Критерии классификации церковных расколов. Традиционная и новая типологии классификации возможных форм разрыва церковного единства. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Критерии классификации церковных расколов. Традиционная и новая типологии классификации возможных форм разрыва церковного единства.

2024-02-15 19
Критерии классификации церковных расколов. Традиционная и новая типологии классификации возможных форм разрыва церковного единства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционные для православного канонического права критерии классификации церковных разделений впервые были высказаны святителем Василием Великим. Все возможные формы разрыва межхристианских отношений святитель Василий свел к трем основным группам:

ü Ересь — разрыв с кафолической Церковью по причине несогласия с одним или несколькими фундаментальными положениями ее религиозного исповедания.

ü Раскол — разрыв церковного единства по причине несогласия в таких вопросах церковной жизни, разрешение которых вполне достижимо путем взаимного соглашения.

ü Незаконные (самочинные) собрания — это псевдоцерковные сообщества, возникшие в результате отделения от кафолической Церкви группы христиан, грубо поправших принципы церковной дисциплины и порядка.

 

К началу XXI ст. любое церковное разделение, не мотивированное расхождением в фундаментальных основах веры (т. е. ересью), стало именоваться расколом. Связано это отчасти с тем, что во многих случаях грань между расколом и самочинным сборищем весьма условна и трудноопределима.

В 2009–2010 гг. российские религиоведы А.К. Погасий и А.Н. Лещинский предложили новую схему классификации и типологизации расколов в Христианской Церкви. В рамках этой схемы все возможные межхристианские разделения были распределены по группам, выделенным на основании:

ü причин возникновения (догматические, канонические, политические, геополитические, экономические, личные);

ü возможных последствий (расколы общехристианского значения, расколы внутри конфессий, расколы внутри отдельных общин);

ü хронологии возникновения (расколы в раннем христианстве I–IV вв.; расколы периода установления обще-христианской догматики IV–X вв. и т.д.);

ü отношения к Вселенскому Православию (канонические Поместные Церкви и «альтернативное православие», включающее в себя следующие подтипы: дореформенные, эмигрантские, катакомбные, истинно-православные, автокефалистские, апокалиптические и реформированные объединения).

 

Однако данная классификация не может быть принята во всем объеме, потому что у нее нет четкой грани между церковными расколами и новыми религиозными движениями (сектами, культами).

При обобщении многовекового опыта можно выделить следующую классификацию в зависимости от степени удаленности этих сообществ от кафолической Церкви:

ü Разделение. Всякий разрыв канонического общения между Поместными Церквями, в результате которого ни одна из сторон не перестает быть частью единой кафолической Церкви. Средством преодоления церковных разделений является исключительно примирение, предполагающее восстановление утраченного межцерковного общения.

ü Раскол. Всякое отпадение от единства с кафолической Церковью церковных областей, епархий, приходов, священнослужителей, монашествующих или мирян, в основе которого не лежит конфликт религиозных ценностей. Возникновение раскола в Церкви является итогом предельного развития конфликта интересов и/или конфликта нерелигиозных ценностей, что может быть связано с неканоничным провозглашением автокефалии. Уврачевание церковного раскола всегда совершается посредством воссоединения с кафолической Церковью отделившихся от нее лиц или сообществ.

ü Уклонение в ересь. Здесь следует подразумевать всякое отпадение от единства с кафолической Церковью, порожденное конфликтом религиозных ценностей, то есть принципиальным несогласием христианина или группы христиан с церковным вероучением при сохранении ими христианской самоидентификации.

ü Отпадение от Церкви. Сюда относятся всякие формы разрыва христиан с традиционным христианским вероучением, естественным следствием которых является невозможность для них дальнейшего самоотождествления с кафолической Церковью. Воссоединение с Церковью лиц, переходящих из нехристианских сообществ, совершается посредством покаяния для имеющих христианское крещение и через крещение для не имеющих его.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.