Богословские основания церковного единства — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Богословские основания церковного единства

2024-02-15 20
Богословские основания церковного единства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы для экзамена по предмету

Расколоведение

для студентов 4-го курса заочной формы обучения.

 

История учебной дисциплины «Расколоведение»

В XIX ст. возникла новая отрасль церковно-исторического знания, обращенная на изучение русского старообрядческого раскола. Данное обстоятельство привело к выделению в рамках традиционного богословского образования самостоятельной расколоведческой специализации.

Впервые вопрос о необходимости изучения проблематики церковных расколов был поставлен в начале 1850-х гг. В 1853 г. было принято решение об открытии при Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях, а в 1854 г. при Казанской духовной академии и семинарии миссионерских отделений по «Истории и обличению русского раскола и сектантства» (известному также как «Расколоведение»). С 1855 г. изучение расколоведения стало неотъемлемой частью академического образования, а в 1857 г. во всех духовных академиях были открыты кафедры «Истории и обличения русского раскола и сектантства». Программа новой учебной дисциплины предполагала ознакомление студентов с историей, современной статистикой, историографией и особенностями вероучения русского старообрядчества. Кроме того, в рамках данного учебного курса будущие пастыри получали необходимые практические наставления относительно методик миссионерской работы среди старообрядцев и сектантов.

Среди наиболее крупных специалистов по расколоведению в дореволюционный период можно отметить митрополита Московского Макария (Булгакова), профессоров Н.И. Субботина, Е.Е. Голубинского и многих других.

Развитие расколоведения как церковной науки было прервано революционными событиями 1917 г. Однако расколоведение продолжало преподаваться в училищах РПЦ заграницей. Так, в 1923–1936 гг. в Болгарии действовало четырехклассное пастырско-богословское училище РПЦ, программа которого была ориентирована на традиционный семинарский курс и включала в себя предмет «История и обличение русского старообрядчества и сектантства».

В годы Второй мировой войны начали восстанавливаться высшие и средние духовные заведения РПЦ. Процесс возрождения не обошел стороной и расколоведение. Учебная программа включала в себя предмет «История и разбор русского сектантства и раскола».

Помимо богословско-пастырских курсов, расколоведение преподавалось также в некоторых краткосрочных епархиальных курсов, рассчитанных на сообщение слушателям элементарных знаний о православном вероучении, церковной истории и литургической практике.

Резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 5 ноября 1955 г. были утверждены новые учебные планы для духовных учебных заведений, в которых расколоведение приобретало наименование «Разбор учения русского раскола и сектантства».

В 1960 г. Учебный Комитет РПЦ принял новые учебные программы для духовных академий и семинарий, исключавшие преподавание расколоведения. Данное решение не было поддержано лишь Минской духовной семинарией, в которой «Разбор учения русского раскола» и «Разбор учения русского сектантства» преподавались вплоть до ее закрытия.

На протяжении последующих десятилетий церковные расколы и разделения подвергалась поверхностному рассмотрению в рамках некоторых церковно-исторических дисциплин («История Русской Православной Церкви», «История Поместных Православных Церквей» и др.) или не изучались вовсе.

 

 

Богословские основания церковного единства

Видимым продолжателем дела Христова в истории является Его Церковь, предлагающая миру спасительную возможность единения в Боге посредством приобщения Ему в Таинстве Евхаристии. Сопричастность Божественному началу дарует человечеству утраченную внутреннюю целостность и преодолевает пагубную греховную разделенность. Осуществление единства является исторической задачей Церкви. В этой связи любой раскол Христианской Церкви представляется чем-то трагичным, безумным и противоестественным. Нарушение церковного единства всегда есть посягательство на то, что принадлежит только Богу и никому другому.

Употребляемое в Новом Завете слово «Церковь», применяемое по отношению к христианскому сообществу, имеет значение собрания или единой человеческой общности. В Таинстве Евхаристии христиане приобщаются Божественной жизни, по своей природе чуждой каким-либо разделениям.

Таинственно отображая на себе Божественное начало, в котором непостижимым образом сопряжены единство сущности с троичностью ипостасей, Церковь предлагает человечеству перспективу достижения подлинного единства.

Подобно внутритроичным отношениям, все люди, собранные в Церкви вокруг Христа и Евхаристии, мистически сливаются в единый богочеловеческий организм, не утрачивая свою индивидуальность. Включенность Церкви в Божественную жизнь делает ее принципиально чуждой любым разделениям или расколам, ведь «разве разделился Христос?».

В ходе истории Церковь получила широкое распространение в пределах различных государств. Каждая из рассеянных по всему миру церковных общин не только сохраняет молитвенно-каноническое общение со всей Церковью, но и во всей полноте являет эту Церковь.

Противоестественность каждого раскола заключается в его стремлении исказить глубинную сущность Церкви во имя земных мотивов. В своей богословско-канонической оценке природы межхристианских разделений Православная Церковь всегда была предельно категорична и недвусмысленна. Во все времена церковный раскол объявлялся грехом и величайшим злом, чреватым катастрофическими духовными последствиями для инициаторов и сторонников отделения от кафолической Церкви. Именно этим объясняется строгость высказывания священномученика Игнатия Богоносца: «Кто следует за вводящим в раскол, Царствия Божия не наследует».

Даже сохраняя внешнюю сторону церковной жизни, всякий раскол отходит от естественного предназначения Церкви, которое видится в созидании подлинного богочеловеческого единства.

 

 

Расколообразующий конфликт: основные понятия. Конфликт интересов. Конфликт религиозных ценностей. Конфликт нерелигиозных ценностей.

Объективная оценка церковных расколов и разделений трудноосуществима без анализа конфликтной ситуации, обусловившей прекращение духовно-канонического общения между христианами. Осуществляя анализ причин, породивших конфликтную ситуацию, теоретическое расколоведение может использовать понятия конфликта интересов и конфликта ценностей.

В применении к расколоведению под конфликтом интересов следует понимать предельное обострение внутрицерковных противоречий, вызванное разностью позиций конфликтующих сторон в вопросах административного или организационного характера. Примерами конфликта интересов могут служить споры о церковных территориях, несогласие с кандидатурой церковных руководителей, критика принципов церковного управления и т. п.

Конфликт ценностей представляет собой также предельное обострение внутрицерковных противоречий, но обусловленных принципиальным несогласием конфликтующих сторон в оценке религиозных истин, а также политических, культурных, национальных и общественных идеалов. В рамках расколоведения конфликты делятся на конфликты религиозных ценностей и конфликты ценностей нерелигиозных:

ü Конфликт религиозных ценностей базируется на внутрицерковных противоречиях доктринального или канонического характера (например, догматические споры, споры о дне праздновании Пасхи или о правилах крещения еретиков и т. п.);

ü Конфликт нерелигиозных ценностей заключает в себе внутрицерковные противоречия политического, культурного, этнического или социального характера (например, проекты провозглашения новых автокефальных Церквей на национальном основании и т. п.)

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.