Психолого – педагогической программы — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Психолого – педагогической программы

2024-02-15 18
Психолого – педагогической программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Психолого-педагогическая программа

По адаптации учащихся 5-х классов

«Первый раз  - в пятый класс»

Автор - составитель:

педагог – психолог

Бондарева

Елена Анатольевна

 

Оглавление

Аннотация……………………………………………………………..... 3

Учебный план…………………………………………………………… 6

Учебно-тематический план……………………………………………. 8

Учебная программа……………………………………………………..10

Пояснительная записка ……………………………………………….. 10

Основное содержание …………………………………………….…...13

Литература……………………………………………………….……...34

Методические рекомендации ………………………………………… 36

Приложения……………………………………………………….…….35

Отзывы о практической апробации программы……………...……....55

Рефлексивный отчет……………………………………..………….... .58

Аннотация

В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого-экономические проблемы, напрямую связанные с их благосостоянием и здоровьем.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.

Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и т. д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Переход из начальной школы в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У многих наблюдается:

• снижение интереса к учебе;

• напряженные отношения между собой;

• повышенная тревожность;

• отстранение от взрослых.

Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность), результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Исходя из этого, я предлагаю один из возможных вариантов сохранения психологического здоровья младших подростков при переходе из начальной школы в среднее звено – программу психолого-педагогического сопровождения «Первый раз – в пятый класс».

Профилактическая психолого-педагогическая программа направлена на предупреждение школьной дезадаптации учащихся 5 классов к условиям обучения в среднем звене.

Основной целью предлагаемой программы является, профилактика школьной дезадаптации обучающихся при переходе в среднее звено.

Основные задачи:

1. Сформировать представления о новом социальном статусе пятиклассника.

2. Снизить эмоциональное напряжение и уровень тревожности.

3. Формировать адекватную самооценку обучающихся.

4. развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и бесконфликтного общения.

Адресат:

Данная программа предназначена для проведения занятий с группой учащихся пятого класса в количестве 20 – 25 человек.

Продолжительность курса:

Программа рассчитана на 8 занятий продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Сроки реализации программы: сентябрь – ноябрь.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы будет способствовать развитию у подростков коммуникативных навыков общения, гармонизации, эмоционального состояния в период адаптации к среднему звену. Подростки смогут самостоятельно проявлять активное участие и сотрудничать со сверстниками в дискуссиях, научатся владеть своими эмоциями. У ребят повысится уровень самооценки, овладеют основными способами самопознания, Подростки смогут применить навыки, приобретенные на занятиях, в различных жизненных ситуациях: на уроках, в межличностных взаимоотношениях, научатся сопереживать, научатся понимать эмоциональное состояние и настроение другого человека.

Сведения о практической апробации программы:

Апробация программы проведена на базе ГБОУ СОШ с Пестравка с учащимися 5 классов. Программа проходила апробацию 2 года, с 2014 – 2016 год, в ней приняло участие 165 человек.

Учебный план

психолого – педагогической программы

По адаптации учащихся 5 – х классов

«Первый раз - в пятый класс».

Цель программы:

Профилактика школьной дезадаптации обучающихся при переходе в среднее звено.

Основные задачи:

1. Сформировать представления о новом социальном статусе пятиклассника.

2. Снизить эмоциональное напряжение и уровень тревожности

3. Формировать адекватную самооценку обучающихся.

4. развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и бесконфликтного общения.

Категория обучающихся: учащиеся 5-х классов.

Срок обучения: 8 часов

Режим занятий: 1 час в неделю (8 занятий)

Название тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретические Практические
1. Знакомство 1 0.3 0.7 Метод наблюдения рефлексия
2. Я в этом огромном мире… 6 2,2 3,8   Метод наблюдения
3 Заключительное занятие 1 0,3 0,7 рефлексия
  ИТОГО: 8 2,8 5,2  

 

Учебно – тематический план


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.