Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет

2017-06-09 525
Программа по сказкотерапии и игротерапии для детей 4-7 лет 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Минимальный курс рассчитан на 10 занятий.

Предлагаемый минимальный курс включает в себя 3 этапа.

I Этап - подготовительный и занимает 1-2 занятия. Цель данного этапа - объединение детей в группу, формирование доверия к психологу и другим участникам группы, принятие специфической атмосферы групповой работы.

II этап - основной. На этом этапе решаются проблемы детей с помощью специальным образом подобранных сказок, психотерапевтических упражнений и арттерапии. Основной этап занимает 6-7 занятий.

III этап - заключительный. Строится по принципу предоставления детям максимальной самостоятельности.

Для работы в группе необходимо иметь: а)просторное помещение, в котором дети могли бы свободно перемещаться, танцевать, играть. Желательно не иметь в игровой комнате лишних игрушек, которые могли бы отвлекать детей от основного занятия. Так же не рекомендуется, чтобы дети приносили с собой игрушки и еду, исключение составляют очень неуверенные, домашние дети, для которых игрушка является символом дома, защитой. б) магнитофон для прослушивания сказок или медитативной музыки. В) чистые листы бумаги, кисти, краски (гуашевые для рисования пальцами и акварельные), несколько чистых листов ватмана, маркеры или фломастеры. Г) в помещении должен быть ковер или несколько теплых одеял для того, чтобы дети могли полежать, когда слушают сказку или медитацию. Д) каждому ребенку необходим чистый альбом и его любимая собственная фотография (для создания книги о себе). Е) маленький мячик или шарик для игр, а также небольшая игрушка в виде забавного человечка или животного. Эта игрушка часто бывает необходима на занятиях в качестве посредника в том случае, если дети затрудняются разговаривать с психологом напрямую.

I и II занятия - вводные. Направлены на объединение участников группы, формирование доверия в группе.

1. 1. Знакомство. В самом начале психолог в нескольких словах описывает то, чем группа будет заниматься во время занятий. Далее все дети, включая психолога по очереди называют свое имя. Детям младшего школьного возраста можно предложить рассказать несколько слов о себе: мои самые положительные и отрицательные качества, что я люблю и чего не люблю и т.д.

2. 2. Игра с мячиком. Для того, чтобы дети лучше запомнили имена друг друга далее можно использовать игру с мячиком. Все дети и психолог встают в круг и начинают перебрасывать друг другу мячик, причем, тот, кто бросает, называет по имени того, кому бросает. В процессе этой игры психолог за тем, чтобы мячик побывал в руках у каждого ребенка.

3. 3. Введение правил работы группы. Психолог говорит о том, что в игровой комнате, так же, как и в жизни, есть определенные правила, которые всем необходимо соблюдать.

С одной стороны, основой работы в группе является гуманистическая психология, то есть полное принятие каждого ребенка, предоставление детям максимальной свободы, политика ненасилия. Однако, с другой стороны, практика показывает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте особенно много детей с неразвитой произвольной регуляцией поведения. Поэтому введение правил позволяет вводить в работу группы элементы организации, дисциплины.

Правила объясняются и записываются психологом на листе ватмана, который потом вывешивается на видном месте, и в случае необходимости психолог обращает внимание детей на эти правила. Если в группе присутствуют дети, которые еще не умеют читать, то каждая запись сопровождается символической картинкой.

Правила. 1) Правило 3-х “НЕ” - не драться,

не кусаться,

не обзываться.

2) Правило “СТОП”. Заключается в том, что каждый человек в игровой комнате в праве сам о себе позаботиться и отказаться выполнять те виды деятельности или участвовать в обсуждении тех вопросов, которые ему неприятны.

3) Правило “ТАЙНЫ”. Часто принято для многих видов групповой работы и заключается в том, что вся информация, полученная о ком-либо не выносится за пределы игровой комнаты. Это правило распространяется также на рисунки детей. Все рисунки и поделки, сделанные в процессе работы в группе, являются личным достоянием ребенка, и он распоряжается ими по своему усмотрению. Введение этого правила способствует установлению атмосферы доверия в группе и дает детям возможность больше раскрыть себя, показать различные стороны своей личности.

1. 4. Игра или упражнение.

На первых двух занятиях можно использовать игры, способствующие установлению контакта между детьми, снятию зажимов.

Игра “Ладошки”. Все дети встают, закрывают глаза, выставляют вперед ладошки и начинают ходить по залу, соприкасаясь руками друг с другом. Цель - найти те руки, которые наиболее приятны, комфортны. Упражнение невербальное. Через 3-4 минуты на счет “раз-два-три” все открывают глаза. Далее проводится небольшое обсуждение, кто и как себя чувствовал в этой игре, что было приятно и неприятно, что вызывало наибольшие трудности.

Игра “Выборы”. Все дети делятся на две команды. Одна команда образует внутренний круг, становясь спиной друг к другу. Дети из другой команды образуют внешний круг, становясь попарно с детьми из внутреннего круга. Задание: на счет “раз-два-три” показать на пальцах свою готовность действовать определенным образом. Один палец - “человек готов фыркнуть и отвернуться”. Два пальца - “человек готов пожать партнеру руку”. Три пальца - “человек готов обняться со своим партнером”. Так как одновременно друг с другом взаимодействуют два человека, то действие совершается по наименьшему числу пальцев. Например, если один ребенок показывает один палец (то есть готовность фыркнуть и отвернуться), а другой три (обняться), то оба ребенка фыркают и отворачиваются. Далее внутренний круг остается на месте, а дети из внешнего круга перемещаются по часовой стрелке к следующему партнеру. И все повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в паре с каждым партнером 2-3 раза. Результаты игры обсуждаются.

1. 5. Далее психолог говорит о том, что будет на каждом занятии рассказывать детям сказки, или волшебные истории. Все дети занимают удобные места на ковре или на диванах. Можно выключить свет, если все дети в группе согласны. Практика показывает, что более эффективно, когда психолог рассказывает сказку сам, чем, когда использует магнитофонную запись. Во-первых, это способствует лучшему контакту между психологом и детьми в группе. Во-вторых, темп рассказа и сюжет можно изменять в зависимости от реакции детей. В, в-третьих, во время прослушивания магнитофонной записи работает только один канал восприятия - аудиальный, тогда как при личном контакте можно воздействовать и на визуальный, и на аудиальный, и на кинестетический канал восприятия, что расширяет сферу воздействия.

Сказка (для первого занятия сказка может быть вводной, ознакомительной).

Однажды теплым солнечным весенним днем (или зимним, или осенним и т.д.) в одной сказочной пещере собрались вместе ___ (количество детей в группе) человек. Среди них были и мальчики, и девочки, а именно ___ мальчиков и ____ девочек и еще один взрослыйчеловек, который часто вел себя, как маленький. Эти люди были очень разные и очень отличались друг от друга. У каждого из них были свои радости и огорчения в жизни, свои победы и свои трудности, свои тайны, в общем, все, как у обычных людей. Но им предстояло прожить в этой пещере 10 долгих дней. И поэтому для них было очень важно узнать друг о друге побольше, чтобы не ссориться, а жить в мире и согласии.

Стали тогда люди выяснять, кто из них кто.

Меня зовут......(имя одного из детей)

А я........(имя другого). Все дети по очереди представляются.

Что каждый из вас умеет делать лучше всего на свете? Это очень важно, чтобы помочь нам выжить в этой пещере. (Каждый по очереди отвечает).Что каждый из вас не умеет делать и никогда не умел (чтобы не просить об этом или, может быть помочь научиться делать это)? (Каждый отвечает).Нам очень важно ладить друг с другом. И поэтому надо знать некоторые качества друг друга. Назовите каждый 3 своих самых лучших качества. (Каждый отвечает).У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. И поэтому назовите 1 или 2 своих качества, которые вам в себе не нравятся. (Ответ).Что вас больше всего на свете злит и расстраивает? Чем могут помочь окружающие в этот момент?Самые большие трудности и проблемы в жизни?Самое заветное желание?

И теперь стали эти люди чуть больше знать о себе самих и друг о друге. И помнили они о достоинствах и недостатках друг друга. Не делали друг другу больно, зная о бедах и несчастьях другого. И всегда опирались и восхищались достоинствами друг друга.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.