Отношения со странами Западной Европы. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Отношения со странами Западной Европы.

2017-06-03 1128
Отношения со странами Западной Европы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Связи с Западной Европой развивались более стабильно.

На первом этапе главным партнером в Европе считалась Германия, один из главных кредиторов России. ФРГ остается самым активным партнером России. Ее канцлеры — Г. Коль и Г. Шредер — регулярно каждый год по­сещали нашу страну. Со своей стороны, Ельцин был в Германии и в 1997, и в 1998, ив 1999 гг.

Начиная с 1997 г. Россия активизирует французское направление своей внешней политики. Ж.Ширака в течение 1997 г. трижды побывал в России, и повторил визиты в последующие два года, а Ельцин в 1998 и 1999 г. посетил Францию (последний раз участвовал в саммите Совета Европы в Страсбурге).

В 2000 г. состоялось несколько встреч Путина и Ширака, которые проде­монстрировали близость позиций обеих стран по целому ряду вопросов, в ча­стности по проблемам выхода США из ПРО. Новая система ПРО, которую США хотят строить, выйдя из договора по ПРО 1972 года, гарантирует защи­ту только Штатам. Европейские страны заинтересованы в том, чтобы у них были соответствующие гарантии, потому Европа заинтересована в том, чтобы была создана новая глобальная система стратегической безопасности. России совместный проект экономически выгоден, потому что у нас просто нет де­нег, чтобы создавать отдельно от всех собственную систему защиты.

Другим признаком потепления российско-французских отношений можно считать проект министра связи Леонида Реймана (контракты на производство трех новых спутников и на покупку Францией услуг имеющихся российских спутников).

В то же время, отношения РФ и Франции не свободны от проблем — в частности Франция продемонстрировала свою непримиримость по отноше­нию к «чеченскому вопросу».

Еще одной важнейшей внешнеполитической инициативой России стало объявление в марте 1998 г. о создании «тройки» в составе России, Германии и Франции во время приезда в Москву Коля и Ширака. В этом образовании в России усмотрели ключевой фактор европейской безопасности.

Довольно стабильные отношения установились с Италией. Премьер-министр Р. Проди нанес визит в Москву в 1997 г., Ельцин был в Риме в1998 г., а в 1999 г. в РФ приехал новый премьер-министр М.Д'Алема.

Наблюдается также некоторое оживление связей с Испанией, об этом, в частности, свидетельствует визит в Москву главы испанского кабинета Х.М. Аснара в мае 1999 г.

Главным партнером России в Северной Европе остается Финляндия — тесные связи с ней были налажены еще в советское время. Руководители Финляндии неоднократно посещали Россию на протяжении всех последних лет. Сравнительно активно Россия взаимодействовала с Швецией и Норве­гией. Ельцин посетил Швецию в 1996 г., а Норвегию — в 1997 г.

В то же время Нидерланды, Бельгия, Дания, Португалия, Ирландия ос­тавались на периферии российских политических интересов, да и в них са­мих интерес к России был незначителен.

В последнее время активизировались отношения России с Англией. Визит в Лондон в апреле 2000 г. был первым зарубежным визитом Пу­тина после избрания его президентом.

Адрес первой поездки Путина не случаен. Англия с гораздо большим пониманием, чем другие западноевропейские государства, отнеслась к че­ченской проблеме.

Сбалансирована позиция Англии по вопросу взаимоотношений России и НАТО. У обеих стран проявляется схожесть мнений в подходе к этому вопросу, касающемуся прежде всего создания нового совместного совета НАТО — Россия для поиска и реализации возможностей совместных действий в формате 20 стран». Сама идея нового формата взаимоотношений РФ и НАТО в виде так на­зываемой «двадцатки» (а не «19 плюс 1», реализованный в нынешнем Постоян­ном совете Россия — НАТО) принадлежала Энтони Блэру и была выдвинута им на встрече двух лидеров в октябре 2001 г. в Санкт-Петербурге. Сроком возмож­ного начала формирования «двадцатки» назывался май 2002 г. Другой важной темой на переговорах Путина и Блэра была борьба с терроризмом во всем мире и напрямую связанная с ней проблема Афганистана. Владимир Путин подчеркнул, что главная цель России в антитеррористической операции в Афганистане — до­биться, чтобы эта страна была дружественной РФ и перестала быть поставщиком террористов на Северный Кавказ. Путин поддержал ввод в Афганистан миро­творческих сил под эгидой ООН, заявив, что Россия всегда выступала за такое решение и принимала участие в его выработке. Для Блэра эта тема чрезвычайно важна, поскольку миротворческие силы в Афганистане возглавила именно Великобритания. И их успешная деятельность во многом зависит от России, имеющей сильное влияние на руководителей Северного альянса. Было принято и конкрет­ное решение, которое позволяет осуществлять успешное взаимодействие двух стран в этой области. Россия и Великобритания договорились создать двусторон­нюю рабочую группу по борьбе с терроризмом.

Кроме того, на встрече лидеров двух стран был поднят вопрос о вступ­лении РФ в ВТО. Блэр заявил о полной поддержке усилий России вступить во Всемирную торговую организацию. На переговорах были приняты также конкретные решения в финансовой области. Так, Великобритания выделила 12 млн. фунтов стерлингов на работы по уничтожению российского хими­ческого оружия, готовится выделение британских средств на утилизацию российских подводных лодок, отслуживших свой срок.

Во время своего визита в Лондон Путин был принят британской короле­вой. Он вручил ей диплом почетного гражданина Волгограда королеве-матери. Это не случайно — ведь когда-то Георг VI послал свой меч сталин­градцам, первыми городами-побратимами стали Сталинград и Ковентри.

Россия и Европейский Союз.

 

Одновременно с развитием двусторонних отношений с государствами Западной Европы, Россия интегрируется в целый ряд международных и ев­ропейских организаций.

В январе 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. Эта организация была создана в 1949 г. для содействия интеграционным процессам в облас­ти прав человека. Она проводит экспертизу уровня защиты прав личности в отдельных странах. Органы СЕ находятся в Страсбурге.

В сентябре 2001 г. в Страсбурге открылась очередная сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы. В ходе ее работы обсуждалась ситуации в Чечне.

На сессии ПАСЕ к европейским парламентариям со стороны лидера обра­тился Аслана Масхадова, который заявил о приостановлении всех контактов с Советом Европы и его Парламентской ассамблеей. Масхадов обвинил СЕ в том, что его действия «не привели к приближению политического решения российской агрессии против чеченского государства и способствовали ухудше­нию основ для политического диалога». Это заявление было доведено до лорда Джадда. На семинаре в Страсбурге принято решение создать общественный консультативный совет по выработке путей политического ypeгулирования. В отличие от консультативного совета при главе администрации Чечни Ахмате Кадырове, новый орган должен быть равноудален от всех противостоящих сто­рон, и в него войдут в том числе «масхадовцы» — например, депутат парламен­та Чечни 1997 г. Ваха Дакалов. Это решение было поддержано и членом Совета Федерации от Чечни Ахмаром Загаевым, и главным федеральным инспектором в Южном федеральном округе Бисланом Гантамировым, фактически представ­ляющим на семинаре российскую президентскую власть.

В то же время, некоторые руководители ПАСЕ заняли непримиримую позицию по отношению к России. Например, председатель ассамблеи лорд Рассел-Джонстон и раньше угрожал России пересмотреть решение о вос­становлении ее прав в ПАСЕ, и теперь заявил, что не видит в Чечне никаких значительных улучшений в области соблюдения прав человека и обещает сохранить критическое отношение к действиям российских властей.

Другое объединение, в которое вошла Россия — «Большая Семерка».

«Большая Семерка» оформилась в 1976 г. В нее входят США, Германия, Великобритания, Япония, Франция, Италия и Канада. Главы этих госу­дарств ежегодно встречаются для обсуждения вопросов экономической по­литики. В июне 1997 г. в Денвере (США) прошла встреча «Семерки» с уча­стием России. На ней президент США Б.Клинтон назвал группу «Восьмеркой». А в комментариях к саммиту в Бирмингеме в мае 1998 г. го­ворилось, что Москва впервые выступила в роли полноправного члена со­общества ведущих мировых держав. Значимым событием стал саммит «Восьмерки» в Кёльне в июне 1999 г.

В 1993 г, в соответствии с Маастрихтским Договором был образован Европейский Союз (ЕС), объединивший 12 стран: Бельгию, Великобрита­нию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксем­бург, Нидерланды, Португалию и Францию. В 1994 г. в ЕС вступили Авст­рия, Норвегия, Финляндия и Швеция.

Россия довольно активно сотрудничала с ЕС в 1993-1997 гг. На основе полугодовых планов с 1995 г. стали проводиться консультации экспертов МИД России — «тройка» ЕС по актуальным вопросам европейской и миро­вой политики. С 1 декабря 1997 г. вступило в силу Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве Россия-ЕС (СПС), которое предусматривает развитие углубленных отношений между ними в политической, торгово-экономической, финансовой, правовой, гуманитарной областях. Однако в 1998 г. резко сократился и российский экспорт в ЕС, и западноевропейский экспорт в Россию. Заметно уменьшились иностранные инвестиции в рос­сийскую экономику. С осени 1999 г. приток инвестиций вновь начал увели­чиваться, но в целом инвестиционная активность европейского бизнеса в России остается на низком уровне.

В 2000 году саммиты Россия-ЕС состоялись в Москве 29 мая и в Париже 30 октября. Кроме того, 3 марта 2000 г. в Лиссабоне состоялись переговоры министра иностранных дел России И.С. Иванова с представителями руко­водящей «тройки» ЕС.

Одной из наиболее острых тем этих встреч оставалось положение в Чечне. Обсуждению ЭТОГО вопроса была посвящена состоявшаяся 2 марта 2000 г. в Лиссабоне, столице председательствовавшей в ЕС Португалии, встреча ЕС-Россия на министерском уровне. Евросоюз представляли министр иностранных дел Франции Ю. Ведрин, X. Солана и член Европейской комиссии К. Пэттен, Россию — И.С. Иванов. Стороны обсудили вопрос о присутствии и наблюде­нии международных организаций за обстановкой в Чечне, в первую очередь с целью объективного расследования случаев нарушения прав человека. Согла­сие Москвы на приезд наблюдателей из Совета Европы было воспринято пред­ставителями ЕС позитивно, но сочтено недостаточным; они настаивали на усиленни «международного присутствия», в том числе через ОБСЕ. Чеченская те­ма была центральной и в ряде других встреч на высшем уровне — в ходе визита «тройки» ЕС (X. Солана, К. Пэттен и министр иностранных дел Португалии Ж. Гама) в Москву 7 апреля, на заседании Совета по сотрудничеству Россия-ЕС в Люксембурге с участием И.Иванова и 15 министров иностранных дел стран ЕС 10 апреля, наконец, на саммите ЕС-Россия 29 мая в Москве.

В Брюсселе 16 ноября 2000 г. подписано Соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом в области науки и технологий

Что касается экономических отношений, то и здесь имелись существен­ные разногласия.

Из числа акций, которые олицетворяют собой тенденцию к росту со­трудничества, следует упомянуть План действий в целях совместной борь­бы ЕС и России против организованной преступности

17-18 января 2001 г. нанес визит в Москву Крис Пэттен, член Комиссии, ве­дающий внешними связями ЕС; в середине февраля он повторил визит в соста­ве «тройки», включавшей также Хавьера Солану и Анну Линд, министра ино­странных дел Швеции — государства, председательствующего в ЕС в первом полугодии 2001 г. В ходе обеих встреч было рассмотрено общее состояние от— ношений Россия-ЕС и обсуждены направления сотрудничества, имеющие при­оритетный характер: некоторые аспекты расширения Евросоюза; долгосрочные перспективы энергетического сотрудничества; перспективы вступления России в ВТО; ситуация на Балканах и Ближнем Востоке; проблемы, возникшие в свя­зи с намерением США приступить к созданию новой национальной системы ПРО, отказавшись от подписанного в 1972 г. договора по ПРО.

Ориентация на развитие сотрудничества с Россией четко проявилась также в очередной рабочей программе осуществления «Коллективной стра­тегии ЕС по. отношению к России», опубликованной в конце января Швеци­ей как председательствующим государством.

Что касается расширения ЕС, то центральным и наиболее сложным во­просом является будущее Калининградской области, которая после вступле­ния в Союз Польши и Литвы окажегся внутри него. 16 января Европейская комиссия представила сообщение «ЕС и Калининград», в котором изложила свое видение проблем и подходов к их решению.

Следует также отметить, что на последних саммитах ЕС тема Чечни отошла на задний план. В нескольких предельно лаконичных заявлениях по этому поводу — в частности, в заявлении Комиссии от 22 февраля — ак­цент был сделан на необходимости обеспечения условий для доставки гу­манитарной помощи гражданскому населению, особенно беженцам, под на­блюдением независимых неправительственных организаций.

Своего рода итогом развития отношений между ЕС и Россией стало при­глашение В.В. Путина на саммит ЕС 23-24 марта в Стокгольме.

В 1994 году Россия подала заявку на членство в Всемирной Торговой Ор­ганизации, проводятся консультации с 50 странами — членами ВТО. Предме­ты обсуждения — степень открытости российского рынка и снятие таможен­ных барьеров, масштабы государственной поддержки отдельных отраслей экономики и скрытое субсидирование российской промышленности через низкие тарифы на электроэнергию.

В настоящее время вопрос о вступлении России в ВТО уже практически решен. Однако, двусторонние соглашения о тарифной политике, предваряю­щие присоединение России к ВТО, не подписаны ни с одним из шестидесяти стран-членов этой организации, с которыми российская сторона проводит пе­реговоры. Вместе с тем уже в 2002 г. эти соглашения могут быть подписаны с 10-12 странами-членами ВТО.

В настоящее время Россия согласовала с членами ВТО уровень тарифов по 70% товарных позиций, общее число которых насчитывает 11 тысяч.

Министерство экономического развития и торговли РФ планирует к ию­лю 2002 года завершить переговоры по тарифным вопросам с участниками Всемирной торговой организации.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.