Практическое занятие 1. Языкознание как наука о языке — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Практическое занятие 1. Языкознание как наука о языке

2017-06-04 295
Практическое занятие 1. Языкознание как наука о языке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

_____________ Т. А. Кот

«____» ___________ 2016 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

 

«Введение в языкознание»

 

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Зарубежная филология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Ялта – 2016 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 45.03.01 «Филология» и учебного плана профиля подготовки «Зарубежная филология».

Автор канд. филол. наук, доцент Дронякина Надежда Владимировна

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры иностранной филологии и методики преподавания протокол № от «»2016 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 45.03.01 «Филология» и учебного плана профиля подготовки «Зарубежная филология».

Зав. кафедрой _____________________ А.А. Майборода

Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института филологии, истории и искусств протокол № от «»2016 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 45.03.01 «Филология» и учебного плана профиля подготовки «Зарубежная филология».

Руководитель института ___________ А.А. Береснев

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель изучения дисциплины…………………………………………………… 4

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата)…………………………………………………………………….. 5

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы…………………………………………. 5

4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы……………………………………………………………………………… 6

5. Содержание дисциплины (модуля)……………………………………………. 6

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………………… 19

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………21

7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств…………………………………………………………..21

7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций……………………………………………………...27

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(модуля)……………………………………………………………………………29

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………….32

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………….33

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)…………………………………………………………………….34

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)…………………………35

13. Материально-техническое и информационное обеспечение учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями здоровья ……35

 

1. Цель изучения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Введение в языкознание» – ознакомить студентов с основными разделами и терминологией лингвистической науки, дать представление о методах анализа языкового материала, ввести слушателей в круг основных идей и проблем современного языкознания.

Задачи дисциплины «Введение в языкознание»:

– получение студентами систематизированных знаний о предмете, основных разделах и аспектах языкознания (общее и частное языкознание; теоретическая и прикладная; синхроническая и диахроническая лингвистика), о месте лингвистики в системе современной науки;

– формирование представлений об общих и специфических свойствах естественного языка как знаковой системы особого рода в сравнении с другими семиотическими системами, использовавшимися людьми в прошлом и применяемыми в настоящем;

– усвоение студентами сведений о рациональных основах и проблемах классификации языков мира; знакомство с понятиями и терминами, в том числе таксономии, в этой области языкознания: праязык, языковой союз, макросемья, семья, ветвь, группа, подгруппа, отдельный язык, диалекты;

– знакомство студентов с понятиями о системе и структуре языка; понятиями об основных ярусах языка: фонетике (и фонологии), лексикологии, морфологии (и дериватологии), синтаксисе и стилистике; основными тенденциями развития лексикологии (и лексикографии), грамматики и стилистики;

– ознакомление студентов с системой фонетических единиц путем определения их состава, природы (характеристик) и функций; выявление основанных тенденций развития фонетической системы; сопоставительное изучение фонетических особенностей английского и русского языков;

– объяснение исторических преобразований изучаемого языка как непрерывного процесса изменений языковой системы и структуры под влиянием как интралингвистических причин, так и экстралингвистических факторов, в том числе на примере определения основных особенностей современной системы английского языка, сложившейся в процессе многовекового развития (его превращение из синтетического в язык аналитического строя);

– ознакомление студентов с лексико-семантической системой (лексико-семантическими группами, терминологией, синонимами и антонимами), стилистическими пластами слов (нормативной лексикой, лексическими элементами сленга, вульгаризмами и др.) и фразеологическими единицами (устойчивыми оборотами речи) на примере русского языка;

– формирование в сознании студентов представлений о путях обогащения и функциональном диапазоне лексического состава языка и его реализации, а также о взаимовлиянии лексики разных языков, в том числе в результате экономических, военно-политических и бытовых контактов их носителей;

– ознакомление студентов с современной парадигмой науки о языке с целью: a) обобщения и углубления их знания по фонетике, полученные при изучении школьного курса русского языка и вузовского курса общепрофессионального английского языка, б) формирования у студентов научного представления о формально-смысловой структуре языка, функционирования грамматических единиц в речи и о типах синтаксических конструкций, в) усвоения студентами знаний о словарном составе языка, лексико-семантических процессах и путях обогащения лексики;

– изучение теории и истории происхождения и основных этапов эволюции письма, основами семиотики письменной речи; знакомство с историческими типами письма: предметным «письмом», пиктографией, идеографией и фонографией; освоение понятий об алфавите, графике, орфографии и ее принципах, транслитерации и видах транскрипции.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата)

Дисциплина «Введение в языкознание» – это начальный, элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще: о его структуре, основных понятиях и терминах.

Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов: «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Введение в теорию коммуникации». «Введение в языкознание» связано с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах. Данная дисциплина предваряет циклы дисциплин общепрофессиональных и профессиональных, учебную и производственную практику, ориентируют студентов на написание курсовых работ, связанных с исследованием объектов профессиональной деятельности филолога.

 

Дисциплина «Введение в языкознание» изучается на 1 курсе в 1 семестре.

 

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВО дисциплина «Введение в языкознание» направлена на формирование следующих компетенций профиля бакалавра филологии:

 

Коды компетен ции(й) Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции) Результаты обучения
ОПК-2 Способность сравнивать различные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации Знать: основные направления языкознания и различия лингвистических школ в контексте истории. Уметь: провести сравнение различных лингвистических положений и концепций по конкретной проблеме.Владеть: приемами поиска, систематизации и свободного изложения лингвистического материала и методами сравнения лингвистических идей, положений и концепций.
ОПК-4 Способность понимать методологию и методические приемы анализа языковых и литературных фактов в контексте различных филологических подходов Знать: основные филологические категории и специфику их интерпретации в различных теориях филологического знания Уметь: иллюстрировать основные языковые и литературные категории, используя фактический материал. Владеть: навыками работы с филологическими источниками и критической литературой.

 

4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетные единицы (ЗЕ), 144 академических часов

Виды контактной и внеаудиторной работы Всего часов
очная форма обучения заочная форма обучения
Общий объем дисциплины    
Аудиторная работа    
в том числе:    
Лекции    
Лабораторные    
Практические (семинарские)    
Самостоятельная работа обучающихся    
Контрольная работа + +
Иные виды работы: письменные задания + +
Виды промежуточной аттестации:    
Зачет - -
Курсовое проектирование - -
Курсовая работа - -
Экзамен 1 сем. 2 сем.

5. Содержание дисциплины (модуля)

Таблица 5.1

Разделы дисциплины

 

№ пп Наименование разделов дисциплины Всего часов В том числе
      Аудиторные занятия Из них Самостоятельная работа
        Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия  
  Введение            
  Внутреннее устройство языка            
  Классификация языков мира            

Таблица 5.2

Темы разделов дисциплины

Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида заня тий Тема занятия Часы
Введение   Лекция   Языкознание как наука о языке  
  Практическое    
  Лекция   Происхождение языка  
  Практическое    
Внутрен-нее устройство языка   Лекция   Язык как знаковая система  
  Практическое    
  Лекция   Единицы языка и речи  
  Практическое    
  Лекция   Письменная речь  
  Практическое    
  Лекция   Фонетика языка  
  Практическое    
  Лекция   Морфемика языка и словообразование  
  Практическое    
  Лекция   Лексика языка  
  Практическое    
  Лекция   Грамматика языка  
  Практическое    
Классификация языков мир   Лекция   Языки народов мира  
  Практическое    
  ИТОГО аудиторных часов по дисциплине  

 

Темы практических занятий

Вопросы к экзамену

1.Основные разделы языкознания. Частное языкознание, его предмет. Общее языкознание, его предмет.

2.Основные проблемы общего языкознания. Задачи курса «Введение в языкознание».

3.Задачи разделов языкознания: фонетики и фонологии, морфологии и синтаксиса, лексикологии и лексикографии, словообразования, диалектологии, стилистики, ономастики.

4.Различия между языком и речью. Можно ли отождествлять (разделять) язык и речь? Какие определения языка и речи являются наиболее известными?

5.Основные функции языка.

6. Связь языкознания с другими науками.

7. Гипотезы происхождения языка.

8. Сущность логосической теории языка.

9.Отличие звукоподражательной и междометной теории происхождения языка от социальных теорий.

10.Взгляды на природу языка. Можно ли считать язык врожденным умением?

11.Взаимоотношение языка и мышления.

12.Основные законы и закономерности развития языка.

13.Перечислите основные признаки присущие литературному языку. Функции литературного языка в современном обществе.

14.Проявления территориального членения языка.

15.Причины возникновения профессиональных языков и социальных жаргонов.

16.Основные типы языковых контактов.

17.Знак. Его структура. Основные типы знаков. Основные свойства знаков. Основные функции и знаков по отношению друг к другу.

18.Система языка.

19.Каким образом можно выяснить значение того или иного знака в системе?

20. Искусственные языки. Основное различие искусственного языка от естественного. Почему искусственный язык, несмотря на логичность и разумность его системы, не может выполнять роль полифункционального языка человечества?

21.Единицы языка и речи. Уровень (ярус) языка.

22.Синтагматика и парадигматика. Какие отношения называют синтагматическими, а какие парадигматическими?

23.Основные этапы развития письма. Пиктография и пиктограмма. Идеография и идеограмма. Фонография и фонограмма.

24.Что понимают под термином «алфавит»? Происхождение современного русского алфавита и алфавита английского языка.

25.Лигатура, диакритический знак (диакритика).

26.Графика. Чем орфография отличается от графики?

27.Какие стороны имеет звук как природное явление? Какие акустические признаки звуков речи являются основными? Как складывается артикуляция звуков речи?

28.Транскрипция. Чем вызвано появление транскрипции? В каких случаях используется транскрипция?

29. Фонема. Функции фонемы.

30.Основа классификации звуков речи. Отличие гласных от согласных звуков.

31.Как классифицируются в русском языке и английском языке гласные звуки?

32.Как классифицируются в русском языке и английском языке согласные звуки?

33.Как различаются типы ударения по акустико-артикуляционным признакам?

34.Какую роль выполняет фразовое ударение, логическое ударение?

35.Почему слово называют основной единицей языка? Какие Вы можете дать определения слова из работ ученых-лингвистов?

36.Внешняя и внутренняя сторона слова.

37.Основные функции слова. Значение слова. Типы лексических значений слов.

38.Почему слово в отличие от фонемы называют двусторонней единицей языка?

39.Полисемия (многозначность).

40.Какое значение слова называют прямым, какое переносным?

41.Способы возникновения переносных значений. Чем отличается перенос по сходству от переноса по смежности?

42.Различия между метонимией и синекдохой.

43.Классификация слова в языке (способы, типы).

44.Омонимия. Лексические омонимы, омофоны, омографы и омоформы?

45.Что общего между полисемией и омонимией? Как различают эти явления?

46.Синонимы. Доминанта (главное слово) в синонимическом ряду.

47.Антонимы. Какие слова не могут иметь антонимов?

48.Паронимы. Какие ошибки наблюдаются при употреблении паронимов?

49.Терминосистема (терминология). В чем заключается специфика термина по сравнению с другими лексическими единицами?

50.Понятие о лексике активного и пассивного запаса. Какие группы слов выделяются в кругу лексики пассивного запаса?

51. Диалектизмы. Профессионализмы.

52.Жаргонизмы. Представителями, каких групп носителей языка они используются и в каких целях?

56.Неологизмы.

56.Исконные, заимствованные слова. Калька. Особенность этого вида заимствований.

57.Грамматика. Два основных раздела грамматики.

58.Словоформа (форма слова). Морфема. Типы морфем.

59.Семья родственных языков. Назовите наиболее крупные языковые семьи.

60.Различия языков синтетического и аналитического строя.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» В г. ЯЛТЕ

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте

_____________ Т. А. Кот

«____» ___________ 2016 г.

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля)

 

«Введение в языкознание»

 

Направление подготовки: 45.03.01 Филология

Профиль подготовки: Зарубежная филология

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

 

 

Ялта – 2016 г.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ВО по направлению 45.03.01 «Филология» и учебного плана профиля подготовки «Зарубежная филология».

Автор канд. филол. наук, доцент Дронякина Надежда Владимировна

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры иностранной филологии и методики преподавания протокол № от «»2016 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 45.03.01 «Филология» и учебного плана профиля подготовки «Зарубежная филология».

Зав. кафедрой _____________________ А.А. Майборода

Рабочая программа рассмотрена на заседании ученого совета Института филологии, истории и искусств протокол № от «»2016 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по направлению 45.03.01 «Филология» и учебного плана профиля подготовки «Зарубежная филология».

Руководитель института ___________ А.А. Береснев

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цель изучения дисциплины…………………………………………………… 4

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата)…………………………………………………………………….. 5

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы…………………………………………. 5

4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы……………………………………………………………………………… 6

5. Содержание дисциплины (модуля)……………………………………………. 6

6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю) ………………………………………… 19

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)…………………………………………21

7.1. Результаты обучения по дисциплине, формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств…………………………………………………………..21

7.2. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций……………………………………………………...27

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

(модуля)……………………………………………………………………………29

9. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)………………………………………………….32

10. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), необходимых для освоения дисциплины (модуля)…………………………………………………………………………….33

11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)…………………………………………………………………….34

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю)…………………………35

13. Материально-техническое и информационное обеспечение учебной дисциплины для студентов с ограниченными возможностями здоровья ……35

 

1. Цель изучения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Введение в языкознание» – ознакомить студентов с основными разделами и терминологией лингвистической науки, дать представление о методах анализа языкового материала, ввести слушателей в круг основных идей и проблем современного языкознания.

Задачи дисциплины «Введение в языкознание»:

– получение студентами систематизированных знаний о предмете, основных разделах и аспектах языкознания (общее и частное языкознание; теоретическая и прикладная; синхроническая и диахроническая лингвистика), о месте лингвистики в системе современной науки;

– формирование представлений об общих и специфических свойствах естественного языка как знаковой системы особого рода в сравнении с другими семиотическими системами, использовавшимися людьми в прошлом и применяемыми в настоящем;

– усвоение студентами сведений о рациональных основах и проблемах классификации языков мира; знакомство с понятиями и терминами, в том числе таксономии, в этой области языкознания: праязык, языковой союз, макросемья, семья, ветвь, группа, подгруппа, отдельный язык, диалекты;

– знакомство студентов с понятиями о системе и структуре языка; понятиями об основных ярусах языка: фонетике (и фонологии), лексикологии, морфологии (и дериватологии), синтаксисе и стилистике; основными тенденциями развития лексикологии (и лексикографии), грамматики и стилистики;

– ознакомление студентов с системой фонетических единиц путем определения их состава, природы (характеристик) и функций; выявление основанных тенденций развития фонетической системы; сопоставительное изучение фонетических особенностей английского и русского языков;

– объяснение исторических преобразований изучаемого языка как непрерывного процесса изменений языковой системы и структуры под влиянием как интралингвистических причин, так и экстралингвистических факторов, в том числе на примере определения основных особенностей современной системы английского языка, сложившейся в процессе многовекового развития (его превращение из синтетического в язык аналитического строя);

– ознакомление студентов с лексико-семантической системой (лексико-семантическими группами, терминологией, синонимами и антонимами), стилистическими пластами слов (нормативной лексикой, лексическими элементами сленга, вульгаризмами и др.) и фразеологическими единицами (устойчивыми оборотами речи) на примере русского языка;

– формирование в сознании студентов представлений о путях обогащения и функциональном диапазоне лексического состава языка и его реализации, а также о взаимовлиянии лексики разных языков, в том числе в результате экономических, военно-политических и бытовых контактов их носителей;

– ознакомление студентов с современной парадигмой науки о языке с целью: a) обобщения и углубления их знания по фонетике, полученные при изучении школьного курса русского языка и вузовского курса общепрофессионального английского языка, б) формирования у студентов научного представления о формально-смысловой структуре языка, функционирования грамматических единиц в речи и о типах синтаксических конструкций, в) усвоения студентами знаний о словарном составе языка, лексико-семантических процессах и путях обогащения лексики;

– изучение теории и истории происхождения и основных этапов эволюции письма, основами семиотики письменной речи; знакомство с историческими типами письма: предметным «письмом», пиктографией, идеографией и фонографией; освоение понятий об алфавите, графике, орфографии и ее принципах, транслитерации и видах транскрипции.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (бакалавриата)

Дисциплина «Введение в языкознание» – это начальный, элементарный курс общего языкознания, дающий первые сведения о языке вообще: о его структуре, основных понятиях и терминах.

Данная учебная дисциплина входит в систему пропедевтических курсов: «Основы филологии», «Введение в литературоведение», «Введение в теорию коммуникации». «Введение в языкознание» связано с дисциплинами гуманитарного цикла, изучающими человека в разных аспектах. Данная дисциплина предваряет циклы дисциплин общепрофессиональных и профессиональных, учебную и производственную практику, ориентируют студентов на написание курсовых работ, связанных с исследованием объектов профессиональной деятельности филолога.

 

Дисциплина «Введение в языкознание» изучается на 1 курсе в 1 семестре.

 

3. Результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с результатами освоения образовательной программы

В совокупности с другими дисциплинами базовой части ФГОС ВО дисциплина «Введение в языкознание» направлена на формирование следующих компетенций профиля бакалавра филологии:

 

Коды компетен ции(й) Результаты освоения основной образовательной программы (компетенция или содержание достигнутого уровня освоения компетенции) Результаты обучения
ОПК-2 Способность сравнивать различные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации Знать: основные направления языкознания и различия лингвистических школ в контексте истории. Уметь: провести сравнение различных лингвистических положений и концепций по конкретной проблеме.Владеть: приемами поиска, систематизации и свободного изложения лингвистического материала и методами сравнения лингвистических идей, положений и концепций.
ОПК-4 Способность понимать методологию и методические приемы анализа языковых и литературных фактов в контексте различных филологических подходов Знать: основные филологические категории и специфику их интерпретации в различных теориях филологического знания Уметь: иллюстрировать основные языковые и литературные категории, используя фактический материал. Владеть: навыками работы с филологическими источниками и критической литературой.

 

4. Объем дисциплины (модуля) и распределение часов по видам учебной работы

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 4 зачетные единицы (ЗЕ), 144 академических часов

Виды контактной и внеаудиторной работы Всего часов
очная форма обучения заочная форма обучения
Общий объем дисциплины    
Аудиторная работа    
в том числе:    
Лекции    
Лабораторные    
Практические (семинарские)    
Самостоятельная работа обучающихся    
Контрольная работа + +
Иные виды работы: письменные задания + +
Виды промежуточной аттестации:    
Зачет - -
Курсовое проектирование - -
Курсовая работа - -
Экзамен 1 сем. 2 сем.

5. Содержание дисциплины (модуля)

Таблица 5.1

Разделы дисциплины

 

№ пп Наименование разделов дисциплины Всего часов В том числе
      Аудиторные занятия Из них Самостоятельная работа
        Лекции Практические (семинарские) занятия Лабораторные занятия  
  Введение            
  Внутреннее устройство языка            
  Классификация языков мира            

Таблица 5.2

Темы разделов дисциплины

Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида заня тий Тема занятия Часы
Введение   Лекция   Языкознание как наука о языке  
  Практическое    
  Лекция   Происхождение языка  
  Практическое    
Внутрен-нее устройство языка   Лекция   Язык как знаковая система  
  Практическое    
  Лекция   Единицы языка и речи  
  Практическое    
  Лекция   Письменная речь  
  Практическое    
  Лекция   Фонетика языка  
  Практическое    
  Лекция   Морфемика языка и словообразование  
  Практическое    
  Лекция   Лексика языка  
  Практическое    
  Лекция   Грамматика языка  
  Практическое    
Классификация языков мир   Лекция   Языки народов мира  
  Практическое    
  ИТОГО аудиторных часов по дисциплине  

 

Темы практических занятий

Практическое занятие 1. Языкознание как наука о языке

1.Языкознание как наука о языке.

1.1.Общее языкознание.

1.2.Частное языкознание.

1.3.Абсолютные и статистические универсалии.

1.4.Внешняя лингвистика. Внутренняя лингвистика.

2.Разделы языкознания.

2.1.Фонетика и фонология.

2.2.Грамматика. Морфология. Синтаксис.

2.3.Лексикология. Фразеология. Ономастика. Этимология.

2.4.Лексикография.

2.5.Диалектология.

3.Место и роль языкознания в системе наук.

3.1.Связь языкознания с гуманитарными науками (филологией, философией, историей, археологией, этнографией, антропологией, социологией, психологией, семиотикой).

3.2.Связь языкознания с медицинскими и естественными науками (физиологией, неврологией, биологией, географией).

3.3.Связь языкознания с физико-математическими и техническими науками (акустикой, теоретической физикой, математикой, кибернетикой, религией).

4.Язык, речь, речевая и языковая деятельность как предмет языкознания.

4.1.Язык и речь.

4.2.Речевой акт.

4.3.Речевая деятельность.

4.4.Синхрония и диахрония.

5.Идеальное и материальное в языке.

5.1.Биологическое, социальное и индивидуальное в языке.

5.2.Язык как общественное явление. Общение языковое и внеязыковое.

6.Понятие нормы.

6.1.Литературный язык.

6.2.Варианты языка.

6.3.Просторечие. Диалект. Наречие. Говор.

6.4.Отражение профессиональной дифференциации общества в языке.

6.5.Индивидуальные особенности в устной и письменной речи (идиолект).

6.6.Стилистические различия в языке.

7.Язык и мышление.

7.1.Взаимоотношение языка и мышления.

7.2.Мышление вербальное и невербальное.

8.Функции языка: коммуникативная (констатирующая, вопросительная, апеллятивная, экспрессивная, контактоустанавливающая, фатическая, метаязыковая, эстетическая), мыслеформирующая, номинативная, аккумулятивная.

Задание:

Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях.

а) Апрелевка (вывеска на здании железнодорожной станции).

б) Переучет (табличка на двери магазина).

в) Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович (учитель, входя в класс).

г) Равносторонний прямоугольник называется квадратом (из учебника).


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.16 с.