Когнитивный компонент нравственного сознания. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Когнитивный компонент нравственного сознания.

2017-06-09 454
Когнитивный компонент нравственного сознания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Метод «Беседа». Предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах.

 

Подготовить вопросы для беседы, например:

Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?

Кого можно назвать честным (не честным)? Почему?

Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?

Кого можно назвать жадным (не жадным)? Почему?

Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Исследование проводится индивидуально.

При обработке данных подсчитывают, какие качества могут объяснить дети раннего возраста. Анализируя эти объяснения, определяют, на что при этом ссылается ребенок:

- на обобщенное представление о качестве («Жадные… которые жалеют: все для себя берут и ничего не дают бедным»);

- на конкретных людей как на носителей определенного качества в конкретной ситуации («Женя смелый, он очень хороший, никого не бьет, быстро бегает»);

- на литературных и сказочных персонажей («Добрый Дед Мороз, он всегда приносит подарки»; «Доктор Айболит, он всех лечит»);

- на самого себя («Я никого не обижаю, я добрый»);

- на совокупность жизненных ситуаций из собственного опыта («Жадный тот кто конфет не дает.»);

- на конкретное действие («Жадный тот, кто не дает попить»);

- на оценку качества («Скромным можно назвать хорошего человека. Жадный… он плохой»);

- на недифференцированное представление о качестве («Справедливый, который делает все справедливое»).

Анализируют ошибки в представлениях детей о качествах, например:

- объяснение одного качества через другое («Справедливым можно назвать смелого»);

- название действий, не связанных с данным качеством («Илюша смелый, всегда делает что надо. Он всегда делает что хочет, и поэтому он смелый»; «Добрый тот, кто хорошо рисует»);

- неправильная нравственная оценка качества («Скромный – это плохой»).

Данные соотносят с примерным содержанием представлений о нравственно-волевых качествах:

 

3-4 года. Складываются элементарные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков, развиваются представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.

4-5 лет. Развиваются представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.

5-6 лет. Развиваются обобщенные представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый – тот, кто не берет чужих вещей»).

6-7 лет. Продолжают развиваться обобщенные понятия о доброте, честности, справедливости. Дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, трусость, леность.

 

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 

 

Изучение осознания детьми нравственных норм.

Методика «Закончи историю».

 

Исследования проводят индивидуально.

 

Инструкция: Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

 

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

 

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

 

Что ответила Катя? Почему? Как она поступила? Почему?

 

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

 

Что ответил Саша? Почему? Как он поступил? Почему?

 

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

 

Что ответил Петя? Почему? Как он поступил? Почему?

Все ответы ребенка фиксируются дословно.

 

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.