоят только из согласных (консонантное письмо). Название буквы начинается со звукового значения буквы. Буквы были расположены в определенном порядке и это образовывало систему букв = алфавит. Финикийское письмо стало родоначальником большинства алфавитных систем запада.

Греки в 9в до н.э. заимствовали финикийски алфвит, дополнив ег знаками для обозначения гласных и оно стало консонантно-вокальным.

 

Славянское письмо основывалось на заимствованной византийской системе. Образцом для кириллицы стали буквы греческого уставного алфавита. Создатели славянского алфавита – Кирилл и Мефодий – 863!

 

 

35. Типы письма

Типы письменных знаков различают в зависимости от того,

 

 

Структура языка. Языковые уровни, единицы языка, их различие.

Язык- строгая система, целостное образование, состоящие из взаимосвязанных единиц и связывающих их отношений. Язык имеет иерархическую структуру.

Под структурой языка мы будем понимать единство, целостность этой системы, взаимосвязь всех ее элементов (Баранникова).

Ввиду того, что термины «структура» и «система» синонимичны, даю следующую информацию из Википедии:

Наряду с термином «система» употребляется ещё термин «структура», причём не во всех лингвистических работах они используются как синонимичные. Существует несколько трактовок данного терминологического различия[1]:

  • структура — части текста, связанные синтагматическими связями, система — члены класса языковых единиц, связанные парадигматическими отношениями (Лондонская школа);
  • структура — «каркас» системы из отношений между элементами, система — совокупность структуры и элементов, выполняющая определённую функцию (Е. С. Кубрякова, Г. П. Мельников);
  • структура — совокупность языковых средств выражения значимых оппозиций, задаваемая отношением плана содержания (означаемых) к плану выражения (означающим), система — совокупность одноплановых (относящихся к плану выражения либо плану содержания) единиц, связанных оппозитивными отношениями (Н. Д. Арутюнова).

Уровни языка- определенная часть языковой системы, однородные компоненты, объединенные в группы. Выделяют 4 уровня в структуре языка, в каждом из которых есть свои языковые единицы:

1. синтаксический (предложение)

2. лексический (лексема)

3. морфемный (морфема)

4. фонемный (фонема)

!!! Единицы языка и уровни языка взаимодействуют, существуют три типа отношений:

1. Иерархические – вхождение простого в сложное. Единицы языка выполняют свои функции только в вышележащем уровне, т.е. фонема функционирует только в составе морфемы, морфема- в составе слова и т.д.

2. Синтагматические – отношения между последовательно расположенными единицами языка, отношения по горизонтали, вступают единицы одного уровня, наблюдаются на всех уровнях языка. Например, закон сочетаемости на разных уровнях (докторша и докториха, зеленый вечер и т.д.)

3. Парадигматические- отношения по вертикали, объединяют единицы языка на основе их общности в группы- «парадигмы». Отношения по ассоциациям. Множество видов: по форме (слова с одинаковы суффиксом или окончанием: болеть, хмелеть, робеть), по содержанию (синонимы) и т.д.

Единицы языка имеют инварианты. Инвариант - это абстрактное обозначение одной и той же сущности. Инвариант в речи реализуется в своих конкретных вариантах.

1. Фонема. Инвариант- фон(аллофон).

2. Морфема. Инвариант- алломорф.

3. Лексема. Инвариант-словоформа(грамматическая форма).

4. Предложение. Инвариант – модель предложения (субъект, предикат, объект) реализуется в речи в конкретном варианте – «Мальчик съел яблоко».


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.08 с.