Концерт для контрабаса с оркестром op . 3 — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Концерт для контрабаса с оркестром op . 3

2024-02-15 25
Концерт для контрабаса с оркестром op . 3 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

         

Сочинения Сергея Александровича Кусевицкого для контрабаса обладали некой уникальностью, простотой и лаконичностью изложения, гибкостью и пластичностью музыкального языка. Ему принадлежат такие сочинения как: четыре пьесы для контрабаса и фортепиано: «Анданте», «Вальс-миниатюра», «Грустная песенка», «Юмореска», ну и конечно же, можно сказать даже об этом очень громко, возможно это всего лишь сейчас только в кругах контрабасистов, знаменитый его Концерт фа-диез минор для контрабаса с оркестром.

Эти произведения были написаны в период творческого расцвета с 1902-1911 год, когда изящные сольные выступления виртуоза-контрабасиста Кусевицкого просто покоряли слушателей. Он не имел себе равных.

Несколько слов об истории контрабасового искусства. Априори контрабасисты-виртуозы были очень редки, да и остались сейчас в наше время, что уж говорить про прошлые столетия. Контрабасовое искусство начало полноценное свое развитие лишь в середине XIX века. До этого контрабас в оркестрах заменяла басовая виола.

Инструмент по своей природе специфичный. Не каждый отважится на нем играть. Человек должен обладать хорошими физическими данными. Сам контрабас обладает неповторимым тембром, хотя распространённое мнение о нём как о басовом инструменте основывается часто на узкой интерпретации контрабаса, на незнании его специфики и возможностей, либо объясняется невысоким уровнем исполнительской культуры эпохи, страны, а иногда даже города, где создаётся произведение. В таких случаях контрабас звучит исключительно в пределах басового регистра, как педаль, нижний голос гармонии. Ошибочное мнение о контрабасе часто порождают и его размеры: казалось бы, столь огромный инструмент должен отличаться низким, грубым и громким звуком, технической ограниченностью, неповоротливостью и грузностью. В действительности на нем можно извлекать не только низкие, но и весьма высокие звуки, характер контрабасового тона в основном мягкий и певучий. С появлением металлических струн (раньше они были жильными), с повышением мастерства исполнителей контрабас перестал быть «хрипящим» инструментом. Сила звука его сравнительно небольшая, но в техническом отношении он может быть и подвижным.

В России до Сергея Александровича, кажется, не было ни одного контрабасиста, кто мог показать всю красоту этого инструмента. Маэстро звучал, и знатоки ставили талантливого виртуоза в один ряд с великими контрабасистами прошлого: Доменико Драгонетти (1763-1846) и Джиованни Боттезини (1821-1889). К второй половине XX века, когда контрабасисты-солисты большинство освоили специфику исполнения на контрабасе, как настоящее искусство, но их всё же нельзя полноценно называть посвятившим себя лишь только сольным выступлениям. Значимым случаем является, наверное, творчество американского музыканта Гари Карра, который много лет выступал на различных культовых музыкальных площадках. Среди российских солистов-контрабасистов, можно отменить Леопольда Андреева (1923-1995), Родиона Азархина (1931-2007).  

До ХХ века контрабас не был популярным выбором для сольного инструмента в основном из-за трудностей балансировки солиста и оркестра, так как солист не затмевается громкостью оркестра, а низкий регистр контрабаса затрудняет проецирование. Чтобы решить эту проблему, многие композиторы (в первую очередь Боттезини) писали сольные партии в высоком регистре инструмента. Другое решение – воздержаться от больших тутти (или использовать камерный оркестр), когда контрабас играет в нижнем регистре.

С началом ХХ столетия стандарт техники контрабаса значительно улучшился, что сделало его более популярным среди композиторов, которые пытались с желанием и решимостью показать контрабас как сольный инструмент. Боттезини и Кусевицкий – артисты, больше других приближавшиеся к представлениям о «концертирующем солисте» и выступавшие как солисты продолжительное время. Их объединяло «волшебно петь» на своём инструменте.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.