Практическое занятие 24. Итоговая контрольная работа — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Практическое занятие 24. Итоговая контрольная работа

2017-06-04 86
Практическое занятие 24. Итоговая контрольная работа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Итоговая контрольная работа представлена в тестовом виде, предполагающий задания на множественный выбор (А,Б,В,Г). Итоговая контрольная работа состоит из 100 вопросов по курсу.

Критерии оценивания:

Максимальное кол-во 20 баллов.

1 правильный ответ – 0,2 баллов.

5 правильных ответов – 1 балл.

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Поскольку в современной парадигме образования центр тяжести в обучении перемещается с преподавания на учение как самостоятельную деятельность студентов в образовании (принцип студенческой автономии), то, наряду с традиционно используемыми видами самостоятельной работы внедряются и задания творческого и практически ориентированного направления.

Самостоятельная работа подразделяется на:

– самостоятельную работу во время лекций, семинаров (конспектирование, графическое изображение лекционных блоков, распределение информации по таблицам);

– самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов (аннотирование, реферирование статей, подготовка конспектов выступления);

– внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера (поисковая деятельность

в электронной сети, написание обзора, оценивание рефератов в сети, написание своего варианта лекции или её фрагмента, ролевая игра при проведении сегмента практического занятия в роли учителя).

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы практические занятия, коллоквиумы, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Текущая самостоятельная работа студента, направленная на углубление и закрепление знаний студента, развитие практических умений, заключается в:

– работе студентов с лекционным материалом, анализе литературы и по заданной проблеме;

– изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– изучении теоретического материала к практическим занятиям;

– выполнении домашних письменных заданий;

– изучении теоретического и практического материала заданного раздела и подготовке к выполнению рубежных контрольных работ;

– подготовке к экзамену.

Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и включает следующие виды работ по основным проблемам курса:

– анализ научных публикаций по заранее определенной преподавателем теме и создание конспектов, схем, заполнение таблиц;

– поиск, анализ и презентация информации на практических занятиях по темам, вынесенным на самостоятельную проработку.

Все аспекты самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины «Введение в языкознание», а также формы ее выполнения, представлены в следующей таблице:

Тема Форма выполнения
Языкознание как наука о языке Конспект.
Происхождение языка Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента.
Язык как знаковая система Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Составление глоссария.
Единицы языка и речи Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Составление глоссария.
Письменная речь Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Составление глоссария.
Фонетика языка Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Составление глоссария.
Морфемика и словообразование Индивидуальная самостоятельная работа: анализ словаря и словарной статьи в рабочей тетради студента по введению в языкознание. Составление глоссария.
Лексика языка Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Представить дифференциацию общенародного языка в виде схемы в рабочей тетради. Составление глоссария.
Грамматика языка Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Составление глоссария.
Языки народов мира Конспект. Выполнение задания в рабочей тетради студента. Заучивание наизусть (со знанием карты). Составление глоссария.

 

При выполнении самостоятельной работы студентам рекомендуются следующие образовательные ресурсы:

1. Гируцкий, Анатолий Антонович. Введение в языкознание / А. А. Гируцкий. – 3-е изд. – Минск: Тетра – Системс, 2005. – 285 с.

2. Кодухов, Виталий Иванович. Введение в языкознание / В. И. Кодухов. – М.: Просвещение, 1987. – 288 с. (и издания других лет).

3. Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. – М.: Сов. энкцл., 1990. – 682 с.

4. Маслов, Юрий Сергеевич. Введение в языкознание / Ю. С. Маслов. – 5-е изд. – М.: Высшая школа, 2005. – 272 с. (и издания других лет)

5. Реформатский, Александр Александрович. Введение в языкознание / А. А. Реформатский. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 536 с.

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)

7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств

Результаты обучения по дисциплине, необходимые для формирования компетенции или ее части Критерии и шкала оценки результатов обучения по дисциплине Формы промежу-точной аттеста-ции Вид оценоч-ных средств
Знать: цели и задачи языкознания; о месте лингвистики в системе других дисциплин, относящихся к социальным отраслям знания, и ее связи со всеми главными разделами современной науки; понимать связь проблем, задач и методов лингвистики с другими (гуманитарными и естественными) науками; о месте и роли науки о языке в современном мире; об основных этапах развития лингвистики; о важнейшей роли языка в ряду культурно значимых средств коммуникации и особых свойствах вербальной коммуникации; о языке как системе знаков особого рода, о ее строении, задачах и методах ее разделов и ответвлений, в том числе об уровнях (ярусах) языковой системы и их единицах; знать субстанциональные и функциональные свойства и признаки языковой системы (область внутренней лингвистики: фонология, грамматика и лексикология; сфера внешней лингвистики: социолингвистика, этнолингвистика, паралингвистика и др.); иметь представления о существовании непосредственной связи языка с многовековой историей страны и изменяющейся культурой народа-носителя языка; особенности использования языка в различных сферах общественной жизни, на примерах русского и английского языка; лексико-семантическую типологию (полисемию, лексико-семантическое варьирование, синкретизм, гетеросемию, полифункционализм и т.д.) и различные функциональные типы слов (номинативных, дейктических, модальных, конъюнктивных и интеръекционных); способы словообразования (морфологические и неморфологические), об отнесенности слов к определенному классу лексики по линии ее социальной дифференциации, о местных (диалектизмах), региональных словах (провинциализмах), различных структурно-семантических типах фразеологических единиц; предмет и объекты исследования фонетики как науки о звуковой стороне языка; место данной дисциплины в кругу других разделов языкознания; три аспекта изучения звуковой структуры языка (акустический – физика, анатомо-физиологический – артикуляция и лингвистический, или функциональный – фонология); теоретические положения общей и частной, исторической, описательной и сравнительной фонетики; возможность использования сведений из этих разделов в практике обучения произношению слов во фразах на изучаемом языке; звуковой строй английского языка (фонетическую структуру), его компоненты (систему фонем и их вариантов-аллофонов), природу и функции звуковых средств в их системе и взаимодействии (фонология: позиционные и исторические чередования, сочетаемость фонем); об артикуляционной базе, ее интерференционном влиянии на произношение слов, относящихся к лексике неродного языка; об органах речевого аппарата, об акценте; о таких понятиях фонетики, как речевая интонация и синтагма, функциях синтагматического членения, её интонационной характеристике, элементах интонации (мелодике, синтагматическом ударении, паузе), логическом и эмфатическом ударении; методы исследования звукового строя языка; понятийный аппарат лингвистики, т.е. основополагающие определения, на которых строит свое обоснование современная теория языка (следует отметить, что усвоенный учащимся специальный понятийный аппарат может быть орудием теоретического познания лишь при том условии, если будет представлять собой не простую совокупность, не простой набор понятий в его сознании, а их целостную систему), то есть знать основные понятия и теории науки о языке, лингвистическую терминологию и применять ее в профессиональной деятельности; сущность и современное определение такого наиболее сложного раздела языкознания, как грамматика, ее связи ей подразделений (морфологии, дериватологии и синтаксиса) с другими уровнями языка; грамматический строй английского языка как систему и речевую реализацию в дискурсе (общении, осуществляемом в устной или письменной форме) грамматических категорий данного языка; методы грамматического анализа (структурный аспект анализа предложения, парадигматический и синтагматический, дистрибутивный, трансформационный, компонентный, контекстно-ситуативный); основы лексикографии, типы и разновидности лингвистических словарей, справочников, уметь профессионально пользоваться ими; классификацию языков мира; основы таксономии, типы таксономических единиц, установленных в данной отрасли лингвистики; основные положения грамматологии, иметь научные представления о значении письма в истории общества, об особенностях его функционирования и исторических типах, а также располагать знаниями относительно основных этапов эволюции письма, основ семиотики письменной речи. Уметь: наблюдать языковые факты, анализировать и обобщать явления, связанные с современным состоянием русского и английского языка с опорой на знание социальных, культурных, этнолингвистических, политических, экономических, географических условий его формирования; объяснять специфические черты, свойственные разным уровням (фонетики, грамматики, лексики) русского и английского языка, с точки зрения истории его развития; а также интерпретировать изменения определенных слов в аспектах фонетики, грамматики и семантики; применять методику морфемного (разбор слова по составу), словообразовательного и морфологического анализа слов, входящих в лексику английского языка; различать свободные и связанные значения слов (область семантической теории слова и фразеологии); отличать факты полисемии слов от проявлений лексической омонимии; различать идеографические (семантические), стилистические, семантико-стилистические, полные и контекстуальные синонимы, находить антонимы, а также явления расширения, сужения и переноса значений слов, происхождение заимствований; определять типы фразем (фразеологические сращения (идиомы), фразеологические единства, фразеологические сочетания, фразеологические выражения) и виды вариативности фразеологизмов: лексические, грамматические, квантитативные, позиционные варианты; анализировать звуковой состав английского и русского языков для выявления трудностей его усвоения и предупреждения интерферирующего влияния русского языка; практически использовать полученные теоретические знания для совершенствования произношения, а также при обучения иноязычному произношению учащихся средней и высшей школ; осуществлять самостоятельную интерпретацию грамматических явлений английского языка; проводить сравнение их с соответствующими реалиями русского языка для выявления трудностей их усвоения и предупреждения интерферирующего влияния русского языка в своей речи; сопоставлять явления английского языка с соответствующими фактами русского языка и других, в т.ч. иностранных, языков на основе методик таких разделов компаративистики, как сравнительно-историческое языкознание, типологическая, или лингвистика универсалий, и контрастивная лингвистика (сопоставительное языкознание); решать задачи лексико-семантического анализа слова, что предполагает хорошую теоретическую подготовку преподавателя прежде всего в сфере эпидигматических, парадигматических и синтагматических связей слов, стилистической дифференциации английской лексики, стилевой принадлежности слов, сложных семантических преобразований лексических единиц, типологии лексических значений; применять полученные знания при написании научно-исследовательских работ и для решения дидактических задач, т.е. реализации методики обучения учебному предмету; самостоятельно определять, находить через посредство алфавитных и тематических каталогов в библиотеках релевантную печатную литературу или в интернет-ресурсах электронные версии научно-исследовательских трудов, работать с соответствующими научными изданиями (журналами, сборниками статей, монографиями, информацией, изложенной на соответствующих сайтах и т.д.), нарративными литературными произведениями, иными письменными источниками, использовать двуязычные, толковые, этимологические и словари иных типов. Владеть: понятийной системой языкознания; основными методами и приемами лингвистического анализа текстов английского литературного языка; способами использования общих понятий лингвистики для осмысления конкретных форм и конструкций русского/английского языка; основами библиографической культуры; навыками получения, хранения и обработки языковедческой информации. А («отлично»): Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному. B/C («хорошо»): Теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками. D/E «удовлетворительно»: Теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из них, возможно, содержат ошибки. FX «неудовлетворительно»: Теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий. F «неудовлетворительно»: Имеются пробелы в знаниях основного учебного материала, допущены принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Ответы на занятиях носят несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер, когда студент не понимает существа излагаемых им вопросов, что свидетельствует о том, что студент не может дальше продолжать обучение или приступать к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. Необходим повторный курс по учебной дисциплине. Экзамен Устный опрос

 

Вопросы к экзамену

1.Основные разделы языкознания. Частное языкознание, его предмет. Общее языкознание, его предмет.

2.Основные проблемы общего языкознания. Задачи курса «Введение в языкознание».

3.Задачи разделов языкознания: фонетики и фонологии, морфологии и синтаксиса, лексикологии и лексикографии, словообразования, диалектологии, стилистики, ономастики.

4.Различия между языком и речью. Можно ли отождествлять (разделять) язык и речь? Какие определения языка и речи являются наиболее известными?

5.Основные функции языка.

6. Связь языкознания с другими науками.

7. Гипотезы происхождения языка.

8. Сущность логосической теории языка.

9.Отличие звукоподражательной и междометной теории происхождения языка от социальных теорий.

10.Взгляды на природу языка. Можно ли считать язык врожденным умением?

11.Взаимоотношение языка и мышления.

12.Основные законы и закономерности развития языка.

13.Перечислите основные признаки присущие литературному языку. Функции литературного языка в современном обществе.

14.Проявления территориального членения языка.

15.Причины возникновения профессиональных языков и социальных жаргонов.

16.Основные типы языковых контактов.

17.Знак. Его структура. Основные типы знаков. Основные свойства знаков. Основные функции и знаков по отношению друг к другу.

18.Система языка.

19.Каким образом можно выяснить значение того или иного знака в системе?

20. Искусственные языки. Основное различие искусственного языка от естественного. Почему искусственный язык, несмотря на логичность и разумность его системы, не может выполнять роль полифункционального языка человечества?

21.Единицы языка и речи. Уровень (ярус) языка.

22.Синтагматика и парадигматика. Какие отношения называют синтагматическими, а какие парадигматическими?

23.Основные этапы развития письма. Пиктография и пиктограмма. Идеография и идеограмма. Фонография и фонограмма.

24.Что понимают под термином «алфавит»? Происхождение современного русского алфавита и алфавита английского языка.

25.Лигатура, диакритический знак (диакритика).

26.Графика. Чем орфография отличается от графики?

27.Какие стороны имеет звук как природное явление? Какие акустические признаки звуков речи являются основными? Как складывается артикуляция звуков речи?

28.Транскрипция. Чем вызвано появление транскрипции? В каких случаях используется транскрипция?

29. Фонема. Функции фонемы.

30.Основа классификации звуков речи. Отличие гласных от согласных звуков.

31.Как классифицируются в русском языке и английском языке гласные звуки?

32.Как классифицируются в русском языке и английском языке согласные звуки?

33.Как различаются типы ударения по акустико-артикуляционным признакам?

34.Какую роль выполняет фразовое ударение, логическое ударение?

35.Почему слово называют основной единицей языка? Какие Вы можете дать определения слова из работ ученых-лингвистов?

36.Внешняя и внутренняя сторона слова.

37.Основные функции слова. Значение слова. Типы лексических значений слов.

38.Почему слово в отличие от фонемы называют двусторонней единицей языка?

39.Полисемия (многозначность).

40.Какое значение слова называют прямым, какое переносным?

41.Способы возникновения переносных значений. Чем отличается перенос по сходству от переноса по смежности?

42.Различия между метонимией и синекдохой.

43.Классификация слова в языке (способы, типы).

44.Омонимия. Лексические омонимы, омофоны, омографы и омоформы?

45.Что общего между полисемией и омонимией? Как различают эти явления?

46.Синонимы. Доминанта (главное слово) в синонимическом ряду.

47.Антонимы. Какие слова не могут иметь антонимов?

48.Паронимы. Какие ошибки наблюдаются при употреблении паронимов?

49.Терминосистема (терминология). В чем заключается специфика термина по сравнению с другими лексическими единицами?

50.Понятие о лексике активного и пассивного запаса. Какие группы слов выделяются в кругу лексики пассивного запаса?

51. Диалектизмы. Профессионализмы.

52.Жаргонизмы. Представителями, каких групп носителей языка они используются и в каких целях?

56.Неологизмы.

56.Исконные, заимствованные слова. Калька. Особенность этого вида заимствований.

57.Грамматика. Два основных раздела грамматики.

58.Словоформа (форма слова). Морфема. Типы морфем.

59.Семья родственных языков. Назовите наиболее крупные языковые семьи.

60.Различия языков синтетического и аналитического строя.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.