Вопрос 10 Стилевая дифференциация литературного языка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос 10 Стилевая дифференциация литературного языка

2017-06-04 278
Вопрос 10 Стилевая дифференциация литературного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Деловой

2. Публицистический

3. Научный

4. Разговорный

5. Художественный

Деловой стиль. В языке документов. Письменный стиль

Доминанта – предельная точность, недопускающая инотолкования. Этот стиль грамотный, что проявляется в длинных предложениях со множеством придаточных. Преобладают сложные сложноподчиненные предложения. Нет местоимений. Наличие специальных терминов (концеляризация). Стандартизированнысть языка, вплоть до использования бланков. Сухой стиль, нет метафор\гипербол.

Публицистический стиль. Язык журналов и газет. Воздействие на читателя.

Доминанта – социальная оценка, что проявляется в отборе фактов и языковых средств. Идет не от лица конкретного человека, а от определенной социальной группы и направленно тоже на социальную группу. Содержание публицистики всегда общественно, поскольку публицистика хочет изменить взгляды слушателя. Всегда открытопартийна. Яркая черта – чередование стандарта и экспрессии (В. Костомаров 1970г.) Стандарт – использование в тексте уже готовых слов и выражений (калькирование); их использование нужно, чтобы облегчить работу журналиста. Экспрессивные средства позволяют сделать текст более выразительным и отражают субъективное отношение автора.

Научный стиль.

Доминанта – Понятийная точность и открытая логичность

грамотность стиля, широкое употребление специальных связочных средств, помогающих выстроить логику. Использование научной терминологии, использование художественных средств. Множество страдательных конструкций.

 

В зависимости от адресата в нём выделяются типы:

 

· Собственно-научный. Статьи, монографии. Адресат – подготовленный специалист

· Учебная литература. Адресат – относительно подготовленный читатель

· Научно популярная. А. – неподготовленный читатель. Использование изобразительных средств, упрощение тестов.

· Научно-техническая: инструкции. Адресат – относительно\неподготовленный читатель.

Разговорный стиль. Устная разновидность разговорной речи.

Доминанта – минимум заботы о форме выражения -> лексическая бедность речи, специфика употребления разговорной речи (мало сущ. Прилагательных, много местоимений и частиц)

Существует в устной форме, невозможность продумывания речи, существенная роль интонации, протекает в специфических условиях (неофициальность, непосредственность общения)

Синтаксические особенности:

1. Размытость границ предложений

2. Много неполных, недоговоренных предложений

3. Бессоюзные предложения

4. Тематическая организация текста (разноплановость)

Художественный стиль. функия – воздействовать на читателя.

Доминанта – эстетическая значимость всех языковых средств. Важно для автора, для раскрытия мысли и идеи. Помогает создать образы. Особенность – лексическое богатство. Высшая форма творческого использования языка.

По мнению ученых следует дополнить ещё одним стилем.

Религиозно-проповеднический стиль. т.к. он имеет признаки стиля:

ОНА АДЕКВАТНА ФУНКЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. У этой разновидности стиля есть свои жанры: притча, молитва, проповедь, исповедь. Эти жанры обслуживаются лексикой, которая присуща этому стилю: устаревшие формы, особые синтаксические конструкции.

При выделении стилей существуют спорные вопросы:

Статус разговорного и художественнго стиля. Земская считает, что разговорный стиль – это особый язык.

 

11. Язык и речь. Большинство лингвистов сходятся на мнении, что необходимо разграничивать понятие «языка» и «речи». Первым ученым, высказавшим данную мысль, был швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр. Он говорил, что язык- абстрактное явление, нечто социальное по свой природе, а речь- реализация языка, индивидуальное проявление. При этом язык и речь не противопоставляются друг другу. «Язык творит речь, но и сам творится в речи»- Де Соссюр. Новое появляется первоначально в речи и потом, постепенно накапливаясь, переходит из речи в язык, приводя к появлению новых черт в языковой системе.

Непосредственному наблюдению доступна только речь, с нее начинается знакомство с языком. Но чем ж речь отличается от языка? Деление того же де Соссюра:

1. Язык социален, он не возникает у отдельного индивида. Речь индивидуальна.

2. Язык абстрактен, речь - конкретна.

3. Язык не развивается во времени и пространстве. Речь- развивается.

4. Языковая система конечна. Речь- бесконечна.

5. Язык стабилен и статичен. Речь- подвижна и динамична (появление слова «укры»- служ. Украинской армии).

6. Язык имеет уровневую организацию, речь- линейна (бесконечный поток звуков).

7. Язык не зависит от ситуации и контекста. Речь- зависит.

8. Язык включает в себя абстрактные единицы (предложение, лексема, морфема, фонема), речь состоит из реальных, воспринимаемых органами чувств единиц (высказывание, словоформа, алломорф, фон).

 

9. Язык не имеет ни письменной, ни устной формы. Речь имеет их. Также речь имеет свойства, неприменимые к языку: степень громкости, акценты, темп и другое.

 

Поговорим более подробно об устной и письменной речи:

1. Различия в материальной основе: письменная- графическая основа: графические знаки, приемы, пунктиры, красная строка, шрифты и др.; устная- звуковая основа (интонация, темп, тембр, паузы, понижение тона и др.

2. Психо-физиологические различия: в устной речь – говорим и мыслим одновременно, в письменной- сначала думаем, потом пишем, обрабатываем текст.

3. Собственно-лингвистические различия: устная речь подразумевает свободный порядок слов, более простые конструкции и т.д.

 

 

Существует еще одна классификация речи: внутренняя речь и внешняя. Внутренняя речь- речь внутри себя, для себя. Внешняя- речь для других, речь для внешнего мира. Внутренняя речь более сжата и лаконична(с помощью ключевых слов), грамматически не оформлена.

Функции языка: коммуникативная и когнитивная.

12. Понятие о звуке речи. Различные подходы к изучению звуков речи и их классификации. Звук человеческой речи - результат колебательного движение упругой среды возникает в процессе работы органов речи. Существует 3 подхода к изучению звука.

1.) акустический (физический). Ему соответствует такой раздел фонетики, как акустика речи. В этом разделе звук рассматривается с точки зрения слушающего, определяется, как результат колебания воздуха. Изучает физические признаки речи.

 

2.) артикуляционный (анатомофизиологический). Раздел фонетики - антропофоника/физиолгия речи/артикуляционная фонетика смотрит на звук с точки зрения говорящего и рассматривает его, как продукт работы речевого аппарата. Изучает биологические признаки речи.

 

3.)функциональные (собственнолингвистические)/фонологические. Раздел фонетики - фонология рассматривает звук с точки зрения его функций в языке.Определяет звук, как элемент структуры определенного языка. Изучает роль/ функции звуков в общении (фонема).

 

+ Экспериментальный. Данный метод получил широкое распространение с конца 19 века в связи с усилением внимания к живой, звучащей речи (раньше изучали письменную форму речи). Впервые воспользовался данным методом В.А. Богородицкий (Казанский университет) и Л. В. Щерба

Соматические методы(исследуют артикуляционную сторону звука)

● Самонаблюдение

● Метод искусственного неба

● фотографирование

● Рентгенография

Методы изучения акустической стороны звука

● кимограф - записывает на движущейся закопченной бумажной ленте кривые, отражающие работу гортани, рта и носа. Кимограммы передают движения воздушной струи

● Осциллограф - передает преобразованные в электрические колебания движения воздушной струи. Микрофон и усилитель.

● Спектрограф - расчленяет осциллографическую кривую на отдельные составляющие, что помогает выделить основной тон и обертон

Разные аспекты изучения звуков речи позволяют выявить отличие гласных и согласных, при этом зачастую между ними сложно провести четкую границу. Традиционно все звуки делятся на гласные и согласные. Эта классификация основывается на их акустических, артикуляционных и функциональных различиях. С акустической точки зрения гласные и согласные различаются по соотношению тона и шума. В основе гласных лежит тон, в основе согласных - шум. Существует особая группа согласных,где тон преобладает над шумом, что сближает их с гласными (сонорные). С артикуляционной точки зрения при произношении гласных наблюдается напряжение всего речевого аппарата, а при произношении согласных напряжение сосредоточено в месте возникновения преграды. Когда произносят согласные звуки сужается ротовая полость и глотка, при согласных преграда значительнее либо смыкание органов речи, либо узкая щель между ними. Именно поэтому В. А. Богородицкий предлагал называть согласные “ртосмыкателями”, а гласные “ртораскрывателями”. Функционально гласные и согласные тоже различаются: гласные несут слогообразующую функцию, которая может быть присуща сонорным согласным в редких случаях. Между гласными и согласными нет резких границ, а есть ряд постепенных переходов между крайними группами: гласные - глухие согласные.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.