Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория.

2017-06-02 132
Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. С.М. Волконского по праву можно считать одним из законодателей «Правил поведения человека, выступающего перед публикой». Проверьте: все ли приведенные ниже настоятельные рекомендации вы выполняете?

Опираясь на свою собственную ораторскую практику и наблюдения за выступающими (в вашей аудитории, по телевидению и т. д.), дополните свод этих правил.

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВЫСТУПАЮЩЕГО[7]

1. Не ходите вдоль рампы, не поворачивайтесь в профиль к слушателям.

2. Не переминайтесь с ноги на ногу (это создает впечатление слабости).

3. Вправо идете – с правой ноги.

4. Не делайте маленьких шажков (это от беспокойства).

5. Движение должно быть не сразу, не резко, «тушевано».

6. Не смотрите, куда ступить, не отрывайте глаз от слушателей для этого.

7. Быстрая перемена направления походки только при быстрой перемене направления мысли.

8. Всегда смотрите на слушателя.

9. Руки не в карманах!

10. Жест указующий – смотреть в сторону руки; жест патетический – на слушателя.

11. Жест должен останавливаться на слоге слова с логическим ударением.

12. Не придавайте силы словам кивком головы (это ослабляет убедительность).

13. Не ставьте ноги на одной линии.

14. Не меняйте положения во время паузы, только во время речи.

15. Рукопись должна быть в порядке.

16. Не облокачивайтесь на кафедру.

17. Если нервничаете, стойте смирно: никто не заметит.

18. Не теребите пуговицу, не играйте цепочкой, не сморкайтесь на паузе. Делайте это, когда говорите.

 

 

2. Составьте рекомендации говорящему коммуниканту[8]

3. Составьте рекомендации слушающему коммуниканту.

 

4. Составьте перечень требований к образу и поведению судебного оратора.

 

 

5. Охарактеризуйте по признаку уважения/неуважения лиц, о которых идет речь. Обратите внимание на то, что отношение говорящего к вещи или действию человека свидетельствует об отношении к самому человеку.

1) «Здравствуйте, – не очень приветливо говорит мужик. – Заезжай, я покажу куда ставить. Барахла-то много(В. Шукшин) 2) Но какого черта этот инженеришка поехал в степь? Энтузиаст он, что ли? (С. Сидельников) 3) Извозчик громко начал говорить о том, как бывают шаромыжники, которые не платят за езду. (Л.Н. Толстой)

 

 

6. Составьте этикетный словарик на темы «Приветствие», «Извинение», «Благодарность», «Просьба».

 

 

7. На одну и ту же тему, для одной и той же аудитории подготовьте информационное сообщение и убеждающую речь. Сделайте сопоставительный анализ текстов.

 

 

8. Прочтите дайджест, составленный из рассуждений на тему «Устная речь». Выделите главные мысли текста, основные понятия расположите по мере «вхождения» одного в другое. Составьте памятку.

Первая наша задача – выяснить, что мы делаем, когда говорим. Речь – это общение.

Устная речь возможна в определенной обстановке и при определенных условиях. Она ограничена во времени и в пространстве, ибо существует лишь в момент произнесения. Чтобы объясниться, нужно быть по крайней мере вдвоем. При этом один говорит, а другой слушает. Речь собеседников не должна быть одновременной, иначе они ничего не поймут и ни о чем не договорятся. В процессе речи собеседники, говорящий и слушающий, меняются ролями.

В отличие от слова письменного, устное исчезает мгновенно, поэтому слушающий понимает, «схватывает» речь.

Собеседники должны быть разделены расстоянием, достаточным, чтобы слышать, не напрягая слуха, и говорить, не напрягая голоса. Это расстояние – примерно полтора-два метра. Поэтому речь обладает свойством, называемым линейностью, – слова произносятся и осмысливаются последовательно одно за другим.

…Всякий говорящий слушает самого себя. Контроль собственной речи обязателен. Как говорил Цицерон, речь – последовательность слов и пауз. Поэтому собеседники устанавливают темп речи, приноравливаясь друг к другу. Изменение его одним из собеседников значимо. Оно связано или с поворотом темы, или с возникшей в процессе беседы новой эмоцией.

Темп речи зависит от предмета разговора. Услышав реплику собеседника, мы некоторое время обдумываем ее, прежде чем ответить. Скорость ответа зависит от новизны и сложности сказанного.

Правильная тактика речи, в особенности в дискуссии и полемике, во многом зависит от того, сумеем ли мы навязать собеседнику нужный темп речи. Каждый из нас вольно или невольно подражает собеседнику. Если один из участников разговора заранее продумал его, хорошо знает, о чем пойдет разговор, и представляет себе, как будет отвечать собеседник, то он станет быстрее реагировать на речь. У него останется больше времени на обдумывание реплик, и он сможет владеть беседой. Устная речь подобна шахматной игре. Разница в том, что время на обдумывание хода не задано изначально, а устанавливается в процессе игры. Тот, кто оказался в цейтноте, обязан сделать ход или отложить партию. Если же мы хотим понять собеседника, узнать, что он собой представляет, следует замедлить темп его речи вопросительными репликами.

Устная беседа состоит из трех частей: выяснения предмета разговора и взаимного приспособления собеседников, обсуждения вопроса, принятия решения. Если в речи меньше частей, она недостаточна, если больше – избыточна. Речь – особого рода часы. Если она правильно организована, ее темп – мера умственной работы человека.

 

 

9. Соотнесите с целевым назначением публичной речи высказывание П.С. Пороховщикова:

«В слове или речи заключаются три намерения автора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Все сии намерения должны быть соединены в одно и служить друг другу взаимным пособием».

 

 

10. «Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление», – говорил Цицерон.

Спроецируйте это высказывание великого ритора на оратора и ораторскую речь с позиций цели речевого общения.

 

 

11. «Не слова и не звук голоса составляют славу оратора, но направление его политики», – утверждал Демосфен в «Речи о венке».

Спроецируйте эту мысль великого трибуна Древней Греции на ораторскую ответственность за сказанное.

 

 

12.. А.Ф. Кони говорил, что всегда играл три роли: первого любовника – был всю жизнь влюблен в Фемиду; резонера – постоянно учил и напутствовал молодежь; злодея – требовал казни для преступников. Какова была его социальная роль?

 

 

13. «Каков человек, такова и его речь», – говорил Сократ. Перечислите все известные вам риторические позиции, по которым можно понять, каков собеседник.

 

 

14. «Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы», – заметил однажды Р. Эмерсон. Что это значит? Перечислите ораторские «плюсы» и «минусы». Дайте рекомендации по превращению «минусов» в «плюсы».

 

 

15. Как вы понимаете выражение В. Гофмана «Оратор не актер, но и не простак-говорун, он тактик и стратег»? В чем, по вашему мнению, тактика и стратегия оратора?

 

 

16. Главный герой комедии Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро», говорил о себе, что в минуту опасности он оратор, когда хочется отдохнуть – поэт, при случае – музыкант. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с таким соотнесением ролей и ситуаций? Ответ аргументируйте.

 

17. «Природа, давшая нам лишь один орган для речи, дала нам два органа для слуха, дабы мы знали, что надо больше слушать, чем говорить», – гласит восточная мудрость. А в вашей коммуникативной практике говорению или слушанию вы отдаете предпочтение? И почему?

 

 

18. «Кто говорит – тот сеет, кто слушает – тот собирает», – учит русская пословица. Согласны ли вы с этим? Уместно ли в данном контексте вспомнить другую пословицу: «Что посеешь – то и пожнешь»? Приведите доказательные примеры.

 

 

19. «Если можете установить профессию большинства слушателей, – советовал А. Аджаров, – ищите опоры в их профессиональных интересах». К содержанию или форме речи относится совет известного ритора 20-х годов XX века?

 

 

20.Однажды Уинстон Черчилль заметил: «Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей». Как, по вашему мнению, сказывается нарушение этого правила на восприятии речи и самого оратора?

 

 

21. Проанализируйте два высказывания Скилефа: «Красноречие начинается с умения слушать» и «Аудитория – лучший учитель красноречия». Какое из них вам кажется большим по объему? Приведите примеры.

 

22. А.П. Чехов в рассказе «Скучная история» так описал «работу» лектора:

 

…Чтобы читать хорошо, то есть нескучно и с пользой для слушателей, нужно, кроме таланта, иметь еще сноровку и опыт, нужно обладать самым ясным представлением о своих силах, о том, кому читаешь, и о том, что составляет предмет твоей речи. Кроме того, надо быть человеком себе на уме, следить зорко и ни на одну секунду не терять поля зрения.

Хороший дирижер, передавая мысль композитора, делает сразу двадцать дел: читает партитуру, машет палочкой, следит за певцом, делает движение в сторону то барабана, то валторны и проч. То же самое и я, когда читаю. Предо мною полтораста лиц, не похожих одно на другое, и триста глаз, глядящих мне прямо в лицо. Цель моя – победить эту многоголовую гидру. Если я каждую минуту, пока читаю, имею ясное представление о степени ее внимания и о силе разумения, то она в моей власти.

Другой мой противник сидит во мне самом. Это – бесконечное разнообразие форм, явлений и законов и множество ими обусловленных своих и чужих мыслей. Каждую минуту я должен иметь ловкость выхватывать из этого громадного материала самое важное и нужное и так же быстро, как течет моя речь, облекать свою мысль в такую форму, которая была бы доступна разумению гидры и возбуждала бы ее внимание, причем надо зорко следить, чтобы мысли передавались не по мере их накопления, а в известном порядке, необходимом для правильной компоновки картины, какую я хочу нарисовать. Далее я стараюсь, чтобы речь моя была литературна, определения кратки и точны, фраза возможно проста и красива.

Каждую минуту я должен осаживать себя и помнить, что в моем распоряжении имеются только час и сорок минут. Одним словом, работы немало. В одно и то же время приходится изображать из себя и ученого, и педагога, и оратора, и плохо дело, если оратор победит в вас педагога и ученого или наоборот[9].

 

Представьте себя таким дирижером-оратором перед большой аудиторией. Каким образом собираетесь вы контролировать ее внимание?

Выберите для выступления (регламент 1-2 минуты) любую из тем: «Аудитория», «Ее Величество Аудитория» или «Многоголовая гидра». Умейте отстоять выбор темы.

 

 

23. Прочтите один из уроков американского миллионера Харви Маккея, человека неординарного, «Мистера Созидателя» (как называют его в западной прессе). Его книга «Как уцелеть среди акул»[10] стала бестселлером № 1 на рынке экономической литературы в США и переведена на многие языки мира.

Сделанные для себя выводы оформите в тетради как «памятную страницу».

Блиц-урок 16.

«В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления».

Эти строки заимствованы из рекламного плаката фирмы «Вандер Зенден», которая организовала курсы обучения ораторскому мастерству для бизнесменов. Когда я увидел впервые это объявление, я тут же записался на курсы. Затем я стал записывать на эти курсы своих сотрудников. То, что я понял, уже известно большинству преуспевающих ораторов: вы можете быть в полном одиночестве перед тем, как произнести свою речь, но вам не следует быть в одиночестве, когда вы ее подготавливаете.

Выступаете ли вы перед неспециалистами или перед группами профессионалов, все равно и вы, и ваша фирма приобретаете признание и доверие со стороны общественности. Это поможет вам и в деловом отношении, но это не единственная причина, по которой вам следует выступать публично.

Подлинная причина заключается в том, что навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, – эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатываются уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими лидерами.

Речь – это предложение о продаже. Это самое трудно осуществимое предложение из всех, которое вы можете сделать: вы продаете нечто неосязаемое – идею, а не продукцию. И это предложение может не найти отклика у тех сидящих перед нами пятидесяти или ста слушателей, многие из которых оказались здесь случайно и не имеют никаких оснований верить хотя бы единому вашему слову.

Но точно так же, как вы должны добиться, чтобы ваши предложения о продаже были приняты, вы должны добиться и того, чтобы были приняты ваши выступления. Это требует соответствующей подготовительной работы. В данном случае следует применить еще один полезный прием, дополняющий маккеевский 66-пунктный вопросник; этот прием я называю «11 способов завоевать аудиторию».

Не существует двух совершенно одинаковых аудиторий. Но если вы сможете ответить на эти одиннадцать вопросов, то вам удастся сделать так, чтобы ваш материал соответствовал интересам и запросам каждой группы, и я гарантирую, что вы завоюете их симпатии.

Альтернатива сформулирована еще в одном утверждении фирмы «Вандер Зенден»: «Если у вас имеются сомнения в том, что вечность действительно существует, произнесите пятиминутную речь».

11 способов завоевать аудиторию

1. Почему данная группа пригласила меня выступить (мотивировка, указанная в приглашении)? Какая предварительная информация о моем выступлении и с каким уклоном была предоставлена данной аудитории?

2. Какую цель ставит перед собой данная группа?

3. Какими основными особенностями характеризуется данная группа (с профессиональной стороны, с социальной стороны, с демографической стороны, по служебному положению и т. п.)?

4. Кто недавно выступал перед этой группой? Как были приняты эти ораторы? Могу ли я получить копии их текстов?

5. Кто те ораторы, которые с наибольшим успехом выступали перед данной группой в недалеком прошлом? Почему они имели успех?

6. Каким путем я могу подать свое выступление так, чтобы оно соответствовало особенностям именно данной группы? Какого рода юмор будет оправдан? Что категорически возбраняется?

7. Кто те люди, которые являются в данной группе неформальными лидерами? Кто из них будет присутствовать на моем выступлении? Как мне установить с ними контакт?

8. Кто представит меня аудитории? Как он (или она) меня охарактеризует? Какие комплименты я смогу сделать ему (или ей)?

9. Ожидается ли, что я буду отвечать на вопросы? Какие основные вопросы могут быть заданы? Существуют ли какие-либо нежелательные вопросы, которые не должны застать меня врасплох?

10. Какие именно положения, высказанные в моем выступлении, будут действительно полезными для данной группы? Следует ли мне для большей доходчивости использовать какие-либо наглядные пособия (графики, сводки и т.п.)?

11. Кто является «моим человеком» в данной группе, способным помочь мне в работе над выступлением, а также обеспечить надежную «обратную связь» при оценке моего выступления?

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.