Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Объективно-идеалистическая концепция происхождения и сущности религии.

2024-02-15 61
Объективно-идеалистическая концепция происхождения и сущности религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Религиоведение как наука. Объект, предмет, становление, основные подходы.

Попытки объяснения религии имеют давнюю историю. Несколько подходов объясняющих религию:

1.Теологический-стремление религии объяснить саму себя. Предполагает, что понять сущность религии может только религиозный человек.

2.Философский-какие основы имеет религия в человеческом опыте. Он имеет 2 полюса -идеалистическая (религиозная) философия(томизм),материалистическая(марксизм).Этот подход можно назвать пограничным м/у теологическим и научным.

3.Научный. Сложился в 19в. Опирается на эмпирический метод исследования действительности. Философия этого не проводит. Наука в исследованиях опирается на фактические данные, полученные на основе исследований мировоззренческих представлений тех или иных народов, их верований, обычаев и т.д.

Религиоведение тщательно накапливает данные о религии и анализирует их. Основоположником научного религиоведения считается Фридрих Макс Мюллер. (поставил задачу понять что такое религия ,какое основание она имеет в душе человека, каким законам следует в своем истор. Развитии)-«Тот кто знает одну религию, не знает ни одной».

К концу 19в религиоведение можно уже назвать относительно самостоятельной наукой.(имеет свой предмет исследования,но прибегает к помощи др наук что б его исследовать).Объект изучения - религия в реальном контексте культуры, в её связи с другими областями жизни. Предметом религиоведения явл. Закономерности возникновения, развития и функционирования религии,её многообразные феномены, как они представали в истории об-ва.

Религиоведение имеет 2раздела:1.Теоретическое религиоведение изуч. Реигию как явление, выделяя в ней существенное, отвлекаясь от исторически конкретного. Существуют 3 основных аспекта изучении религии-1.Философский аспект(выявляет сущность религии,природу,причины возникновения,закономерности эволюции и т.д). 2.Социологический(выявляет роль Р в общественной и частной жизни человека)-3.Психологический(изучает отношение личности к религии).2.Историческое религиоведение-занимается изучением конкретных религий в историческом аспекте.

В попытках сформулировать термин религия можно выделить 2 тенденции: 1ая предпологает, что религия есть абстракция, заключающая в себе признаки, являющиеся общими для всех религий.,2ая-все религии, на самом деле вариации 1 религии (богоданный эталон).

Религия- все то,что связано с культом предков,почитанием богов; религия-вера во что-то сверхъестественное. В переводе с латинского. Religio имеет 2 значения.1-relegero-re-повторять,leg-читать----перечитывать, 2-religare-восстанавливать связь. Термин религия введен в научный обиход-Цицироном. Ранние христиане понимали под религией только свое вероучение, все остальные объединялись под понятием язычество, т.к. Августин Аврелий (Блаженный) вкладывал в понятие религия чисто христианский смысл, только к началу 19в. Понятие религия приобретает современные границы.

 

 

Объективно-идеалистическая концепция происхождения и сущности религии.

Все теории о Р можно свести к 2 большим группам: идеалистическим и материалистическим концепциям.

Идеалистические концепции - объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические концепции.

Объективно-идеалистические концепции религии иначе называются теологическими. Идеализм подразумевает первичность духа, а не материи. Бог при творении человека наделяет его знанием о себе, закладывает в него желание слиться со своим Творцом в религии. Различия между философско-теологической и богословской концепциями.

Если теологическая концепция апеллирует к Священному писанию, то философско-теологическая стремится использовать современные представления о религии.

Док-ва бытия Бога. Необходимы, чтобы претендовать на научность и истинность.

I рационалистические док-ва

1. Августин Аврелий, продолжил Ансельм Кентерберийский. = Онтологическое доказательство. Бог мыслится как Абсолют, т.е. он обладает всеми мыслимыми свойствами. Существовать это свойство. Следовательно, Бог существует.

2. Историческое док-во. В истории всех народов есть представление о Боге. Не могут же все народы ошибаться. Следовательно, Бог существует.

3.Психологическое док-во. Верующий человек переживает своё общение с Богом. Не может же он общаться с пустотой, следовательно Бог существует.

4.Антропологическое док-во. Бог создал чел-ка по своему образу и подобию. Имея подобие, мы подразумеваем существование оригинала. Следовательно, Бог существует.

В средние века, с развитием схоластики и логики,стали замечаться недостатки этих докозательств.

5 Космологические док-ва. (Фома Аквинский). 1.Док-во от движения.Всё в мире движется,всё что движется должно иметь источник движения. Значит кто-то запустил мир в ктр мы живем и этот кто-то Бог, следовательно он существует. 2.Док-во от первопричины. Каждое явление имеет причину извне, т.к. не может быть причиной самого себя. Следовательно причина нашего мира лежит вне нашего мира. Следовательно Бог существует. 3.Случайность и необходимость. В мире происходят случайные вещи, т.е. вещи не имеющие видимой причины, но по вышеприведенному утверждению причина должна быть. Следовательно причина-Бог, следовательно он существует. 3.Степени совершенства. Поскольку в мире имеются различные степени совершенства, в т.ч. и приближающиеся к пределу совершенства, постольку логично предполагать существование высшей меры совершенства или Бога. Следовательно Бог существует. 5.Теологическое. В мире наблюдается видимая целесообразность. Следовательно перед миром стоит какая-то цель. Эту цель мог знать только творец этого мира. Творец мира-бог, следовательно он существует.

Затем были выявлены недостатки этих доказательств,

6 нравственное док-во (Кант). Люди поступают не только так, как требует выгода, но и вопреки ей. Если бы человек действовал только руководствуясь своими инстинктами, то в таком мире не могли бы существовать мораль и добродетель. Однако добро в мире существует, и этот закон установил не чел-к, ибо тогда бы он его нарушил Нравственный миропорядок может быть установлен только высшим моральным началом-Богом,что и доказывает его существование.

II иррациональные док-ва.

протестанизм и Православие.

  1. Павел Флоренский: «Если существует «Троица» Рублева, то существует Бог».

Несмотря на простоту это док-во имеет несколько уровней восприятия. Понимание Бога через красоту и гармонию, если в мире существ запечатленная на иконе красота, то это может служить свидетельством в пользу существования Бога. Другой уровень-осознание того, что подобная красота творится только по промыслу Божию, его благодатью.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.