Программа психолого–педагогической коррекции нарушений в нравственном развитии детей дошкольного возраста. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Программа психолого–педагогической коррекции нарушений в нравственном развитии детей дошкольного возраста.

2017-06-09 492
Программа психолого–педагогической коррекции нарушений в нравственном развитии детей дошкольного возраста. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Психолого-педагогическая коррекция

на тему:

«Психолого-педагогическая коррекция нарушений в нравственном развитии детей дошкольного возраста»

 

Выполнил: Трифонова Е.А.

Группа: Ир 212 С ПСО

 

Научный руководитель: Бастракова Н.С.

Оценка: ___________________

 

 

Екатеринбург 2016

 

 

Содержание:

 

Введение    
Программа    
Заключение    
Список литературы    
Приложение 1.    

 


 

Введение

 

Под психологической коррекцией понимается определенная форма психологопедагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической "оптимальной" модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

 

Существуют две основные формы отставания в развитии: отставания, связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клиникопсихологической или медицинской помощи и внимания, и временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

 

Именно несформированность на дошкольном этапе необходимых психологических образований, требуемых учебных умений и навыков, мотивационная или (и) интеллектуальная неготовность ребенка к обучению нередко приводят к возникновению различных типов школьной дезадаптации, т.е. к трудностям и сложным проблемам в учебной деятельности, общении, поведении.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства - способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основная задача - психолого-педагогическая коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на основе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Поступки сверстников и свои собственные и свои собственные они начинают осмысливать с позиций общепринятых нравственных норм, а совершив ошибку, оценивают ее с этих же позиций и стараются исправить. Так у детей формируются навыки нравственного поведения.

Проблема профилактики и коррекции нарушений нравственного развития у детей, является весьма актуальной, поскольку тесно связана с формированием личности.

 

Когнитивный компонент нравственного сознания.

Метод «Беседа». Предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах.

 

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делают вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

 

 

Изучение осознания детьми нравственных норм.

Методика «Закончи историю».

 

Исследования проводят индивидуально.

 

 

Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания

Методика "Сюжетные картинки"

 

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.[2]

 

После анализа проведённой диагностики была разработана

Сказку про веточку

В большом и светлом лесу стояло дерево с пушистыми зелеными ветками. Путники, проходя мимо, всегда останавливались, чтобы укрыться под ветвями этого дерева от дождя и солнца. Веточки были все разные, но очень дружные, хотя и находились от земли на разной высоте. Одна из веточек была на уровне роста среднего человека и часто люди касались ее рукой, гладя, вдыхая ее аромат, и веточка радовалась, что приносит радость людям. И только один человек взял и обломил веточку, что украсить ею дом накануне праздника. А когда праздник закончился и веточка стала не такой красивой и свежей, как была в лесу, он выбросил ее на улицу под колеса машин. А та часть ветки на дереве стала от горя и тоски ронять крупные слезы. А поскольку лето заканчивалось и пришла осень, а за ней и зима, то слезы превращались в звенящие колокольчики. И теперь уже люди останавливались в недоумении: на живом дереве висит несуразная хрустальная ветка. Было страшно дотронуться до нее, так как она могла, как казалось людям, разлететься только от одного неосторожного прикосновения. Пришла весна. А ветка так и осталась стеклянной без тепла и участия. Да и самой не хотелось сбрасывать с себя защитный наряд, опасаясь, что опять сделают больно. И вот однажды в лес пришел добрый человек, который рассмотрел под нарядом живую душу веточки. Он взял ее в теплые ладони и стал согревать своим дыханием и сердцем. Веточка заплакала, но это были уже слезы радости и надежды, а не отчаяния и боли. А когда она ожила, то дала много новых ростков. И через несколько лет она уже ничем не отличалась от других веток. Только была более крепкой и пушистой. А добрый человек даже и не знает, какое он совершил доброе дело. Ведь веточка не может ему сказать об этом.

4. По окончании сказки можно предложить детям объединиться в пары и нарисовать рисунки вдвоем, предварительно договорившись о сюжете рисунка и том, кто и что будет рисовать.

Далее рисунки обсуждаются, подводятся итоги занятия, проводится ритуал прощания.

 

IY занятие посвящено проблеме агрессии, силы и слабости. Как правило, к 3-4 занятию агрессивность поведения детей в игровой комнате повышается. Это закономерный процесс, описанный в ряде психологической литературы. Задача психолога предоставить детям проявить свою агрессию в социально приемлимой форме, без ущерба для окружающих. Важно учитывать, что причины агрессивного поведения могут быть различными: это может быть результат эгоцентрического стиля родительского воспитания и связанной с этим завышенной самооценки ребенка. Кроме того, агрессивное поведение ребенка может быть связано с внутренней неуверенностью и, следовательно, с необходимостью постоянно находиться в оборонительной позиции, нападать первым, чтобы не показать свою слабость. И в том и в другом случае важно предоставить детям возможность выразить свою агрессивность в играх и упражнениях.

1. Игры для проявления агрессии. Это могут быть символические бои на рулонах ватмана или воздушных шариках, символические танцы с громкими криками воинственного племени индейцев под громкую ритмичную музыку. Если этого недостаточно, то можно предложить детям поколотить боксерскую грушу или побить рулоном бумаги по мату, креслу, разорвать кипу газет на мелкие кусочки.

2. По окончании упражнений детям предлагается отдохнуть, лечь на ковер или одеяла, закрыть глаза. В этот момент эффективно использовать расслабляющую медитативную музыку в течение 10-15 минут.

3. После чего психолог предлагает детям опять собраться в круг и поделиться возникшими у них чувствами и переживаниями, обсудить тему силы и слабости (силен ли драчливый человек, кого можно считать сильным, а кого слабым и т.д.).

Сказка про силу.

Жил-был в одном лесу Маленький ежик. Похож он был на всех ежей, только его доброта и отзывчивость, готовность в любую минуту прийти на помощь отличала его от остальных зверюшек, которые частенько думали в первую очередь о своем покое и своих выгодах, а только уже потом прикидывали стоит ли помогать соседу. Наш же ежик помогал белочкам запасать на зиму грибы, мышам и зайчатам донести ноши до норки, да и в любых других делах он никому не отказывал. Звери были ему благодарны и любили его.

Конечно, существовали в лесу и такие, которые не только не одобряли поведение ежика, но и насмехались над ним и даже издевались над ним за его спиной. Жил в лесу заяц Кривое ухо, драчун и задира. Часто, встречая ежика, он шептал ему: “Ну и дурачок же ты, о себе не думаешь, вот как сейчас наподдам тебе, так к небу и улетишь, вот посмеемся-то!” Как правило с зайцем этим ходил всегда барсучок-хитричек, зло подсмеиваясь над недобрыми шутками, норовя сам приложить лапу и ударить слабого, обидеть его чем-нибудь. Третьим в этой компании был червячок-ползучок. Болтались эти трое целыми днями по лесу, бездельничали, всех задирали, обижали, насмехались, а иногда и били, и считали они себя самыми сильными и храбрыми, часто говоря об этом вслух.

Наш ежик к счастью был очень терпеливым, никому кроме мамы не рассказывал о проделках негодников. Только дома ежик грустил о том, что он не самый сильный, иначе не позволил бы Зайцу обижать зверюшек и самого себя. “Не обращай на них внимания, - говорила мама, - На каждую силу всегда найдется большая сила”. Думал он над словами мамы, думал и решил, что надо стать самым сильным. И вот однажды приснилось ежику, что стал он огромным и сильным, колючки у него страшные и острые. Вышел он в лес. “Я самый сильный, никто меня теперь обидеть не сможет, иначе хуже тому будет”, - закричал. Все зверюшки на всякий случай в норы попрятались, и друзья, и враги. И забыл ежик зачем он хотел быть сильным, забыл кому и за что хотел отомстить. Доброта и справедливость внутри ежика все уменьшались. Звери бояться его стали, стороной обходить, одиноко стало ему. И тут ежик проснулся и вздохнул с облегчением. Это был всего лишь сон. Вышел он на поляну, где бегали звери и увидел, что из-за куста выглядывают горящие глаза волка. “Спасайтесь, звери” - крикнул ежик, свернулся клубочком и храбро покатился под ноги волку. Звери разбежались, волк сердито щелкнул зубами и исчез за деревьями. Вышли зверюшки из своих норок, окружили ежика и наперебой загалдели: “Какой ты храбрый! Ты всех нас спас! Та самый храбрый и сильный из нас!”.

Сказка “Ветерок”

Эта история произошла давным-давно, когда в стране белых облаков жила-была семья: мама Буря, папа Ураган и их маленький сынок - Ветерок.

Ветерок хотел быть похожим на своих родителей: он восхищался тем, как мама Буря быстро гоняет по морю корабли, как папа Ураган резво жонглирует деревянными домиками местных жителей и зелеными деревьями.

В один из солнечных дней, пролетая мимо густой рощи, он захотел попробовать то, как он сам сможет поиграть с маленькими деревьями. Когда он напряг все свои силы и смог сломать одно из деревьев, то это ему настолько понравилось, что он захотел расправиться со всем парком. Так он дошел до последнего дерева - это был мудрый Дуб.

Молвил Дуб Ветерку:

Ветер, Ветер, Ветерок

Не губи меня, дружок.

Посмотри, что натворил -

Все деревья погубил.

 

Мог бы с ними ты играть,

Прятаться за них, плясать.

Смог бы сторожем ты быть

Тишь лесную сторожить.

Ветерок оглянулся, увидел пустынное место и понял, что ему действительно не с кем больше резвиться.

- Что же мне делать, мудрый Дуб?

- Ты очень сильный и быстрый, ловкий и прыткий, а значит, только ты один сможешь развеять семена по пустырю, пригнать тучки, чтобы дождик полил семена; заботиться о маленьких росточках, охлаждая их своим легким воздушным потоком от знойной жары.

Ветерок так и сделал. Выросла роща, подрос Ветерок. А мама Буря и папа Ураган стали гордиться своим сыном, ведь именно он смог всю свою силу и мощь направить на доброе дело.

4. Рисунок.

5. Обсуждение рисунков

6. Ритуал прощания.

Y занятие. Среди детей, посещающих групповые занятия, часто встречаются дети, которые часто обижаются и не умеют освобождаться от своих обид, высказывать их. На этом занятии детям предоставляется возможность выразить свои обиды в вербальной, графической и других формах.

1. В начале занятия дети обмениваются сообщениями о своих достижениях и неудачах, случившихся за время, прошедшее с последнего занятия.

2. Психолог говорит о том, что сегодня речь пойдет о таком человеческом качестве, как обидчивость. Обсуждается, чем это качество полезно и чем мешает человеку. Детям предлагается с помощью мимики и пантамимики изобразить обижающегося человека. Каждому участнику группы предлагается рассказать о своих самых больших обидах, которые он не может забыть.

3. Сказка про обиду

В одном городе в самой обычной семье жил самый обычный мальчик. Жил он вместе с папой и мамой, которые его очень любили (ведь все родители любят своих детей). Этот мальчик, так же,как и все дети, ходил в школу, после уроков гулял во дворе дома, а вечером ложился спать в свою теплую, уютную постель. Но в своей мягкой постели он не засыпал, как все дети, сладким сном, а начинал перебирать в памяти и переживать все те маленькие обиды и обидки, которые успел накопить за прошедший день. Могу вам сказать, что этот мальчик отличался от других тем, что умел накопить этих обид великое множество. Ему казалось, что он видит, как его одноклассники косо смотрят в его сторону (и на это обижался). Ему казалось, что во дворе девчонки шепчут плохие слова ему вслед - и на это тоже обижался. Часто ему казалось, что его никто не любит, даже мама с папой (потому, что они так много работают и так мало уделяют ему времени и внимания). И на это он обижался больше всего.

Вот как много обид было у этого мальчика. Он собирал их каждый день и поэтому каждый вечер он лежал в постели и перебирал в памяти все свои обиды. И, конечно же, ему становилось себя ужасно жалко от того, что все его обижают, он чувствовал себя очень несчастным от этого. И никому не рассказывал о своем несчастье, о своих обидах. Ему казалось, что все и так должны видеть, что он обижается.

Так мальчик и жил: пережевывал свои обиды и проглатывал. Каждый вечер. И ни с одной из своих обид не хотел расставаться.

В конце концов с мальчиком стали происходить невероятные изменения. От каждой новой обиды он стал раздуваться, как воздушный шарик. Как обидится, так раздувается все больше и больше. И наконец раздулся так, что превратился в воздушный шарик. Подул ветер и понес шарик высоко в небо. Испугался мальчик-шарик, думает, что же делать? Страшно и неудобно лететь вот так туда, куда ветер дует, все дальше от мамы и папы, друзей, одноклассников. Даже девчонки во дворе показались ему теперь хорошими и родными. Дай, думает, я ногами подрыгаю и опущусь вниз - а ног-то и нет. Тогда, думает, я руками помашу, полечу, куда хочу - а рук нет. Ничего нет! Есть только дырка, через которую шарик надувался обидами, и все! А дырка эта плотно веревочкой красной завязаны, чтобы обиды не вылетали. Туго завязана, просвет маленький, маленький, еле виден. Поднатужился мальчик, собрался и выпустил одну, самую малюсенькую обидку в этот маленький просвет. Чувствует, веревочка-то чуть ослабла. Уже не так крепко держит. Тогда он еще обидку поменьше нашел, выпустил. Веревочка еще ослабла. Тут и ветер начал стихать, не так крутит и болтает, как раньше. И стал тогда мальчик-шарик выпускать из себя обидки и обиды, сначала маленькие, потом побольше, потом самые большие. А когда выпустил из себя самую, самую большую обиду, глядь, а он во дворе дома своего стоит, такой же, как и раньше, в брюках и курточке. А в руках у него висит веревочка красная, которой шарик был перевязан. Да! Дела! Призадумался мальчик, хотел хоть одну обиду вспомнить и не нашел ни одной - все обиды выпустил там, в небе. Ничего не осталось. Только легкость во всем теле почувствовал. И так ему хорошо и приятно стало, так захотелось всем что-нибудь хорошее сказать (это, оказывается, так легко сделать, когда не обижаешься). Посмотрел мальчик на веревочку у себя в руке и подумал, что не хочет он больше, чтобы она его обиды связывала. Пошел и сжег ее. И теперь, когда обижался, то легко выпускал из себя все обиды. А со временем и вовсе обижаться перестал: какой смысл обижаться, если обиды не удерживаются. И стал он жить легко и свободно так, что со временем даже забыл об этой истории.

4. Рисунок. Детям предлагается нарисовать свою обиду или обидную ситуацию

5. Обсуждение рисунков.

6. Игра “в шарики”. Психолог раздает детям воздушные шарики и говорит о том, что это специальные шарики для тех, кто хочет выпустить из себя свои обиды. Каждый ребенок вслух называет несколько своих самых больших обид, которые ему мешают, а затем надувает шарик, выдувая туда все свои обиды. Все обиды пропадут, когда шарик лопнет. Кто-то из детей может проткнуть шарик, а кто-то может быть хочет подождать, когда он сам лопнет или сдуется.

7. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

YI занятие посвящено проблеме детской неуверенности, низкой самооценки. С чувством неуверенности связано много детских проблем, начиная от застенчивости, скованности, необщительности вплоть до агрессивного поведения, как способа защиты.

1. Занятие начинается с обычного обсуждения того, что произошло за последнее время с каждым ребенком.

2. Для работы с проблемой неуверенности существует много психотерапевтических игр и упражнений. Некоторые из них приводятся в данной программе.

Игра “Я”. Все дети усаживаются в круг. Один ребенок (условно - водящий) встает в центр круга напротив кого-нибудь из участников и громко говорит: “Я”. Тогда сидящий напротив человек называет водящему какое-либо его положительное качество (например: “Я...” - “...добрый”). Получив эту “похвалу” водящий поворачивается к следующему человеку, сидящему в кругу. Когда пройден весь круг, в центр встает другой ребенок.

Игра “Пряник” (упражнение из телесно-ориентированной терапии). Для начала выбирается желающий быть главным участником игры. Психолог объясняет, что сегодня все будут лепить пряничную девочку (или мальчика). Желающий ребенок укладывается на ковер или теплое одеяло животом вниз. Все дети собираются вокруг него. Ведущая роль в этой игре принадлежит психологу, все дети ему помогают. Психолог говорит, что для того, чтобы испечь пряничную девочку необходимо положить много разных продуктов. Все дети и психолог называют различные продукты, приправы (мука, мед, сахар, корица, фрукты и т.д.) и “добавляют” их в виде своеобразного массажа. Далее необходимо “замесить тесто” (с помощью массажа) и слепить пряничному человеку все части тела, начиная с волос, шеи и заканчивая пальчиками на ногах. Затем ребенок переворачивается на спину и все начинается сначала (добавить продукты, замесить тесто, слепить). Потом начинается процесс выпекания: для этого двое детей укладывается поперек “пряничного человека” на несколько минут. Когда пряничная девочка (или мальчик) готов, проверяется, умеет ли он ходить, прыгать, поднимать руки и т.д.

3. Сказка про неуверенность "Храбрый лягушонок"

На дне теплой лужи лежали икринки. И в один из дней, как обычно, из этих икринок появились головастики. А одна икринка случайно закатилась под камушек. Там было прохладнее, и головастик из этой икринки вылупился позднее. А когда он вылупился, он заметил, что другие головастики гораздо крупнее его и умеют быстро плавать. Он думал, что у него никогда так не получится. И поэтому он вяло двигал хвостиком и медленно передвигался. Боясь выглядеть смешным, головастик не решался двигаться быстрее и с грустью смотрел на остальных однолужников.

Пришло время и все головастики превратились в маленьких, симпатичных лягушат, у которых отпали хвостики. Наш маленький головастик тоже превратился в симпатичного лягушонка, но хвостик у него почему-то не отпадал. Ему было обидно, что он не похож на других и, казалось, что он самый некрасивый. И поэтому он не ходил в соседнюю лужу, где собирались бесхвостые лягушата, а сидел в сторонке и тихо грустил.

И вот однажды, в самый обычный день, в понедельник, 13 числа, к луже подошла большая черная птица, которая искала себе сытный обед. Заметив в соседней луже лягушат, она решила пообедать ими. Птица уверенно направилась к ним. Лягушата попрыгали в разные стороны и вскоре уже были далеко от лужи. А один лягушонок не успел. Он зацепился лапкой за травинку и отчаянно брыкался. В это время хвостатый лягушонок находился на другом конце лужи. Увидев несчастного, наш лягушонок стремительно поплыл по луже, быстро-быстро работая лапками и хвостиком. Благодаря своему хвостику, который не отпал вовремя, он стремительно пересек лужу, помог запутавшемуся лягушонку выпутаться и они удачно скрылись. Когда они удалились на безопасное расстояние, их обступили другие лягушки и стали восхищаться быстротой и смелостью хвостатого лягушонка. И все вдруг обратили внимание, что хвостик у хвостатого лягушонка отпал, и он стал таким же как все, бесхвостым. Лягушонок почувствовал себя похожим на других и даже чуть-чуть лучше. Он уже знал, что в следующий раз он не будет бояться никаких насмешек и почувствовал себя уверенным и смелым. И это наполнило его радостью и гордостью.

 

Сказка “Кораблик”

Жил-был кораблик, небольшой, но довольно шустрый. Он очень любил поплавать в море под ярким солнышком, любил заплывать далеко, и только смеялся, когда птицы ему говорили: “Куда ты? Ты ведь небольшое суденышко, ты не знаешь, на что способен. Не уплывай далеко.” Кораблик действительно не очень хорошо представлял себе, какой он, что находится в его трюмах, что направляет его паруса. Время от времени он наводил порядок на своей палубе, чистил медные поручни, подтягивал паруса, остальное оставлял на потом, ведь впереди еще много времени, у кораблика есть порт, где он сможет отдохнуть, док, где его могут подремонтировать и покрасить, да и ветер то и дело дует в нужную сторону.

Но вот однажды кораблик разнежился на солнышке и не заметил, как ветер потихоньку, потихоньку отогнал его в открытое море. Начался настоящий шторм. Кораблик бросало из стороны в сторону, рвало паруса, ломало мачты, берега видно не было, и неизвестно, чем и когда закончится эта история. Сначала кораблик решился отдаться воле ветра и воды, чтобы за это время привести в порядок не только палубу, но и трюм, и каюты, и все остальные части. Когда он это сделал, то понял, что у него есть все необходимое, чтобы быть настоящим кораблем и выстоять в этой буре. Он собрал все свои силы, и оказалось, что он вполне пригоден для плаванья в открытом море даже в такую сложную погоду. С тех пор кораблик старался сам следить за порядком на своей территории, хоть ему и приятно, что где-то там его порт.

 

4. Рисунок. На этом занятии вместо рисунка все дети начинают работать над созданием “Книги о себе”. Для этого у каждого ребенка должен быть чистый альбом, его собственная любимая фотография, клей, фломастеры. У каждого ребенка эта Книга получается индивидуальна и неповторима, и в дальнейшем каждый ребенок будет записывать в нее все, что захочет про себя, своих близких, про свои удачи и неудачи и т.д. На этом занятии психолог только лишь рассказывает детям об идее этой книги и помогает начать ее создание. Как правило на первой странице наклеивается фотография ребенка. Этот лист ребенок может разукрасить всеми возможными способами и написать о себе все те хорошие слова, которые захочет. В том случае, если дети в группе еще не умеют писать, возможна помощь психолога: либо психолог делает надписи под диктовку ребенка, либо подсказывает, как написать те или иные слова. Многие дети вместо надписей используют различные рисунки. Все остальные страницы в книги заполняются по желанию детей всем, чем захочется. Следующая страница может быть посвящена тому, что ребенок любит больше всего, следующая - тому, что он больше всего не любит, на следующей нарисованы его самые близкие и любимые люди и т.д. Часто дети в этот альбом помещают в дальнейшем все рисунки, которые рисуют в процессе этих занятий в группе. Это уже право каждого ребенка помещать в “Книгу о себе” все, что ему захочется. На последующих занятиях психолог оставляет 5-7 минут времени для того, чтобы дети, если захотят, могли показать всем, что они нарисовали в своей Книге за последнее время.

5. Обсуждение рисунков и своих книг-альбомов со всей группой.

6. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.

YII занятие посвящено проблеме различных чувств и эмоций. На этом занятии дети знакомятся со всем многообразием человеческих чувств, учатся дифференцировать собственные чувства и эмоции, видеть проявления различных чувств у окружающих.

1. Психолог говорит о том, что на этом занятии речь пойдет о различных человеческих чувствах и предлагает детям назвать те чувства, которые они знают. Психолог обращает внимание детей на то, что человек умеет выражать свои чувства всем телом, с помощью мимики и пантомимики, даже без использования речи (все обсуждают, как это выражается). В этом случае удобно использовать различные картинки или плакаты с изображением людей, выражающих различные чувства. Затем можно обсудить тему положительных и отрицательных чувств, выяснить зачем человеку то или иное чувство, чем оно ему помогает.

2. Игры и упражнения. 1) Все дети разбиваются на пары. Один из них загадывает какое-либо чувство и начинает его показывать молча, без использования речи. Задача другого - угадать, какое чувство выражает его партнер. Затем дети меняются ролями. 2) “Танцы“ - все дети делятся на две команды, одна команда загадывает какое-либо чувство и начинает его изображать с помощью танца. Задача другой команды - отгадать это чувство.

3. Сказка про чувства

Жили-были на свете разные чувства: и жалость, и внимание, и долг, и забота, и раздражение, и радость. Поспорили они однажды: зачем мы нужны на свете людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, положительными: внимание, забота, доверие, радость. “Мы всем нужны”, - говорят. “С нами хорошо”

- Вот я, - говорит внимание, - я помогаю людям смотреть на другого человека, помогать ему, внимать ему, то есть быть в нем. Я очень полезное чувство.

- А я, - говорит забота, - я прямо за ботинок хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь.

- А я-то, а я-то, - говорит доверие, - я помогаю людям верить, а это уж самое главное.

- А уж про меня и говорить нечего, - отозвалась радость, - я же рай даю на земле.

- Так, что все мы нужны. Не то, что вы, “плохие” чувства: жалость, долг, страх, раздражение. От вас никакой пользы, только вред. Вот ты, жалость, та жалишь и жалишь, как пчела. А ты, долг, ты только и твердишь “должен, должен”. Тяжело ведь. А от тебя, страх, одни неприятности. Все “боюсь, да боюсь”. А про тебя, раздражение, и говорить нечего. Ты весь аж дрожишь, когда что-то не так. Не нужны вы никому, ни взрослым, ни детям, а уж о нас и говорить нечего. Уходите!

- О, беда, - говорят отрицательные чувства, то есть обиделись. И ушли.

Остались положительные чувства одни, по началу им хорошо было, никто не мешает.

Внимание все внемлет кому-то, всё растворилось уже в нем, его самого уже не видно. Исчезло уж совсем. “Эх, была бы жалость со мной, хоть бы ужалила, я бы огляделось бы, само собой осталось.”

Забота все заботится, за ботинок держит, не отпускает. Устала Надоело. Не может так долго держать. Чувствует, уже сил нет заботиться.. Взяла и уронила того, кого держала, и он свалился в пропасть. Тут уж она совсем расстроилась. “Эх, - говорит, - был бы сейчас долг со мной, я могла бы долго заботиться.”

Тут доверие говорит: “А я всему верю, всему доверяю. Пойду я купаться. Я верю, тут не глубоко, ничего не случится.” И прыг в воду. А там глубина... Еле-еле выскочило доверие, чуть не утонуло. Воды нахлебалось, не продохнуть. “Эх, был бы страх со мной, посторожил бы, предостерег, я бы так сломя голову не полезло бы”.

“А у меня все хорошо, - говорит радость. - Я всему радуюсь, рай даю”. Тут ветер подул (она стоит, радуется), потом дождь пошел (она все стоит, радуется), снег повалил, град, пурга началась. Радость простыла совсем, кашляет, чихает, температура поднялась. Совсем она разболелась. “Эх, - говорит, - было бы со мной раздражение, хотя бы раз задрожало, предупредило, что не так, я бы тогда от ветра-дождя спряталась, была бы здорова”.

Да, ребята, что-то у нас без наших друзей-приятелей отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте-ка их обратно позовем.

И пошли они к отрицательным чувствам. Те сидят дома, горюют. “Никому мы не нужны, всем без нас хорошо, все говорят, что мы плохие”. Тут дверь открывается, приходят положительные чувства. “Возвращайтесь к нам, - говорят, - давайте вместе жить, людям служить, а то дело не идет, плохо без вас”.

Так и стали жить все вместе. Жалость и внимание вместе под руку ходят. Следят, чтобы всего в меру было.

Долг с заботой подружились, помогают долго заботиться. Страх доверие предупреждает об опасности. А раздражение разочек дрогнет, чтобы радость знала, если, что не так, и о себе побеспокоилась.

И знают они теперь, что они все вместе людям нужны, без них никак. И называются они теперь не плохие и хорошие, а отрицательные и положительные.

4. Рисунок. На этом занятии можно использовать коллективный рисунок: на большом листе ватмана все дети руками рисуют свои чувства.

5. Подведение итогов занятия, ритуал прощания.

 

YIII занятие посвящено проблеме застенчивости. В качестве игр и упражнений эффективно использовать танцы, разыгрывание различных сценок из жизни, в которых каждый ребенок имеет возможность сыграть разные роли (и застенчивого, и агрессивного, и самоуверенного, и неуверенного человека).

2. Сказка про застенчивость

Жил не свете очень застенчивый человечек. Именно жил, а не жил-был. Потому что быть он не умел. Ему стена мешала, за которую он всегда прятался. Как только захочет что-нибудь сделать, так сразу застесняется и за стенку спрячется. А стенка у него была такая тесная, что он сам туда едва-едва помещался. Где уж там еще кого-нибудь в гости пригласить - тесно. Была эта стенка такая толстая, высокая, и состояла она из множества кирпичиков: “Я не могу”, “Я не умею”, “Я такой маленький и беззащитный”, “Меня никто не любит и не понимает” и еще много-много разных кирпичиков было в этой стенке. Так неуютно было нашему человечку за своей стенкой. Только хочет выглянуть из-за нее, а перед глазами только большие серые кирпичи - ничего не видно за ними. Хочет наверх забраться, перелезть через стенку, дотронется, а кирпичи холодные, шершавые, руки стынут. Бывало захочет человечек послушать, что же в мире за стеной происходит, вон, дети на улице подходят, говорят ему что-то, а каждый кирпичик так начинает громко кричать на разные лады: “Не могу”, “Боюсь”, “Не умею”, что только их и слышно. А что за стеной происходит никак не увидишь. Так и жил наш человечек много дней и ночей подряд за своей застенчивостью, как за каменной стеной. Плохо ему было там одному, скучно, страшно и одиноко. Только изредка солнечный лучик пробивался сверху к человечку, согревал его своим теплом, шептал ласковые слова, рассказывал, что в мире происходит, как люди там живут, как любят друг друга и доверяют и тем самым согревают сами себя и других как будто солнечным теплом. Не верил наш человечек этим рассказам. Как это доверять? Где эта вера? Где уж тут кому-то доверять, когда сам себе не веришь и даже не доверяешь. Не верил человечек лучику, а сам ему стеснялся сказать об этом, вдруг лучик обидится на него и совсем не будет приходить. Останется тогда человечек один одинешенек за своей каменной стеной. И от этих мыслей стена вокруг него становилась все толще, все холоднее, все страшнее. Теперь только изредка лучик пробивался сквозь нее и поэтому приходил все реже и реже.

Однажды не выдержал человечек и доверился лучику, рассказал ему о своих горестях, о своих недовериях и сомнениях. Другими словами, сказал, как ему тут плохо и одиноко. И вот, что удивительно, не ушел лучик, не скрылся, а даже обрадовался этому доверию и сказал, что очень хочет помочь человечку в его беде.

- А для этого тебе нужно только почувствовать мое тепло, мою любовь к тебе. Закрой глаза, расслабься и только чувствуй, не думай ни о чем.

 

И стал лучик согревать человечка своим теплом и любовью. От этого в груди человечка становилось все теплее, теплее, приятное тепло разливалось по всему его телу, а в груди, там, где сердце, как будто загорелось маленькое солнышко. А пока человечек заполнялся этим теплом, он все рос, рос и стал уже не человечком, а человеком, а стена вокруг него стала похожа на игрушечный домик. Стал тогда человек разбирать по кирпичику этот дом и каждый кирпич вертеть в руках и разглядывать. Вот кирпич “Я не могу” - интересно, а что это я не могу, когда я еще ничего не делал.

“Я маленький” - да я уже большой.

“Меня никто не любит” - вот, оказывается, как меня лучик любил, а я и не видел. Может и с другими также.

Так и разобрал по кирпичику всю стенку. Огляделся вокруг - люди ходят, тепло и любовь друг другу дарят. И почувствовал человек, что солнышко внутри него светит ярко и греет жарко и стал делиться с другими этим теплом, а они в ответ дарили ему часть своего тепла.

А еще оказалось, что вокруг так много людей за своими стенками сидят и выбраться не могут. И понял человек, что у каждого из них есть свой лучик, только надо довериться ему и открыть душу для его тепла.

А часть кирпичиков оставил человек себе и надевал свою стенку только тогда, когда хотел побыть один, подумать или помечтать.

3. Рисование. На этом занятии эффективно использовать рисование руками на больших листах бумаги, поскольку это приводит к большему расслаблению и раскрепощению.

4. Обсуждение рисунков.

5. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания.

IX и X занятия могут быть полностью посвящены ролевой игре. В начале занятия дети договариваются, в какую игру будут все вместе играть. Это может быть любая игра, в которую хотят играть все дети. На своих занятиях мы часто используем в качестве такой игры - строительство ДОМА. В начале все дети сообща разрабатывают макет дома, рисуют его схему на листе, договариваются, сколько в нем будет комнат, как они будут расположены, из чего дом будет строиться и т.д. Затем распределяются роли, например, при строительстве дома необходимы: главный архитектор, главный дизайнер, главный строитель, начальник ЖЭКа и т.д. Когда дом построен, каждый может занять свою комнату, ходить в гости и приглашать гостей к себе. На этих занятиях задача психолога - организовать игру в самом начале и помочь детям договориться и распределить роли, а затем предоставить детям максимальную самостоятельность.

На последнем занятии все дети вспоминают, какие темы занятий у них были, чему они научились, что нового узнали. В конце занятия можно устроить праздник с чаем, сладостями, праздничными поздравительными свидетельствами об окончании группы и т.д. На это праздничное чаепитие можно пригласить родителей и поиграть всем вместе. Занятие можно завершить надуванием “Шаров желаний”: каждый человек в игровой комнате загадывает свое самое заветное желание и надувает этим желанием воздушный шарик. Желание сбудется, когда шарик лопнет или улетит.[1]

 

Заключение

В течение последнего десятилетия российское образование находится в состоянии кризиса, вызванного реформами социально-экономической сферы страны. Происходящие негативные изменения отразились на материально-экономической базе социальной защиты дошкольного детства, которая значительно ослабла. Значительное количество яслей и детских садо<


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.119 с.