Структурное подразделение
АЭС
|
Количество видов электродвигателей
первых трех каст, %
| Относительная частота появления
электродвигателей первых трех каст
| Численные значения
| |
числа видов,
S
| повто-ряемости видов,
d
| координаты
точки,
R
| |
w1
| w2
| w3
| |
Машзал
| 38,9
| 0,028
| 0,333
| 0,028
|
| 5,77
| 22,7; 1
| |
Спецкорпус
| 43,5
| 0,113
| 0,274
| 0,048
|
| 6,31
| 32,7; 1
| |
Вспомогательные сооружения
| 55,7
| 0,180
| 0,279
| 0,098
|
| 4,80
| 17,4; 1
| |
Реакторное отделение
| 64,4
| 0,220
| 0,271
| 0,153
|
| 4,55
| 17,2; 1
| |
В целом по АЭС
| 44,5
| 0,117
| 0,241
| 0,088
|
| 8,47
| 32,0; 1
| |
По всем структурным подразделениям АЭС численные значения относительных частот появления электродвигателей вторых групп (w2) значительно больше, чем первых групп. Наибольшее количество редко встречаемых видов электродвигателей (электродвигатели первых трех групп) имеется в реакторном отделении АЭС, где они применяются для уникальных целей. В машинном зале и спецкорпусе количество видов электродвигателей первых трех групп несколько меньше, чем в реакторном зале АЭС. Это объясняется тем, что на объектах электроэнергетики в соответствии с жесткими требованиями к безаварийной работе станций применяются многоканальные системы безопасности и осуществляют резервирование технологического оборудования, а, следовательно, и его электродвигателей. К объектам атомной энергетики предъявляются еще более жесткие требования по ядерной и радиационной безопасности. Так, например, по существующим нормам на два рабочих насоса водяного охлаждения генераторного блока устанавливается два резервных. В некоторых случаях имеется еще и ремонтный насос. Приводом каждого насоса служит электродвигатель вида 110 кВт серии 4АМ 280.
Количество видов электродвигателей второй группы в целом по АЭС на 106 % больше, чем в первой.
На основании табл. II.12 рассчитаны удельные веса электродвигателей первых трех групп, структурных подразделений относительно соответствующих групп в целом по АЭС (табл. II.13).
Удельные веса определялись соотношением
,
| (II.34)
|
где wiАЭС – относительная частота появления электродвигателей i-й группы в целом по АЭС.
Т а б л и ц а II.13
Удельные веса электродвигателей первых трех групп
Подразделений АЭС
Структурное подразделение АЭС
| Численные значения, %
|
w'1
| w'2
| w'3
|
Машзал
| 23,9
| 138,2
| 31,8
|
Спецкорпус
| 96,6
| 113,7
| 54,5
|
Вспомогательные сооружения
| 153,8
| 115,6
| 111,4
|
Реакторное отделение
| 188,0
| 112,4
| 173,9
|
В целом по АЭС количество видов электродвигателей первых трех групп значительно меньше, а численные значения показателя «средняя повторяемость видов» больше, чем на промышленных предприятиях [28].
Полученные научные результаты по АЭС и АСТ подтверждены соответствующим заключением Нижегородского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института «АТОМЭНЕРГОПРОЕКТ».
Характер распределения электродвигателей ТЭЦ аналогичен распределению их на АЭС [28]. Однако, из-за отсутствия жестких требований к ТЭЦ по ядерной и радиационной безопасности, количество видов электродвигателей второй группы лишь незначительно (на 27 %) превышает их количество в первой группы.
Учитывая, что для объектов электроэнергетики характер распределения электродвигателей имеет вид кривой б (рис. II.15), программа STRUCTURE должна рассчитать составляющие уравнения (5.4) со значения Х = 2, что и заложено в указанный программный продукт.
Следует отметить, что на крупных промышленных предприятиях типовое распределение трансформаторов вида 10/0,4 кВ также описывается кривой б (рис. II.15).
По результатам анализа структур электродвигателей различных предприятий можно сделать ряд обобщений:
- чем больше численное значение средней повторяемости вида d, тем, как правило, меньше относительная частота (вероятность) появления электродвигателей, составляющих группу уникальных приводов;
- анализ видовых распределений показывает, что численное значение a находится в пределах от 0 до 2, что подтверждает формальные математические выводы [28] в теории устойчивых безгранично делимых распределений. Изменение a от 1 до 2 соответствует состоянию «норма», когда количество редких видов соизмеримо с общим числом элементов в системе. Существуют и аномальные состояния: эффект концентрации и эффект рассеяния. В первом состоянии появляется многочисленный типоразмер изделия — «модный» вид. Во втором состоянии велико число видов изделий, которые встречаются в исследуемой системе только один раз. Эффект рассеяния является самым неэкономичным случаем для ремонтного производства. При появлении эффекта рассеяния средняя повторяемость видов составляет d = 1,3 - 1,8;
- велик удельный вес видов электродвигателей, представленных в выборках не более чем тремя. В процентном соотношении это составляет 60 - 70 %, что соответствует существующему положению, например, в черной металлургии;
- в исследованных совокупностях практически отсутствуют электродвигатели серии АИ и ее модификации, что свидетельствует о слабой обновляемости основных фондов (электродвигатель является элементом основных фондов);
- по видовому распределению ремонтной совокупности можно только приблизительно судить о видовом распределении генеральной совокупности электродвигателей всего предприятия. Это объясняется, как отмечалось ранее, несовершенством ремонтной технологии предприятия, где эксплуатируются эти электродвигатели, и их последующей некачественной эксплуатацией (один и тот же электродвигатель в течение года может неоднократно ремонтироваться, особенно это относится к электродвигателям многочисленных групп);
- на узкопрофильных предприятиях, например, РОСТОРГМОНТАЖ, все обобщающие показатели видовых распределений могут значительно отличаться (в лучшую сторону) от аналогичных показателей других предприятий. Это объясняется узкой номенклатурой используемого оборудования, и как следствие этого, узкой номенклатурой электродвигателей, используемых в этом оборудовании;
- существуют совокупности, в которых наибольшее число видов электродвигателей имеет не самая первая группа. Как правило, это наблюдается на предприятиях, где установка уникального (с точки зрения повторяемости) электродвигателя по каким-либо причинам нежелательна. Из проанализированных общих перечней электродвигателей предприятий такие распределения имеют электродвигатели ТЭЦ, АЭС и АСТ, где требования к надежности являются определяющими. Наибольшее число видов в генеральной совокупности электродвигателей этих объектов имеет вторая группа.