Менеджеры: современный взгляд — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Менеджеры: современный взгляд

2017-06-02 1049
Менеджеры: современный взгляд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Указанные особенности управленческой деятельности создали предпосылки для формирования особого типа специалистов-професссионалов – менеджеров.

Кто такой менеджер? Рассмотрим два определения: «Менеджер – это профессиональный управляющий, как правило, нанимаемый собственником по контракту, действующий на основе единоначалия и отвечающий за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения и др.» и «Менеджер – это особая профессия, специалист по управлению, добивающийся результатов путем организации работы других людей». Несмотря на определенную разницу в трактовках, мы видим общность их по сути: менеджер – это новая современная специальность, со своими статусными, ролевыми, функциональными, мотивационно-стимулирующими, ценностно-ориентирующими характеристиками.

Перемены в содержании и организации образовательной деятельности требуют переосмысления роли менеджера образования, так как традиционные понятия «руководитель образовательной организации», «директор школы, колледжа и т.д.» сегодня уже не отражают новых функций этого специалиста.

Итак, менеджер по своему статусу представляет прежде всего профессионального управляющего. Важнейшим признаком этого специалиста является его профессиональная компетентность и высокая квалификация.

Профессионализм менеджера предполагает наличие у него определенных знаний, навыков и умений в области управления. Современный менеджер организации должен быть хорошо подготовлен в области теории управлении, социальной психологии, социологии, политологии, экономики образования, права, управления и других наук.

Типы менеджеров. Качества менеджера

В данной части мы кратко рассмотрим основные подходы к классификации управленческой деятельности и – соответственно – типологию менеджеров.

Первый подход – уровневый – связан с определением положения менеджера в организационной иерархии. В рамках этого подхода выделяют следующие категории:

· высшие менеджеры (топ-менеджеры) занимают высшие позиции в управлении и несут ответственность за работу организации в целом; ориентация их деятельности – долгосрочная стратегия, контроль за внешней средой, обеспечение эффективной деятельности и развития компании. В образовательных организациях это директор (ДОУ, школы, колледжа), ректор и их заместители (проректоры);

· менеджеры среднего звена отвечают за отдельные бизнес-процессы, деятельность бизнес-единиц и подразделений. Это деканы факультетов, заведующие отделениями и их аналоги в средних общеобразовательных учреждениях;

· низовые менеджеры – это руководители низовых подразделений и структурных единиц, и в сфере их ответственности – сам процесс производства продуктов или услуг, а также управление работой непосредственных исполнителей. Это заведующие кафедрами, предметно-цикловых комиссий и их аналоги.

Подход с точки зрения горизонтальных различий позволяет выделить группы менеджеров в зависимости от содержания их деятельности.

Функциональные менеджеры отвечают за деятельность организационных единиц, реализующих какую-то одну из управленческих функций и задач. Типичные функциональные менеджеры – менеджер по финансам (бухгалтер), по маркетингу, по персоналу (кадровик) и т.п.

Линейные менеджеры руководят группами и подразделениями, реализующими комплексные задачи и напрямую «выходящих» на результат – продукт или услугу. Директор предприятия, мастер цеха, декан факультета – это примеры линейных менеджеров.

В современных организациях, в том числе образовательных, происходит постепенное сокращение менеджеров среднего звена (в традиционных смыслах) и часто их заменяют на менеджеров проектов, которые отвечают за реализацию конкретных задач и проектов. Фактически в круг подчиненных менеджера проекта могут входить менеджеры и сотрудники того же уровня; причем в следующем проекте они могут поменяться местами. Менеджеры проектов – это и функциональный, и линейный менеджер одновременно, поскольку одна из самых главных его задач – координация работы разных по опыту, квалификации и функциональной направленности сотрудников.

Качества менеджера

Современные исследователи чаще всего объединяют весь набор умений и качеств менеджеров в три больших группы.

Концептуальные качества. Это способности, знания и умения, позволяющие смотреть на вещи системно и воспринимать организацию как единое целое. Сюда обычно относят умения эффективно работать с информацией, аналитические и синтетические умения, способности к прогнозированию и стратегическому мышлению; навыки систематизации и классификации различных факторов, действующих на организацию и т.п. В основе этой группы качеств лежит солидный когнитивный фундамент: профессиональные и управленческие знания, эрудиция и инновационная осведомленность.

«Человеческие» качества. В эту группу включают способности и умения, связанные с общением менеджера с другими людьми. Это, прежде всего, коммуникативные умения и навыки, и способность работать в команде. Кроме того – способности и навыки, связанные с разрешением конфликтов, мотивацией и стимулированием. Важными «человеческими» качествами менеджера можно назвать также толерантность и совокупность этико-культурных навыков, во многом определяющих стиль управления и общения.

На наш взгляд, эта группа качеств имеет решающее значение в деятельности менеджеров образования.

Технические качества. Эта группа отражает профессиональную компетентность менеджера в той или иной сфере производства товаров или услуг. Речь идет о знаниях и умениях использования методов, средств и технологий выполнения конкретных функций, в нашем случае – образовательных технологий, технологий применения современных информационных средств и устройств, средств обучения и т.д.

Не все менеджеры должны в одинаковой степени владеть указанными качествами. Чем выше положение менеджера в организационной иерархии, тем в большей степени для него важны концептуальные качества и наоборот. Эту зависимость можно проиллюстрировать схемой (рис. 1.)

Схема эта, разумеется, довольно упрощенная и условная – здесь речь не идет о точном соотношении этих групп качеств. Кроме того, для менеджеров проектов, например, или некоторых функциональных менеджеров, которые формально относятся к среднему звену, соотношение может быть иным. Скажем, у эффективного менеджера проекта человеческие качества, видимо, должны доминировать, а у эффективного функционального менеджера (допустим, по финансам) доминирующими будут технические качества, определяющие его профессиональную квалификацию.

 

Концептуальные качества
Человеческие качества
Технические качества

 

 


Исполнители Низовые менеджеры Менеджеры среднего звена Топ-менеджеры

 

Рис. 1. Соотношение качеств и типов менеджеров.

 

 

В заключение раздела сформулируем некоторые характерные для нынешнего времени тенденции, которые во многом определяют, и будут определять существенные изменения, как в содержании управленческой деятельности, так и в структуре менеджерских качеств.

Экономические тенденции: глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества.

Технологические тенденции: технический прогресс, развитие информационных технологий, распространение ресурсо- и энергосберегающих технологий.

Социально-политические и культурные тенденции: ростобразовательного уровня персонала, изменение направленности трудового законодательства, возрастание факторов престижа, значимости и репутации, усиление внимания к этическим сторонам бизнеса, изменения в ценностных ориентациях персонала, усиление внимания к культурным различиям ведения бизнеса.

Демографические тенденции: возрастание территориальной и социальной мобильности динамика населения и рабочей силы, старение населения в развитых странах, изменение структуры трудовых ресурсов, усиление влияния этнических факторов.

Организационные тенденции: усиление структурной адаптации (дерегулирование, приватизация, децентрализация, делегирование полномочий), смещение стратегий: от расширения рынка к созданию новых рынков, приближение к потребителю, упор на качество продукта вместо объема производства, изменение критериев оценки персонала и его квалификации.

Ниже мы рассмотрим важнейшие, на наш взгляд, профессиональные компетенции и навыки менеджеров, определяющие их профессионализм именно как менеджеров образования.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.