Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

в произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма»

2024-02-15 69
в произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Литературное произведение - это прежде всего способность писателя выразить своё видение мира, передать свои чувства, воздействовать на читателя через систему языковых изобразительно-выразительных средств.

 

33

 

Рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма» о Екатерине Петровне и её дочери Насте. Произведение К Паустовского затрагивает одну из важнейших нравственных проблем - проблему отношений детей и родителей. Занятые своими проблемами и заботами, дети часто забывают о том, что их престарелые родители находятся одни. Поэтому рассказ воспринимается как очень печальная повесть о матери, напрасно ожидающей приезда дочери.

С первых строк перед нами картина полного одиночества Катерины Петровны: и хмурая октябрьская погода, и одинокий подсолнечник у забора передают её болезненное состояние. Тёмный дом, пожелтевшие чашки, старые картины с выцветшим рисунком - всё это помогает представить картину полного одиночества героини.

Для этого автор умело использует метафоры, эпитеты, олицетворение, разговорную лексику. Единственным живым существом в покинутом доме. был керосиновый ночник, а саду старый клён, который посадила Катерина Петровна, будучи ещё молодой девушкой и рядом с которым всегда останавливалась. Катерина считает клён живым, возможно, даже отождествляет себя с ним – они оба уже стары, одиноки, беспомощны.

В рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовский использует:

эпитеты («горький запах нетопленных печей», «рыхлые тучи», «сморщенные перчатки», «работа натуральная», «позабытые звёзды», «голые ветви»);

«Живописцы звали ее Сольвейг за русые волосы и большие прохладные глаза» прохладные глаза.

«Чей-то взор, тяжёлый и пронизывающий»

Эмоциональный фон рассказа Паустовской создает уже в начале, используя такие эпитеты как: холодный, ненастный, спутанная, рыхлые; глаголы - полегла, тащились тучи, назойливо сыпал.

 

34

 

«Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели. Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо».

Эпитеты «сгорбленная, маленькая» помогают почувствовать беспомощность и беззащитность Катерины Петровны.

«Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках…» - указывает на состояние героя.

олицетворения («назойливо сыпался дождь», «ночник вздрагивал, был единственным живым существом в покинутом доме», «звёзды пронзительно смотрели», «листья мешали идти»);

 «Поезд стремительно мчался через ночные леса, обдавая их паром и оглашая протяжным предостерегающим воплем» - «оглашает протяжным воплем»;

«Керосиновый ночник содрогался на столе. Он был, казалось, единственным живым созданием в покинутом доме» - ночник содрогался.

«... ему (клёну) некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». В данном тексте пейзаж помогает понять душевное состояние героини, ее одиночество, переживания, ведь ей тоже некуда идти, она просто доживает.

сравнения («ночи, как бессонница», «жизнь, как одна эта осень»).

«Ночи были уже долгие, тяжёлые, как бессонница. Рассвет все больше медлил, все запаздывал и нехотя сочился в немытые окна…»

 «Старички, словно заросшие чистой паклей»

Сравнение выполняет различную функцию: оно подчёркивает социальный героя, передаёт чувства и эмоции персонажей, выражает авторскую позицию, и, конечно, служит для создания поэтической красочности языка.

35

Метафоры: «Хмурое небо всё ниже опускалось на город, на Настю, на Неву». Метафора имеет оттенок олицетворения: небо, затянутое тучами, облаками, уподоблено хмурому человеку. Перенесение свойств человека на образ неба раскрывает сущность природного явления.

«Позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю» («Телеграмма»).

Данная метафора формируется на базе глагола-предиката. Как живые создания, небесные тела влияют на человека своим присутствием и своей красотой, и естественностью.

 «Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи» - метафорическая цепочка, соединяющая глаголы «тащились», «цеплялись», при этом используются метафорические эпитеты «чёрные», «тяжёлые», «серые».

Описание ветра в рассказе «Телеграмма» подчёркивает ту напряжённость, те переживания, которые испытывает Катерина Петровна и Настя. Они не смогли встретиться перед смертью Катерины Петровны. Жизнь их разлучила, и только ветер «гудит», «сбивает листья», «завывает»:

 «Только ветер свистел за окнами в голых ветвях, сбивал последние листья».

Нерадостный рассвет также описан Паустовским в рассказе. Глагольные метафоры выражают негативное отношение к рассвету, его неприятие. Он не «разгорается», а «медлит», «запаздывает», «нехотя сочится».

Катерина Петровна не радуется приходу нового дня, так как дни не приносят долгожданной встречи с дочкой Настенькой. «Тяжелы и долги» ночи для Катерины Петровны, и так же безрадостны рассветы:

 «Рассвет всё больше медлил, всё запаздывал и нехотя сочился в немытые окна…»

36

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Словом, можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств.

Благодаря изобразительно-выразительным средствам языка русская художественная литература красочна, выразительна, эмоциональна. Творчество писателя, его личность, идеи и образы воплощены в его языке и через него могут быть постигнуты.

В прозе К. Паустовского особое место занимают эпитeты, метафоры, олицетворения, которые служат созданию яркой образности, эмоциональному выражению мыслей и настроения писателя. Во второй главе были проанализированы изобразительно-выразительные средства в произведениях К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб», и «Телеграмма» как средств выразительности текста, которые использовал писатель.

В лексическом запасе Паустовского насчитывается непомерный ценнейший запас изобразительно-выразительных средств.

Автор использует различные средства художественной выразительности и тем самым с их помощью передает характер персонажей, свою оценку действительности.

Все произведения Паустовского написаны простым, понятным для любого слоя читателей, языком.

 

Целью исследования данной работы было рассмотреть лексические изобразительно-выразительные средства в художественных текстах К.Г. Паустовского, дать им определения и характеристику.

Выяснить, какие лексические средства художественной выразительности и для каких целей использовал в своих произведениях К.Г. Паустовский.

В ходе исследования были выполнены все поставленные задачи:

- рассмотрены изобразительно-выразительные средства русского языка

- в произведениях К.Г. Паустовского найдены средства художественной выразительности;

- выявлены и описаны изобразительные средства в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб» и рассказе «Телеграмма»

Таким образом, можно считать, что поставленная цель исследования была достигнута.

 

37

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апресян В. Ю., Апресян Ю. Д. Метафора в семантическом представлении эмоций /В.Ю. Апресян // Вопросы языкознания -1993 - № 3. - С. 27-35.

2. Веселовский, А. Н. Из истории эпитета /А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. - М. : Высшая школа, 1989. – С. 59-65.

3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб - М. : Рольф, 1999. - 448 с.

4. Горланов Г. Средства образной выразительности языка // Русская литература XX века. – Пенза: ПГПУ, 2000. – ч. II. – С. 281- 283.

5. Загоровская, О.В. О семантических различиях образных и экспрессивных единиц языка / О.В. Загоровская // Экспрессивность на разных уровнях языка. – Новосибирск : НГУ, 1984. – С. 74–80.

6. Карнизова Н. В. Тропа как выразительное средство языка /Н.В. Карнизова // Русский язык – Первое сентября, 2012. – №4. – С. 19-23.

7. Клинг О. А. Тропы / О. А, Клинг // Введение в литературоведение: учеб./ под ред. Л. В. Чернец. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2010. – С. 426-441

8. Левицкий Л. Голос Паустовского // Вопросы литературы. — 2004. — № 2. – С. 53-65.

9. Любезнова Ю., Мазурова Н. Особенности идиостиля К. Г. Паустовского /Ю. Любезнова, Н. Мазурова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013 - №4.

10. Манн Ю. В. Гротеск в литературе / Ю.В. Манн// Литература в школе. – 2017, №6. - с. 10-15.

11. Михайлова М. Воспоминания К. Г. Паустовского о начале ХХ века. Текст и контекст // Мир Паустовского. - 2005. — № 23. — С. 21-26.

12. Москвин В.П. Классификация русских метафор / В.П. Москвин // Филологические науки, 2000. - №2. - с.62-72

 

38

 

13. Паустовский К. Г. Собрание сочинений в 9 томах / К.Г. Паустовский - М.: Художественная литература, 1982-1984.

14. Паустовски К.Г. Тёплый хлеб: сборник / Константин Паустовский. Тёплый хлеб: сборник - М : Эксмо, 2015. – 256 с. (Внеклассное чтение)

15. Паустовский К. Г. Телеграмма / Константин Паустовский. Тёплый хлеб: сборник - М : Эксмо, 2015. – 256 с. (Внеклассное чтение)

16. Потебня А. А. Теоретическая поэтика. /А.А. Потебня - М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.

17. Приходько В. К. Метафора как главный художественный троп и как специфическое видение мира / В.К. Приходько // Выразительные средства языка. - М.: Академия, 2008. С. 104-122.

18. Резанова З.И. Метафора в историко-лингвистическом аспекте / З.И. Резанова // Актуальные проблемы русистики - Томск : Томск.ун-т, 2000 .- С. 212-216. 

19. Селиванова Е. A. Oсновы лингвистической теории текста и коммуникации. / Е.А.Селиванова - Киев, 2002. — 336 с.

20. Сивова, Т.В. Взаимосвязь цвета, света и хронотопа в языке произ-ведений К.Г. Паустовского : автореф. дисс. … канд. филол. наук / Т.В. Сивова. – Минск, 2018. – 31 с.

21. Филиппова, Е. Н. Свет и цвет в повестях К. Паустовского (Опыт практического анализа) / Е. Н. Филиппова // Цвет и свет в художественном произведении. – Сыктывкар, 1990. – С. 104-110.

 


[1] Паустовский К. Г. Собрание сочинений. В 9-ти т. / К.Г. Паустовский : т. 8 -  М.: Художественная литература, 1984. - с. 261

 

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.